Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 26 декабря 2022 г. N 582-р
В целях определения основных направлений развития рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития рыбного хозяйства Республики Дагестан на период до 2030 года.
2. Комитету по рыбному хозяйству Республики Дагестан:
руководствоваться положениями настоящей Концепции при формировании основных направлений в области развития рыбохозяйственной отрасли на долгосрочный период;
обеспечить реализацию мероприятий настоящей Концепции в пределах установленной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующие цели.
Председатель Правительства |
А. Абдулмуслимов |
ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 26 декабря 2022 г. N 582-р
Концепция
развития рыбного хозяйства Республики Дагестан на период до 2030 года
Концепция разработана в соответствии с федеральными законами от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", от 15 апреля 2014 г. N 314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. 2567-р.
В соответствии с указанными документами основными приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития рыбохозяйственного комплекса определены:
экологическая безопасность и защита от загрязнения водных ресурсов региона, сохранение редких и малочисленных пород рыб;
модернизация рыбоперерабатывающего сектора и стимулирование производства рыбной продукции глубокой степени переработки;
формирование и реализация механизма долгосрочного и эффективного управления водными биологическими ресурсами, развитие искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов;
обеспечение ускоренного развития товарной аквакультуры (рыбоводства), в том числе марикультуры;
приведение стандартов качества рыбной продукции в соответствие со стандартами, применяемыми в международной практике;
обеспечение системы мониторинга качества и безопасности водных биологических ресурсов, среды их обитания, продуктов их переработки, ведения технологических процессов рыболовства и рыбоводства;
наращивание экспорта конкурентоспособной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью;
развитие инновационного потенциала рыбного хозяйства.
Настоящая Концепция будет основой для разработки Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан и программ государственной поддержки отрасли с привлечением средств федерального и регионального бюджетов.
I. Введение
Концепция развития рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан (далее - Концепция) определяет основные направления формирования единой региональной политики в области развития отрасли. В Концепции сформулированы цели, задачи, направления и способы обеспечения интересов Республики Дагестан в сферах повышения эффективности промышленного отлова рыбы, развития аквакультуры и воспроизведения товарной рыбы, создания кормовых баз для рыбной отрасли, рыбоперерабатывающего комплекса и повышения конкурентоспособности рыбной продукции.
В целях эффективного освоения Российской Федерацией водных биологических ресурсов и сохранения ее позиций в ряду ведущих морских держав осуществляется системный перевод рыбохозяйственного комплекса в режим инновационного развития с широкомасштабной модернизацией и техническим перевооружением предприятий отрасли, обновлением рыбопромыслового флота, созданием научно-производственной базы, формированием ее кадрового потенциала.
Для этого в области рыбного хозяйства поставлены следующие долгосрочные задачи:
а) проведение регулярных ресурсных исследований и государственного мониторинга водных биологических ресурсов Республики Дагестан;
б) сохранение и рациональное использование биологических ресурсов Каспийского моря;
в) сохранение и возобновление популяции краснокнижных и исчезающих видов рыб (кутума, белуги, русского и куринского осетра, шипа, севрюги);
г) восстановление и сохранение уникальных водоемов Ачикольской системы озер;
д) повышение эффективности государственного контроля вылова водных биологических ресурсов;
е) оптимизация управления рыбохозяйственным комплексом на основе эффективного прогнозирования пространственного и временного распределения биологических ресурсов, доступных в Каспийском море;
ж) систематическое обновление и техническое переоснащение добывающих мощностей;
з) строительство новых, а также модернизация существующих рыбообрабатывающих и холодильных мощностей;
и) расширение направлений и масштабов научных исследований и разработок в области рыбного хозяйства;
к) повышение эффективности искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, основанное на современных технологиях разведения и выращивания рыбы и нерыбных объектов;
л) разработка и внедрение системы мониторинга (наблюдения и контроля рыболовства) деятельности рыбопромысловых комплексов и обработки информации, основанной на использовании современных средств связи;
м) организация эффективного взаимодействия между федеральными и региональными контрольными (надзорными) органами;
н) создание новых технологических процессов и оборудования для эффективной добычи и переработки водных биологических ресурсов, совершенствование методов хранения и транспортировки рыбной продукции;
о) развитие морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота во всех районах промысла;
п) создание сети рыболовных причалов для приема и первичной обработки рыбы;
р) создание условий, обеспечивающих комплексную переработку сырья на месте лова;
с) создание системы мониторинга качества и безопасности водных биологических ресурсов, продуктов их переработки, ведения технологических процессов рыболовства и рыбоводства.
