Решение Самарского областного суда от 30 сентября 2022 г. N 3а-1710/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1710/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества "У.", К.В.Н., Р.И.А., Р.Г.В., М.А.В. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов, установил:
Административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующими со дня принятия Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, в части включения под пунктом 4921 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 21328 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 21344 нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907, в части включения под пунктом 8364 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 28658 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 28671 нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, в части включения под пунктом 9497 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 31626 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 31644 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 31645 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 31643 нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608, в части включения под пунктом 9256 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 33142 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 33144 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 33160 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 33161 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 33159 нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201, в части включения под пунктом 10212 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 33912 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 33914 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 33926 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 33927 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 33925 нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014, в части включения под пунктом 8869 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 32354 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 32356 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 32371 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 32372 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 32370 нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года N 2233, в части включения в него в приложении N 1 под пунктом 8745 нежилого здания с кадастровым номером N, в приложении N 2 под пунктом 8761 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 8763 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 8764 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 8765 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 8774 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 8775 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 8773 нежилого помещения с кадастровым номером N.
В обоснование заявленных требований указали, что Р.И.А. с 14.01.2004 года по 28.04.2021 года являлся собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, Р.Г.А. с 28.04.2021 года по настоящее время является собственником указанного нежилого помещения, АО "У." является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, N, и в период с 16.09.2005 года до 18.07.2018 года являлось собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, К.В.Н. с 18.07.2018 года по настоящее время является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, М.А.В. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N. Все указанные объекты недвижимости расположены в здании с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес>. Здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами N и N, при этом земельный участок с кадастровым номером N представляет собой подъездные пути к зданию. Здание имеет наименование: административно-бытовой корпус, производственный корпус, назначение: нежилое здание. Помещения, находящиеся в нем имеют наименования: нежилые помещения, данные технического паспорта на помещения и наименования здания, помещений не позволяют однозначно отнести объекты недвижимости к критериям ст. 378.2 НК РФ. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание: для дальнейшей эксплуатации производственного корпуса (лит. АА1), склада (лит. А10), склада с рампой (лит. А2), открытой площадки N 1 (лит. С1), открытого склада материалов и готовой продукции N 2 (лит. С2), железнодорожной ветки (лит. Ж) не свидетельствует о предназначении земельного участка требованиям, соответствующим ст. 378.2 НК РФ. Часть здания используется арендаторами в производственных целях и в качестве склада. Включение нежилого здания и нежилых помещений в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административных истцов, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства, что увеличивает налоговую базу. Просили заявленные требования удовлетворить.
Представитель административных истцов по доверенностям С.Н.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил. Представил письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указал, что поскольку здание имеет наименование "административно-бытовой корпус, производственный корпус", оно правомерно включено в оспариваемые Перечни на основании пп.2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ. Нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N как нежилые помещения, расположенные в административном здании с кадастровым номером N, которое включено в перечень, министерство включило их в Перечни в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ. По состоянию на текущую дату, решения об определении вида фактического использования вышеуказанных объектов недвижимого имущества министерством не принималось.
Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административных истцов. Суд, выслушав представителя административных истцов, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года N 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 30.11.2015 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 24.11.2016 года, в газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24.11.2016, в газете "Волжская коммуна" N 316 (29862) 29.11.2016 (продолжение), в газете "Волжская коммуна" N 318 (29864) 30.11.2016 (продолжение), приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете "Волжская коммуна" N 218 (30176), от 01.11.2017 года N 283 (30178), от 02.11.2017 года N 285 (30180), от 16.11.2017 года N 297 (30192), приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.pravo.samregion.ru 16.11.2018, в газете "Волжская коммуна", N 308 (30543) от 20.11.2018 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 18.10.2019, в газете "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете "Волжская коммуна" N 171 (30955) от 21.10.2020 года, приказ министерства имущественных отношений от 22.10.2021 года N 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021 года.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В вышеуказанные перечни под пунктом 4921 (на 2016 год), под пунктом 8364 (на 2017 год), под пунктом 9497 (на 2018 год), под пунктом 9256 (на 2019 год), под пунктом 10212 (на 2020 год), под пунктом 8869 (на 2021 год), под пунктом 8745 (приложения N 1 на 2022 год) включено здание с кадастровым номером N, наименование: административно-бытовой корпус, производственный корпус, назначение: нежилое здание, площадью 9 147,1 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 3, расположенное по адресу: <адрес>. Здание включает в себя помещения с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 04.07.2022 года.
В вышеуказанные перечни под пунктом 21328 (на 2016 год), под пунктом 28654 (на 2017 год), под пунктом 31626 (на 2018 год), под пунктом 33142 (на 2019 год), под пунктом 33912 (на 2020 год), под пунктом 32354 (на 2021 год) включено нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование и назначение: нежилое помещение, площадью 1133,9 кв. м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж N 1, адрес: <адрес>, собственником с 28.04.2021 года является Р.Г.В., ранее с 14.01.2004 года по 28.04.2021 года собственником помещения являлся Р.И.А., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 04.07.2022 года.
В вышеуказанные перечни под пунктом 21344 (на 2016 год), под пунктом 28671 (на 2017 год), под пунктом 31643 (на 2018 год), под пунктом 33159 (на 2019 год), под пунктом 33925 (на 2020 год), под пунктом 32370 (на 2021 год), под пунктом 8773 (приложения N 2 на 2022 год) включено нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование и назначение: нежилое помещение, площадью 294,3 кв. м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж N 1, адрес: <адрес>, принадлежащее на праве собственности М.А.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.07.2022 года.
В вышеуказанные перечни под пунктом 31644 (на 2018 год), под пунктом 33160 (на 2019 год), под пунктом 33926 (на 2020 год), под пунктом 32371 (на 2021 год), под пунктом 8774 (приложения N 2 на 2022 год) включено нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование и назначение: нежилое помещение, площадью 432 кв. м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж N 1, адрес: <адрес>, принадлежащее на праве собственности с 18.07.20918 года К.В.Н., в период с 16.09.2005 года по 18.07.2018 года собственником указанного помещения являлось АО "У.", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 04.07.2022 года.
В вышеуказанные перечни под пунктом 31645 (на 2018 год), под пунктом 33161 (на 2019 год), под пунктом 33927 (на 2020 год), под пунктом 32372 (на 2021 год), под пунктом 8775 (приложения N 2 на 2022 год) включено нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование и назначение: нежилое помещение, площадью 1068,5 кв. м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж N 1, адрес: <адрес>, 1 этаж комнаты N 25, 32, 33, 34, 35, 36, 37, принадлежащее на праве собственности с 18.07.20918 года К.В.Н., в период с 16.09.2005 года по 18.07.2018 года собственником указанного помещения являлось АО "У.", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 04.07.2022 года.
В вышеуказанные перечни под пунктом 33144 (на 2019 год), под пунктом 33914 (на 2020 год), под пунктом 32356 (на 2021 год), под пунктом 8763 (приложения N 2 на 2022 год) включено нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование и назначение: нежилое помещение, площадью 631,9 кв. м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж N 1, адрес: <адрес>, принадлежащее на праве собственности АО "У.", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 04.07.2022 года.
В приложение N 2 перечня на 2022 год под пунктом 8764 включено нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование и назначение: нежилое помещение, площадью 505,9 кв. м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж N 1, адрес: <адрес>, принадлежащее на праве собственности АО "У.", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 04.07.2022 года.
