Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 7 июля 2021 г. - Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского АО - Югры от 7 июля 2021 г. N 10-П-950
Приложение
к приказу Департамента образования
и молодежной политики
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 11 декабря 2019 г. N 1632
Модель
региональной системы оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
7 июля 2021 г.
I. Актуальность обновления модели региональной системы оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В настоящее время в Российской Федерации сформирован и реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие образования.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" приоритетными задачами регулирования отношений в сфере образования установлены следующие:
- необходимость создания правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации (ст. 4, п. 3.);
- обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации (ст. 8, п. 11.);
- создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность (ст. 8, п. 12.1).
В государственной программе Российской Федерации "Развитие образования на 2018 - 2025 годы" (далее - ГПРО) одним из условий решения данных задач определено развитие единой общероссийской системы оценки качества образования на всех уровнях образования (далее - ЕСОКО).
В Российской Федерации в настоящий момент сложилась система оценки качества образования, включающая на федеральном уровне комплекс процедур оценки качества образования и государственной итоговой аттестации:
- единый государственный экзамен (ЕГЭ);
- основной государственный экзамен (ОГЭ);
- национальные исследования качества образования (НИКО);
- всероссийские проверочные работы (ВПР);
- международные сравнительные исследования качества образования.
Базовым уровнем ЕСОКО выступают региональные системы оценки качества образования (далее - РСОКО), обеспечивающие комплексный подход к анализу процессов и результатов функционирования и развития региональных образовательных систем в условиях требований государства высокой объективности и обоснованности выводов о качестве образования.
Задача ГПРО на региональном уровне по развитию эффективных национальных механизмов оценки качества образования делает необходимой ее отражение в реализуемой в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с 2021 года обновленной модели региональной системы оценки качества образования. В период с 2019 года в системе образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в полной мере сформирована нормативная база, необходимая для функционирования и развития РСОКО, а также сформирована практика принятия управленческих решений по ее результатам, что нашло отражение в концептуальном документе - Модель региональной системы оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.12.2019 N 1632).
Качество образования является стратегическим приоритетом для Российской Федерации. Термин "качество образования" нормативно закреплен в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273 "Об образовании в Российской Федерации", а вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития Российской Федерации на ближайшие несколько лет.
Сложившаяся практика проведения оценочных, диагностических, исследовательских, аттестационных процедур в системе образования позволяет осуществить комплексную и многоплановую оценку качества подготовки обучающихся и оценку уровня профессиональной компетентности учителей.
Актуальной задачей системы образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является обеспечение функционирования общероссийской и развитие региональной систем оценки качества образования, обеспечивающих управление образованием на основе объективных данных о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях ее развития.
Одним из факторов обновления региональной модели системы оценки качества образования является необходимость отражения в ней действующих федеральных и региональных нормативно-правовых и правовых актов в сфере оценки качества образования. Другим фактором обновления Модели РСОКО являются результаты развития системы оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за период с 2018 по 2020 годы.
С 2018 года региональная политика в сфере оценки качества образования является актуальным этапом развития РСОКО. Основным содержанием региональной политики в сфере оценки качества образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре выступает системное применение современных механизмов управления РСОКО. К таким механизмам относятся организация межмуниципального взаимодействия для решения актуальных задач развития систем оценки качества образования, концептуализация ключевых аспектов развития систем оценки качества образования. Указанные механизмы управления РСОКО ориентированы на реализацию федеральных проектов Национального проекта "Образование" и новые направления развития ЕСОКО. Третьим фактором актуализации Модели РСОКО является стремительное продвижение информационных ресурсов в зависимости от поставленных задач в практику функционирования РСОКО. С 2019 года в Ханты-Мансийском автономном округе внедрена Региональная цифровая образовательная платформа "ГИС Образование Югры", которая объединила все процессы автоматизации сопровождения и результативности образовательного процесса в едином цифровом профиле. В 2020 году сформирован и введен в промышленную эксплуатацию ситуационный центр управления отраслью образования. В ходе опытной эксплуатации платформы уже в настоящее время определены следующие эффекты:
Социальный эффект:
- создано единое цифровое образовательное пространство;
- обеспечены индивидуализированные подходы в образовании;
- обеспечена реализация индивидуальной образовательной траектории в рамках вне академической активности;
- повышено качество предоставляемых данных;
- стало доступно дистанционное образование.
Экономический эффект:
- на 45% сократились затраты на обслуживание информационных систем;
- сократились затраты на подготовку отчетности;
- повысилась отказоустойчивость и качество предоставляемых данных;
- оптимизация предоставления услуг в электронном виде, увеличение количества заявлений, поданных посредством портала Государственных услуг - 93%;
- снизились издержки и затраты времени у преподавателей на планирование учебной деятельности.
В целях совершенствования цифровой среды в перспективе ближайшего развития цифровой образовательной платформы "ГИС Образование Югры" перед отраслью региона стоят следующие задачи:
- предоставить возможность обучающимся использовать технологии виртуальной и дополненной реальности, цифровых двойников и другие технологии в освоении отдельных предметных областей, усовершенствовать образовательный процесс по отдельным предметным областям путем внедрения современных цифровых технологий за счет наполнения баз данных для использования цифровых тренажеров при подготовке к учебным предметам, контрольным срезам, выпускным экзаменам, олимпиадам и конкурсам.
- обеспечить интеграцию результатов по программам дополнительного и основного общего образования при формировании портфолио ученика;
- обеспечить проведение школьного, муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников на единой цифровой платформе, что позволит повысить объективность оценивания результатов и предоставит равный доступ к конкурсным интеллектуальным состязаниям;
- интегрировать в платформу виртуальный лабораторный комплекс по предметам "Физика", "Химия", "Экология" "Биология", в том числе по направлению "Школьная генетика";
- обеспечить перевод в электронный вид процессов подачи заявлений на прохождение государственной итоговой аттестации и прохождения процедуры апелляции;
- провести автоматизацию процесса школьного питания с введением четырехступенчатой системы контроля (общественного контроля за качеством питания школьников, контроля расходования бюджетных средств, контроля качества продуктов питания, контроля соблюдения технологических процессов и сбалансированности школьных обедов);
- ввести единую систему контроля управления доступа в образовательные организации Югры.
Проект был номинирован в VIII Всероссийского конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации "ПРОФ-IT 2020" и признан победителем в номинации "Образование".
Принятые меры позволили региону сформировать высокий уровень цифровой зрелости отрасли образования на уровне Российской Федерации и обеспечить реализацию образовательного процесса в период распространения коронавирусной инфекции в новом формате опосредованного обучения с применением дистанционных технологий обучения. Система образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ставит перед собой решение многих задач по совершенствованию системы цифровой трансформации отрасли, при этом учитывает, что цифровая модель не должна заменить традиционную образовательную модель, а наоборот, она должна ее дополнить и мотивировать обучающихся и педагогов к расширению границ своего образования.
Региональная система управления качеством образования, опираясь на потенциал современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивает информационную открытость, инновационное развитие, интеграцию имеющихся ресурсов в интересах обеспечения востребованного качества образования.
Настоящая (обновленная) модель РСОКО устанавливает цели, задачи, организационную и функциональную структуру РСОКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
РСОКО распространяется на организации, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, образовательные программы профессионального обучения и дополнительные образовательные программы (далее вместе - образовательные организации). РСОКО в настоящее время рассматривается как механизм формирования регионального сектора общероссийской системы оценки образовательных результатов и качества образования в целом. Современная региональная система оценки качества образования должна стать составляющей востребованной общероссийской системы оценки качества образования. Такая система должна обеспечивать комплексный подход к анализу процессов и результатов функционирования региональной образовательной системы в условиях высокой объективности и обоснованности выводов о качестве образования.
Таким образом, обновление требований и подходов к системе оценки качества образования на федеральном уровне, накопленный инновационный опыт государственно-общественного управления качеством образования на региональном уровне, новые запросы потребителей результатов РСОКО стали основой совершенствования РЦОКО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
РСОКО представляет собой совокупность реализуемых на единой концептуально-методологической основе организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих оценку образовательных достижений обучающихся, качества повышения квалификации педагогов, эффективности руководителей образовательных организаций, деятельности образовательных систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
1. Модель РСОКО разработана в соответствии с действующим законодательством:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
- приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 года N 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
- постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности";
- постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности";
- постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года N 1202 "О порядке осуществления координации деятельности по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования и общего методического обеспечения проведения указанной оценки";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 462 "Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 года N 968 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 года N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 657 "Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 года N 636 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2017 года N 955 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования";
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 года N 190/1512 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования";
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 года N 189/1513 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования";
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 года N 114 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по общеобразовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам";
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 6 мая 2019 года N 219/590 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся";
- письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 марта 2018 года N 05-71 "Рекомендации по повышению объективности оценки образовательных результатов";
- письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 марта 2019 года N 05-04 "Рекомендации по повышению объективности оценки образовательных результатов";
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года N 68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
- постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 338-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования";
- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 марта 2019 года N 289 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию и развитию региональной системы оценки качества образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2019 - 2021 годы";
- иными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере образования.
