Определение Верховного Суда РФ от 28 декабря 2022 г. N 308-ЭС21-19895 по делу N А32-31871/2020
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) Администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2022, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2022 по делу N А32-31871/2020
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "УК "Коммуникации" (наименование изменено на ООО "Объединенный водоканал - Восток"; далее - Общество) и Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Администрация) со следующими требованиями: запретить Обществу осуществлять деятельность по сбросу на рельеф местности (почву) отходов (отходы (осадки) из выгребных ям)) нецентрализованной системы канализации в п. Индустриальном г. Краснодара; признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочий, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ); возложить на Общество и Администрацию обязанности в п. Индустриальном г. Краснодара устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды путем подключения (технологического присоединения) к комплексу инженерных сооружений к существующей централизованной системе водоотведения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.08.2021 решение от 27.01.2021 и апелляционное постановление от 27.05.2021 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2022, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что с его стороны отсутствует бездействие, выраженное в ненадлежащем исполнении полномочий, предусмотренных Законам N 131-ФЗ; у Администрации отсутствуют полномочия по контролю по соблюдению обязательных требований в области охраны окружающей среды, так как муниципальный контроль в данной сфере не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 АПК РФ, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, Министерство на основании приказа от 20.01.2020 N 1.20/8 в период с 22.01.2020 по 18.02.2020 провело внеплановую проверку соблюдения Обществом обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования, основанием для проведения которой послужило обращение Солонченко В.А. по вопросу нарушения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при эксплуатации системы канализации (водоотведения), в ходе которой установило следующие обстоятельства.
Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договоры аренды муниципального имущества от 20.06.2016 N 20 и от 03.12.2019 N 21, по условиям которых арендатору переданы во временное владение и пользование следующие объекты: нежилое сооружение - канализационная насосная станция площадью 122,90 кв.м (свидетельство от 06.09.2011 серия 23-АК N 215075); нежилое сооружение - иловая яма бетонная площадью 28,90 кв.м (свидетельство от 06.09.2011 серия 23-АК N 215074); нежилое сооружение - иловая яма бетонная площадью 31,20 кв.м (свидетельство от 06.09.2011 серия 23-АК N 146523), расположенные по адресу: Краснодарский край, Калининский сельский округ, пос. Индустриальный, ул. Липовая, 49; нежилое сооружение - биологический пруд объемом 141 180 куб.м (свидетельство от 14.01.2013 серия 23-АЛ N 428493), расположенное по адресу: Краснодарский край, Прикубанский внутригородской округ, пос. Индустриальный.
Постановлениями Администрации от 19.08.2009 N 2919 "Об утверждении проектов границ земельных участков в районе поселка Индустриального", от 30.11.2009 N 4444 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 19.08.2009 N 2919 "Об утверждении проектов границ земельных участков в районе поселка Индустриального" утверждены проекты границ земельного участка N 1 площадью 60 940 кв.м для эксплуатации биологического пруда и земельного участка N 3 площадью 3 677 кв.м для эксплуатации канализационной насосной станции и иловых ям в районе пос. Индустриального.
При изучении данных общедоступного портала услуг (интернет-сервиса) публичная кадастровая карта, размещенного на сайте https://pkk5.rosreestr.ru/, Министерство установило, что данные земельные участки на кадастровый учет не поставлены. Общество оказывает услуги по водоотведению абонентам, расположенным на территории муниципального образования г. Краснодар в пос. Краснодарском и пос. Индустриальном. В состав системы водоотведения Общества входят следующие объекты: канализационная насосная станция (далее - КНС) в пос. Краснодарском; КНС в пос. Индустриальном, площадью 122,90 кв.м, в том числе 2 иловые бетонные ямы объемом 60 куб. м (площадью 31,2 кв.м и 28,9 кв.м); сети водоотведения протяженностью 14,119 км; биологический пруд объемом 141 180 куб. м (далее - биологический пруд). Данные объекты введены в эксплуатацию в 1989 году. КНС предназначены для сбора и транспортировки сточных вод до биологического пруда. Сточные воды транспортируются до биологического пруда посредством 2-х линий напорно-самотечной сети протяженностью 2 950 м. При помощи сеток, установленных в технических смотровых колодцах, при чистке труб и КНС, извлекаются крупные элементы отходов (мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный) из сети водоотведения (пояснения общества от 17.02.2020 N 8/20).
Очистные сооружения сточных вод отсутствуют (информация Общества от 08.11.2019 N 84 и Администрации от 12.02.2020 N 347/04). Мероприятия по очистке сточных вод, включая применение биопрепаратов для биологической очистки, Обществом не осуществляются (письмо Общества от 13.02.2020 N 5/20).
Специалистами испытательной лаборатории ГКУ КК "КИАЦЭМ" произведен отбор проб жидкой фракции для определения качественного и количественного состава сбросов хозяйственно-бытовой системы канализации в биологический пруд в точке с географическими координатами N 45.11354, Е 39.10690.
В соответствии с протоколом биотестирования отходов от 19.12.2019 N 36-т, по результатам проведенного токсикологического анализа (биотестирование), в соответствии с критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2014 N 536, исследуемая жидкая фракция отнесена к отходу IV класса опасности для окружающей среды "отходы (осадки) из выгребных ям" (код по ФККО 73210001304).
В ходе проверки Министерство установило, что Общество не значится в перечне гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденном постановлением Администрации от 13.09.2013 N 6972; в пос. Индустриальном в г. Краснодаре отсутствует централизованная система водоотведения, в связи с чем при эксплуатации канализационных сетей осуществляется накопление жидких коммунальных отходов в биологическом пруду, подлежащих удалению (передаче); сведения о передаче сточных вод в централизованную систему водоотведения г. Краснодара для последующей очистки на очистных сооружениях сточных вод отсутствуют; переполнение биологического пруда отходами и подтопление ими прилегающей к данному пруду территории нарушают требования законодательства в области обращения с отходами и создают условия для загрязнения почвы.
По фактам выявленных нарушений Министерство 05.03.2020 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 1.20/8-1 по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и направило материалы дела об административном правонарушении в Прикубанский районный суд г. Краснодара для рассмотрения дела по существу.
Постановлением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 03.06.2020 Общество привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа.
Министерство выдало Обществу предписание от 18.02.2020 N 1.20/8-2 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, содержащее требования к прекращению сброса на рельеф местности (почву) отходов нецентрализованной системы водоотведения при эксплуатации системы канализации в пос. Индустриальном в г. Краснодаре сроком исполнения до 30.03.2020.
В ответ на предписание Министерства от 18.02.2020 N 1.20/8-2 Общество сообщило, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0125001:352 проводятся работы по строительству очистных сооружений на прием сточных вод объемом 10 000 куб. м в сутки на основании договора соинвестирования от 03.12.2019 N 1 с ООО "Специализированный Застройщик "ЮФОМЕГАЛИТ"; укреплена дамба биологического пруда, утечки устранены, запах отсутствует; коэффициент готовности проведенных работ по строительству песколовок составил 90%, на 50% готова 1 секция гидроботанического пруда; ориентировочно 12.05.2020 общество приступит к строительству 1 секции крытой иловой площадки; к концу мая 2020 года Общество приступит к пуско-наладочным работам, очистные сооружения будут работать по временной схеме; окончание работ намечено на конец июня 2020 года.
Ссылаясь на то, что указанные мероприятия не свидетельствуют об исполнении предписания от 18.02.2020 N 1.20/8-2, поскольку любая степень очистки сточных вод от химического загрязнения, за исключением 100%, недостаточна для предотвращения вреда, причиненного почвам при сбросе сточных вод на рельеф местности, Министерство пришло к выводу о ненадлежащем исполнении Администрацией пункта 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, относящего к вопросам местного значения городского округа вопросы организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Полагая, что указанными действиями Общества и бездействием Администрации нарушаются права граждан, установленные статьей 42 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, в том числе их судебную защиту, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации, статьями 34, 39, 51, 56 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 16 Закона N 131-ФЗ, суды удовлетворили заявленные требования, установив наличие нарушений требований законодательства в области обращения с отходами, создающих условия для загрязнения почвы, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Признавая незаконным бездействие Администрации, суды исходили из наличия у заинтересованного лица полномочий по принятию мер по организации водоотведения, констатировав, что принимаемые Администрацией меры, направленные на согласование и контроль выдаваемых Обществом технических условий на подключение новых абонентов к системе водоотведения, являются недостаточными.
Судебные инстанции учли, что действия Администрации по фиксации нарушений Обществом природоохранного законодательства не являются надлежащими для организации водоотведения, соответствующего нормам природоохранного законодательства по смыслу положений Закона N 416-ФЗ и Закона N 131-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.
В связи с отказом в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, ходатайство о приостановлении исполнения судебного акта удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в передаче кассационной жалобы Администрации муниципального образования город Краснодар для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 28 декабря 2022 г. N 308-ЭС21-19895 по делу N А32-31871/2020
Опубликование:
-
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7581/2022
14.06.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9289/2022
30.03.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-31871/20
24.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7715/2021
27.05.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3833/2021
27.01.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-31871/20