В настоящее время медиаконтент, продвигающий идеологию терроризма, носит наступательный, агрессивный характер, отличается тщательной теоретической проработкой, продуманным спектром методов управляющего информационно-психологического воздействия на пользователей и защищенностью ресурсов. Активная пропагандистская и вербовочная деятельность международных террористических организаций*(1), сообществ и отдельных лиц принимает новые формы, для ее ведения используются современные средства коммуникации.
Последовательная работа Роскомнадзора во взаимодействии с правоохранительными органами по выявлению и блокировке противоправного контента в сети "Интернет" позволила значительно сократить количество ресурсов, модерируемых МТО. Наработанный федеральными, региональными и местными органами власти опыт подготовки и распространения антитеррористического контента*(2) способствует заполнению информационного пространства тематическими материалами, направленными на формирование у населения нетерпимого отношения к идеологии терроризма. В целях совершенствования данной работы в части эффективного воздействия на целевую аудиторию и распространения антитеррористических материалов по наиболее популярным информационным каналам аппаратом Национального антитеррористического комитета*(3) обобщена положительная практика, имеющаяся в федеральных и региональных органах власти.
По результатам проделанной работы, во исполнение Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы*(4), установок Президента Российской Федерации по повышению эффективности данной работы в 2022 году, решения НАК от 14 декабря 2021 г.*(5) аппаратом Комитета во взаимодействии с Минкультуры России, Минцифры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, ФАДН России и Росмолодежью подготовлены рекомендации по созданию и распространению антитеррористического контента*(6).
Рекомендации раскрывают общие подходы к организации подготовки контента, его распространения и использования в профилактической работе.
Применение контента в профилактической работе будет способствовать формированию у населения и его отдельных групп неприятия идеологии терроризма посредством:
- дискредитации террористической идеологии, типового социального образа террориста, а также террористической деятельности лидеров и участников (сторонников) МТО с точки зрения общепринятых норм морали, религии, истории и законов логики;
- популяризации деятельности органов власти, институтов гражданского общества по противодействию терроризму;
- формирования уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов, участвующим в борьбе с терроризмом, погибшим при исполнении служебного долга, а также чувства сопричастности к трагедиям, произошедшим вследствие террористических актов;
- разъяснения ответственности за совершение преступлений террористической направленности, повышения уровня правосознания и ответственности граждан;
- продвижения тезиса о бесперспективности использования террористических методов при разрешении социальных проблем, в том числе на примере лиц, отказавшихся от участия в террористической деятельности и публично ее осудивших.
Рекомендации подготовлены для использования в практической деятельности сотрудниками федеральных органов исполнительной власти*(7), исполнительных органов субъектов Российской Федерации*(8), органов местного самоуправления*(9) и подведомственных им организаций, ответственными за противодействие идеологии терроризма.
1. Организация создания и распространения антитеррористического контента
Организация профилактической работы в информационном пространстве предполагает ежегодное планирование*(10), в рамках которого:
- учитывается текущая и перспективная федеральная и региональная информационная повестка;
- устанавливается наличие (отсутствие) в предшествующем плановом периоде фактов совершения террористических актов, в том числе вооруженных нападений на объекты образования;
- уточняются информационные поводы выхода материалов, как правило приуроченные к значимым событиям в стране (регионе) (праздникам, памятным датам, дням воинской славы (воинских подвигов) и др.);
- выбираются способы ресурсного обеспечения работы по созданию контента*(11);
- формируется содержание контента с учетом особенностей и потребностей целевых аудиторий;
- определяются каналы распространения (продвижения) антитеррористических материалов*(12);
- выбираются способы оценки эффективности пропагандистских и разъяснительных мероприятий и всей информационной кампании*(13).
В целях обеспечения условий для заблаговременной и качественной проработки содержания подготавливаемого контента и его распространения подведомственными ФОИВ, ИО и ОМСУ организациями культуры, образования, спорта, молодежной и национальной политики, а также СМИ данную работу целесообразно осуществлять в рамках региональных планов (программ) противодействия идеологии терроризма.