2. В РСОКО используются следующие ключевые понятия, определенные Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и иными нормативно-правовыми актами:
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Система оценки качества образования - совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образования требованиям к образованию со стороны личности, государства и общества как основных "заказчиков" и "потребителей" образовательных услуг.
Комплексная оценка качества образовательных результатов обучающихся - структурный элемент региональной системы оценки качества образования, представляющий собой систематическое стандартизированное (в части критериев и групп основных показателей) наблюдение за структурой и динамикой изменений интегрального показателя (индекса) образовательных результатов обучающихся образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования - показателя, формируемого с учетом результатов совокупности оценочных процедур в отношении учебных и вне учебных достижений обучающихся за отчетный период (год), базируется на принципах открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия.
Ежегодный региональный мониторинг оценки качества общего образования - сбор и обработка информации по результатам участия общеобразовательных организаций, государственных образовательных организаций в процедурах оценки качества подготовки обучающихся, связанные с развитием современных инструментов оценки качества образования и проводимые в течение календарного года.
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Обучающиеся - физические лица, осваивающие образовательную программу.
Педагогические работники - физические лица, состоящие в трудовых отношениях с образовательной организацией и выполняющие служебные обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
Критерии - признаки, на основании которых производится оценка (доступность, качество, эффективность).
Показатели - количественная характеристика свойств оцениваемого объекта или процесса.
Экспертиза - процедура комплексного изучения состояния образовательных процессов, условий и образовательной деятельности как целостной системы, в отношении которых отсутствуют надежные и достоверные методики оценки и разработанная система объективных измерителей.
II. Цели, задачи, принципы РСОКО
1.1. Целью РСОКО является получение, изучение, анализ, интерпретация и оценка достоверной и актуальной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, причинах, влияющих на уровень качества образования, тенденциях его развития для формирования основы принятия управленческих решений в контексте вертикали управления системой образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
РСОКО направлена на:
- совершенствование образовательной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- оптимизацию взаимодействия основных субъектов РСОКО на региональном, муниципальном и институциональном уровне;
- формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования, факторов, влияющих на повышение качества образования и подходов к его измерению;
- развитие системы региональных исследований качества общего образования (включая дошкольное образование), позволяющей оценивать качество общего образования, включая сбор контекстных данных;
- функционирование системы мониторинга оценки качества общего образования на региональном и муниципальном уровне;
- совершенствование фонда оценочных средств и процедур за счет создания и апробации комплекса объективных измерителей, внедрение современных технологий оценки качества образования, обеспечения современного уровня надежности и технологичности процедур контроля и оценки качества образования, формирования экспертного сообщества, участвующего в различных формах профессиональной и независимой оценки качества образования.
1.2. Основными задачами РСОКО являются:
1.2.1. Управленческие:
- нормативное обеспечение оценочной деятельности и деятельности структур РСОКО;
- формирование регионального экспертного сообщества, в том числе из представителей общественности, участвующих в различных формах внешней независимой оценки качества образования;
- определение перечня критериев качества образования с учетом социально-экономических особенностей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- разработка цикла оценочных процедур на региональном уровне на основе международных и федеральных оценочных процедур;
- определение технологий, форм и методов проведения оценочных процедур;
- анализ результатов оценочных процедур, подготовка аналитической информации;
- обеспечение принятия управленческих решений и определение направлений совершенствования РСОКО на основе анализа результатов оценочных процедур;
- анализ эффективности принятых управленческих решений.
1.2.2. Организационно-технологические:
- проведение оценки качества образования и образовательных достижений обучающихся образовательных организаций;
- проведение оценки результативности педагогической и управленческой деятельности в региональной системе образования;
- технологическое сопровождение процедур оценки качества образования;
- повышение вовлеченности общественности в процессы и процедуры управления в системе образования, а также качества работы органов государственно-общественного управления в сфере образования.
1.2.3. Информационно-методические:
обеспечение сбора объективной и достоверной информации;
информационно-методическое сопровождение РСОКО;
разработка адресных рекомендаций на основе анализа полученных данных;
повышение квалификации педагогических кадров в области оценки качества образования;
создание модели повышения квалификации кадров системы образования в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур;
информирование широкого круга общественности о состоянии качества образования, обеспечение информационной открытости оценочных процедур.