II. Современное состояние рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан и его роль в экономике региона
Состояние и тенденции развития рыбохозяйственного комплекса в настоящее время характеризуются усилением соперничества среди субъектов Российской Федерации, осуществляющих рыболовство, за право использования водных биологических ресурсов Каспийского моря.
Рыбное хозяйство в Республике Дагестан является неосвоенным сектором экономики, включающим широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы отрасли, развития аквакультуры до организации переработки, хранения и торговли рыбой и рыбной продукцией.
Основные направления развития рыбной отрасли в Дагестане определены Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 12 октября 2022 г. N 70, при этом проблемные вопросы, связанные с рыбной промышленностью, остаются нерешенными. Это связанно с раздробленностью производства (несогласованностью действий добытчиков и переработчиков), износом производственных фондов (в том числе и рыболовных судов), недостаточностью собственных и кредитных оборотных средств, а также отсутствием достаточной господдержки.
Потенциал Республики Дагестан, как в области рыболовства, так и в сфере товарной аквакультуры, очень большой, однако многие водоемы находятся в плачевном состоянии и нуждаются в реконструкции. Несколько лет назад обеспеченность республики в рыбе составляла 7 процентов, сегодня эта цифра поднялась до уровня 12 процентов. В 2019 году вылов рыбы составлял 4,6 тыс. тонн, по итогам 2020 года этот показатель достиг 6,5 тыс. тонн (+ 40 процентов), а по итогам 2021 года вылов рыбы составил 7,1 тыс. тонн, при этом рекомендуемый объем добычи резервных объектов промысла составляет 112 тыс. тонн, из которых 95 тыс. тонн - килька, потенциально востребованный продукт. Отсутствие современного рыбопромыслового флота и соответствующей логистической инфраструктуры не позволяет осуществлять промышленную добычу в необходимых объемах.
В 2022 году в Дагестане вдвое увеличили квоту на вылов кильки в Каспийском море, предельный лимит доведен до 2500 тонн. Увеличение квоты объясняется восстановлением популяции кильки в водах Каспия. Килька каспийская обыкновенная добывается на Каспии почти повсеместно (подходит к берегам при температуре воды 6-14 °С), массовый лов производится во время нерестового хода (март - май). Запасы кильки в Каспии составляют 450-500 тыс. тонн, рекомендуемый вылов определен в объеме 100 тыс. тонн за счет возобновления добычи кильки и сельди, а также кефалевых. Необходимы модернизация промыслового флота и соответствующие меры господдержки. Реальная добыча находится на уровне 3 тыс. тонн. Уже запущена первая линия репродукционного комплекса осетроводства, проектная мощность которого составляет 2 млн экземпляров молоди. Климат республики позволяет интенсивно развивать аквакультуру, а объемы выращивания рыбы растут.
В настоящее время в Дагестане рыбохозяйственной деятельностью занимаются более 100 предприятий, 60 из них имеют квоты на вылов водных биоресурсов. На сегодняшний день грузооборот Махачкалинского рыбного порта составляет около 2,4 тыс. тонн в год, тогда как в 80-е годы он достигал 50-60 тыс. тонн.
Добыча рыбы в Республике Дагестан в 2021 году выросла более чем на 40 процентов по отношению к 2020 году, всего за 12 месяцев было выловлено более 38 тыс. тонн рыбы. При этом основную часть общего объема составляет килька (выловлено более 30 тыс. тонн), разница освоения этого вида рыбы по сравнению с прошлым годом составляет 15 тыс. тонн.
По действующим правилам рыболовства для Волжско-Каспийского бассейна лов кильки разноглубинным тралом разрешается с июля по конец марта. С апреля по июнь килька идет на нерест, поэтому действует запрет на вылов, а с июля рыбаки вновь выходят на промысел.
Массовый вылов начинается вместе с похолоданием в октябре или ноябре. Фауна Каспийского моря насчитывает 124 вида и подвида, промысловое значение имеют не более трех десятков рыб. Типично морских промысловых видов рыб восемь (килька - 3 вида, пузанок - 2 вида, кефаль - 2 вида и долганская сельдь - 1 вид).
Объем добычи рыбы в Дагестане за девять месяцев вырос в 2,5 раза по отношению к аналогичному периоду 2021 года. Было выловлено около 10,43 тыс. тонн рыбы благодаря активному килечному промыслу разноглубинным тралом с использованием судов.
III. Основные проблемы рыбного хозяйства Российской Федерации на современном этапе
Анализ современного состояния рыбохозяйственного комплекса республики позволяет определить, что основной проблемой, препятствующей его эффективному развитию, является отсутствие развитой нормативно-правовой базы, регулирующей отрасль, а также инфраструктурные ограничения, не позволяющие максимально эффективно использовать природно-ресурсный потенциал республики.
Следствием этого являются:
загрязнение воды - серьезная экологическая проблема, определяется наличием загрязняющих веществ в водных ресурсах. Загрязняющее вещество представляет опасность для всех живых организмов. Загрязнение может быть результатом человеческой деятельности, например, побочным продуктом промышленности, или возникать естественным образом (радиоактивные изотопы, осадки или животные отходы);
низкая эффективность государственного администрирования в области рыбного хозяйства;
отсутствие конкурентной институциональной среды, стимулирующей привлечение капитала в экономику рыбного хозяйства;
низкий уровень конкуренции, не создающий для организаций стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности;
увеличение объемов незаконного промысла водных биологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции;
неудовлетворительное состояние экологии Ачикольской и Аракумской системы озер, являющихся важными нерестово-выростными водоемами, участвующими в воспроизведении жизнестойкой молоди редких пород рыб;
уменьшение количества и скорости воспроизводства малочисленных и редких пород рыб (кутум, осетровые);
аварийное состояние основных фондов терминала, отсутствие портальных кранов на пунктах сдачи рыбы, прошедших сертификацию, и другого технологического оборудования;
отсутствие развития кормовой базы и производства кормов;
дефицит высококвалифицированных специалистов в рыбной отрасли;
вывоз товарной рыбы за пределы региона (ведет к оттоку добавленной стоимости за пределы республики);
отсутствие стимулирующих условий для повышения доступности строительства, модернизации судов рыбопромыслового флота и модернизации рыбоперерабатывающих производств;
отсутствие единой системы обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота;
полное отсутствие малотоннажного рыбопромыслового флота.
Исходя из приоритетов социально-экономического развития Республики Дагестан на долгосрочную перспективу и существующих основных проблем отрасли в Концепции определяются цель развития рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан, задачи и направления ее реализации.
В то же время запасы многих видов водных биологических ресурсов не осваиваются в полном объеме (сельдь, сайра, килька и другие виды рыб). В водных экологических системах происходит замещение наиболее ценных видов ресурсов малоценными видами или видами, не имеющими промыслового значения.
Снизилось отечественное производство рыбной продукции, которая на российском рынке замещается импортными аналогами, отсутствует промышленное производство.
Отсутствие благоприятных условий обслуживания рыбопромысловых судов привело к переориентации дагестанских судовладельцев на импорт услуг в иностранных портах и портах других субъектов Российской Федерации и снизило загрузку отечественных рыбоперерабатывающих организаций.
Значительно замедлились темпы обновления основных производственных фондов рыбохозяйственного комплекса. Уровень технологической и технической оснащенности организаций рыбного хозяйства существенно снизился.
Основное количество (около 90 процентов) судов рыбопромыслового флота отрасли составляют малоэффективные, физически изношенные и морально устаревшие суда, построенные по проектам 60-80-х годов, имеющие максимально высокие показатели энергоемкости. По своим технико-эксплуатационным характеристикам они не отвечают современным требованиям. Также более чем в 2 раза сократилась численность обрабатывающих судов, причем плавучих баз - почти в 3 раза. Уменьшилось число производственных рефрижераторов, средне- и крупнотоннажных транспортных судов.
За последние годы приобретено большое количество единиц старого флота зарубежной постройки в связи с его низкой стоимостью. Крайне неудовлетворительным является состояние вспомогательного флота, в том числе аварийно-спасательных судов.
