Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 22 декабря 2022 г. N 7071
"Об утверждении муниципальной программы "Развитие международной и межрегиональной деятельности города Нижнего Новгорода" на 2023 - 2028 годы"
В соответствии со статьями 43, 52.1 Устава города Нижнего Новгорода, Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методическими рекомендациями по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода, утвержденными постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 N 1228, администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие международной и межрегиональной деятельности города Нижнего Новгорода" на 2023 - 2028 годы.
2. Считать утратившим силу с 01.01.2023 постановление администрации города Нижнего Новгорода от 21.01.2019 N 62 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие международной и внешнеэкономической деятельности города Нижнего Новгорода" на 2019 - 2024 годы" в части действия муниципальной программы на 2023 - 2024 годы.
3. Управлению информационной политики администрации города Нижнего Новгорода обеспечить опубликование постановления в официальном средстве массовой информации - газете "День города. Нижний Новгород".
4. Юридическому департаменту администрации города Нижнего Новгорода (Витушкина Т.А.) обеспечить размещение постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением постановления возложить на исполняющего обязанности первого заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Егорова С.А.
6. Установить начало срока действия муниципальной программы "Развитие международной и межрегиональной деятельности города Нижнего Новгорода" на 2023 - 2028 годы" с 01.01.2023.
Глава города |
Ю.В. Шалабаев |
Утверждена
постановлением администрации
города
от 22.12.2022 N 7071
Муниципальная программа
"Развитие международной и межрегиональной деятельности города Нижнего Новгорода" на 2023 - 2028 годы
(далее - программа)
1. Паспорт муниципальной программы
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода |
||||||
Цели муниципальной программы |
Создание благоприятных условий для развития внешних связей города, продвижение имиджа Нижнего Новгорода в России и за рубежом |
||||||
Задачи муниципальной программы |
1. Укрепление привлекательности города Нижнего Новгорода и содействие продвижению продукции местных производителей товаров и услуг на внешние рынки; 2. Увеличение масштабов и оптимизация географической структуры международных и межрегиональных связей Нижнего Новгорода |
||||||
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
Срок реализации программы - 2023 - 2028 годы. Программа реализуется в один этап |
||||||
Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода, руб. |
Годы |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода |
4625000,00 |
4625000,00 |
4625000,00 |
4339073,48 |
4502770,61 |
4673015,63 |
|
Итого: 27389859,72 | |||||||
Целевые индикаторы муниципальной программы |
1. Количество иностранных и российских делегаций, посетивших Нижний Новгород по линии администрации города Н.Новгорода - 330 делегаций (за период 2023 - 2028 гг.). 2. Количество переговоров между нижегородскими и зарубежными предприятиями и организациями, проведенными при содействии администрации города Н.Новгорода - 382 переговоров (за период 2023 - 2028 гг.). 3. Доля участников международных и межрегиональных мероприятий, проводимых администрацией города Нижнего Новгорода, которые положительно оценили результаты своего участия (по опросам) - 90% (ежегодно до 2028 года). 4. Количество новых иностранных и российских субъектов, вовлеченных в международную и межрегиональную деятельность администрации города Нижнего Новгорода - 90 субъектов (за период 2023 - 2028 гг.) |
2. Текстовая часть программы
2.1. Характеристика текущего состояния
Муниципальная программа "Развитие международной и межрегиональной деятельности города Нижнего Новгорода" разработана в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изменениями от 22.08.2004, 22.07.2005, 02.02.2006, 03.11.2010, 08.12.2010, 11.07.2011, 06.12.2011, 28.07.2012, 30.11.2013, 13.07.2015, 28.11.2018, 01.05.2019, 22.12.2020, 26.03.2022, 14.07.2022), Концепцией гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05 сентября 2022 г. N 611 (далее - Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом), Законом Нижегородской области от 16 апреля 2001 г. N 181-З "О координации международных и внешнеэкономических связей на территории Нижегородской области" (с изменениями от 07.09.2007, 04.02.2020), Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889, Положением о департаменте развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода, утвержденным Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 30.08.2022 N 4385.
В условиях современной реальности, когда в мире происходит пересмотр привычных политических и экономических интеграций и все большее значение приобретают процессы поиска новых контактов и направлений сотрудничества, интенсификация международной и межрегиональной деятельности Нижнего Новгорода становится одним из ключевых условий успешного и устойчивого развития города, его гармоничного вхождения в систему международного и межрегионального экономического и гуманитарного сотрудничества.
В этой связи основной целью настоящей программы является формирование современного подхода к развитию внешних связей Нижнего Новгорода, определение приоритетных направлений и создание благоприятных условий для развития международного и межрегионального сотрудничества, продвижение имиджа Нижнего Новгорода в России и за рубежом, а также эффективное использование конкурентных преимуществ города при осуществлении международной и межрегиональной деятельности.
Программа предлагает систему мероприятий, нацеленных на успешное и результативное развитие международных и межрегиональных связей Нижнего Новгорода, обоснование необходимости которой основывается на проведенном анализе существующего уровня и перспектив развития внешних связей города, выявлении конкурентных преимуществ Нижнего Новгорода и имеющихся недостатков.
Реализация программы осуществляется за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода.
2.1.1. Международное и межрегиональное гуманитарное сотрудничество - текущее состояние и имеющийся потенциал
Международные связи Нижнего Новгорода начали интенсивно развиваться в 1991 году, когда город был открыт для иностранных гостей. С этого момента началось формирование и укрепление международного имиджа Нижнего Новгорода как одного из крупнейших промышленных, научных и культурно-образовательных центров России.
Для достижения целей развития международного сотрудничества Нижнего Новгорода эффективно используется механизм побратимских и партнерских отношений, устанавливаемых с зарубежными городами.
На настоящий момент у Нижнего Новгорода 20 городов-побратимов. По ряду объективных и субъективных причин не со всеми этими городами отношения развиваются одинаково эффективно.
До начала специальной военной операции города-побратимы можно было разбить на три условные группы по интенсивности сотрудничества:
высокая интенсивность: Эссен (Германия), Цзинань (КНР), Тампере (Финляндия), Минск (Беларусь), Сувон (Республика Корея), Нови Сад (Сербия) Сухум (Абхазия), Дьер (Венгрия), Хэфэй (Китай), Баня-Лука (Босния и Герцеговина). В 2020 году в эту группу вернулся город Филадельфия (США), который активно генерировал идеи возможных совместных проектов в разных сферах деятельности. Со всеми этими городами регулярно реализовывались проекты в сфере экономики, образования, культуры, спорта, туризма (в том числе, в формате онлайн);
средняя интенсивность: Линц (Австрия), Сант Бой де Льобрегат (Испания), Добрич (Болгария), Ираклион (Греция). