Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и сообщает следующее.
Согласно подпункту 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) операции по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД), выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации), при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Освобождение же от налогообложения НДС услуг по управлению МКД и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций, вышеуказанной нормой Кодекса не предусмотрено.
Соответственно, в случае если управляющая организация выполняет работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД собственными силами, либо по стоимости выше той, по которой данные работы (услуги) приобретаются у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), то не выполняются установленные законодательством условия предоставления освобождения от уплаты НДС, предусмотренного подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Основанием для выводов налоговых органов о неправомерном применении управляющими компаниями предусмотренного законодательством освобождения, является совокупность результатов мероприятий налогового контроля, указывающих на конкретные действия налогоплательщика, целью которых является не получение реальной экономической выгоды, а создание схемы с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде получения льготы, установленной подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса. В частности, налоговыми органами подлежат установлению обстоятельства того, что деятельность подрядных организаций, заявленных проверяемым налогоплательщиком в качестве исполнителей работ, организационно и финансово не обособлена от деятельности управляющих организаций и является частью осуществляемого ими единого процесса, направленного на достижение экономического результата только для применяющего льготу налогоплательщика.
В случае, если привлекаемые для осуществления работ спорные контрагенты являлись экономически и организационно зависимыми от налогоплательщика, фактически не участвовали на рынке оказания соответствующих услуг для сторонних организаций, были созданы в целях перевода управляющей организацией части функций по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, а непосредственно их финансово - хозяйственная деятельность носила заведомо спланированный управляющей организацией характер, такие действия квалифицируются в качестве "дробления бизнеса", что, в свою очередь, означает необоснованное применение проверяемым налогоплательщиком освобождения от уплаты НДС при заключении сделок с такими организациями.
Таким образом, основанием для выводов налоговых органов о неправомерном применении управляющими организациями предусмотренного законодательством освобождения является выявление факта формирования фиктивного документооборота и искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), что прямо нарушает определенный статьей 54.1 Кодекса порядок уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога.
Изложенная позиция соответствует подходу, примененному арбитражными судами Российской Федерации при рассмотрении жалоб плательщиков на решения налоговых органов, по результатам которых вынесены Определения Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2019 по делу N А75-3680/2018, от 13.02.2020 по делу N А75-293/2019, от 30.12.2021 N 305-ЭС21-25771 по делу N А41-22143/2020, от 24.03.2022 N 304-ЭС22- 2031 по делу N А75-1015/2021, от 01.08.2022 N 304-ЭС22-12348.
Что касается внесения изменений в законодательство о налогах и сборах Российской Федерации, предусматривающих освобождение от налогообложения НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций, то Федеральной налоговой службе не принадлежит право законодательной инициативы. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере бюджетной и налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации.
Действительный государственный |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если управляющая компания выполняет работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД собственными силами либо по стоимости выше той, по которой данные работы (услуги) приобретаются у организаций и ИП, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), то не выполняются установленные условия освобождения от уплаты НДС.
Чтобы сделать вывод о неправомерном применении освобождения, налоговая должна, в частности, установить, что деятельность подрядных организаций, заявленных проверяемым налогоплательщиком в качестве исполнителей работ, организационно и финансово не обособлена от деятельности управляющих компаний и является частью единого процесса, направленного на применение освобождения.
Письмо Федеральной налоговой службы от 26 декабря 2022 г. N СД-19-3/304@ "О рассмотрении обращения"
Опубликование:
-