1.3. В основу РСОКО положены принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации;
- открытости обеспечения формирования первичных данных Комплексной оценки на основе данных программного модуля платформы IXORA (ABBYY) "Региональный мониторинг" (для общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования) и информационной безопасности;
- учета текущих и перспективных потребностей системы образования;
- ориентации на потребности и интересы обучающихся, педагогов;
- возрастной психолого-педагогической адекватности оценочных процедур и показателей качества;
- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
- соответствия содержания разных процедур оценки качества образования ФГОС;
- выявление и распространение позитивных управленческих практик, касающихся значимых аспектов деятельности системы образования;
- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования, иерархичности системы показателей;
- сопоставимости системы показателей с международными и общероссийскими аналогами;
- единства создаваемого пространства оценки качества образования и подходов на всех уровнях системы образования;
- соблюдения морально-этических норм при осуществлении процедур оценивания;
- сочетания процедур профессиональной оценки с независимой оценкой качества образования;
- повышения роли независимой системы оценки качества образования;
- общественно-профессионального участия, организации публичного обсуждения основных подходов (методики) проведения Комплексной оценки качества образовательных результатов обучающихся;
- информатизации процессов сбора, обработки и анализа данных с учетом принципов необходимости и достаточности;
- получения сравнимых результатов за счет использования единого инструментария и единых критериев оценивания для всех оценочных процедур;
- контекстности - учет контекстных данных при формировании списков образовательных организаций при оценке деятельности образовательных организаций и распределении организаций по группам в зависимости от образовательных результатов: группы школ с высокими, низкими образовательными результатами и школы "зоны риска";
- адресного информирования участников образовательных отношений, разъяснение целей, принципов методов и других аспектов оценки качества образования.
III. Структура РСОКО
3.1. РСОКО включает в себя следующие составляющие:
- нормы соответствия федеральным и региональным требованиям к качеству образования;
- субъекты РСОКО;
- объекты РСОКО;
- системы оценивания: внутренняя и внешняя;
- уровни организации деятельности по обеспечению функционирования РСОКО;
- оценочные процедуры (источники сбора и анализа информации);
- оценочные средства (инструментарий оценивания);
- системы оценивания (критерии, шкалы и т.п.);
- управленческие решения, обеспечивающие требуемый уровень качества образования.
3.2. Субъектами РСОКО выступают:
- Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент);
- Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования";
- органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- общественные объединения и профессиональные сообщества.
3.3. Объектами РСОКО выступают:
- образовательные программы, реализуемые муниципальными и государственными образовательными организациями дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (в том числе их структура, условия и результаты их реализации);
- уровень и динамика изменений кадрового потенциала образовательных организаций и условия для его развития (включая программы дополнительного профессионального образования);
- индивидуальные образовательные достижения обучающихся.
3.4. РСОКО осуществляется в системе внутренней и внешней оценки качества образования.
Внутренняя оценка качества образования (далее - ВСОКО) предполагает проведение процедур по оценке качества образования образовательными организациями самостоятельно. Данные, полученные в ходе внутренних оценочных процедур, используются образовательной организацией для выработки оперативных решений и лежат в основе принятия управленческих решений руководством образовательной организации в соответствии с полномочиями.
На региональном уровне осуществляется оценка качества образования, индивидуальных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных организаций, региональной и муниципальных образовательных систем с использованием результатов различных процедур оценки качества образования и данных государственной статистики.
Предметом оценки качества образования на муниципальном уровне могут выступать следующие показатели:
- условия реализации образовательных программ в муниципальных образовательных организациях;
- эффективность деятельности руководителей подведомственных образовательных организаций;
- эффективность выполнения образовательными организациями муниципальных заданий;
- качество работы сайтов образовательных организаций и другое.
Внешняя оценка качества образования инициируется и проводится государственными и муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, общественными организациями, инициативными гражданами.
Внешняя оценка качества образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре включает, в том числе, анализ региональных управленческих механизмов, проводимый на федеральном уровне и состоящий из направлений, включающих системы:
(Механизмы управления качеством образовательных результатов):
1) оценки качества подготовки обучающихся (приложение N 1 к настоящей модели РСОКО);
2) работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях (приложение N 2 к настоящей модели РСОКО);
3) выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (приложение N 3 к настоящей модели РСОКО);
4) работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся (приложение N 4 к настоящей модели РСОКО);
(Механизмы управления качеством образовательной деятельности):
5) мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций (приложение N 5 к настоящей модели РСОКО);
6) обеспечения профессионального развития педагогических работников (приложение N 6 к настоящей модели РСОКО);
7) организации воспитания обучающихся (приложение N 7 к настоящей модели РСОКО);
8) мониторинга качества дошкольного образования (приложение N 8 к настоящей модели РСОКО).
иные направления и механизмы управленческого воздействия, предусмотренные федеральным законодательством в области образования, в том числе учитывающие актуальный уровень развития системы образования в Российской Федерации.
Государственная регламентация процедур внешней оценки образовательной деятельности направлена на установление и поддержание единых требований осуществления образовательной деятельности, а также контроль соблюдения образовательными организациями этих требований.
Общественные организации, работодатели, профессиональные сообщества принимают участие в оценке качества образования, в том числе с использованием доступной информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в сети Интернет.
Целевые группы граждан, являющиеся основными получателями услуг от образовательных организаций, выражают свою позицию в части удовлетворенности условиями обучения детей и их пребывания в образовательных организациях (комфортность, личная безопасность и т.д.), состоянием материально-технической базы учреждений и т.п.
С целью обеспечения гласности и прозрачности процедур оценивания для участия в проведении независимой оценки качества образования могут привлекаться представители общественных институтов и профессиональных объединений.
3.5. РСОКО является региональным элементом общероссийской системы оценки качества образования и включает уровни организации деятельности по обеспечению функционирования РСОКО:
- региональный;
- муниципальный;
- институциональный;
- индивидуальный уровень (обучающиеся, педагоги и работники системы управления образованием).
Региональный уровень РСОКО предусматривает:
разработку и совершенствование нормативной базы по оценке качества образования;
повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций;
анализ состояния образования, инновационных процессов, потребностей региона в содержании и развитии образования в части стимулирования образовательной и педагогической деятельности:
организацию научно-методического обеспечения РСОКО;
развитие независимой системы оценки качества образования;
финансовое обеспечение РСОКО.
Муниципальный и институциональный уровни РСОКО предусматривают:
разработку и выполнение муниципальных программ развития образования;
создание условий для эффективной деятельности образовательных организаций;
развитие независимой системы оценки качества образования;
стимулирование образовательной и педагогической деятельности.
Образовательные организации в рамках ВСОКО проводят самообследование и обеспечивают функционирование внутренней системы оценки качества образования, которая нацелена на выявление степени соответствия требованиям ФГОС деятельности образовательной организации (при их наличии) и строится с учетом основных составляющих образовательного процесса:
- организация и осуществление образовательной деятельности;
- ресурсное обеспечение реализации основных образовательных программ;
- достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
Образовательная организация планирует и проводит текущий контроль учебных достижений обучающихся, промежуточную аттестацию обучающихся, осуществляет комплексный подход к выявлению реальных результатов освоения образовательных программ путем проведения специальных диагностических, социально-педагогических и социологических исследований, государственной итоговой аттестации обучающихся, организации мониторинговых исследований, проведения экспертизы достижений обучающихся и другие мероприятия.
Внутренняя оценка осуществляется субъектами ВСОКО - обучающимися, педагогическими и руководящими работниками образовательной организации, родителями (законными представителями) обучающихся.
Индивидуальный уровень РСОКО предусматривает:
проведение обучающимися самооценки, самоанализа (рефлексии) и взаимооценки;
проведение педагогическими и руководящими работниками стартовой и текущей диагностики, оценки образовательных достижений на рубежных этапах обучения с определением уровня индивидуальных образовательных достижений и причин низких или невысоких образовательных результатов и дальнейшим информированием обучающегося, его родителей (законных представителей).
3.6. Деятельность РСОКО предполагает проведение следующих процедур (источники сбора и анализа информации):
государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
международные, национальные и региональные исследования, в том числе всероссийские проверочные работы, региональные и муниципальные диагностические работы;
исследования компетенций учителей и руководителей образовательных организаций;
исследования качества дошкольного образования (МКДО);
мониторинговые исследования удовлетворенности участников образовательного процесса;
комплексная оценка качества образовательных результатов обучающихся, педагогической деятельности;
олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, мероприятия, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, входящих в перечень, утверждаемый Министерством просвещения Российской Федерации;
анализ состояния образования, инновационных процессов;
анализ информации о проводимых детских и молодежных мероприятиях социальной направленности (форумы, конкурсы, инициативы и т.п.), их участниках и победителях;
мониторинг результативности муниципальных проектов, направленных на воспитание и социализацию обучающихся;
анализ результатов сотрудничества субъектов системы воспитания;
информатизация результатов участия в оценочных процедурах международного, федерального, регионального уровней на платформе "Региональный мониторинг".
Деятельность РСОКО строится на многоуровневой структуре сбора и анализа информации:
международного уровня;
федерального уровня;
регионального уровня;
муниципального уровня;
институционального уровня;
индивидуального уровня.
На международном уровне включает:
международные сопоставительные исследования качества образования:
оценку качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS),
оценку качества чтения и понимания текста (PIRLS),
оценку качества образовательных достижений учащихся (PISA),
оценку качества граждановедческого образования 14-летних школьников (ICCS).
международное исследование в области преподавания и обучения TALIS, предназначенное для изучения проблем профессионального развития педагогов и директоров образовательных организаций.
На федеральном уровне включает:
государственную итоговую аттестацию обучающихся, проводимую на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся и в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованию ФГОС или образовательного стандарта;
государственную систему научной аттестации, предусматривающую присуждение ученых степеней кандидата наук и доктора наук, присвоение ученых званий доцента и профессора;
лицензирование образовательной деятельности, осуществляемое по видам и уровням образования, по профессиям, специальностям, по подвидам дополнительного образования;
государственную аккредитацию образовательной деятельности, проводимую по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с ФГОС, за исключением образовательных программ дошкольного образования, с целью подтверждения соответствия ФГОС образовательной деятельности по основным образовательным программам подготовки обучающихся в образовательных организациях;
федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, федеральным государственным образовательным стандартам, принятие мер, предусмотренных частью 9 статьи 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
национальные исследования качества образования - регулярные исследования качества образования по отдельным учебным предметам по уровням общего образования;
всероссийские проверочные работы;
исследования компетенций учителей и руководителей образовательных организаций;
исследования качества дошкольного образования;
мониторинг системы образования, представляющий собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и вне учебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Система мониторинговых процедур Ханты-Мансийского автономного округа - Югры соотносится с перечнем обязательной информации о развитии дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования".
На региональном уровне включает:
оценку результатов освоения образовательных программ дошкольного образования;
оценку результатов освоения образовательных программ для получения достоверной информации об учебных предметных результатах освоения образовательных программ в ходе проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся;
организацию проведения и анализ результатов региональных диагностических процедур;
аттестацию педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории на основе оценки профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников;
диагностику профессиональных затруднений педагогов по отдельным учебным предметам государственной итоговой аттестации обучающихся, в том числе по заданиям, включенным в спецификацию контрольных измерительных материалов;
независимую оценку качества образования, в том числе независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
исследование уровня удовлетворенности населения качеством предоставляемого образования;
анализ состояния и перспектив развития региональной системы образования, представляемый в форме публичного доклада и в виде итоговых (годовых) отчетов;
мониторинг качества образовательных результатов на основе методики комплексной оценки качества образовательных результатов обучающихся, образовательных организаций.
На региональном уровне (в отношении подведомственных Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры организаций) включает:
оценку готовности образовательных организаций к новому учебному году, осуществляемую ежегодно комиссиями, созданными Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
аттестацию руководителей государственных образовательных организаций;
мониторинг качества образовательных результатов на основе методики комплексной оценки качества образовательных результатов обучающихся, образовательных организаций;
На муниципальном уровне включает:
оценку готовности образовательных организаций к новому учебному году, осуществляемую ежегодно комиссиями, созданными учредителями организаций с включением в их состав по согласованию представителей органов местного самоуправления, образовательных организаций, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, проводимую общественными советами по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, расположенными на территориях муниципальных образований;
анализ состояния и перспектив развития муниципальной системы образования, предоставляемый в форме публичного доклада и в виде итоговых (годовых) отчетов;
исследование уровня удовлетворенности населения качеством предоставляемого образования с целью оценки удовлетворенности потребителей услуг образовательных организаций разными качественно-количественными характеристиками (условиями обучения, педагогическим составом, состоянием материально-технической базы, выполнением требований пожарной безопасности, соответствием помещений санитарным требованиям и др.), выявления основных причин неудовлетворенности населения качеством образовательных услуг;
мониторинг качества образовательных результатов на основе методики комплексной оценки качества образовательных результатов обучающихся, образовательных организаций;
проведение муниципальных диагностических работ.
На институциональном уровне включает:
текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, проводимую в формах, определенных учебными планами, и в порядке, установленном образовательной организацией (за исключением образовательной программы дошкольного образования);
самодиагностику посредством проведения оценочных процедур федерального уровня, в том числе всероссийских проверочных работ, регионального и муниципального уровня, в том числе региональных и муниципальных диагностических работ в целях определения актуального уровня обучения, выработки мер по повышению эффективности образовательного процесса;
аттестацию педагогических работников на соответствие занимаемой должности;
диагностику профессиональных затруднений педагогических работников с целью формирования индивидуальных образовательных маршрутов в обеспечении реализации права педагога на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности;
самообследование образовательной организации, проводимое для оценки образовательной деятельности, системы управления образовательной организацией, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы;
анализ показателей деятельности образовательной организации, состояния и перспектив развития, представляемый в форме публичного доклада;
мониторинг качества образовательных результатов на основе методики комплексной оценки качества образовательных результатов обучающихся, образовательных организаций.
На индивидуальном уровне включает диагностику индивидуальных образовательных достижений обучающихся с определением зон ближайшего развития и причин низких или невысоких образовательных результатов.
IV. Функции субъектов РСОКО.
4.1. Функционирование РСОКО предполагает разделение полномочий между субъектами РСОКО.
4.1.1. Департамент образования и молодежной политики Ханты Мансийского автономного округа - Югры:
формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования;
обеспечивает нормативно-правовую и организационную основу реализации процедур РСОКО на региональном уровне;
содействует развитию экспертного сообщества, привлекает экспертов к процедурам оценки качества;
осуществляет аналитическую деятельность и дает управленческую оценку состоянию и тенденциям развития региональной системы образования, на основе которых принимаются управленческие решения по совершенствованию качества образования в регионе;
вырабатывает управленческие решения, обеспечивающие требуемый уровень качества образования;
организует и координирует работу различных структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки качества образования, в том числе общественных объединений;
контролирует работу по функционированию РСОКО;
информирует общественность о результатах оценки качества образования;
определяет и утверждает перечень показателей и индикаторов РСОКО.
4.1.2. Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляет деятельность в пределах полномочий в соответствии с Положением о Службе по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утверждённым постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 июня 2012 года N 217-п.
4.1.3. Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" (оператор РСОКО):
обеспечивает техническое, технологическое, информационное и инструктивно-методическое сопровождение процедур оценки качества образования;
обеспечивает организационное сопровождение международных, федеральных и региональных мониторинговых исследований и оценочных процедур;
проводит оценку качества эффективности деятельности образовательных организаций, осуществляет аналитическую деятельность по выявлению и оценке факторов, влияющих на качество образования;
разрабатывает, формирует и апробирует измерительные материалы для оценки качества образования;
организует сбор, хранение, обработку и интерпретацию информации о качестве образования;
осуществляет подготовку программных средств для проведения оценки качества образования;
осуществляет формирование методик и рейтингов образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе в соответствии с частью 7 статьи 95 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
проводит исследования профессиональных компетенций педагогических работников образовательных организаций согласно требованиям Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования и Министерства просвещения Российской Федерации;
организует проведение региональных диагностических работ по исследованию уровня индивидуальных учебных достижений по учебным предметам основного общего и среднего общего образования с применением программного модуля "Региональный мониторинг" на платформе "ABBYY Мониторинг";
обеспечивает организационно-техническое, технологическое, информационно-методическое сопровождение повышения квалификации руководящих и педагогических работников, привлекаемых к проведению процедур оценки качества образования;
осуществляет анализ данных и подготовку рекомендаций по повышению качества образования, эффективности работы образовательных организаций;
предоставляет в Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры аналитическую и статистическую информацию для принятия управленческих решений;
оказывает содействие эффективному распространению инновационного педагогического и управленческого опыта (индивидуальный, институциональный, муниципальный, региональный) на региональном уровне;
обеспечивает интеграцию результатов различных процедур оценки качества образования в единую аналитическую базу в системе "Региональный мониторинг" платформы "ABBYY Мониторинг";
обеспечивает соответствие содержания процедур РСОКО требованиям ФГОС;
4.1.4. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
обеспечивают организацию и проведение в муниципальном образовании мониторинговых исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных организациях;
координируют деятельность структур, осуществляющих оценку качества образования в муниципальном образовании;
обеспечивают сбор, обработку и передачу информации о муниципальной системе образования на региональный уровень;
проводят государственную итоговую аттестацию в муниципальных образованиях;
обеспечивают контроль за организацией и проведением всероссийских проверочных работ, региональных и муниципальных диагностических работ в общеобразовательных организациях, расположенных на территории муниципального образования;
обеспечивают участие обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников, общественных наблюдателей в процедурах оценки качества образования;
обеспечивают контроль за соответствием содержания процедур оценки качества образования ФГОС в общеобразовательных организациях;
анализируют результаты оценки качества образования на уровне муниципального образования;
принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования;
обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования на муниципальном уровне;
информируют общественность о результатах оценки качества образования;
создают условия для эффективной деятельности образовательных организаций.
4.1.5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
обеспечивают функционирование внутренней системы оценки качества образования;
обеспечивают информационную открытость проведения процедур оценки качества образования;
осуществляют самообследование деятельности образовательной организации;
принимают участие в региональных диагностических работах, во всероссийских проверочных работах, национальных исследованиях качества образования (в соответствии с федеральной выборкой), международных сопоставительных исследованиях (в соответствии с выборкой);
информируют все заинтересованные стороны о результатах оценки;
подключаются к личным кабинетам федеральной информационной системы оценки качества образования;
обеспечивают предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни;
принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования.
4.1.6. Общественные объединения и профессиональные сообщества:
содействуют реализации общественного участия в процедурах оценки качества образования;
осуществляют независимую оценку качества образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ;
обеспечивают открытость и доступность информации о порядке и результатах проведения оценочных процедур;
участвуют ежегодно в обсуждении итогов оценочных процедур и анализе результатов, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, муниципальных и региональных систем образования;
участвуют в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе при аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, проведении государственной итоговой аттестации обучающихся.
V. Заключительные положения
РСОКО является динамично развивающейся системой, которая предполагает поэтапное введение комплексной оценки условий и результатов деятельности образовательных организаций различного типа.
Ресурсная составляющая РСОКО включает нормативно-правовое, кадровое, научно-методическое, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение.
Нормативно-правовое обеспечение РСОКО представляет собой единый для всего региона комплекс нормативных документов, регламентирующих нормы и правила функционирования РСОКО и обеспечивающих взаимосвязь между всеми ее элементами.
Нормативно-правовая база может включать в себя разграничение полномочий между региональным, муниципальным, институциональным и индивидуальным уровнями в вопросах оценки качества образования; статус и полномочия организаций, осуществляющих оценку качества образования; порядок оценки качества образования (процедуру и технологию); порядок сбора, обработки, систематизации, хранения и публикации данных о качестве образования; порядок разработки, апробации и сертификации измерительных материалов; порядок информирования потребителей образовательных услуг о состоянии качества образования разных уровней и другое.
Кадровое обеспечение РСОКО и повышение квалификации экспертов по оценке качества образования осуществляется образовательными организациями, реализующими образовательные программы дополнительного профессионального образования.
Научно-методическое обеспечение функционирования РСОКО осуществляется на систематической основе через проведение специалистами в сфере оценки качества образования консультаций, разработку методических и иных материалов для организованного проведения процедур оценки качества образования, издание аналитических сборников по результатам проведенной оценки.
Материально-техническое обеспечение заключается в создании необходимых технических условий для проведения процедур РСОКО на всех уровнях.
Финансовое обеспечение РСОКО осуществляется за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также за счет средств бюджета Российской Федерации в случае реализации субсидий, предоставляемых региональным бюджетам бюджетом Российской Федерации.
Информационное сопровождение РСОКО предназначено для широкого информирования потребителей образовательных услуг, иных заинтересованных лиц (структур), общественности о ходе и результатах проведения оценочных процедур, качестве образования, и обеспечивается посредством публикаций, аналитических докладов о состоянии качества образования в регионе, размещения материалов, информации об оценочных процедурах, технологии и инструментарии их проведения, полученных результатах и другое.
Создание и функционирование РСОКО способствует:
решению конкретных вопросов в образовании в части развития механизмов управления качеством образования на уровне образовательной организации, муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, регионального органа исполнительной власти осуществляющего управление в сфере образования, органа исполнительной власти, осуществляющего преданные полномочия;
определению динамики развития региональной и муниципальных образовательных систем, отдельных образовательных организаций, оценке их эффективности и прогнозированию их развития с учетом социально-экономических приоритетов;
построению, совершенствованию и реализации внутренних систем оценки качества образования, в том числе с учетом специфики образовательных программ в конкретной образовательной организации;
всестороннему и гармоничному развитию личности обучающихся, в том числе через создание благоприятных условий для получения качественного образования на основе объективных данных об имеющемся уровне образовательной деятельности и перспективах ее совершенствования;
обеспечению возможности использования результатов оценки для управления качеством образования, в том числе для:
сопоставлению различных управленческих решений и выявления эффективных механизмов управления качеством образования;
повышению квалификации специалистов по оценке качества образования, а также привлечения в данную область новых кадров;
оценке результативности решения проблем на основе анализа соответствующих показателей, результатов оценки;
получению комплексного анализа данных о качестве образования на уровне общеобразовательной организации, муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, региона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.