В приложение N 2 перечня на 2022 год под пунктом 8765 включено нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование и назначение: нежилое помещение, площадью 629 кв. м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж N 2, адрес: <адрес>, принадлежащее на праве собственности АО "У.", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 04.07.2022 года.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункту п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пункт 3 ст. 378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - здание с кадастровым номером N имеет наименование: Административно-бытовой корпус, производственный корпус, назначение: нежилое здание, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
В указанное здание входят нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, имеющими наименования и назначение: нежилые помещения, часть объекта, производственный корпус, в том числе нежилое помещение, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 04.07.2022 года, от 21.07.2022 года, от 30.08.2022 года, от 16.09.2022 года.
Здание расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами N, N.
Земельные участки с кадастровыми номерами N, N, площадью 542 кв. м., 12748 кв. м. соответственно, имеет категорию земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации производственного корпуса (лит. АА1), склада (лит. А10), склада с рампой (лит. А2), открытой площадки N 1 (лит. С1), открытого склада материалов и готовой продукции N 2 (лит. С2), железнодорожной ветки (лит. Ж), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 04.07.2022 года.
Судом истребования сведения из реестровых дел о технических характеристиках здания и расположенных в нем нежилых помещениях.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений ФФГБУ "Ф." по Самарской области от 30.08.2022 года N, в реестровом деле отсутствует технический план на здание с кадастровым номером N.
В реестровом деле также отсутствует технический план на объект недвижимости с кадастровыми номерами N, что подтверждается уведомлением ФФГБУ "Ф." по Самарской области от 19.09.2022 года N.
Согласно техническому плану на нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 1068,5 кв. м., помещение состоит из: коридора, произв. цеха, кабинета, кассы, площадью 6,4 кв. м., склада.
Согласно техническому паспорту на нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 432 кв. м., помещение состоит из цехов.
Согласно техническому паспорту на нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 1133,9 кв. м., помещение состоит из: произв. цех, кухни, площадью 8,2 кв. м., тамбура, админ. помещений, площадью 72,0 кв. м., 18,2 кв. м., 78,6 кв. м., 18,3 кв. м., коридора, сан. узлов, раздевалки, кладовой, лестничной клетки, серверной.
В соответствии с техническим паспортом на нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 505,9 кв. м., помещение состоит из: гардероб, душ, рембокс, бытовое помещение, цех, сан.узлы, тамбур, склад, коридор, вахта, лестница, подсобное, метал. площадка, конт. помещения.
В соответствии с техническим паспортом на нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 631,9 кв. м., помещение включает в себя теплоузел, водомерный узел, бытовка, коридор, вахта, душ, охрана, тамбур, умывальник, туалет, цех, склад, гардеробы, зал, душевая, лестничная клетка, подсобное, эл.щитовая, кухня, площадью 18,6 кв. м.
Согласно техническому паспорту нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 629 кв. м., помещение включает в себя: подсобное, коридор, кабинеты, умывальник, туалет, касса, площадью 5,8 кв. м., лестничная клетка, учеб. класс.
Согласно техническому паспорту на нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 652,6 кв. м., помещение включает в себя: кабинеты, коридоры, актовый зал площадью 95,2 кв. м., сан.узлы, зона отдыха, лестничные клетки.
Согласно выписки из технического паспорта в отношении помещения с кадастровым номером N, площадью 143,4 кв. м., помещение включает в себя: цех, туалет, подсобные, тамбур, склад, производств., трансф. подст., коридор, теплоузел, бытовое, механ. Уч-к, кабинет, вент.камеры.
Согласно выписки из технического паспорта в отношении помещения с кадастровым номером N, площадью 66,7 кв. м., помещение состоит из: теплов. узел, подсобное, раздевалка, тамбур, сан.узел, коридор, подсобное, тамбур, обед.зал, л/клетка, цех, произв., склад, теплоузел, бытовое, мастерская, кабинет, мех.участок, вент.камеры.
Согласно выписки из технического паспорта в отношении помещения с кадастровым номером N, площадью 417,9 кв. м., помещение включает в себя: цех, туалет, подсобное, тамбур, склад, производств., трансф. посдтанц., коридор, теплоузел, бытовое, механ уч-к, кабинет, вент.камеры.
Согласно выписки из технического паспорта в отношении помещения с кадастровым номером N, площадью 1068,5 кв. м., помещение включает в себя: тепл.узел, производств, водом.узел, туалет, бытовка, подсобное, коридор, вахта, душ, тамбур, охрана, склад, тамбур, умывальн., ТП, цех, зал, гардероб, бытовое, душевая, мастерск, лестн. кл., мех. уч-к, кабинет, касса площадью 6,4 кв. м., эл.щит., кухня площадью 18,6 кв. м., сан.узел.
Согласно выписки из технического паспорта в отношении помещения с кадастровым номером N, площадью 294,3 кв. м., помещение включает в себя: теплоузел, производственное, водом.узел, туалет, бытовка, подсобное, коридор, вахта, душ, тамбур, охрана, склад, умывальник, ТП, туалет, коридор, цех, гардероб, мастерская, лестничная клетка, рампа разгр., механический уч-к, кабинет, венткамера, касса, площадью 6,4 кв. м., электрощитовая, кухня площадью 18,6 кв. м., тамбур, санузлы.
Помещения с кадастровыми номерами N, N были образованы из нежилого помещения с кадастровым номером N, что следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости.
В отношении помещения с кадастровым номером N площадью 3 143,6 кв. м., представлен технический план, в котором не содержатся наименования помещений, подпадающих под критерии ст. 378.2 НК РФ.
Суд полагает, что наименования помещения как "кабинеты" не тождественны наименованию "офисы". Площадь административных помещений - 72,0 кв. м., 18,2 кв. м., 78,6 кв. м., 18,3 кв. м.и кухни - 8,2 кв. м., в помещении с кадастровым номером N составляет менее 20% от общей площади указанного помещения. Площадь кассы - 6,4 кв. м. в помещении с кадастровым номером N составляет менее 20% от общей площади данного помещения. Площадь помещения кухни - 18,6 кв. м., в помещении с кадастровым номером N также менее 20% от общей площади помещения. Площадь кассы - 5,8 кв. м. в помещении с кадастровым номером N составляет менее 20% от общей площади помещения.
Исходя их технических документов, площадь в здании помещений, поименованных как касса - 6,4 кв. м., 5,8 кв. м., 6,4 кв. м., 6,4 кв. м., кухня - 8,2 кв. м., 18,6 кв. м., 18,6 кв. м., 18,6 кв. м., административные помещения - 72,0 кв. м., 18,2 кв. м., 78,6 кв. м., 18,3 кв. м., актовый зал - 95,2 кв. м., обеденный зал не содержит указания на площадь, составляет в общей сумме (371,3 кв. м.) менее 20% от общей площади здания - 9 147,1 кв. м. (20% - 1 829,42 кв. м.).
Доказательств того, что более 20% от общей площади здания или нежилых помещений, включенных в оспариваемые Перечни используются в качестве объектов административного назначения, не представлено.
Суд полагает, что наименование здания "Административно-бытовой корпус, производственный корпус" не может свидетельствовать однозначно о его предназначении в целях размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения, технические характеристики здания и помещений в нем, также не позволяют однозначно отнести здание и помещения в нем к указанным объектам.
Из пояснений представителя административных истцов в судебном заседании следует, что часть помещения с кадастровым номером N, площадью 432,0 кв. м., с 31.03.2019 года по настоящее время передана в аренду ООО "Т." и используется как склад хранения технологического оборудования. С 01.04.2019 года с арендатором заключен договор аренды на часть помещения с кадастровым номером N, площадью 756,0 кв. м. Дополнительным соглашением к договору аренды, с 01.01.2022 года увеличена площадь арендуемого помещения до 864,0 кв. м. Другая часть помещения с кадастровым номером N площадью 701,9 кв. м., с 01.09.2015 года передана в аренду ООО "Д." под склад. Впоследствии площадь арендуемого помещения уменьшилась до 377,9 кв. м.
