Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 декабря 2022 г. N 33а-18523/2022
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И.,
судей Гильфанова Б.К., Шарифуллина В.Р.,
с участием прокурора Халиковой Л.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухамедзяновой В.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Аверс" на решение Вахитовского районного суда г. Казань Республики Татарстан от 29 августа 2022 года, которым оставлен без удовлетворения административный иск общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Аверс" к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", руководителю Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Гафарову Р.Г. о признании недействующим со дня принятия постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 18 ноября 2021 года N 3051 "Об утверждении проекта планировки территории по ул. Михаила Миля" в редакции постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 5 июля 2022 года N 2114 "О внесении изменений в проект планировки территории по ул. Михаила Миля, утвержденный постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 18 ноября 2021 года N 3051", со дня принятия в части распространения его действия на территорию, в отношении которой решением Главного государственного санитарного врача Республики Татарстан Патяшиной М.А. от 19 мая 2020 года N 486 установлена санитарно-защитная зона общества с ограниченной ответственностью "УК "СтройКонцепт".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Аверс" Лысовой Н.Т., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Республики Татарстан Халиковой Л.Г., полагавшей решение суда законным и обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - оставлению без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Аверс" обратилось в суд с административным иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани об оспаривании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 18 ноября 2021 года N 3051 "Об утверждении проекта планировки территории по ул. Михаила Миля" в части распространения его действия на территорию, в отношении которой решением Главного государственного санитарного врача Республики Татарстан Патяшиной М.А. от 19 мая 2020 года N 486 установлена санитарно-защитная зона общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания (далее - УК) "СтройКонцепт".
В обоснование заявленных требований указано, что общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Аверс" с 26 ноября 2020 года является собственником земельного участка площадью 8945 кв. м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: (адрес).
В целях предоставления возможности осуществления на земельном участке производственных видов деятельности и предупреждения в их результате вредного воздействия на человека по поручению основного арендатора земельного участка общества с ограниченной ответственностью "УК "СтройКонцепт", которое управляет арендным комплексом, в 2019 году был разработан Проект санитарно-защитной зоны для промышленной площадки общества с ограниченной ответственностью "УК "СтройКонцепт" (далее - Проект санитарно-защитной зоны), проведена его санитарно-эпидемиологическая экспертиза и получено положительное экспертное заключение от 15 апреля 2019 года N 286/СЗЗ-04-2019 о соответствии Проекта санитарно-защитной зоны санитарно-эпидемиологическим требованиям.
13 мая 2019 года Главным государственным санитарным врачом Республики Татарстан Патяшиной М.А. выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о том, что требования, установленные в санитарно-защитной зоне для промышленной площадки общества с ограниченной ответственностью "УК "СтройКонцепт", соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
После проведения натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров санитарно-защитной зоны и ее окончательного установления 29 апреля 2020 года общество с ограниченной ответственностью "УК "СтройКонцепт" обратилось в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Управление Роспотребнадзора) по Республике Татарстан с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны для промышленно площадки общества с ограниченной ответственностью "УК "СтройКонцепт" по адресу: (адрес), земельный участок с кадастровым номером ...
Решением Главного государственного санитарного врача Республики Татарстан Патяшиной М.А. от 19 мая 2020 года N 486 для промышленной площадки общества с ограниченной ответственностью "УК "СтройКонцепт" на указанном земельном участке установлена санитарно-защитная зона по границе территории промышленной площадки в северо-западном направлении, на расстоянии 100 м от границы территории промышленной площадки с северной, северо-восточной, юго-восточной, восточной, южной, юго-западной, западной сторон.
Ограничения в использовании земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, заключались в том числе в запрете размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства.
Постановлением мэра г. Казани от 10 августа 2021 года N 134 назначено проведение общественных обсуждений по проекту планировки территории по улице Михаила Миля г. Казани.
Проектом планировки территории предполагалось строительство пределах близлежащих земельных участков к земельному участку административного истца и в границах санитарно-защитной зоны общества с ограниченной ответственностью "УК "СтройКонцепт" дошкольного образовательного учреждения и объектов многоэтажной жилой застройки.
В рамках общественных обсуждений административным истцом представлены возражения, в которых указано на недопустимость размещения жилых домов, школ, детских садов и зеленых насаждений общего пользования в границах санитарно-защитной зоны.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 18 ноября 2021 года N 3051 проект планировки территории по улице Михаила Миля был утвержден.
Уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные требования, административный истец просил признать недействующим постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 18 ноября 2021 года N 3051 "Об утверждении проекта планировки территории по ул. Михаила Миля" в редакции постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 5 июля 2022 года N 2114 "О внесении изменений в проект планировки территории по ул. Михаила Миля, утвержденный постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 18 ноября 2021 года N 3051", со дня принятия в части распространения его действия на территорию, в отношении которой решением Главного государственного санитарного врача Республики Татарстан Патяшиной М.А. от 19 мая 2020 года N 486 установлена санитарно-защитная зона общества с ограниченной ответственностью "УК "СтройКонцепт" (том 2 л.д. 133-134).
