Постановление Правительства Архангельской области от 28 декабря 2022 г. N 1186-пп
"Об утверждении Стратегии развития экспорта в Архангельской области до 2030 года"
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", подпунктом 1 пункта 1 статьи 34 Устава Архангельской области, Стандартом по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации (Региональный экспортный стандарт, версия 2.0), утвержденным протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Международная кооперация и экспорт" от 30 июля 2020 года N 6, Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития экспорта в Архангельской области до 2030 года (далее - Стратегия).
2. Исполнительным органам государственной власти Архангельской области при разработке и реализации государственных программ Архангельской области (подпрограмм) и (или) их мероприятий в сфере развития экспорта руководствоваться Стратегией.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области учитывать положения Стратегии при разработке муниципальных программ (подпрограмм) и (или) их мероприятий в сфере развития экспорта.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора |
А.В. Алсуфьев |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Архангельской области
от 28 декабря 2022 г. N 1186-пп
Стратегия
развития экспорта в Архангельской области до 2030 года
I. Общие положения
Стратегия развития экспорта в Архангельской области до 2030 года (далее - Стратегия) определяет цели, задачи и основные направления развития экспортной деятельности Архангельской области.
Положения Стратегии предназначены для разработки государственных программ Архангельской области, аккумулирующих ресурсы, конкретизирующих цели и инструменты развития экспортной деятельности, направленные на достижение результатов Стратегии.
Стратегия разработана в соответствии региональными проектами "Системные меры развития международной кооперации и экспорта (Архангельская область)" и "Экспорт продукции АПК", входящими в состав национального проекта "Международная кооперация и экспорт".
Правовой основой разработки Стратегии являются:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 4 января 1999 года N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации".
4. Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 года N 1478 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации".
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации".
6. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации".
7. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
8. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 года N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
10. Постановление Правительства Архангельской области от 28 января 2020 N 28-пп "Об утверждении программы развития Арктического рыбопромышленного кластера".
II. Цели и задачи Стратегии
Целью Стратегии являются формирование условий для развития экспортной деятельности в Архангельской области, увеличение объемов экспорта несырьевых неэнергетических товаров.
В целях достижения цели Стратегии определены следующие задачи:
1) расширение рынков сбыта производственных компаний в Архангельской области, продукция которых имеет экспортный потенциал. Рост экспортных поставок будет способствовать увеличению объемов производства, выручки, численности занятых на предприятиях, повышению качества производимой продукции, развитию компетенций работников организаций;
2) определение принципов развития экспортной деятельности Архангельской области;
3) определение основных направлений развития экспортной деятельности Архангельской области;
4) определение механизмов реализации Стратегии.
III. Ключевые результаты и эффекты Стратегии
В результате реализации Стратегии необходимо в 2030 году достичь следующих ключевых результатов:
1) объем экспорта продукции агропромышленного комплекса в сопоставимых ценах составляет не менее 120 млн. долл. США;
2) в Архангельской области внедрен Стандарт по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации (Региональный экспортный стандарт);
3) количество экспортеров из числа субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 30% по сравнению с 2021 годом;
4) объем экспорта Архангельской области в сопоставимых ценах составляет не менее 4000 млн. долл. США;
5) доля экспорта товаров (работ, услуг) составляет не менее 20% от валового регионального продукта.
Будут снижены связанные с экспортом издержки за счет устранения избыточных административных барьеров.
Проекты, направленные на увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта в Архангельской области отражены в приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью Стратегии.
Ключевые показатели Стратегии отражены в приложении N 2, являющемся неотъемлемой частью Стратегии.
IV. Принципы развития экспортной деятельности Архангельской области
Принципами развития экспортной деятельности Архангельской области являются:
1) единство государственной политики посредством усиления межведомственной координации в вопросе регулирования экспортной деятельности и четкого соблюдения законодательства Российской Федерации, а также норм международного права в вопросах экспортной деятельности на территории Архангельской области;
2) географическая диверсификация экспортных связей, обеспечивающая освоение новых рынков, а также закрепление позиций региональных экспортеров на традиционных рынках;
3) ориентация на развитие несырьевого экспорта, экспорта высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, а также увеличение добавленной стоимости в традиционном экспорте.