Система охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания требует совершенствования.
Существенно возросли масштабы незаконного промысла водных биологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции за пределы Республики Дагестан. Это негативно сказывается на состоянии рыболовства, в том числе на запасах ценных видов водных биологических ресурсов.
Несмотря на сохранение высокой общей обеспеченности водными биологическими ресурсами, наблюдается обострение проблем воспроизводства тех объектов, промысел которых характеризуется наиболее высокой рентабельностью. Под угрозой исчезновения находятся осетровые виды рыб. Значительно сокращается популяция эндемика среднего и южного Каспия - кутума.
Кроме того, функционирование рыбохозяйственного комплекса характеризуется крайне низким уровнем конкурентоспособности вырабатываемых региональными производителями товаров и услуг, а также определяется высоким уровнем рисков ведения предпринимательской деятельности в этой сфере, в том числе значительными недоработками в нормативно-правовой базе отрасли, низкой корпоративной культурой, слабым развитием форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса, низким уровнем эффективности государственного управления, отсутствием стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности, недостаточным развитием инновации, а также слабой взаимосвязью образования, науки и бизнеса.
За последние годы не удалось создать полноценную нормативно-правовую базу, необходимую для эффективной работы рыбохозяйственного комплекса, и обеспечить координацию деятельности региональных органов исполнительной власти с федеральными и контрольными (надзорными) органами в сфере управления водными биологическими ресурсами.
Вместе с тем Республика Дагестан обладает значительным потенциалом запасов водных биологических ресурсов, что является естественным конкурентным преимуществом в российской экономике.
IV. Цель и задачи развития рыбохозяйственного комплекса в Республике Дагестан
Одним из механизмов реализации поставленных задач является создание эффективного государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой частными инвесторами в форме капитальных вложений. Главной задачей инвестиционной политики в развитии рыбохозяйственного комплекса является создание необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций.
Достижение цели развития рыбохозяйственного комплекса республики требует формирования комплексного подхода к государственному управлению развитием отрасли, реализации скоординированных по ресурсам, срокам и этапам преобразований и предусматривает решение следующих задач:
совершенствование отраслевой нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное развитие рыбного хозяйства;
обеспечение эффективного государственного администрирования в рыбной отрасли;
создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение частных инвестиций в развитие рыбохозяйственного комплекса;
развитие искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, а также формирование генофондных коллекций и маточных стад ценных видов водных биологических ресурсов;
совершенствование системы охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также обеспечение действенного государственного контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания;
расширение проведения научных исследований и разработок в области рыбного хозяйства, а также развитие научно-технического потенциала и системы образовательных учреждений для подготовки специалистов рыбного хозяйства;
создание новых технологий добычи водных биологических ресурсов, глубокой и комплексной переработки сырья, а также совершенствование методов хранения и транспортировки рыбной продукции;
развитие рыбоперерабатывающих мощностей и укрепление позиций Республики Дагестан на рынке рыбной продукции на основе повышения степени ее переработки, в том числе расширение ассортимента выпускаемой продукции;
создание условий для формирования эффективной функциональной инфраструктуры;
развитие сектора интеллектуальных услуг в рыбном хозяйстве, в том числе управленческого и финансового консультирования, аудита, инжиниринговых услуг, услуг в области маркетинга, брендинга и развития общественных связей;
создание условий для строительства и модернизации предприятий, обеспечивающих производство кормов (переработка рыбной муки);
развитие инфраструктуры причальных сетей, предназначенных для комплексного обслуживания субъектов, занимающихся отловом рыбы;
развитие системы информационного обеспечения рыбной отрасли в Республике Дагестан;
создание пунктов приема рыбы на хранение и первичную переработку.
V. Меры реализации Концепции
Реализация Концепции характеризуется созданием условий и предпосылок для ускоренного развития конкурентных преимуществ в экономике Республики Дагестан, которыми обладает региональный рыбохозяйственный комплекс.
На этом этапе предполагается совершенствование нормативно-правовой базы в области рыбохозяйственной деятельности, реализация мероприятий, направленных на снятие инфраструктурных ограничений ускоренного развития рыбного хозяйства, а также создание институциональных условий и технологических заделов, обеспечивающих на следующем этапе реализации Концепции системный перевод рыбохозяйственного комплекса в режим инновационного развития.
