Решение Самарского областного суда от 27 сентября 2022 г. N 3а-1577/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1577/2022 по административному исковому заявлению А.Д.А. о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
А.Д.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом 34825 нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом 35493 нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 33974 нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 10006 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что включение в Перечни принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого помещения не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание фактически используется арендаторами в складских целях. Включение объекта недвижимости в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности К.Д.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Администрация г.о. Тольятти, привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое помещение расположено в здании офисного центра "Э.", в котором расположено более 12 различных организаций, что позволяет сделать вывод о фактическом использовании указанного здания в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Заслушав представителя административного истца, свидетеля К.Н.В., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
Приказом от 7 октября 2019 года N 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержден приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом N 2233 от 22 октября 2021 года.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт 34825 Перечня на 2019 год, в пункт 35493 Перечня на 2020 год, в пункт 33974 Перечня на 2021 год, в пункт 10006 Перечня на 2022 год.
Приказ министерства N 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
Приказ министерства от 7 октября 2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года.
Приказ министерства от 19 октября 2020 года N 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
Приказ министерства N 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что А.Д.А. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 1057,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение нежилое, наименование - часть объекта.
В техническом паспорте указано, что в помещении расположены склады, подсобные, коридоры, раздевалки, душевые, теннисная, кладовые, архивы, кабинеты, санузлы, холлы, тамбур, спортзал, лаборатория.
Термин "кабинет не тождественен термину "офис", помещения под названием "склад" не отвечает критериям торговых объектов, остальные помещения носят вспомогательный или подсобный характер.
Нежилое помещение расположено в нежилом здании с кадастровым номером N, которое постановлено на государственный кадастровый учет в связи с обращением А.Д.А. 19 октября 2021 года, и в Перечни на 2019-2022 годы это здание не включено.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации административного здания (зона N ПК-4).
Указанный вид разрешенного использования земельного участка не подразумевает размещение на нем объектов офисного назначения, торговых объектов, объектов общественного назначения или бытового обслуживания.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого помещения на даты утверждения Перечней на 2019-2022 годы административным ответчиком не проводились.
Административным истцом представлен акт осмотра нежилого здания, выполненный ООО "О." от 16 декабря 2021 года, из которого следует, что в нежилом помещении с кадастровым номером N располагаются склады, подсобные помещения, санузел.
Из показаний кадастрового инженера К.Н.В., составившей акт осмотра, следует, что нежилое помещение фактически используется под склады, в том числе ООО "К.", признаки осуществления в нет торговли, таких как, демонстрация товаров, оборудование для осуществления расчетов с покупателями, отсутствуют, в здании хаотично на полу или в коробках расположена продукция, продавцы или покупатели в помещении отсутствуют.
Нежилое помещение площадью 200 кв. м предоставлено А.Д.А. в аренду ООО "Б." для складского помещения (договор аренды от 16 мая 2018 года).
1 апреля 2019 года помещение площадью 439,3 кв. м (помещения NN N) по договору аренды от 1 апреля 2019 года было предоставлено ООО "Д.", а с 1 января 2021 года указанное помещение предоставлено в аренду ООО "Л." для складов.
ООО "К." арендует в помещении по договору аренды от 30.12.2019 года 200,5 кв. м (помещения N).
ООО "З." по договору от 20.10.2020 года арендует 35 кв. (помещения N) под склады.
Из представленных в дело доказательств, из показаний свидетеля К.Н.В. следует, что в нежилом помещении отсутствуют признаки его использования как торгового объекта, поскольку в нем отсутствует оборудование для демонстрации товаров и осуществления расчетов с покупателями.
Включение нежилого помещения в Перечни на 2019-2022 годы не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку выписка из ЕГРН, технический паспорт, сведения о земельном участке, на котором расположено здание, частью которого является включенное в Перечни помещение, не подтверждают назначение или фактическое использование нежилого помещения в качестве торговых или офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
В связи с изложенным суд полагает, что нежилое помещение необоснованно включено в Перечни на 2019-2022 годы, что привело к нарушению прав и законных интересов административного истца.
Доводы административного ответчика о том, что нежилое помещение расположено в здании офисного центра "Э.", не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку указанное здание поставлено на кадастровый учет 19.10.2021 года, в Перечни не включено, а помещение с кадастровым номером N не соответствует критериям объекта офисного или торгового назначения, объекта общественного питания или бытового обслуживания.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что обращение административного истца с требованиями о признании недействующими Перечня на 2019 год необоснованно, поскольку заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Таким образом, при разрешении требований о признании недействующими нормативных правовых актов подлежит установлению факт нарушения оспариваемыми актами прав и законных интересов административного истца, вопрос о возврате излишне уплаченного налога предметом данного административного дела не является.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2019-2022 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования А.Д.А. удовлетворить
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом 34825 нежилого помещения с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 2201 от 7 октября 2019 года, в части включения в него под пунктом 35493 нежилого помещения с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 33974 нежилого помещения с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 10006 нежилого помещения с кадастровым номером N
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 сентября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 27 сентября 2022 г. N 3а-1577/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании