Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Министерства;
природопользования и экологии
Республики Башкортостан
от 20 декабря 2022 года N 1334п/1
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) в Республике Башкортостан на 2023 год
I. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) в Республике Башкортостан, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Минэкологии РБ, характеристика проблем, на решение которых направлена программа
Региональный государственный геологический контроль (надзор) в Республике Башкортостан (далее - геологический надзор) направлен на предупреждение, выявление и устранение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Республики Башкортостан, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.
Геологический надзор на территории Республики Башкортостан осуществляется Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Минэкологии РБ) и его территориальными управлениями и комитетами, в отношении объектов, определенных п. 1.8 Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в Республике Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 ноября 2021 года N 609 (далее - Положение о виде контроля).
Мероприятия по геологическому надзору контролируемых лиц проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно отчетным данным Минэкологии РБ в 2022 году проведено 744 профилактических мероприятий (данные по состоянию на 01.12.2022).
С целью профилактики нарушений обязательных требований активно применяется практика замены административного наказания в виде штрафа на "предупреждение", направление предостережений возникновения нарушений природоохранного законодательства. В 2022 году Минэкологии РБ вынесено 37 предупреждений, направлено 195 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
В целях предотвращения незаконного пользования недрами по состоянию на 1 декабря 2022 года проведено 355 мероприятий по контролю без взаимодействия с контролируемым лицом.
В рамках Программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований на 2022 год, по мере необходимости проводилась работа по информированию контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством разъяснительной работы в средствах массовой информации, а также на официальных страницах Минэкологии РБ в социальных сетях.
1.1. Описание ключевых наиболее значимых рисков, их распределение в зависимости от видов контрольных субъектов (объектов), территорий, видов экономической деятельности
Геологический надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
В рамках осуществления геологического надзора объект геологического надзора может быть отнесен к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
а) средний риск;
б) умеренный риск;
в) низкий риск.
Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска при осуществлении геологического надзора, а также частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий приведены в приложении 1 к Положению о виде контроля.
В случае если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Минэкологии РБ используются следующие индикаторы риска:
1) неоднократное (более трех обращений в течение месяца) поступление обращений граждан (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении обязательных требований, установленных в области государственного геологического надзора на территории Республики Башкортостан;
2) непредставление контролируемыми лицами в срок, установленный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, информации о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;
3) отсутствие контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых с взаимодействием с контролируемым лицом в рамках осуществления геологического надзора в отношении контролируемого лица течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к определенной категории риска;
4) непредставление контролируемыми лицами в сроки, установленные условиями лицензии на пользование недрами информации об исполнении обязательств, предусмотренных условиями пользования недрами (лицензионными соглашениями);
5) досрочное прекращение права пользование недрами за исключением случаев возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие) и ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование.
1.2. Статистические показатели состояния подконтрольной сферы
Статистические данные показывают, что идет снижение количества выявленных нарушений в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, в части общераспространённых полезных ископаемых по сравнению с предыдущими годами.
Годы |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022*(1) |
Количество выявленных нарушений |
329 |
393 |
284 |
319 |
98 |
-------------------------
*(1) по состоянию на 1 декабря 2022 года
-------------------------
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022 году введены ограничения на проведение мероприятий по контролю (надзору) и привлечению контролируемых лиц к административной ответственности, наблюдается снижение числа привлеченных инспекторами Минэкологии РБ к административной ответственности, в том числе юридических лиц и граждан.
|
Всего |
Юридические лица |
Индивидуальные предприниматели |
Должностные лица |
Физические лица |
2018 |
359 |
56 |
8 |
160 |
135 |
2019 |
379 |
83 |
14 |
141 |
141 |
2020 |
154 |
6 |
10 |
28 |
110 |
2021 |
266 |
66 |
13 |
104 |
83 |
2022*(2) |
131 |
13 |
7 |
65 |
46 |
-------------------------
*(2) по состоянию на 1 декабря 2022 года
-------------------------
По состоянию на 1 декабря 2022 года при осуществлении геологического надзора Минэкологии РБ проводились следующие профилактические мероприятия:
а) информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц - 23;
в) объявление предостережения - 250;
г) консультирование - 532;
д) профилактический визит - 40.
II. Цели и задачи реализации программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному геологическому контролю (надзору) в Республике Башкортостан на 2023 год
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
а) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
в) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Задачи реализации программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении геологического надзора:
- увеличение количества проведенных профилактических мероприятий;
- сокращение количества выявленных нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды;
- увеличение доли исполненных предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
III. Перечень профилактических мероприятий на 2023 год
N |
Вид профилактического мероприятия |
Способ проведения профилактического мероприятия |
Ответственные исполнители |
Сроки (периодичность) проведения |
Результат |
1. |
Информирование |
Посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Минэкологии РБ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Минэкологии РБ), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах |
Управление охраны окружающей среды Минэкологии РБ Отдел лицензирования и мониторинга недропользования Минэкологии РБ Территориальные управления и комитеты Минэкологии РБ |
В течение года по мере необходимости, в том числе в случае изменения законодательства |
Повышение информированности контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований |
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
Посредством размещения доклада на официальном сайте Минэкологии РБ |
Управление охраны окружающей среды Минэкологии РБ |
Не позднее 1 марта, следующего за отчетным годом |
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Минэкологии РБ, утверждается не позднее 10 марта |
3. |
Объявление предостережения |
В порядке, установленном статьей 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" |
Территориальные управления и комитеты Минэкологии РБ |
В случае наличия у Минэкологии РБ сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
Предотвращение нарушения обязательных требований |
4. |
Консультирование контролируемых лиц и их представителей |
В виде устных разъяснений по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия или профилактического мероприятия. В письменном виде при направлении контролируемым лицом запроса о предоставлении письменного ответа. |
Управление охраны окружающей среды Минэкологии РБ Отдел лицензирования и мониторинга недропользования Минэкологии РБ Территориальные управления и комитеты Минэкологии РБ |
В течение года по мере необходимости |
Перечень вопросов для консультирования: а) применение обязательных требований, содержание и последствия их изменения; б) необходимые организационные и (или) технические мероприятия, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований; в) особенности осуществления регионального государственного контроля (надзора). г) иные вопросы, касающиеся осуществления регионального государственного контроля (надзора) |
5. |
Профилактический визит (обязательный профилактический визит) |
В форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи |
Территориальные управления и комитеты Минэкологии РБ |
В течение года по мере необходимости (продолжительность проведения обязательного профилактического визита не может превышать один рабочий день; |
Проведение обязательного профилактического визита в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду |
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Оценка эффективности проводимых министерством профилактических мероприятий проводится ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Вся информация, программа профилактических мероприятий, информация о текущих результатах профилактической работы размещается на официальном сайте Минэкологии РБ https://ecology.bashkortostan.ru/.
В ходе реализации программы должно наблюдаться:
- увеличение количества проведенных профилактических мероприятий;
- снижение количества нарушений обязательных требований подконтрольными субъектами, выявленных в рамках осуществления регионального государственного геологического надзора;
- увеличение количества подконтрольных субъектов, исполнивших предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.
Для оценки эффективности проводимых профилактических мероприятий применяются следующие показатели:
- количество проведенных профилактических мероприятий;
- количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
Ожидаемые результаты реализации
Программы профилактики в количественной оценке
Показатель |
Ожидаемые результаты на 2023 год |
Количество проведенных профилактических мероприятий |
не менее 500 мероприятий |
Количество нарушений обязательных требований, выявленных в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля |
не более 250 нарушений |
Доля подконтрольных субъектов, исполнивших предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований (% от общего количества выданных предостережений) |
не менее 75% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.