Основными направлениями деятельности на этом этапе являются:
разработка нормативно-правовой базы, регулирующей государственное управление в области рыбохозяйственного комплекса, использование проектного подхода при ее формировании;
реализация программно-целевых подходов к развитию рыбохозяйственного комплекса;
применение целевых индикаторов на основании фактических показателей и по отлову, и по производству рыбной продукции;
разработка мер государственной поддержки для внедрения механизмов приемки рыбы, выловленной при осуществлении прибрежного рыболовства на рыболовных причалах;
разработка системы контроля и оценки объемов и качества выловленной рыбы;
совершенствование системы контроля (надзора) и ужесточение ответственности в целях предотвращения нелегального производства и вывоза рыбной продукции за пределы региона;
совершенствование системы научного сопровождения экспедиционного промысла в открытой части Каспийского моря;
совершенствование стандартов качества рыбной продукции путем применения паспортизации рыбы и рыбной продукции;
разработка и осуществление мер по улучшению на водных объектах рыбохозяйственного значения;
ускоренная реконструкция и обновление производственных мощностей с привлечением частных инвестиций;
разработка мер государственной поддержки, направленных на приобретение и реконструкцию современных судов рыбопромыслового флота;
разработка мер по развитию рыбоперерабатывающего сектора путем субсидирования части понесенных затрат на приобретение и модернизацию перерабатывающего оборудования;
развитие инфраструктуры гидротехнических сооружений и сети рыболовных причалов;
развитие внутреннего рынка рыбных товаров в части повышения организованности оптовой и розничной торговли рыбными товарами, согласованности производственных и логистических процессов в отрасли;
разработка мер по стимулированию структурных преобразований в отрасли на основе создания крупных интегрированных структур;
совершенствование организации работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов;
разработка мер по совершенствованию мониторинга качества и безопасности водных биологических ресурсов, среды их обитания, продуктов их переработки, ведения технологических процессов рыболовства и рыбоводства.
Расширенное воспроизводство послужит основой существенного увеличения поставок рыбной продукции на внутренний рынок страны, расширения ее ассортимента, повышения качества и конкурентоспособности, а также формирования соответствующей рыночной инфраструктуры.
Второй этап реализации Концепции характеризуется рывком в повышении глобальной конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса на основе его перехода на новую технологическую базу.
Развитие рыбного хозяйства предусматривается осуществлять на основе достижений научно-технического прогресса, включая развитие высокотехнологичных производств.
Прибрежное рыболовство обеспечит увеличение сырьевой базы за счет недоиспользуемых видов водных биологических ресурсов и станет одной из важнейших составляющих экономики региона.
В результате использования морских прибрежных зон для культивирования водных биологических ресурсов в целях воспроизводства и организации любительского и спортивного рыболовства обеспечиваются условия для развития в отрасли малого предпринимательства.
На этом этапе предусматривается осуществлять эффективное импортозамещение на рынке отечественной рыбной продукции с одновременным наращиванием вывоза конкурентоспособной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью за пределы республики.
Развитие рыночной инфраструктуры отрасли стимулирует инвестиционную активность отечественных товаропроизводителей и повышение инвестиционной привлекательности организаций отрасли.