В процессе определения содержания и направленности планируемых мероприятий, а также разработки сценариев и эскизов рекомендуется задействовать созданные при антитеррористических комиссиях в субъектах Российской Федерации*(14) экспертные советы (из числа ведущих специалистов в области культуры, искусства, авторитетных ученых-гуманитариев и представителей духовенства) по выработке информационной политики в сфере профилактики терроризма, ориентированной на конкретные категории населения, а также по оценке качества подготовленных контрпропагандистских материалов*(15).
При определении способов ресурсного обеспечения предлагается учитывать следующее. Создание и распространение информационно-пропагандистских материалов осуществляется, в большинстве случаев, за счет привлечения бюджетных средств, закладываемых в региональные и муниципальные программы, что позволяет задействовать возможности подведомственных организаций в рамках средств, выделяемых на основные виды деятельности, либо осуществлять закупку услуг для государственных (муниципальных) нужд, а равно проводить грантовые конкурсы, направленные на стимулирование коммерческих, некоммерческих, общественных организаций и отдельных лиц к созданию тематического контента, нацеленного на формирование у населения неприятия идеологии терроризма.
При этом для реализации информационно-пропагандистских мероприятий могут использоваться финансовые ресурсы федерального уровня, операторами распределения которых выступают ФОИВ и учрежденные органами государственной власти некоммерческие организации. Например, физические, юридические лица, в том числе образовательные организации, могут ежегодно представлять свои проекты*(16) на конкурсы и получать финансирование (гранты, субсидии)*(17).
Перечень правовых актов, регламентирующих профилактическую работу в информационном пространстве, приведен в приложении N 1 к настоящим Рекомендациям.
2. Содержание антитеррористического контента
Подготовка антитеррористических материалов имеет ряд особенностей, которые целесообразно учитывать разработчику.
В частности, подготавливаемый контент должен, с одной стороны, соответствовать требованиям к информации, распространяемой в СМИ и сети "Интернет", с другой - являться инструментом, формирующим у различных групп населения, прежде всего подверженных воздействию идеологии терроризма*(18), мотивацию к законопослушному поведению и доверие к органам власти, стимулирующим проявление активной гражданской позиции в вопросах противодействия оправданию терроризма и пропаганде его идей.
Одним из эффективных способов решения данной задачи представляется создание материалов, популяризирующих военнослужащих и гражданских лиц, проявивших мужество в борьбе с терроризмом. Для подготовки тематических радио- и телепередач, видеоблогов, видеороликов, макетов для размещения на рекламных щитах региональными и муниципальными органами, осуществляющими полномочия в сфере СМИ и печати, в том числе для использования ИО в области культуры, образования, спорта, национальной и молодежной политики, при координирующей роли АТК могут быть подготовлены сводные сведения о героях-земляках (с кратким описанием подвига и биографическими сведениями), датах, к которым рекомендуется приурочивать выпуск тематических материалов.
Также повышению восприимчивости контента целевой аудиторией может способствовать привлечение к его созданию*(19) участников контртеррористических мероприятий, известных ученых гуманитарного профиля, духовных авторитетов, способных доступно разъяснить, в частности:
- бесперспективность террористических методов борьбы на примере исторических событий в России;
- преступную и антигуманную сущность террористической деятельности;
- правила поведения граждан стран ЦАР в период пребывания в регионах Российской Федерации, в которых коренное население не исповедует ислам (в рамках адресной работы соответствующий материал может быть подготовлен для лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы);
- законные способы реализации прав и свобод.
Для обеспечения создания образовательными организациями востребованного целевой аудиторией контента, а также проведения содержательных тематических мероприятий с учащимися и студентами целесообразно сформировать на ресурсах учреждений культуры (библиотек, краеведческих музеев) перечень героев-земляков с краткой биографией и описанием их подвигов.
Организаторам информационно-пропагандистской работы в процессе разработки*(20) антитеррористических материалов, в том числе с привлечением волонтерских или иных общественных организаций, блогеров, творческих коллективов, необходимо учитывать наличие отдельных ограничений. Так, подготавливаемый контент не должен:
- нарушать требования законодательства Российской Федерации, в том числе в части учета возрастных особенностей молодежной аудитории*(21), задевать чувства верующих;
- содержать информацию о способах финансирования и возможностях получения вознаграждения за террористическую деятельность, содействия ей, а также о новостных каналах террористов и их медиацентрах;
- провоцировать возникновение чувства тревожности и незащищенности перед террористическими угрозами*(22);
- содержать информацию, позволяющую героизировать террористов (упоминание их имен, биографических сведений), либо пропагандировать совершенные ими преступления;
- воспроизводить видео терактов со сценами насилия и прочих образов, формирующими "медийный", пропагандистский компонент, выгодный организаторам (исполнителям) преступлений*(23);
- иметь двоякий смысл, вследствие чего косвенно оправдывать террористическую деятельность гуманитарными или религиозными мотивами, в связи с чем необходимо исключать использование таких терминов как "религиозные фанатики", "сепаратисты", "борцы за независимость" применительно к террористическим организациям и сообществам;
- содержать прямое цитирование высказываний лидеров группировок и уделять особое внимание "исламской" терминологии в их интерпретации*(24);
- формировать негативное отношение ("прикреплять ярлыки", разделять на "своих" и "чужих" и придавать "национальный" оттенок любому конфликту) к социальным группам исходя из этнической, религиозной или иной социальной принадлежности.
На региональном уровне для обеспечения качества контента на всех этапах его создания (от разработки сценариев (эскизов) до приемки) целесообразно привлекать членов Экспертных советов, рабочих групп по реализации мероприятий Комплексного плана*(25) и сотрудников центров противодействия экстремизму территориальных органов МВД России.
3. Распространение информационных материалов антитеррористической направленности
Основными способами распространения антитеррористического контента, как правило, являются:
- трансляция в средствах массовой информации, в кинотеатрах, на концертах и выставках, на видеохостингах;
- размещение в публичных местах (уголки информирования, уличные баннеры, экраны на объектах транспортной инфраструктуры, фасадах зданий и системы ОКСИОН*(26)), а также в социальных сетях (каналах мессенджеров), в том числе страницах, зарегистрированных на официальных лиц;
- демонстрация антитеррористической продукции в ходе массовых (спортивных, культурных, просветительских, образовательных) и научно-представительских мероприятий (конференций, форумов, "круглых столов");
- доведение (показ, вручение) материалов в рамках профилактических бесед;
- опубликование документальных материалов (рекламные листовки, буклеты).
Относительно новым направлением является нанесение по согласованию с органами власти муралов, что способствует не только популяризации героев, внесших значимый вклад в борьбу с терроризмом, но и благоустройству жилых территорий.
Тематические материалы рекомендуется также распространять в рамках информационного сопровождения антитеррористических и иных мероприятий, предусматривающих в том числе освещение вопросов противодействия терроризму.
При этом важно учитывать, что для людей среднего и старшего возраста наиболее востребованным источником получения информации является телевидение, для молодежи (в возрасте до 35 лет) - сеть "Интернет" (социальные сети и видеохостинги).
Распространение антитеррористических материалов целесообразно приурочивать к определенным датам. Прежде всего - это "День солидарности в борьбе с терроризмом". Наряду с этим, пропагандистские материалы общепрофилактической направленности целесообразно транслировать в "День героев России" и "День защитников отечества", в дни конкретных подвигов, совершенных в периоды контртеррористических операций на Северном Кавказе, в Сирийской Арабской Республике, а также проведения специальной военной операции на Украине.
При этом периодичность трансляции профилактических роликов в региональных и муниципальных СМИ, размещение социальной рекламы антитеррористической направленности на билбордах и транспорте не должны быть избыточными во избежание негативного восприятия по образу "навязываемой рекламы".