С 01.01.2015 года ООО "Т." арендует также части помещений с кадастровыми номерами N (площадью 467,4 кв. м.), N (площадью 479,47 кв. м.), помещение с кадастровым номером N, помещение с кадастровым номером N в целях производственной сборки систем выхлопа автомобилей, хранения комплектующих и других целей, связанных с данной деятельностью или сопутствующих ей.
С 01.03.2014 года по 31.03.2017 года ООО "Тр." арендовал помещение с кадастровым номером N, согласно условиям договора аренды помещение является производственным.
С 01.04.2017 года в аренде у ООО "Г." находится помещение с кадастровым номером N.
ООО "С." с 01.09.2015 года являлось арендатором помещения с кадастровым номером N, помещение передано для осуществления производственной деятельности по изготовлению мебели. С 01.10.2020 года помещение передано в аренду ООО "П." для использования в качестве служебных помещения под производство и склад.
В обоснование указанного представлены соответствующие договоры аренды, дополнительные соглашения к ним и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении арендаторов.
Кроме того, в соответствии с договором на оказание охранных услуг от 01.11.2013 года N 12, заключенному между ЧОО ЧОП "К." (исполнитель) и ООО "Т." (заказчик), исполнитель принял под охрану объект по адресу: <адрес>.
Суд не принимает во внимание акт осмотра объекта недвижимости от 27.07.2022 года, выполненный С.Н.Н., поскольку он составлен после принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования здания и помещений на момент формирования и утверждения Перечней не проводилось.
Доказательств фактического использования указанных объектов недвижимости в целях размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения не представлено.
С учетом изложенного, суд полагает, что указанные объекты недвижимости не соответствует ни одному из условий, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
Наименование объектов недвижимости в совокупности с их техническими характеристиками, содержащимися в технической документации, а также вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположено здание, не предполагают размещение офисных помещений делового, административного и коммерческого назначения, одно только наименование здания не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объектов недвижимости.
Таким образом, принимая во внимание вышеуказанное, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объектов недвижимости критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования административных истцов в части необоснованности включения в Перечни спорных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Принимая во внимание, что срок уплаты налога на имущество за 2016-2020 годы на момент рассмотрения настоящего дела истек, однако у административных истцов сохраняется право на перерасчет налоговых платежей, суд считает, что оспариваемые административными истцами положения затрагивают их права и интересы, поскольку были применены и будут подлежать применению к административным истцам в указанные сроки, как к плательщикам налога на имущество.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административных истцов в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск акционерного общества "У.", К.В.Н., Р.И.А., Р.Г.В., М.А.В. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033 в части включения в него
под пунктом 4921 нежилого здания с кадастровым номером N,
под пунктом 21328 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 21344 нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 в части включения в него
под пунктом 8364 нежилого здания с кадастровым номером N,
под пунктом 28654 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 28671 нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 в части включения в него
под пунктом 9497 нежилого здания с кадастровым номером N,
под пунктом 31626 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 31644 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 31645 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 31643 нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608 в части включения в него
под пунктом 9256 нежилого здания с кадастровым номером N,
под пунктом 33142 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 33144 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 33160 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 33161 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 33159 нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года N 2201 в части включения в него
под пунктом 10212 нежилого здания с кадастровым номером N,
под пунктом 33912 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 33914 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 33926 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 33927 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 33925 нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014 в части включения в него
под пунктом 8869 нежилого здания с кадастровым номером N,
под пунктом 32354 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 32356 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 32371 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 32372 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 32370 нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года N 2233 в части включения в него
в приложении N 1 под пунктом 8745 нежилого здания с кадастровым номером N,
в приложении N 2 под пунктом 8761 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 8763 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 8764 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 8765 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 8774 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 8775 нежилого помещения с кадастровым номером N,
под пунктом 8773 нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня его принятия.
Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.10.2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 30 сентября 2022 г. N 3а-1710/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании