См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 января 2011 г. по делу N А22-251/2010, от 5 февраля 2010 г. по делу N А63-6672/2009, от 28 декабря 2009 г. N А15-434/2009, от 27 декабря 2010 г. по делу N А63-4449/2010, от 24 августа 2009 г. N А32-12204/2008, от 31 июля 2009 г. N А32-22127/2008, от 19 июля 2010 г. по делу N А32-21991/2009, от 21 февраля 2012 г. N Ф08-52/12 по делу N А63-4162/2011, от 3 мая 2012 г. N Ф08-1851/12 по делу N А63-4473/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Спириденко Т.А., при участии в судебном заседании заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Денисенко Михаила Николаевича (ИНН 261000220724, ОГРНИП 305264804910000) и его представителя - Ишханова И.О. (доверенность от 15.03.2011), от заинтересованного лица - администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2610016855, ОГРН 1042600816972) - Томилина И.С. (доверенность от 10.05.2011), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Ставропольский птицекомплекс" - Гетало Е.Н. (доверенность от 14.04.2011), рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Денисенко Михаила Николаевича (ИНН 261000220724, ОГРНИП 305264804910000) на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 по делу N А63-4449/2010 (судьи Луговая Ю.Б., Винокурова Н.В., Сулейманов З.М.), установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Денисенко М.Н. (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным отказ администрации в предоставлении в аренду земельного участка площадью 225 га с кадастровым номером 26:15:320302:4, местоположение которого установлено относительно ориентира земли районного фонда перераспределения на территории ОАО "Кочубей", расположенного в границах участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Кочубеевский район (далее - земельный участок);
- обязать администрацию принять решение о предоставлении земельного участка в аренду для расширения деятельности хозяйства сроком на 10 лет, направив в адрес хозяйства проект договора аренды (требования уточнены; т. 1, л. д. 116).
Определением от 22.06.2010 (т. 1, л. д. 59) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Ставропольский птицекомплекс" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.08.2010 (судья Карпель В.Л.) заявленные требования удовлетворены.
Суд установил, что 17.11.2009 глава хозяйства обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему в аренду земельных участков общей площадью 747,69 га, из которых 472,89 га в рамках пролонгации договора аренды на новый срок, оставшиеся земли (в том числе земельный участок площадью 225 га с кадастровым номером 26:15:320302:4) - для расширения деятельности хозяйства из фонда перераспределения района. В районной газете "Звезда Прикубанья" администрация 23.12.2009 опубликовала сообщение, в котором информировала о наличии земельного участка площадью 225 га с кадастровым номером 26:15:320302:4, относящегося к категории "земли сельскохозяйственного назначения", предназначенного для ведения подсобного сельского хозяйства, с целью предоставления его в аренду сроком на 10 лет. Глава хозяйства 25.12.2009 повторно обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка, указанного в публикации. Орган местного самоуправления на заявления от 17.11.2009 и 25.12.2009 не отреагировал. В администрацию 15.01.2010 с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 225 га с кадастровым номером 26:15:320302:4 в аренду сроком на 10 лет обратилось общество. Глава хозяйства 06.04.2010 вновь обратился в администрацию с заявлениями, в которых просил сообщить о результатах рассмотрения его заявления от 17.11.2009, предоставив ему указанный земельный участок в аренду в соответствии со статьей 12 Закона N 74-ФЗ для расширения деятельности крестьянского хозяйства. В письме от 20.04.2010 N 961 администрация сообщила главе хозяйства о том, что комиссией по проведению торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или прав на заключение договоров аренды таких участков принято решение от 25.01.2010 о проведении торгов на право аренды в отношении земельного участка площадью 225 га с кадастровым номером 26:15:320302:4. При разрешении спора суд пришел к выводу, что законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе - Федеральном законе от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ). Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Закона N 74-ФЗ. В соответствии с указанной правовой нормой глава хозяйства имеет право на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, поскольку такой порядок названным специальным законом не предусмотрен (т. 1, л. д. 148).
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2010 решение отменено, в удовлетворении заявления главе хозяйства отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что у администрации не имелось оснований для применения по заявлению главы хозяйства процедуры, предусмотренной статьей 12 Закона N 74-ФЗ, поскольку из текста заявлений от 17.11.2009 и 23.12.2009 не усматривается просьбы предоставить земельный участок для создания фермерского хозяйства (осуществления его деятельности). На земельный участок площадью 225 га с кадастровым номером 26:15:320302:4 претендует также общество, поэтому решение администрации провести торги на право аренды в отношении спорного участка является законным. Апелляционный суд указал, что действия администрации по проведению торгов на право аренды земельного участка не могут быть расценены как ущемление прав главы хозяйства, поскольку последний не лишен права принять участие в торгах. По общему смыслу законодательства о земле, публичные торги являются оптимальным способом продажи земель либо прав на их аренду, отвечающим интересам как претендентов (потенциальных арендаторов), так и государства (т. 2, л. д. 114).
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.12.2010 апелляционное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Кассационная инстанция указала на необходимость оценить доводы главы хозяйства о подаче заявления с просьбой предоставить дополнительный земельный участок (для расширения хозяйства) до принятия администрацией решения о проведении торгов на право аренды. Предложено также проверить соблюдение главой хозяйства условий подачи заявления при первоначальном обращении (ноябрь 2009 года), а также утверждение администрации о том, что при первоначальном обращении главы хозяйства земельный участок не был сформирован. Кроме того, апелляционному суду рекомендовано учесть сложившуюся в регионе судебную практику рассмотрения аналогичных споров (т. 2, л. д. 172).
При новом рассмотрении постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 решение от 04.08.2010 отменено, в удовлетворении заявления главе хозяйства отказано. С главы хозяйства в доход федерального бюджета взыскано 100 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Апелляционный суд исходил из того, что порядок и правила предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, регламентируются не только Законом N 74-ФЗ, но и нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Применив статью 12 Закона N 74-ФЗ с учетом статей 27, 29, 34 и 81 (пункт 1) Кодекса, а также статьи 10 Закона N 101-ФЗ, суд пришел к выводу об отсутствии у главы хозяйства права на предоставление спорного земельного участка в аренду без проведения торгов. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в случае, если на земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом и Законом N 74-ФЗ не урегулирован. Поэтому право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам статьи 38 Кодекса. Следовательно, выраженное в письме от 20.01.2010 N 961 решение администрации о выставлении спорного участка на торги является законным. Апелляционный суд указал, что действия администрации по выставлению права аренды на торги не может быть расценено как ущемление прав главы хозяйства, поскольку последний не лишен возможности принимать в них участие. Ввиду отсутствия условий для признания оспариваемого решения незаконным (статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционный суд отказал главе хозяйства в удовлетворении заявленных требований (т. 3, л. д. 60).
Глава хозяйства обжаловал апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанный акт отменить, решение от 04.08.2010 оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а также несоответствие сделанных им выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Вывод апелляционного суда об отсутствии оснований для признания незаконным отказа администрации в предоставлении спорного участка сделан без учета положений статьи 81 Кодекса и статьи 12 Закона N 74-ФЗ, позволяющих главе хозяйства претендовать на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов. Отказ органа местного самоуправления нарушает права хозяйства на приобретение земельного участка в аренду по процедуре, установленной специальным законом. Вывод суда о необходимости выставления (при наличии двух претендентов) права аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на торги противоречит сформированной арбитражной практике и письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2003. Ссылка апелляционного суда на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 неправомерна, поскольку в названном деле разрешался спор по вопросу о предоставлении земельного участка для строительства.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании глава хозяйства и его представитель поддержали доводы жалобы, просили апелляционное постановление от 28.02.2011 отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.08.2010.
Представители администрации и общества возражали против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность апелляционного постановления.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу следует удовлетворить.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 17 ноября 2009 глава хозяйства обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему в аренду земельных участков общей площадью 747,69 га, из которых 472,89 га в рамках пролонгации договора аренды на новый срок, оставшиеся земли (в том числе земельный участок площадью 225 га с кадастровым номером 26:15:320302:4) - для расширения деятельности хозяйства из фонда перераспределения района (т. 1, л. д. 16 - 18, 34 - 36).
23 декабря 2009 года в районной газете "Звезда Прикубанья" администрация опубликовала сообщение, в котором информировала о наличии земельного участка площадью 225 га с кадастровым номером 26:15:320302:4, относящегося к категории "земли сельскохозяйственного назначения", предназначенного для ведения подсобного сельского хозяйства, с целью предоставления его в аренду сроком на 10 лет. Сообщение также содержит указание на даты, время и место приема заявок с 23.12.2009 по 21.01.2010 (т. 1, л. д. 24).
25 декабря 2009 года глава хозяйства обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет участка, указанного в публикации (т. 1, л. д. 39).
15 января 2010 года в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 225 га с кадастровым номером 26:15:320302:4 в аренду сроком на 10 лет обратилось общество (т. 1, л. д. 47).
6 апреля 2010 года глава хозяйства вновь обратился в орган местного самоуправления с заявлениями, в которых просил сообщить результаты рассмотрения его заявления от 17.11.2009 о предоставлении в аренду участка с кадастровым номером 26:15:320302:4; предоставить ему земельный участок в аренду в соответствии со статьей 12 Закона N 74-ФЗ для расширения крестьянского хозяйства (т. 1, л. д. 12, 12а).
В письме от 20.04.2010 N 961 администрация сообщила главе хозяйства о том, что 25 января 2010 года комиссией по проведению торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или прав на заключение договоров аренды таких участков принято решение о проведении торгов на право аренды в отношении вышеуказанного земельного участка (т. 1, л. д. 13, 14).
Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка для расширения деятельности хозяйства, глава хозяйства обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) органов местного самоуправления могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило названного пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи 10, согласно которому земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 81 Кодекса гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Закона N 74-ФЗ. Согласно указанной норме граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления граждан или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду на основании порядка, установленного специальным федеральным законом.
Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в аренду. Нормы Закона N 74-ФЗ, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Кодекса и Закону N 101-ФЗ, которые в связи с этим не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией и крестьянским хозяйством.
Поэтому вывод суда первой инстанции о том, что к спорным правоотношениям не применяется статья 10 Закона N 101-ФЗ, является правильным. Земельный участок должен быть предоставлен органом местного самоуправления в аренду крестьянскому хозяйству с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами статьи 12 Закона N 74-ФЗ.
Изложенная правовая позиция соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.12.2009 по делу N А15-434/2009, от 24.08.2009 по делу N А32-12204/2008, от 31.07.2009 по делу N А32-22127/2008, от 19.07.2010 по делу N А32-21991/2009, от 05.02.2010 по делу N А63-6672/2009, от 14.01.2011 по делу N А22-251/2010, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 02.09.2010 по делу N А14-5420/2009, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.04.2011 по делу N А45-27864/2009).
При разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций установлено, что глава хозяйства 17.11.2009 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для расширения крестьянского (фермерского) хозяйства. Заявление оформлено с учетом требований статьи 12 Закона N 74-ФЗ. Доказательства наличия на момент первичного обращения главы хозяйства (ноябрь 2009 года) заявлений иных лиц (в том числе общества) в материалы дела не представлены. Участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет (т. 1, л. д. 38).
При таких обстоятельствах крестьянское хозяйство имело право на получение в аренду земельного участка в порядке, установленном статьей 12 Закона N 74-ФЗ. Поэтому отказ органа местного самоуправления со ссылкой на необходимость выставления испрашиваемого участка на торги правомерно признан судом первой инстанции незаконным (статья 81 Кодекса, статья 12 Закона N 74-ФЗ). Оспариваемые (неправомерные) действия администрации повлекли нарушение прав и интересов главы хозяйства, лишенного возможности приобрести земельный участок в аренду по процедуре, установленной специальным законом. В порядке восстановления нарушенного права суд первой инстанции в соответствии с положениями пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал орган местного самоуправления принять решение по вопросу о предоставлении земельного участка и направить в адрес хозяйства проект договора аренды.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Поскольку вывод суда апелляционной инстанции о необходимости выставления права аренды в отношении спорного земельного участка на торги не основан на законе (пункт 1 статьи 81 Кодекса, статья 12 Закона N 74-ФЗ) и противоречит сложившейся судебно-арбитражной практике, постановление от 28.02.2011 следует отменить.
Суд первой инстанции правильно разрешил спор по существу, нарушения им норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационной инстанцией не установлены. Поэтому решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.08.2010 подлежит оставлению в силе.
При подаче кассационных жалоб на апелляционные постановления от 15.10.2010 и 28.02.2011 глава хозяйства уплатил в федеральный бюджет 1100 рублей (платежные поручения от 28.10.2010 N 41 и 22.03.2011 N 4).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы по данному делу составляет 100 рублей. Поэтому излишне уплаченная главой хозяйства по платежному поручению от 28.10.2010 N 41 сумма государственной пошлины (900 рублей) подлежит возврату заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. Оставшаяся сумма (в размере 200 рублей) в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса подлежит взысканию с казны муниципального образования (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" в редакции информационного письма от 11.05.2010 N 139).
Руководствуясь статьями 110, 274, 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 по делу N А63-4449/2010 отменить. Прекратить взыскание по отмененному судебном акту.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.08.2010 оставить в силе.
Взыскать с муниципального образования Кочубеевский муниципальный район Ставропольского края за счет средств казны муниципального образования в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Денисенко Михаила Николаевича (ИНН 261000220724, ОГРНИП 305264804910000) 200 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Денисенко Михаилу Николаевичу (ИНН 261000220724, ОГРНИП 305264804910000) из федерального бюджета 900 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.