Для привлечения к распространению контента представителей общественных, религиозных организаций и региональных блогеров, наряду с применением грантовой поддержки соответствующих проектов, целесообразно задействовать механизмы нематериального стимулирования. Так, интерес государственно ориентированных блогеров, являющихся лидерами общественного мнения, к совместной работе с органами власти может поддерживаться в том числе путем оказания им содействия в организации бесед с известными деятелями культуры, искусства, политиками, предоставления возможности аккредитации на освещение мероприятий регионального уровня, включения в состав общественных организаций при органах власти, а также направления благодарственных писем и т.д.
Видеоматериалы, к которым ранее был проявлен интерес со стороны населения, могут быть использованы в работе со студентами и школьниками старших классов при проведении с ними внеаудиторных воспитательных мероприятий либо размещены на страницах образовательных организаций в социальных сетях или мессенджерах. При этом научно-популярные передачи, документальные фильмы и иные видеоматериалы могут быть интегрированы в образовательный процесс, прежде всего - в рамках учебных дисциплин гуманитарного профиля, а также транслироваться во время перерывов между занятиями.
Печатные материалы, фотографии, статьи и иные публикации, видеоряды из коротких роликов рекомендуется использовать учреждениям культуры для организации тематических выставок в краеведческих музеях, библиотеках, домах культуры и на иных культурно-просветительских площадках.
В этих целях региональным и муниципальным органам управления образованием, культурой, спортом, молодежной и национальной политикой при отборе материалов для использования подведомственными организациями целесообразно использовать в том числе информацию, размещенную на портале НАК*(27) и Национального Центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети "Интернет"*(28).
Эффективность информационно-пропагандистской деятельности зависит как от качества самого материала, так и способов (каналов) его распространения. Указанное обстоятельство следует учитывать при выработке и принятии мер, направленных на ее совершенствование.
При анализе степени воздействия контента на целевую аудиторию рекомендуется учитывать ее реакцию, определяемую количеством и тональностью комментариев к размещенной информации, соотношением положительных и отрицательных оценок ("лайков" и "дизлайков"), наличием цитирований ("репостов").
Аппарат Национального антитеррористического комитета |
|
______________________________
*(1) Далее - MTO.
*(2) Далее также контент.
*(3) Далее - НАК, Комитет.
*(4) Далее - Комплексный план, План.
*(5) В соответствии с пунктом 6 раздела I решения НАК от 14 декабря 2021 г. по вопросу "О результатах деятельности Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба в 2021 году и приоритетных задачах на 2022 год".
*(6) В настоящем документе под антитеррористическим контентом понимаются текстовые, графические, аудио- и видеоматериалы, создаваемые в целях обеспечения общепрофилактической, адресной и индивидуальной работы по противодействию идеологии терроризма.
*(7) Далее - ФОИВ.
*(8) Далее - ИО.
*(9) Далее - ОМСУ.
*(10) Пункт 3.1 Порядка организации и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы (одобрен решением НАК 9 апреля 2019 г.). Далее - Порядок.
*(11) Собственная материально-техническая база (за счет средств, выделяемых на основные виды деятельности); закупка услуг для государственных (муниципальных) нужд либо выделение целевых грантов; участие в грантовых конкурсах, в рамках которых осуществляется поддержка антитеррористических проектов.
*(12) Средства массовой информации; официальные ресурсы в сети "Интернет", официальные страницы и каналы в мессенджерах (на видеохостингах - веб-сервисах, предназначенных для размещения и просмотра видеоконтента, таких как Rutube, VK Видео, TikTok, YouTube и т.п.), подведомственные учреждения культуры, образования, спорта, организации, оказывающие услуги гражданам, средства наружной рекламы (фасады зданий, билборды (щиты большого размера для размещения наружной рекламы), общественный транспорт, муралы (живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях (анонимные рисунки и надписи на сооружениях, не имеющих художественной ценности, относят к граффити), информационные брошюры, демотиваторы (разновидность плаката, включающего в себя какое-либо изображение, взятое в рамку, с надписью под ней и особым комментарием), руководства (пособия) для специалистов СМИ, содержащие актуальные сведения по особенностям освещения тематики террористической деятельности.
*(13) Информационная кампания - совокупность объединенных единым замыслом и согласованных по целям, времени, форматам и содержанию мероприятий по наполнению информационного пространства и (или) доведения до граждан материалов, направленных на формирование у различных групп населения стойкого неприятия идеологии терроризма.
