Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к модели РСОКО
1.3. Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
1. Цели.
1.1. Выявление способностей и талантов у детей и молодежи.
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи определено в качестве одной из стратегических задач в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Одним из ключевых факторов решения задачи сохранения и приумножения интеллектуального потенциала является формирование эффективной системы работы с одаренными детьми: создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям. Современная экономика все больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству. Успех в подготовке высококвалифицированных специалистов напрямую связан с самореализацией человека и во многом зависит от того, будет ли своевременно выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. В этой связи выявление таланта является ведущей целью при построении системы выявления и поддержки одаренных детей.
Для реализации поставленной цели требуется решение ряда организационных задач:
- решение и совершенствование региональной нормативно-правовой базы в сфере образования;
- развитие и совершенствование научной и методической базы научных и образовательных организаций;
- развитие региональной системы подготовки педагогических и управленческих кадров;
- реализация системы целевых мероприятий;
- создание условий для профессиональной самореализации молодежи.
На начальном этапе развития системы выявления способностей и талантов детей и молодежи решаются следующие задачи:
- анализ и развитие системы массовых мероприятий, способствующих выявлению одаренных детей, проводимых на муниципальном и региональном уровнях;
- развитие системы поддержки школ и педагогов, активно проводящих мероприятия по выявлению одаренных детей (в том числе обеспечивающих массовое участие детей в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников);
- создание реестра данных участников мероприятий, способствующих выявлению одаренных школьников;
- внесение информации о мероприятиях по выявлению одаренных детей, их победителях и призерах в Государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности.
1.2. Поддержка способностей и талантов детей и молодежи.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре работе с талантливыми детьми уделяется особое внимание. В системе образования автономного округа основные направления работы с одаренными детьми и молодежью реализуют разные образовательные организации: общеобразовательные организации с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи, гимназии и другие. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает ведущее место среди субъектов Российской Федерации по работе с одаренными детьми. Этому способствует ряд мероприятий, способствующих поддержке способностей и талантов детей и молодежи.
В регионе созданы условия для организации обучения одаренных детей: в лицеях и гимназиях, школах с углубленным изучением отдельных предметов обучающиеся имеют возможность углубленно изучать отдельные учебные предметы в том числе посредством различных формам дополнительного образования.
В 2018 году на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Югорский государственный университет", приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры создан Региональный центр выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности "Месторождение талантов". С 2019 года на базе Регионального центра проведено семь проектных смен (Летний образовательный университет, Цифровые технологии, Инженерные науки, Учебные интеллектуальные сборы, Новая география мира, учебно-тренировочные сборы по учебным предметам, подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников, Математика), также была проведена образовательная стажировка на базе Образовательного центра "Сириус". Охват детей составил более 506 человек из 22 (всех) муниципальных образований автономного округа.
Ежегодно одаренным детям предоставляется возможность бесплатного участия в ряде престижных соревнований межрегионального и всероссийского масштаба, а также участия в сменах и проектах образовательного центра "Сириус".
Вместе с тем развитие системы поддержки талантливых детей и молодежи связано с реализацией следующих задач:
- развитие системы психолого-педагогической поддержки одаренных детей, их родителей и педагогов;
- развитие системы информационной поддержки (информирование родителей, детей и педагогов о мероприятиях по выявлению одаренных детей, о возможностях дополнительного образования, профильных сменах и прочее);
- создание системы стимулирования и поддержки школ, ведущих активную работу по выявлению и развитию одаренных детей (аттестация педагогических работников, дополнительное финансирование, гранты);
- развитие дистанционных форм обучения талантливых обучающихся, организация профильных смен;
- развитие системы поддержки и поощрения педагогов, работающих с одаренными детьми (методическая поддержка, материальное стимулирование, упрощенная система аттестации и т.д.).
1.3. Развитие способностей и талантов детей и молодежи.
Развитие способностей и талантов детей и молодежи связано, в первую очередь, с предоставлением возможности способным и талантливым детям и молодежи получать образование, адекватное их одаренности, а также с совершенствованием системы работы с одаренными школьниками в следующих направлениях:
- совершенствование образовательных программ, в том числе в формате интенсивных профильных смен, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
- выстраивание индивидуальных траекторий для особо одаренных школьников;
- создание благоприятной для обучающихся среды, в частности, с предоставлением им возможности проходить обучение с одаренными детьми из других регионов;
- подготовка квалифицированных кадров по работе со способными и талантливыми обучающимися;
- предоставление возможности одаренным детям учиться у преподавателей соответствующего их одаренности уровня.
1.4. Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Дети и молодежь с ОВЗ нуждаются в особом внимании со стороны государства и особенно в областях научной, культурной или спортивной деятельности, где их таланты могли бы проявиться и раскрыться в максимальной степени. В этой связи выявление, поддержка и развитие способностей таких обучающихся должны находиться на особом контроле.
Особое внимание должно быть уделено реализации образовательных проектов, в которых обучающиеся с ОВЗ могли бы принимать участие наряду с остальными школьниками, повышению доступности и качественного уровня оказания образовательных услуг во всех системах образования.
1.5. Разработка программ, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи.
В настоящее время на базе ряда образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры реализуется комплекс программ, ориентированных на развитие способностей и талантов у детей и молодежи.
1.6. Содействие в поступлении способных и талантливых детей и молодежи в профессиональные образовательные организации (далее - ПОО) и образовательные организации высшего образования (далее - ОО ВО).
Основным направлением развития системы выявления, поддержки и развития талантливой молодежи является построение для нее единой развивающей среды в образовательных пространствах непрерывного общего образования, дополнительного образования и высшего образования. Закономерным следствием успешной организации социального партнерства школы, дополнительного образования и высшего образования должны стать попадание наибольшего количества талантливых обучающихся в ПОО и ОО ВО для освоения востребованных регионом и страной специальностей, а также максимальная самореализация обучающихся в науке, отраслях промышленности, экономике, спорте, искусстве.
Реализация цели требует построения основных моделей образовательных траекторий талантливой молодежи с учетом их достижений и интересов, а также потребностей страны, региона, включающих механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в ПОО и ОО ВО. К работе над моделями привлекаются ведущие учителя-предметники региона, педагоги дополнительного образования, ведущие специалисты ОО ВО, представители работодателей.
1.7. Межведомственное и межуровневое взаимодействие по реализации обозначенных целей.
Управление процессом развития детей, проявивших выдающиеся способности в регионе, может быть эффективным только при наличии налаженной системы межведомственного и межуровневого взаимодействия. Его реализация может осуществляться, в том числе с учетом опыта создания региональных центров по поддержке и сопровождению талантливой молодежи в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка".
1.8. Разработка диагностического инструментария по выявлению способностей у талантливых детей и молодежи.
Эффективность процедур выявления и сопровождения талантливых детей и молодежи напрямую зависит от качества соответствующего диагностического инструментария, широты его внедрения. В этой связи перед регионом стоит задача выделения диагностик, позволяющих эффективно выявлять талантливых детей и молодежь независимо от мест их проживания.
1.9. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и молодежи.
Система выявления, развития и поддержки одаренных школьников в регионе включает в себя все уровни образования, обеспечивая среди прочего целевой компонент психолого-педагогической поддержки обучающихся. Работа с одаренными школьниками требует специалистов более широкого спектра психолого-педагогических деятельностей, а следовательно, нуждается в:
- повышении квалификации педагогических работников в сфере психологии одаренности, организации работы по развитию одаренности, выявлению, обучению, воспитанию и развитию молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации;
- создании общедоступной разветвленной инфраструктуры комплексной психолого-педагогической помощи для одаренных детей и молодежи в целях обеспечения их профессиональной ориентации, планирования и сопровождения профессиональной карьеры.
1.10. Подготовка педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи.
В настоящее время в регионе работает уникальный коллектив специалистов-учителей, педагогов, ученых, методистов, позволяющий талантливым обучающимся достигать высоких результатов в соответствующих предметных областях. Важно создать региональную систему подготовки молодых специалистов, повышения квалификации работающих специалистов и обмена опытом с новым поколением.
Для этого созданы условия для:
- подготовки/переподготовки педагогических и управленческих кадров к организации процесса выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности, в том числе на основе практикоориентированного подхода через сеть стажировочных площадок;
- организации взаимодействия с родителями в вопросах выявления, поддержки и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности;
- методической поддержки субъектов образовательного пространства, отвечающих за организацию работы с детьми, проявившими выдающиеся способности;
- мотивационной поддержки работы с данной категорией детей в регионе.
1.11. Построение системы государственно-частного партнерства по поддержке способных и талантливых детей и молодежи.
Успешность функционирования системы поддержки способных и талантливых детей и молодежи во многом зависит от наличия необходимых образовательных ресурсов для выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности. В этой связи необходима работа по обеспечению системы достаточными ресурсами, включающая:
- консолидацию научно-образовательных и финансовых ресурсов региона/страны;
- развитие партнерских сетей между организациями системы образования и промышленного производства для дальнейшего сопровождения талантливой молодежи;
- становление волонтерских практик по работе со способными и талантливыми детьми и молодежью.
2. Показатели, методы сбора информации.
2.1. Для получения объективной информации о системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи разработаны региональные показатели мониторинга данной системы.
2.2. Ежегодно Департаментом образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляется актуализация сведений о проведении и результатах значимых мероприятий по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи, а также о результатах их проведения.
2.3. Основные методы сбора информации при проведении мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи:
- самоанализ деятельности образовательных организаций;
- внесение результатов самоанализа в электронные формы, расположенные в личных кабинетах образовательных организаций.
Основным методом сбора информации при составлении аналитических отчетов и справок о значимых мероприятиях по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи является анализ локальных нормативных правовых актов (приказов, положений) образовательных организаций, осуществляющих проведение мероприятий.
3. Мониторинг.
3.1. Для обеспечения возможности получения объективных данных о состоянии системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, совершенствования этой системы организацией, уполномоченной Департаментом образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, проводится мониторинг региональных показателей.
3.2. Ключевыми являются следующие направления мониторинга:
- функционирование в образовательных учреждениях системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- осуществление поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- получение профессионального образования и дальнейшее трудоустройство способной и талантливой молодежи;
- система подготовки педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов.
4. Анализ, адресные рекомендации.
По результатам проведения мониторинга организацией, уполномоченной Департаментом образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, изучается динамика изменений в работе образовательных организаций, в установленные сроки осуществляется:
- подготовка аналитических справок;
- при необходимости разработка адресных рекомендаций для образовательных организаций по совершенствованию системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
5. Меры, управленческие решения.
На основании анализа результатов мониторинга региональных показателей осуществляется:
- подготовка предложений для образовательных организаций по корректировке планов по реализуемым образовательным программам или проводимым мероприятиям;
- поддержка образовательных организаций, ведущих активную работу со способными и талантливыми обучающими.
6. Анализ эффективности принятых мер.
На основании ежегодного мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи проводится анализ эффективности мер и управленческих решений, принятых в предшествующий период, принимаются решения об их результативности, целесообразности и перспективах дальнейшей реализации как в отдельной взятых образовательных организациях, так и в целом в качестве управленческого решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.