Заслушав и обсудив информацию временно исполняющего обязанности министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края В.Н. Шапошника о принимаемых мерах по исполнению законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
В настоящее время в рамках исполнения поручений, содержащихся в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, на территории Краснодарского края реализуются мероприятия по развитию и модернизации существующей системы газоснабжения и газораспределения, обеспечению поставок природного газа потребителям в необходимых объемах, бесплатному проведению сетей газоснабжения к границам земельных участков домовладений граждан, финансируемые за счет средств краевого бюджета, средств, получаемых газораспределительными организациями за счет специальной надбавки и регуляторного контракта, средств единого оператора газификации.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 22 декабря 2021 года N 4616-КЗ "О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" на комплексное развитие газификации населенных пунктов Краснодарского края в 2022 году направлено 917,9 млн. рублей. Кроме того, бюджетам муниципальных образований Краснодарского края предусмотрены субсидии за счет средств краевого бюджета на организацию газоснабжения населения в сумме 838,5 млн. рублей.
По состоянию на 16 декабря 2022 года субсидии распределены 49 муниципальным образованиям в сумме 811244,5 тыс. рублей на реализацию 81 объекта, в том числе:
выполнение строительно-монтажных работ - 52 объекта (10 объектов, строительство которых продолжится в 2023 году);
выполнение проектно-изыскательских работ - 29 объектов (2 объекта с достижением результата в 2023 году).
Из 52 объектов строительства, запланированных на 2022 год, завершены работы на 34 объектах. На остальных 18 объектах ведутся строительные работы.
Согласно утвержденным сетевым планам-графикам по большинству объектов завершение работ по контрактам планируется до 26 декабря 2022 года.
Из 27 объектов проектирования, запланированных на 2022 год:
получено положительное заключение государственной экспертизы по 18 проектам;
этап прохождения госэкспертизы - 8 проектов, этап разработки проектной документации - 1 объект.
Выполнено строительство 201,8 км сетей при плановом показателе 240,8 км.
Таким образом, за 11 месяцев 2022 года кассовое исполнение составило 435507,8 тыс. рублей, или 53,7 процента от распределенных муниципальным образованиям средств.
С целью обеспечения бесперебойного круглосуточного газоснабжения многоквартирных домов, а также снижения затрат на оплату газа в настоящее время проводятся мероприятия по переводу многоквартирных домов со сжиженного газа на природный. Особенно это актуально для Туапсинского района, где большинство МКД использовали сжиженный газ для бытовых нужд.
Однако, несмотря на появившуюся благодаря строительству разводящих газопроводов техническую возможность и экономическую целесообразность, динамика перевода на природный газ в период 2020 - 2022 годов отсутствует. Это обусловлено, прежде всего, низкой покупательной способностью населения, проживающего в МКД, где основная категория - пенсионеры (стоимость перевода со сжиженного на природный газ в одной квартире составляет примерно 30 тыс. рублей).
В целях определения количества домовладений, расположенных на территории Краснодарского края, для которых могут быть реализованы мероприятия по бесплатному проведению сетей газоснабжения к границам земельных участков домовладений граждан, в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 декабря 2018 года N 810 "Об утверждении региональной программы "Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Краснодарского края на 2019 - 2023 годы" во всех муниципальных образованиях проведена работа по инвентаризации домовладений и формированию планов-графиков догазификации. По итогам проведенной работы общее количество негазифицированных домовладений в газифицированных населенных пунктах составило более 123,5 тысячи.
Мероприятия по строительству объектов газоснабжения на территории Краснодарского края осуществляют 12 газораспределительных организаций (далее также - ГРО).
Подача заявок на догазификацию реализуется через официальный портал Единого оператора газификации Российской Федерации, федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", сайты всех газораспределительных организаций Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По данным Координационного центра Правительства Российской Федерации по газификации регионов (далее - Координационный центр), по состоянию на 6 декабря 2022 года в ГРО подано 68,1 тыс. заявок на догазификацию, заключено 47,8 тыс. договоров на технологическое присоединение объектов капитального строительства, исполнено (до границ домовладений) 13,9 тыс. договоров, выполнено 6,0 тыс. подключений (пуск газа).
Так, в частности у АО "Газпром газораспределение Краснодар" принято 50245 заявок, в работе находится 36741 заявка, заключено 32873 договора, исполнено 11855, подключено 4814 потребителей.
АО "Краснодаргоргаз": принято 6988 заявок, в работе находится 3981 заявка, заключено договоров 1632. Из них исполнено 100 договоров, подключено 94 потребителя.
ООО "Тихорецкгазсервис": принято 1417 заявок, в работе - 960 заявок, заключено договоров 868, исполнено 425, подключено 245 потребителей.