*(14) Далее - АТК.
*(15) Далее - Экспертные советы. Созданы во исполнение пункта 8 раздела II решения НАК от 13 октября 2009 г. В процессе экспертизы необходимо, в числе решения других задач, ориентировать специалистов на исследование материала (сценария, проекта, готовой продукции) на предмет его соответствия задачам противодействия идеологии терроризма, целесообразности размещения в сети "Интернет" для широкой многоконфессиональной аудитории, а также возможности его использования в рамках адресной и индивидуальной профилактики.
*(16) Сроки подачи заявок для участия в конкурсе каждый грантодатель определяет индивидуально и публикует данную информацию на собственных информационных ресурсах, либо площадках, аккумулирующих сведения об организациях, выделяющих гранты, субсидии и организуемых ими конкурсах.
*(17) Информация о проводимых конкурсах регулярно размещается на сайтах Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Федерального агентства по делам молодежи, Фонда президентских грантов, Общественной палаты Российской Федерации. Справочная информация о российских организациях, выделяющих гранты и субсидии на социально значимые проекты, благополучателями которых могут стать субъекты профилактики, а также исполнители их заказов по созданию и распространению антитеррористического контента представлены в приложении N 2.
*(18) Имеются в виду такие социальные категории как: лица, отбывшие наказание за совершение преступлений террористического характера; лица, отбывающие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы; лица, отбывающие наказание за совершение преступлений террористического характера, в том числе не связанное с лишением свободы; члены семей лиц, причастных к террористической деятельности (действующих, осужденных, нейтрализованных), в том числе возвратившиеся из стран с повышенной террористической активностью; лица, прибывающие из стран с повышенной террористической активностью для временного проживания и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации; лица, прибывающие в Российскую Федерацию из стран с повышенной террористической активностью для обучения на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования; лица, получившие религиозное образование за рубежом и имеющие намерения заниматься религиозной деятельностью на территории Российской Федерации; лица, состоящие на профилактическом учете и (или) находящиеся под административным надзором в органах внутренних дел Российской Федерации (перечислены в разделе I "Профилактическая работа с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние" Комплексного плана).
*(19) Организация данной работы, как правило, осуществляется во взаимодействии с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности.
*(20) Оформление государственного заказа, технического задания.
*(21) Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
*(22) Антитеррористический контент должен носить позитивный (недепрессивный) характер, формировать активную гражданскую позицию в вопросе противодействия проявлениям терроризма.
"Высокий градус насилия в информационной среде выгоден террористам: с одной стороны, это вызывает в обществе страх, с другой - привлекает потенциальных рекрутов, приучает их к жестокости, стимуляции хаоса, разрушения социальной устойчивости, усиления атмосферы "парализующего пессимизма", усиления общественной напряженности и конфликтности, нарушения нормального функционирования властных структур, подрыва доверия населения к действиям и намерениям власти" (Сундиев И.Ю., Смирнов А.А., Кундетов А.И., Федотов В.П. Теория и практика информационного противодействия экстремистской и террористической деятельности. М.; В. Полиграф-Книга. 2014, с. 22).
*(23) Как не превратить теракт в информационный взрыв [Текст]: мини-руководство для журналистов по теме терроризма, экстремизма и противодействия террору/Е.И. Дорошенко: Российская академия наук, Центр исследования проблем безопасности. - Москва: РУДН, 2017, с. 25.
*(24) Там же, с. 19.
*(25) Пункт 13 Порядка.
*(26) Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (используется МЧС России).
*(27) http://nac.gov.ru/. Контент, размещаемый на сайте аппарата Комитета, отбирается по результатам обобщения и рецензирования материалов, поступающих из ФОИВ и регионов в соответствии с пунктом 3.1.3 Комплексного плана.
*(28) https://ncpti.su/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации Национального антитеррористического комитета от 14 ноября 2022 г. N 11/П/3-1856 "Рекомендации по созданию и распространению антитеррористического контента"
Опубликование:
-