Судом к участию в деле привлечены административные ответчики привлечены муниципальное казенное учреждение (далее - МКУ) "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", руководитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Гафаров Р.Г., заинтересованное лицо Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан.
29 августа 2022 года по делу принято решение суда в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласился административный истец, в апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Аверс" ставится вопрос об отмене решения суда от 29 августа 2022 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда принято с нарушением норм материального права и норм процессуального права, настаивает на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Указывается, что на принадлежащем административному истцу земельном участке осуществляют свою деятельность арендаторы, чья деятельность связана с выбросом в атмосферу загрязняющих веществ. Размещение в границах санитарно-защитной зоны общества с ограниченной ответственностью "УК "СтройКонцепт" объектов жилой застройки и объекта образования влечет невозможность осуществления производственной деятельности, для которой устанавливалась санитарно-защитная зона. Отмечается, что установленные решением Главного государственного санитарного врача Республики Татарстан Патяшиной М.А. от 19 мая 2020 года N 450 ограничения в использовании земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, на размещение в пределах санитарно-защитной зоны определенных социальных объектов не были учтены при разработке и утверждении оспариваемого проекта планировки территории.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Административные ответчики Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", заинтересованные лица Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан и общество с ограниченной ответственностью "УК СтройКонцепт" и своих представителей в суд не направили.
Административный ответчик руководитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Гафаров Р.Г. в суд не явился.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение подлежит оставлению без изменения.
Положениями части 1 статьи 208 КАС РФ установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела видно, что административный истец общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Аверс" с 26 ноября 2020 года является собственником земельного участка площадью 8945 кв. м с кадастровым номером ... расположенного по адресу: (адрес).
В целях предоставления возможности осуществления на земельном участке производственных видов деятельности и предупреждения в их результате вредного воздействия на человека по поручению основного арендатора земельного участка - общества с ограниченной ответственностью УК "СтройКонцепт", управляющего арендным комплексом, в 2019 году был разработан Проект санитарно-защитной зоны для промышленной площадки общества с ограниченной ответственностью "УК "СтройКонцепт", проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза Проекта и получено положительное экспертное заключение от 15 апреля 2019 года N 286/СЗЗ-04-2019 о соответствии Проекта санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Решением Главного государственного санитарного врача Республики Татарстан Патяшиной М.А. от 19 мая 2020 года N 486 для промышленной площадки общества с ограниченной ответственностью "УК "СтройКонцепт" на указанном земельном участке установлена санитарно-защитная зона по границе территории промышленной площадки в северо-западном направлении, на расстоянии 100 м от границы территории промышленной площадки с северной, северо-восточной, юго-восточной, восточной, южной, юго-западной, западной сторон (том 2 л.д. 12-26).
Ограничения в использовании земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, заключались в том числе в запрете размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства.
Приказом Управления Роспотребнадзора от 8 июня 2021 года N 163 признано недействительным санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам проекта санитарно-защитной зоны для промплощадки общества с ограниченной ответственностью "УК "СтройКонцепт" (том 1 л.д. 176).
Решением Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 8 июня 2021 года N 1/О отменено решение от 19 мая 2020 года N 486 об установлении санитарно-защитной зоны для промплощадки ООО "УК "СтройКонцепт" (том л.д. 176).
Постановлением мэра г. Казани от 10 августа 2021 года N 134 назначено проведение общественных обсуждений по проекту планировки территории по улице Михаила Миля г. Казани.
Проектом планировки территории предполагалось строительство пределах близлежащих земельных участков к земельному участку административного истца и в границах санитарно-защитной зоны общества с ограниченной ответственностью "УК "Стройконцепт" дошкольного образовательного учреждения и объектов многоэтажной жилой застройки.
В рамках общественных обсуждений административным истцом представлены возражения, в которых указано на недопустимость размещения жилых домов, школ, детских садов и зеленых насаждений общего пользования в границах санитарно - защитной зоны.
Общественные обсуждения проведены в период с 19 августа 2021 года по 23 сентября 2021 года.
Результаты общественных обсуждений оформлены протоколом от 15 сентября 2021 года.
По итогам общественных обсуждений было подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений, которое в целях оповещения жителей соответствующего района города Казани, было опубликовано 23 сентября 2021 года в сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани N 36 (617).
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 18 ноября 2021 года N 3051 проект планировки территории по улице Михаила Миля утвержден.
Постановление опубликовано в печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" от 25 ноября 2021 года N 44 (625), а также размещено на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru).
На основании постановления Мэра г. Казани от 19 мая 2021 года N 56 "О назначении общественных обсуждений по проекту постановления Исполнительного комитета г. Казани "О внесении изменений в проект планировки территории по улице Михаила Миля, утвержденный постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 18 ноября 2021 N 3051", опубликованном в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани от 26 мая 2022 года, назначено проведение общественных обсуждений по проекту постановления Исполнительного комитета г. Казани "О внесении изменений в проект планировки территории по улице Михаила Миля, утвержденный постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 18 ноября 2021 года N 3051".
Общественные обсуждения проведены в период с 26 мая 2022 года по 16 июня 2022 года.
Результаты общественных обсуждений оформлены протоколом от 7 июня 2022 года, в котором отражено мнение, замечания и возражения граждан, принявших участие в общественных обсуждениях.
По итогам общественных обсуждений подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений, которое в целях оповещения жителей соответствующего района города Казани, опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани.
Постановлением Исполнительного комитета города Казани от 5 июля 2022 года N 2114 внесены изменения в проект планировки территории по улице Михаила Миля, утвержденный постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 18 ноября 2021 года N 3051 (том 2 л.д. 196-200).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 января 2022 года по делу N А65-17120/2021 решение Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан N 1/О от 8 июня 2021 года об отмене решения от 19 мая 2020 года N 486 об установлении санитарно-защитной зоны для промышленной площадки общества с ограниченной ответственностью "УК "СтройКонцепт" признано незаконным, признан недействительным приказ Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 8 июня 2021 года N 163 "О признании недействительным санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проекта санитарно-защитной зоны для промышленной площадки общества с ограниченной ответственностью "УК "СтройКонцепт" (том 1 л.д. 173-183).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 июня 2022 года указанное решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 января 2022 года оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12 сентября 2022 года решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 января 2022 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 июня 2022 года отменены, дело N А65-17120/2021 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный Суд Республики Татарстан.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого нормативного правового акта, форма и вид, в которых административный ответчик как уполномоченный орган вправе принять нормативный правовой акт, равно как и процедура его принятия, правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу соблюдены, в этой связи пришел к выводу о правомерности оспариваемого нормативного правового акта и принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
Частью 8 статьи 213 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 1 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 17 декабря 2005 года N 3-5, муниципальное образование город Казань (далее - Устав) наделено статусом городского округа.
Исполнительный комитет является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Казани, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Казани федеральными законами и законами Республики Татарстан (часть 1 статьи 38 Устава).
Статьей 2.2 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года N 98-ЗРТ "О градостроительной деятельности в Республике Татарстан" установлено, что полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, каковым является исполнительный комитет муниципального образования г. Казани", определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, помимо прочих, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, в том числе утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории (пункт 1 части 1 статьи 8 ГрК РФ, пункт 26 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае, если планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов) (пункт 5 части 3 статьи 41 ГрК РФ).
Как следует из материалов дела, оспариваемый нормативный акт принят исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани в пределах предоставленных административному ответчику указанными правовыми положениями полномочий, с соблюдением порядка его принятия, введения в действие, в том числе правил опубликования.
В данном случае судом установлено и административным истцом не оспаривается, что проект планировки и межевания территории не противоречит генеральному плану и принят на его основе.
Проект планировки и межевания территории отвечает требованиям, предъявляемым к содержанию документов территориального планирования, указанным в статьях 41, 42 и 43 ГрК РФ.
Так, согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии. В свою очередь, основная часть проекта межевания территории состоит из текстовой части и чертежей межевания (часть 4 статьи 43 ГрК РФ). Текстовая часть включает, в частности, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 части 5 статьи 43 ГрК РФ). На последних отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений (пункты 2, 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ).
В соответствии с частью 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Нормативный правовой акт, отдельные положения которого оспариваются административным истцом, издан компетентным органом местного самоуправления, с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования. Выводы суда первой инстанции об этих обстоятельствах подробно мотивированы в решении и не оспариваются.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой его части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере осуществляемого им правового регулирования.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о правомерности оспариваемого решения административного ответчика и наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска.
Следует также отметить, что приказ решение Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 19 мая 2020 года N 486 об установлении санитарно-защитной зоны для промышленной площадки общества с ограниченной ответственностью "УК "СтройКонцепт" 8 июня 2021 года было отменено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).
Объектами местного значения признаются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов (пункт 20 статьи 1 ГрК РФ).
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения - вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. На территории муниципального района местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ).
В этой связи довод апелляционной жалобы об отсутствии у административного ответчика полномочий по утверждению проекта планировки территории, предполагающего в частности размещение в границах санитарно-защитной зоны общества с ограниченной ответственностью "УК "СтройКонцепт" объекта образования, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный, поскольку он не основан на законе.
Иные доводы апелляционной жалобы установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и отмену решения суда также повлечь не могут. Помимо этого, они сводятся к повторению доводов административного истца, на которые он ссылался в обоснование заявленных требований, получивших надлежащую оценку в решении суда первой инстанции, оснований не согласиться с выводами которого суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила:
Решение Вахитовского районного суда г. Казань Республики Татарстан от 29 августа 2022 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Аверс" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, кассационная жалоба на него может быть подана через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 декабря 2022 г. N 33а-18523/2022
Текст определения опубликован не был