V. Текущее состояние внешнеэкономической деятельности в Архангельской области
В 2021 году наблюдалась тенденция к увеличению внешнеторгового оборота, обусловленная в первую очередь ростом объема экспорта. Внешнеторговый оборот Архангельской области за 2021 год по сравнению с 2020 годом увеличился на 54,6% и составил 3585,6 млн. долларов США. Стоимостный объем экспорта увеличился на 54,2%, импорта - на 58,4%. Увеличение объемов экспорта связано в значительной степени с существенным ростом поставок на внешние рынки продукции лесопромышленного комплекса.
В то же время доля Архангельской области в суммарном стоимостном объеме внешнеторговых операций Северо-Западного федерального округа (далее - СЗФО) в 2021 году по сравнению с 2019 годом увеличилась с 3,0 до 3,5%, доля экспорта выросла с 4,9 до 5,3%, импорта - с 0,7 до 0,9%.
Основные показатели экспорта
Динамика внешнеторгового оборота Архангельской области
(млн. долларов США)
Показатель |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Экспорт |
2406,441 |
2958,284 |
2541,229 |
2086,669 |
3217,422 |
Импорт |
192,870 |
232,300 |
281,496 |
232,234 |
367,168 |
Всего оборот |
2599,311 |
3190,584 |
2822,725 |
2318,933 |
3585,590 |
Сальдо |
2213,571 |
2725,984 |
2259,733 |
1854,465 |
2851,254 |
Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав СЗФО, Архангельская область занимает шестое место по товарообороту (3,5% стоимостных объемов СЗФО), пятое место по объемам экспорта (5,3%), девятое место по объемам импорта.
Внешнеторговый оборот Архангельской области за 2021 год составил 3585,6 млн. долларов США. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло увеличение товарооборота на 54,6%, рост экспорта - на 54,2%, рост импорта - на 58,1%. Соотношение стоимостных объемов экспорта и импорта в товарообороте составило 90:10.
96% товарооборота приходится на страны дальнего зарубежья, 4% - на страны Содружества Независимых Государств (далее - страны СНГ). В торговле со странами дальнего зарубежья стоимостной объем экспорта вырос на 56,7%, стоимостной объем импорта увеличился на 62,5%. В торговле со странами СНГ увеличение стоимостного объема экспорта на 16,1%, снижение стоимостного объема импорта на 10,8%.
За 2021 год торговые операции осуществлялись с партнерами из 110 стран. Крупнейшие страны-контрагенты - Нидерланды (22,1% товарооборота), Китай (7,7%), Соединенные Штаты Америки (7,7%). Суммарный товарооборот с этими странами составил 37,5% от общего товарооборота Архангельской области.
За 2021 год внешнеэкономическую деятельность осуществляли 226 участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) Архангельской области. Экспортировали товары 153 участника ВЭД, импортировали - 110.
Количество стран-партнеров в экспорте Архангельской области - 106 (в 2020 году - 109 стран). Основные страны: Нидерланды, Бельгия, Китай.
Ведущие позиции в экспорте занимают древесина и целлюлозно-бумажные изделия (45,3%), минеральные продукты (34,5%), прочие товары (11,6%, в данной укрупненной товарной группе доля экспорта необработанных алмазов в Бельгию и Объединенные Арабские Эмираты составила 96,1%).
Количество стран-партнеров в импорте Архангельской области - 61 (в 2020 году - 53 страны). Основные страны: Франция, Соединенные Штаты Америки, Норвегия.
В импорте доля продукции машиностроения составила 88,3%, продукции химической промышленности - 5,8%.
Информация об экспортерах - субъектах малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей
(далее - МСП)
Общее количество МСП в Архангельской области (без Ненецкого автономного округа) за 2021 год составило 129 хозяйствующих субъектов, 119 субъектов осуществляли экспорт несырьевых товаров, 120 субъектов осуществляли экспорт несырьевых неэнергетических товаров. Доля экспорта субъектов МСП в общем объеме экспорта Архангельской области составила 27,4%, в общем объеме несырьевого экспорта - 35,6%, в общем объеме несырьевого неэнергетического экспорта - 35,5%.
