Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 июля 2002 г. N КА-А40/4927-02
Решением от 13.03.02, оставленным без изменения постановлением от 21.05.02, Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил исковые требования ОАО "Московская топливная компания" (далее - ОАО "МТК") о признании недействительным решения Инспекции МНС России по Центральному административному округу г. Москвы N 3 (далее - ИМНС N 3) от 24.12.01 N 16-0142024/425/0135312-392.
Не согласившись с судебными актами по данному делу, ответчик подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами ст.ст. 247, 255 КоАП РСФСР, п. 8 "Положения по применению контрольно-кассовых машин", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.93 N 745 (далее Положение по применению контрольно-кассовых машин), а также "Технических требований к электронным ККМ для осуществления денежных расчетов за нефтепродукты и оказания услуг в сфере обеспечения нефтепродуктами", утвержденных протоколом Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ от 10.11.94 N 14 (далее - Технические требования).
В судебное заседание стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, своих представителей не направили.
Обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке ст. 174 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Оспариваемым решением ИМНС N 3, вынесенным на основании актов проверки от 30.11.01 NN 0135312 и 0142024/425, за нарушение ст.ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее Закон о применении ККМ) истец привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 10000 рублей в соответствии со ст. 7 указанного Закона. Указанными актами ответчик установил соответственно отсутствие на пробитом и выданном чеке номера ТРК и идентификатора (номера) оператора, предусмотренные Техническими требованиями, а также отсутствие оттиска пломбира мастера ЦТО и отсутствие чека при расчетах с использованием талонов ЦТК.
Удовлетворяя иск, суды исходили из того, что в действиях ОАО "МТК" отсутствует состав нарушения ст.ст. 1 и 2 Закона о применении ККМ. Суды также пришли к выводу о том, что при вынесении решения от 24.12.01 N 16-0142024/425/0135312-392 ответчик нарушил процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренную КоАП РСФСР.
Суд кассационной инстанции не усматривает указанных в ст. 176 АПК РФ оснований для отмены решения и постановления по делу.
В соответствии с п. 8 Положения по применению контрольно-кассовых машин, неисправной считается ККМ, которая печатает неразборчиво, не полностью или вообще не печатает на чеке реквизиты, предусмотренные п. 4 названного положения. Отсутствие указанных реквизитов актами ответчика не установлено.
Отклоняется довод заявителя жалобы о неправильном применении Технических требований.
В соответствии с Положением о Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.93 N 903, в компетенцию Комиссии не входит утверждение обязательных реквизитов чека. Следовательно, отсутствие на чеке реквизитов, предусмотренных техническими требованиями, не свидетельствует об использовании предприятием неисправной ККМ и, соответственно, о нарушении ст. 2 Закона о применении ККМ.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о неправомерности привлечения истца к ответственности на основании ст. 7 Закона о применении ККМ за несоблюдение Технических требований.
Суды также сделали правильный вывод об отсутствии в действиях ОАО "МТК" состава нарушения ст. 1 Закона о применении ККМ.
Как установлено судами, талон является эквивалентом заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов, оплата которого производилась в безналичной форме.
Таким образом, непосредственно при отпуске нефтепродуктов по талонам денежных расчетов не производится. Учитывая изложенное, действие Закона о применении ККМ на данные отношения не распространяется.
Правильным является также вывод судов о том, что актом 0142024/425 не зафиксировано нарушение Закона о применении ККМ, так как в акте отсутствуют сведения об осуществлении истцом денежных расчетов.
Отклоняется довод заявителя о неправильном применении судами ст.ст. 247 и 255 КоАП РСФСР.
Суды установили, что решение о привлечении ОАО "МТК" к административной ответственности было вынесено в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности и данных о его своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела, что является нарушением ст.ст. 247 и 255 КоАП РСФСР. Нарушение установленной законом процедуры вынесения постановления о привлечении лица к административной ответственности квалифицируется как нарушение прав лица вне зависимости от порядка реализации постановления.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что при вынесении обжалуемых решения и постановления, нарушений материального и процессуального права допущено не было, основания к отмене судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 171, 173-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 13.03.2002 и постановление апелляционной инстанции от 21.05.2002 по делу N А40-3600/02-125-25 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 июля 2002 г. N КА-А40/4927-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании