Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о привлечении к административной ответственности должностных лиц при осуществлении централизованных закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пунктам 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить следующее.
Согласно части 10 статьи 26 Закона N 44-ФЗ порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ.
Частью 11 статьи 26 Закона N 44-ФЗ установлено, что к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с указанной статьей, применяются положения Закона N 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.
Таким образом, должностные лица заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения подлежат привлечению к административной ответственности в отношении действий, осуществляемых в соответствии с имеющимися полномочиями (определенными в соответствии с решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ), образующими их служебные обязанности.
В случае, указанном в обращении, если уполномоченный орган, уполномоченное учреждение не осуществляют определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, определение условий контракта, формирование описания объекта закупки, поскольку указанное в силу распределения полномочий осуществляется заказчиком, то административной ответственности за совершение нарушений при таком определении, обосновании и формировании подлежат непосредственно те должностные лица, в служебные обязанности которых входят такие определение, обоснование и формирование (в рассматриваемом случае - должностные лица заказчика, а не уполномоченного органа, уполномоченного учреждения).
Департамент обращает внимание, что факт размещения (включая подписание усиленной электронной подписью) уполномоченным органом, уполномоченным учреждением в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, в том числе содержащего электронные документы, касающиеся обоснования начальной (максимальной) цены контракта, проекта контракта, описания объекта закупки, составленных заказчиком, не означает, что должностное лицо уполномоченного органа, уполномоченного учреждения стало подлежать в этой связи административной ответственности за совершение нарушений при составлении заказчиком такого обоснования, проекта контракта, описания объекта закупки.
Вопрос о наличии либо об отсутствии признаков нарушения Закона N 44-ФЗ рассматривается органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела.
Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности действий участников контрактной системы, совершаемых при осуществлении закупок.
Следует также отметить, что письма Минфина России и его структурных подразделений не являются ни источником права в законодательстве в сфере закупок, ни способом закрепления норм права, в связи с чем не подлежат обязательному учету в правоприменении, в том числе при осуществлении контроля, аудита в сфере закупок, при осуществлении судебной защиты гражданских прав.
Заместитель директора Департамента |
Д.А. Готовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 6 июня 2022 г. N 24-06-06/53028 "О рассмотрении обращения"
Опубликование:
-