Экспорт Архангельской области
Экспортные операции организаций в Архангельской области ориентированы на внешний рынок дальнего зарубежья. По итогам 2021 года стоимостной объем экспортных поставок в страны дальнего зарубежья составил 95,5% от общего стоимостного объема экспорта.
По сравнению с 2020 годом экспорт в страны дальнего зарубежья увеличился на 56,7%, в страны СНГ - на 16,1%.
Товарная структура
экспорта Архангельской области (тыс. долл. США)
Коды ТН ВЭД |
Наименование элемента структуры |
2020 год |
Доля в экспорте за 2020 год |
2021 год |
Доля в экспорте за 2021 год |
2021 год к 2020 году |
01-24 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
123 025,5 |
5,9% |
224 212,1 |
7,0% |
182,2% |
25-27 |
Минеральные продукты |
653 818,3 |
31,3% |
1 110 480,7 |
34,5% |
169,8% |
28-40 |
Продукция химической промышленности, каучук |
7 219,9 |
0,3% |
7 750,5 |
0,2% |
107,3% |
41-43 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
202,0 |
0,0% |
46,5 |
0,0% |
23,0% |
44-49 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
986 269,6 |
47,3% |
1 459 234,3 |
45,3% |
148,0% |
50-67 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
211,4 |
0,0% |
270,3 |
0,0% |
127,9% |
72-83 |
Металлы и изделия из них |
13 502,4 |
0,6% |
14 454,4 |
0,4% |
107,1% |
84-90 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
58 671,7 |
2,8% |
29 236,4 |
0,9% |
49,8% |
|
Другие товары |
243 778,3 |
11,7% |
372 736,4 |
11,6% |
152,9% |
Импорт Архангельской области
Приоритет при ввозе товаров в Архангельскую область по стоимостным показателям принадлежит странам дальнего зарубежья.
По итогам 2021 года доля поставок из стран дальнего зарубежья составила 96,6% от импорта Архангельской области.
По сравнению с 2020 годом стоимостной объем импорта из стран дальнего зарубежья увеличился на 62,5%, а стоимостной объем импорта из стран СНГ снизился на 10,8%.
Товарная структура
импорта Архангельской области (тыс. долл. США)
Коды ТН ВЭД |
Наименование элемента структуры |
2020 год |
Доля в импорте за 2020 год |
2021 год |
Доля в импорте за 2021 год |
2021 год к 2020 году |
01-24 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
10 267,6 |
4,4% |
9 830,0 |
2,7% |
95,7% |
25-27 |
Минеральные продукты |
5,5 |
0,0% |
8,1 |
0,0% |
147,6% |
28-40 |
Продукция химической промышленности, каучук |
19 301,8 |
8,3% |
21 205,1 |
5,8% |
109,9% |
41-43 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
20,6 |
0,0% |
62,6 |
0,0% |
303,7% |
44-49 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
1 658,7 |
0,7% |
1 722,8 |
0,5% |
103,9% |
50-67 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
2 586,4 |
1,1% |
2 745,5 |
0,7% |
106,2% |
72-83 |
Металлы и изделия из них |
4 614,1 |
2,0% |
5 374,1 |
1,5% |
116,5% |
84-90 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
191 731,8 |
82,6% |
324 041,5 |
88,3% |
169,0% |
|
Другие товары |
2 047,3 |
0,9% |
2 178,5 |
0,6% |
106,4% |
VI. Механизмы реализации Стратегии
Для реализации Стратегии планируется использование следующих механизмов:
1) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Архангельской области в сфере развития экспортной деятельности;
2) определение основных внутренних и внешних барьеров, с которыми сталкиваются экспортеры;
3) интеграция организаций в Архангельской области в мировую экономику;
4) стимулирование экспорта на территории Архангельской области;
5) определение основных задач экспортной политики Архангельской области;
6) развитие импорта технологий для организации экспортной деятельности;
7) определение географических и отраслевых приоритетов внешнеэкономического сотрудничества Архангельской области.
VII. Основные внутренние и внешние барьеры, с которыми сталкиваются экспортеры
Недостаточная готовность экспортеров в Архангельской области к ведению бизнеса за рубежом обусловлена следующими внутренними и внешними барьерами:
низкий уровень информированности организаций в Архангельской области и отсутствие необходимых компетенций в области осуществления экспортной деятельности;
негативное воздействие политики санкций и ограничений в отношении России, что приводит к снижению конкурентоспособности российской промышленной продукции и сокращению возможностей финансовой поддержки экспорта вследствие роста стоимости привлечения капитала, а также ограничивает экспорт в ряд стран для российских компаний и отраслей.
В то же время для многих организаций самыми серьезными барьерами на пути к экспорту являются проблемы внутреннего характера. К таким проблемам относятся:
сложная процедура возврата налога на добавленную стоимость экспортерам;
сложности с оформлением разрешительных экспортных документов.
Отмечается рост нетарифных барьеров (далее - НТБ). К НТБ относятся ограничения (запреты, особые требования или условия) к импортируемой продукции. Наиболее активно нетарифные меры используются крупнейшими странами с точки зрения численности населения (Китай и Индия) или размера экономики (страны Европейского союза и Соединенные Штаты Америки).
Нетарифные меры используются как замена таможенных пошлин, которые неуклонно снижаются и, как правило, более жестко регулируются международными соглашениями. Кроме того, НТБ связаны с заботой о здоровье граждан и об окружающей среде и поэтому им уделяется больше внимания особенно в развитых странах.
Влияние нетарифных мер, как правило, является наиболее чувствительным для небольших экспортеров, так как расходы на соблюдение новых стандартов и правил по сертификации часто не зависят от объема экспортируемой продукции.
НТБ не всегда являются угрозой для международной торговли. В некоторых случаях нетарифные меры, в частности санитарные и фитосанитарные меры, наоборот способствуют экспорту, так как сертификация делает продукцию более конкурентоспособной.
Широкий круг предпринимателей не включен в глобальные цепочки стоимости и поставок.
Сильно ограничен спектр конкурентоспособной продукции.
Сохраняются длительные административные и регуляторные барьеры - получение разрешительных документов, инфраструктурные проблемы, связанные с экспортной логистикой, излишний административный (валютный, налоговый, экспортный) контроль и др.
Кроме того, экспортеры в Архангельской области сталкиваются со следующими проблемами, требующими решения на федеральном уровне.
При экспорте продукции в страны северной Африки (Алжир, Египет) продукция целлюлозно-бумажных предприятий в Архангельской области облагается ввозными пошлинами в странах назначения, а при поставках из стран Европейского Союза пошлин нет. Соответственно, данные пошлины делают продукцию предприятий (например, картон, производимый акционерным обществом "Архангельский ЦБК") примерно на 10% дороже для потенциальных покупателей, что снижает ее конкурентоспособность.
Такая же проблема актуальна и для лесопильных предприятий в Архангельской области, так как в некоторых странах введены импортные пошлины на пиломатериалы, ввозимые из России. К таким странам относятся Алжир, Тунис. Поставки в эти страны осуществлялись из России на регулярной основе в прошлом. Но сейчас из-за введенных ограничений, которые не распространяются на пиломатериалы из скандинавских стран, доступ на эти рынки организациям Архангельской области невозможен.
Обсуждение снижения (или исключения) данных ввозных пошлин необходимо решать на межгосударственном уровне.
В 2022 году ввиду вынужденной переориентации экспортных поставок (в первую очередь лесопромышленной, а также рыбопромышленной продукции) в азиатско-тихоокеанском направлении, страны ближнего и среднего востока по причине запрета на импорт традиционными партнерами из стран Европейского Союза значительно выросли затраты на транспортировку продукции.
Кроме того, большая часть продукции до ввода санкций и ограничений в отношении России поставлялась контрагентам морским транспортом. В текущих условиях основные поставки осуществляются железнодорожным транспортом. При этом наблюдается существенная нехватка подвижного состава. План отправки контейнерных поездов с экспортной продукцией предприятий лесопромышленного комплекса выполняется не более, чем на 55% от заявленной предприятиями потребности.
VIII. Интеграция организаций в Архангельской области в мировую экономику
Интеграция организаций в Архангельской области в мировую экономику включает:
активизацию официальных контактов с органами власти зарубежных государств и административно-территориальных образований иностранных государств;
заключение соглашений о сотрудничестве с зарубежными государствами и административно-территориальными образованиями иностранных государств;
активное участие Архангельской области и субъектов ВЭД в международных событиях с привлечением Союза "Торгово-промышленная палата Архангельской области", Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
IX. Стимулирование экспорта на территории Архангельской области
Развитие экспорта и увеличение в его структуре доли продукции с высокой степенью переработки, а также повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке являются важнейшими направлениями экономической политики Архангельской области. Развитие экспорта промышленной продукции обеспечивает увеличение объемов производства, рост налоговых поступлений в областной бюджет Архангельской области и создание дополнительных рабочих мест на территории Архангельской области.
Общесистемные цели
повышение конкурентоспособности продукции организаций в Архангельской области за счет создания условий для модернизации имеющихся и создания новых современных производственных мощностей;
стимулирование создания и модернизации экспортных производств организаций в Архангельской области за счет внедрения передовых технологий, привлечение и обучение квалифицированного персонала для этих задач;
создание инновационной продукции организациями в Архангельской области и ее продвижение на новые рынки;
формирование благоприятных условий для расширения экспортно-ориентированной производственной базы, привлечение иностранных инвестиций, в том числе путем принятия специальных программ поддержки соответствующих производств, создания экономических площадок и зон для производства экспортной продукции, улучшение и модернизация энергетической, технологической, производственной и транспортной инфраструктуры;
развитие предприятий военно-промышленного комплекса, в том числе развитие на их базе гражданского машиностроения;
развитие и поддержка организаций в Архангельской области, занятых глубокой переработкой древесины, добычей и переработкой биоресурсов и в сфере аквакультуры;
развитие транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах, в том числе:
техническое перевооружение Архангельского морского торгового порта, включая реализацию проекта строительства нового глубоководного района;
увеличение количества регулярного морского линейного сообщения по Северному морскому пути и организация экспорта целлюлозно-бумажной продукции и продукции лесопереработки через Архангельский морской торговый порт;
реализация крупных инвестиционных проектов в туристической сфере, связанных с организацией круизного сообщения.
Основные задачи экспортной политики Архангельской области
1. Снижение административных и структурных барьеров, ограничивающих развитие экспортной деятельности
оперативное взаимодействие с компаниями-экспортерами, выявление барьеров и проблем, возникающих при экспортной деятельности;
оперативное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в целях внесения изменений в нормативные правовые акты, ограничивающие возможности ведения экспортной деятельности;
внесение предложений по изменению либо введению федеральных мер поддержки экспортной деятельности.
2. Расширение присутствия Архангельской области на международных рынках и развитие внешнеэкономических связей с другими государствами
разработка и заключение соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с зарубежными партнерами Архангельской области;
участие экспортеров и потенциальных экспортеров из Архангельской области в составе официальных делегаций в зарубежные страны, возглавляемых Губернатором Архангельской области или его заместителями;
продолжение деятельности по презентации Архангельской области, ее реальных и потенциальных возможностей в международном сообществе.
Цели таких презентаций:
ознакомление общественности и деловых кругов зарубежных стран с Архангельской областью;
предоставление иностранным бизнесменам всей необходимой информации о товарах и услугах Архангельской области, информации, необходимой для организации бизнеса на территории Архангельской области, прогнозирования, подготовки и осуществления инвестиций. Для повышения эффективности этого процесса необходимо действовать согласно утвержденному ежегодному плану международного продвижения;
продвижение продукции (товаров, работ и услуг) Архангельской области через сеть региональных и международных точек российского присутствия (в том числе используя потенциал торговых представительств Российской Федерации в зарубежных странах, Деловых Советов при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, представителей Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в зарубежных странах, подразделений акционерного общества "Российский экспортный центр (далее - РЭЦ) в зарубежных странах, через создание представительств Архангельской области в зарубежных странах);
привлечение потенциальных иностранных партнеров в Архангельскую область (в рамках дней международного бизнеса, реверсных бизнес-миссий, приема иностранных делегаций в Архангельской области, организации деятельности рабочих групп и проведения рабочих встреч с участием представителей генеральных консульств зарубежных стран по вопросам развития внешнеторговой деятельности);
организация участия организаций из Архангельской области в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в зарубежных странах, а также в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации;
содействие субъектам предпринимательской деятельности в Архангельской области в организации торговли товарами и услугами онлайн методами (в том числе с использованием международных торговых электронных площадок).
3. Развитие инфраструктуры поддержки экспорта в Архангельской области и расширение мер поддержки
проведение ежегодного анализа эффективности мер поддержки, предоставляемых Центром поддержки экспорта Архангельской области автономной некоммерческой организации Архангельской области "Агентство регионального развития" с целью перераспределения имеющихся объемов финансирования на меры, приносящие наибольший эффект;
разработка дополнительных мер государственной поддержки участникам внешнеэкономической деятельности (финансовых, мер налогового стимулирования и т.д.), в том числе ориентированных на развитие экспорта услуг;
выделение дополнительных финансовых ресурсов Центру поддержки экспорта в Архангельской области за счет средств областного бюджета в целях развития эффективных мер поддержки.
Целесообразным представляется осуществлять поощрение организаций Архангельской области, сумевших наладить экспорт продукции, прежние аналоги которой не имели сбыта за рубежом.
Необходимо обеспечить поддержку организаций, которые выпускают наукоемкую, ресурсосберегающую, экологически чистую продукцию, по своим параметрам превосходящую зарубежные аналоги, стимулировать обновление их основных фондов. Меры поддержки должны осуществляться путем привлечения таких предприятий к участию в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предоставления субсидий, грантов, а также льготных кредитов на обновление производства.
4. Популяризация экспортной деятельности
Увеличению числа организаций-экспортеров и росту объемов несырьевого экспорта Архангельской области будет способствовать популяризация экспортной деятельности, которая предусматривает:
формирование плана популяризации экспортной деятельности;
регистрацию бренда Архангельской области и его продвижение как в Архангельской области, так и в зарубежных странах;
развитие интернет-ресурса, посвященного экспортной деятельности Архангельской области;
проведение конкурса "Лучший экспортер года";
популяризацию лучших практик и проведение рекламной кампании организаций-экспортеров в Архангельской области.
5. Подготовка кадров в сфере внешнеэкономической деятельности
Развитие системы образования, подготовки и переподготовки кадров в Архангельской области для торговой политики и международного сотрудничества является важнейшей предпосылкой использования конкурентных преимуществ и имеющихся ресурсов в международной торговле. Повышение квалификации необходимо как для государственных служащих, так и для представителей экспортно-ориентированных организаций.
Основными направлениями в данной сфере являются:
организация и проведение для организаций Архангельской области обучающих программ по различным аспектам внешнеэкономической деятельности, в том числе программ для начинающих экспортеров с привлечением представителей федеральных органов исполнительной власти, представителей РЭЦ, банковских структур и др.;
организация обучения на целевых среднесрочных курсах и краткосрочных семинарах представителей исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области;
привлечение субъектов предпринимательской деятельности в Архангельской области к участию в программах акселерации, реализуемых РЭЦ;
разработку акселерационных программ для экспортеров Архангельской области;
Учитывая, что федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" является активным участником международного сотрудничества и университетом, обладающим значительным научным и образовательным потенциалом, представляется целесообразным проработка и организация на его базе в среднесрочном периоде образовательных программ по тематике экспортной деятельности.
X. Развитие импорта технологий для организации экспортной деятельности
Учитывая тенденцию роста российского экспорта и импорта технологий, фиксируемую за последнее десятилетие, Архангельская область также ориентирована на импорт современных технологий для повышения конкурентоспособности производимой организациями в Архангельской области продукции.
Данную работу планируется осуществлять через автономную некоммерческую организацию "Агентство по технологическому развитию", которая учреждена для содействия российским предприятиям по внедрению технологических решений мирового уровня с целью достижения конкурентоспособности отечественной продукции.
Это предусматривает поиск международных партнеров для технологической модернизации, формирование и подготовку проекта и поиск вместе с заказчиком требуемого финансирования.
XI. Географические и отраслевые приоритеты внешнеэкономического сотрудничества Архангельской области
Учитывая существующую географическую структуру внешнеэкономической активности организаций в Архангельской области, перспективы развития международных товарных рынков и рынков капитала, геополитическое положение Архангельской области следует признать приоритетными следующие географические направления развития внешнеэкономической деятельности Архангельской области:
страны БРИКС (Бразилия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) и Азиатско-Тихоокеанского региона - как страны с наиболее интенсивно развивающейся экономикой;
страны Евразийского экономического сообщества - как потребители продукции региональных лесопромышленных материалов из Архангельской области;
страны Азиатско-Тихоокеанского региона - как альтернативные направления развития экспорта и переориентации экспортных поставок с традиционных рынков в связи с вводимыми и уже введенными ограничениями.
Помимо указанных стран Министерством иностранных дел Российской Федерации определены страны, развитие внешнеторговых связей с которыми имеет важное значение (Китай, Турция, Индия, Афганистан, Иран, Пакистан).
Принимая во внимание недружественное отношение ряда стран к Российской Федерации, отношения необходимо выстраивать в первую очередь на межрегиональном уровне.
XII. Отраслевые приоритеты развития экспорта Архангельской области
Лесобумажная продукция.
Является традиционной и превалирующей для экспорта Архангельской области. В данной связи основная задача Стратегии наряду с поддержанием существующего экспортного потенциала предприятий лесопромышленного комплекса должна заключаться в повышении привлекательности экспортных поставок путем снижения затрат на производство и реализацию, а также за счет расширения ассортимента выпускаемой продукции глубокой переработки древесины.
Экспорт драгоценных камней.
В настоящее время по данной группе товаров есть существенный экспортный потенциал, особенно по бриллиантам (при условии изменения регулирования на федеральном уровне). Цена бриллиантов в 15-20 раз превышает цену ювелирных алмазов, по экспорту которых Россия прочно занимает первое место в мире.
Продукция машиностроения.
Для Архангельской области - это продукция судостроительных предприятий, однако, учитывая специфику их взаимодействия с иностранными государствами по линии военно-технического сотрудничества, влияние на объемы экспорта данной продукции у исполнительных органов государственной власти Архангельской области крайне ограничены.
Отдельно необходимо выделить отраслевые приоритеты в сфере экспорта услуг:
1. Образовательные услуги
Развитие этого направления перспективно за счет расширения географических связей Архангельской области со странами Средней Азии (Республика Узбекистан, Республика Таджикистан), Центральной Азии (Республика Казахстан, Китайская Народная Республика), Юго-Восточной Азии (Социалистическая Республика Вьетнам).
2. Туристские услуги
Архангельская область имеет значительный туристический потенциал, который планируется продвигать через участие в международных выставочных мероприятиях, через продвижение туристических ресурсов Архангельской области на международном туристском рынке в рамках деятельности государственного бюджетного учреждения Архангельской области "Туристско-информационный центр Архангельской области".
3. Медицинские услуги
Развитие данного направления возможно через реализацию программы коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории Архангельской области, и внедрение систем менеджмента качества на соответствие требованиям процессного подхода и международному стандарту ISO 9001 в медицинских организациях в Архангельской области.
4. Компьютерные услуги
Перспективность данного направления связана с развитием цифровой экономики, которая в перспективе будет активно развиваться.
XIII. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии
Ресурсное обеспечение реализации Стратегии будет осуществляться участниками реализации мероприятий Стратегии на базе координации документов планирования реализации Стратегии, документов планирования деятельности участников реализации мероприятий Стратегии.
Планирование и выделение средств на финансирование мероприятий Стратегии за счет областного бюджета будет производиться преимущественно в форме финансирования государственных программ (подпрограмм) Архангельской области, аккумулирующих ресурсы, конкретизирующих цели и инструменты развития экспортной деятельности, направленные на достижение результатов Стратегии.
Помимо этого, для достижения результатов Стратегии будут использованы собственные, а также заемные средства организаций, направленные на реализацию инвестиционных проектов, ориентированных на развитие экспортной деятельности.
XIV. Заключительные положения
Стратегия определяет основы экспортной деятельности Архангельской области на период до 2030 года.
Результатом реализации Стратегии должно стать дальнейшее развитие международных и внешнеэкономических связей Архангельской области, рост внешнеторгового оборота, иностранных инвестиций, вовлечение организаций в Архангельской области в международные производственные процессы и повышение инвестиционной привлекательности Архангельской области.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Стратегии развития экспорта
в Архангельской области до 2030 года
Проекты,
направленные на увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта в Архангельской области
N п/п |
Название организации |
Отрасль |
Краткое описание проекта |
Требуемый объем финансирования, млн. рублей |
Увеличение экспортной выручки к 2024 году (к 2019 году, нарастающим итогом), млн. рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Открытое акционерное общество "Бионет" |
Лесопромышленный комплекс |
Наращивание производства биотопливных пеллет "Черные пеллеты Бионет" ("Black pellets Bionet"), увеличение экспорта производимой продукции |
681,3 |
1 573,0 |
2 |
Закрытое акционерное общество "Лесозавод 25" |
Лесопромышленный комплекс |
Увеличение объемов производства продукции закрытого акционерного общества "Лесозавод 25" (пиломатериалы хвойных пород), увеличение экспорта продукции |
300,0 |
2 596,9 |
3 |
Общество с ограниченной ответственностью "Протон" |
Лесопромышленный комплекс |
Увеличение объемов производства продукции (пиломатериалы хвойных пород, пиломатериалы из осины, топливные брикеты), увеличение экспорта готовой продукции, приведение продукции в соответствие с требованиями внешних рынков |
100,0 |
360,0 |
4 |
Акционерное общество "Архангельский фанерный завод" |
Лесопромышленный комплекс |
Увеличение мощностей по выпуску фанеры, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение объемов реализации продукции на экспорт |
290,0 |
974,0 (дополнительно: прирост выручки на внутреннем рынке - 316,0) |
5 |
Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "УЛК" |
Лесопромышленный комплекс |
Создание нового высокотехнологичного экспортоориентированного производства на территории Архангельской области (производство пиломатериалов хвойных пород), модернизация действующего экспортоориентированного производства с целью увеличения его мощности (производство пиломатериалов хвойных пород) |
37 091,1 |
112 392,3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Стратегии развития экспорта
в Архангельской области до 2030 года
Ключевые показатели
экспортной стратегии
Показатель |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
Объем экспорта, млн. долл. США |
3217,4 |
2876,7 |
3148,0 |
3318,9 |
3556,0 |
3642,3 |
3728,6 |
3815,0 |
3901,3 |
4001,4 |
Рост ННЭ, % |
20,2 |
2,8 |
12,5 |
21,8 |
27,1 |
33,9 |
44,2 |
51,6 |
60,7 |
70,0 |
Количество экспортеров малого и среднего предпринимательства |
129 |
126 |
135 |
141 |
147 |
152 |
156 |
161 |
164 |
168 |
Объем ННЭ, млн. долл. США |
1415,7 |
1210,5 |
1325,4 |
1434,6 |
1483,2 |
1577,1 |
1698,4 |
1785,6 |
1893,3 |
2002,4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В стратегии дана характеристика текущего состояния внешнеэкономической деятельности в регионе, а также определены основные внутренние и внешние барьеры, с которыми сталкиваются экспортёры. Отраслевыми приоритетами развития экспорта названы лесобумажная продукция, драгоценные камни (особенно бриллианты) и продукция судостроительных предприятий. К отраслевым приоритетам в сфере экспорта услуг отнесены образование, туризм, медицина и компьютерные технологии.
Стратегия рассчитана на период до 2030 г. Результатами её реализации должны стать:
- увеличение объёма экспорта до 4 млрд долларов США, в т.ч. не менее 120 млн долларов США за счёт экспорта продукции агропромышленного комплекса;
- увеличение на 30% количества экспортёров из числа СМиСП и др.
Постановление вступает в силу с 30 декабря 2022 г.
Постановление Правительства Архангельской области от 28 декабря 2022 г. N 1186-пп "Об утверждении Стратегии развития экспорта в Архангельской области до 2030 года"
Вступает в силу с 30 декабря 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2022 г. N 2900202212300003
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Архангельской области от 24 июля 2024 г. N 561-пп
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2024 г.
Постановление Правительства Архангельской области от 4 марта 2024 г. N 165-пп
Изменения вступают в силу с 11 марта 2024 г.