ОАО "Апшеронскрайгаз": принято 1169 заявок, в работе - 977, заключено договоров 924, исполнено 473, подключено 388 потребителей.
АО "Павловскаярайгаз": принято 704 заявки, в работе - 500, заключено договоров 479, исполнено 134, подключено 58 потребителей.
АО "Предприятие "Усть-Лабинскрайгаз": принята 1751 заявка, в работе - 1265, заключено договоров 1251, исполнено 30, подключено 143 потребителя.
ОАО "Славянскгоргаз": принято 309 заявок, в работе - 242, заключено договоров 236, исполнено 94, подключено 32 потребителя.
ООО "СМФ "Прометей": принято 888 заявок, в работе - 676, заключено договоров 636, исполнено 238, подключено 117 потребителей.
ООО "Брайзер+": принято 257 заявок, в работе - 236, заключено договоров 217, исполнено 90, подключено 53 потребителя.
ООО "Туапсегоргаз": принято 1857 заявок, в работе - 629, заключено договоров 553, исполнено 149, подключено 97 потребителей.
АО "Новороссийскгоргаз": принято 2302 заявки, в работе - 1385, заключено договоров 775, исполнено 28, подключено 0 потребителей.
ООО "Хоста": принято 12 заявок, в работе - 6, заключено договоров 5, исполнено 3, подключено 2 потребителя.
Таким образом, в целом по Краснодарскому краю подключено всего 9 процентов потребителей, подавших заявки.
Необходимо отметить, что информация, предоставленная ГРО в Законодательное Собрание Краснодарского края, значительно отличается от информации, размещенной на сайте Координационного центра. Так, например, АО "Краснодаргоргаз" принято заявок 9128, заключено 1895 договоров, выполнено 338, подключено 94 потребителя. ООО "Туапсегоргаз" принято 3438 заявок, заключено 1115 договоров, исполнено 240, подключено 117 потребителей.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством в целях определения экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по догазификации ГРО ежеквартально представляют в департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края сведения о фактически понесенных расходах на технологическое присоединение за отчетный квартал.
В настоящее время газораспределительными организациями Краснодарского края в адрес департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края представлены сведения о газифицированных объектах в 4 квартале 2021 года, 1, 2 и 3 кварталах 2022 года.
По данным департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края, за этот период газораспределительными организациями края заявлены расходы на мероприятия по догазификации всего 4055 объектов, при этом расходы составили 230 млн. рублей. (АО "Газпром газораспределение Краснодар" догазифицировано 2982 объекта, расходы составили 143,3 млн. рублей, ОАО "Апшеронскрайгаз" - 288 объектов, расходы составили 21,54 млн. рублей, ООО "Тихорецкгазсервис" - 265 объектов, расходы составили 27,44 млн. рублей, АО "Предприятие "Усть-Лабинскрайгаз" - 150 объектов, расходы составили 16,42 млн. рублей, АО "Краснодаргоргаз" - 96 объектов, расходы составили 2,67 млн. рублей, ООО "Туапсегоргаз" - 93 объекта, расходы составили 9,32 млн. рублей, АО "Павловскаярайгаз" - 68 объектов, расходы составили 3,9 млн. рублей, ООО "Брайзер +" - 39 объектов, расходы составили 2,38 млн. рублей, ОАО "Славянскгоргаз" - 23 объекта, расходы составили 1,69 млн. рублей, АО "Новороссийскгоргаз" - 12 объектов, расходы составили 1,38 млн. рублей, ООО "Хоста" - 1 объект, расходы составили 0,003 млн. рублей, ООО "СМФ "Прометей" - 38 объектов, документы, подтверждающие расходы, не представлены, ООО "Техно Сети" - 0 объектов).
Также необходимо отметить, что в ГРО наметилась тенденция переноса сроков заключения договоров с 2022 года на 2023 год.
Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 года N 1547, срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках догазификации определяется программой газификации, содержащей мероприятия по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем, который не может выходить за пределы 2022 года (за исключением отдельных случаев, предусмотренных пунктом 122 указанных Правил).
Затягивание сроков рассмотрения заявок со стороны газораспределительных организаций и в целом сроков выполнения работ отрицательно сказывается на темпах газификации региона. Учитывая низкие темпы выполнения мероприятий по подключению домовладений к газораспределительным сетям в рамках догазификации, министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края направило в газораспределительные организации рекомендации, касающиеся необходимости ускорения процедур обработки и заключения договоров на подключение.
В связи с большим количеством договоров, сроки исполнения по которым были изменены, пообъектный план-график и сводный план-график в настоящее время находятся на согласовании у единого оператора газификации.
Низкий процент выполненных подключений приводит к невозможности получения компенсации гражданами льготных категорий, определенных Законом Краснодарского края от 14 июня 2022 года N 4700-КЗ "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки по осуществлению газификации домовладений отдельных категорий граждан, проживающих на территории Краснодарского края".
Так, в частности бюджетом Краснодарского края предусмотрено выделение 100 млн. рублей на мероприятие "Дополнительная мера социальной поддержки по осуществлению газификации домовладений отдельных категорий граждан в виде компенсации понесенных ими расходов (части расходов), связанных с газификацией их домовладений в пределах границ земельных участков". При этом, по данным министерства труда и социального развития Краснодарского края (далее также - министерство), компенсацию получили только 337 человек на общую сумму 18 млн. рублей, то есть 2 процента от расчетных.
В министерство регулярно поступают жалобы граждан, которым отказано в получении компенсации в связи с отсутствием фактического подключения домовладений к газораспределительным сетям. Материальное состояние отдельных категорий граждан, имеющих право на дополнительную меру поддержки по газификации, не позволяет им оплатить в полном объеме необходимые мероприятия - проектную документацию, строительно-монтажные работы, газовое оборудование.
Кроме того, министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, министерство труда и социального развития Краснодарского края, ГРО не располагают данными о потенциальном количестве граждан, нуждающихся в газификации и имеющих право на получение компенсации.
Проанализировав указанную информацию, Законодательное Собрание Краснодарского края считает работу муниципальных образований Краснодарского края по инвентаризации домовладений, формированию планов-графиков догазификации недостаточной. Разъяснительная работа также ведется в ненадлежащем объеме.
Принимая во внимание исключительно важное значение газификации населенных пунктов Краснодарского края для улучшения социально-бытовых условий жизни жителей края, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Принять к сведению информацию временно исполняющего обязанности министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края В.Н. Шапошника о принимаемых мерах по исполнению законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации Краснодарского края.
2. Рекомендовать министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края:
1) совместно с ООО "Газпром газификация" на регулярной основе проводить рабочие совещания в целях урегулирования спорных вопросов, возникающих между ГРО и единым оператором газификации, в том числе по выдаче технических условий и заключению договоров с "закрытыми" ГРО (город Новороссийск, Абинский, Крымский Северский и другие районы Краснодарского края);
2) проводить работу по внесению необходимых изменений в региональную программу газификации, в том числе в части актуализации планов-графиков догазификации и объемов финансирования мероприятий по догазификации, с согласованием соответствующих изменений с единым оператором газификации;
3) представить в постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта, дорожного хозяйства и связи перечень проектов по строительству газораспределительных сетей, имеющих положительное заключение государственной экспертизы, сформированный по итогам сбора информации, полученной от муниципальных образований Краснодарского края;
4) рассмотреть вопрос о внесении в региональную программу газификации мероприятий по подключению многоквартирных домов, в которые поставляется сжиженный углеводородный газ из резервуарных установок, расположенных на территории муниципального образования Туапсинский район, к сетям газораспределения, по которым транспортируется природный газ;
5) провести разъяснительную (методическую) работу с руководителями ГРО, органами местного самоуправления по оперативному внесению информации на сайт Координационного центра, а также формированию списка льготных категорий граждан, которым требуется газификация;
6) совместно с министерством труда и социального развития Краснодарского края рассмотреть возможность изменения механизма выплаты компенсации за газификацию домовладений, в том числе напрямую тем ГРО, с которыми заключен договор на технологическое присоединение.
3. Просить единого оператора газификации - ООО "Газпром газификация" в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 года N 1550 провести проверку (подтверждение) исполненных ГРО договоров по газификации и фактических подключений.
4. Рекомендовать муниципальным образованиям Краснодарского края:
1) представить в постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта, дорожного хозяйства и связи информацию о проблемных вопросах, возникающих в ходе реализации социальной догазификации;
2) направить в министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края перечень проектов по строительству газораспределительных сетей, имеющих положительное заключение государственной экспертизы, финансирование строительства которых предполагалось за счет субсидии государственной программы Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года N 961.
5. Рекомендовать газораспределительным организациям Краснодарского края представить в постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта, дорожного хозяйства и связи информацию о проблемных вопросах, возникающих в ходе реализации социальной догазификации.
6. Рекомендовать АО "Газпром газораспределение Краснодар" провести разъяснительную работу с территориальными филиалами о неукоснительном соблюдении сроков рассмотрения поданных гражданами заявок на догазификацию.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта, дорожного хозяйства и связи.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
22 декабря 2022 года
N 221-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 22 декабря 2022 г. N 221-П "О принимаемых мерах по исполнению законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации Краснодарского края"
Вступает в силу с 3 января 2023 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 23 декабря 2022 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 27 декабря 2022 г. N 2300202212270002