Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 октября 2022 г. N 03-15-06/103218
Вопрос:
Об НДС, НДФЛ, налоге на прибыль и страховых взносах при оплате (компенсации) стоимости питания, передаче продуктов питания работникам, выполняющим работы вахтовым методом.
Ответ:
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами производимых в соответствии с трудовыми договорами расходов по оплате питания и стоимости продуктов питания, предоставляемых работникам, выполняющим работы вахтовым методом, а также учета данных расходов в целях налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
Налог на добавленную стоимость
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) операции по реализации товаров на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения НДС.
При этом в пункте 2 статьи 154 Налогового кодекса указано, что при передаче товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Налогового кодекса.
На основании пункта 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" не являются объектом налогообложения НДС операции по бесплатному предоставлению налогоплательщиком своим работникам предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций в натуральной форме (например, при наличии вредных и (или) опасных условий труда).
Таким образом, по смыслу указанного постановления операции по предоставлению питания работникам не подлежат налогообложению НДС только в тех случаях, когда их предоставление предусмотрено трудовым законодательством, которое в соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) состоит из Трудового кодекса, а также иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
Учитывая изложенное, предусмотренная трудовыми договорами оплата питания и (или) передача сотрудникам продуктов питания подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке. При этом суммы НДС, предъявленные работодателю при приобретении этих продуктов питания, подлежат вычету в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 Налогового кодекса.
Налог на доходы физических лиц
Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Налогового кодекса оплата за налогоплательщика организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика, относится к доходам налогоплательщика, полученным в натуральной форме.
Таким образом, оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав в интересах этого лица признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме, и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Налог на прибыль
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса).
Статьей 255 Налогового кодекса установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются, в частности, расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
При этом согласно действующим положениям пункта 25 статьи 270 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами).
Таким образом, расходы на питание работников, предусмотренное трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в случае, если подобные выплаты являются системой оплаты труда.
Страховые взносы
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежат обложению
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.