Основными направлениями деятельности на этом этапе являются:
активизация участия Республики Дагестан в работе федеральных органов власти по рыболовству с дальнейшим развитием процессов кооперации;
реализация мер по сохранению и поддержанию на должном уровне естественных мест нереста, нагула, миграций и зимовки водных биологических ресурсов путем проведения мелиоративных работ и дноуглубительных работ в местах естественных нерестилищ водных биологических ресурсов;
формирование инновационной системы в рыбном хозяйстве, включая такие элементы, как интеграция системы рыбохозяйственных научных исследований и разработок и высшего образования, гибко реагирующих на экономические запросы, инжиниринговые услуги, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности и механизмы стимулирования инноваций;
формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение лидерства в рыбохозяйственных научных исследованиях и технологиях, и на этой основе выстраивание системы государственного регулирования отрасли;
создание новых технологий добычи водных биологических ресурсов, глубокой и комплексной переработки сырья с использованием безотходных технологий и нанотехнологий, а также совершенствование методов хранения и транспортировки рыбной продукции;
обеспечение системы мониторинга качества и безопасности водных биологических ресурсов, среды их обитания, продуктов их переработки и ведения технологических процессов рыболовства;
развитие производства современного отечественного рыбоперерабатывающего оборудования;
дальнейшее развитие производственной инфраструктуры рыбного хозяйства (морские терминалы, рыболовные причалы, сортировочные линии, морозильные камеры хранения, предназначенные для комплексного обслуживания маломерных судов и др.);
реализация мер по комплексной подготовке и переподготовке специалистов в целях обеспечения нужд рыбного хозяйства;
развитие государственно-частного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков в сфере рыбохозяйственных исследований и разработок, а также распространение новых технологий;
развитие инфраструктуры поддержки новых организаций в области рыбохозяйственной деятельности в рамках функционирования бизнес-инкубаторов, технико-внедренческих парков и промышленных парков;
расширение практики софинансирования расходов, связанных с осуществлением технологических инноваций, содействие повышению конкурентоспособности организаций и их выходу на внешние рынки;
обеспечение широкого распространения концессионных соглашений в сфере модернизации инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса.
Третий этап реализации Концепции характеризуется выходом рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан на российский рынок.
Обеспечению конкурентоспособности рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего секторов будет способствовать использование инструментов таможенно-тарифной политики, регулирование внутреннего рынка и привлечение инвестиционного капитала.
При осуществлении искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов предполагается широкое использование научно-технических достижений, передового отечественного и мирового опыта.
Меры по развитию рыбного хозяйства позволят решить проблему занятости, обеспечить сохранение и создание новых рабочих мест, а также создать условия для устойчивого социально-экономического развития республики.
Продолжится работа по совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с российскими и международными требованиями к качеству образования и потребностями рыбохозяйственного комплекса в высококвалифицированных специалистах.
По основным показателям работы рыбохозяйственного комплекса предполагается обеспечить устойчивый рост рыбной отрасли на основе реализации инновационного потенциала.
VI. Механизм реализации Концепции
В результате реализации Концепции предполагается:
для уменьшения себестоимости выпускаемой продукции и обеспечения ее конкурентоспособности на российском рынке исключить затраты по транспортировке рыбы от судна до цеха переработки. В этих целях видится целесообразным строительство рыбоперерабатывающего завода в комплексе с причалом;
для наиболее эффективной реализации подобных проектов разработать меры имущественной поддержки в части подбора и выделения земельных участков, соответствующих требованиям, без проведения процедуры торгов;
в качестве одного из механизмов реализации мер государственной поддержки создать Фонд развития рыбной отрасли Республики Дагестан;
возмещать (субсидировать) часть затрат на приобретение технологического оборудования для выращивания, хранения и переработки водных биологических ресурсов и объектов товарной аквакультуры (рыбоводства);
возмещать (субсидировать) часть затрат на проведение рыбоводно-мелиоративных работ (строительство, расчистка водоподающих и сбросных каналов; строительство, ремонт выростных площадей, валов и шлюзов);
провести докапитализацию лизинговых фондов для возможности финансирования приобретения маломерных рыбодобывающих судов с учетом использования механизма финансовой аренды (лизинга);
субсидировать процентную ставку по лизинговым платежам; возмещать (субсидировать) часть затрат на создание прудовых хозяйств, развитие кормовых баз (разведение рачков, моллюсков и т.д.);
возмещать (субсидировать) часть затрат на электроэнергию, использованную для выращивания, хранения и переработки водных биологических ресурсов и объектов товарной аквакультуры (рыбоводства);
возмещать (субсидировать) часть затрат на оборудование для организации производства рыбных кормов и рыбной муки;
возмещать (субсидировать) часть затрат на обустройство инженерной инфраструктуры предприятий рыбной отрасли;
предоставлять налоговые льготы рыбоперерабатывающим предприятиям в соответствии с задачами настоящей Концепции.
Намеченные мероприятия в долгосрочной перспективе обеспечат устойчивое социально-экономическое развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан и повысят роль республики в укреплении экономики России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 26 декабря 2022 г. N 582-р
Вступает в силу с 26 декабря 2022 г.
Опубликование:
интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) 28 декабря 2022 г.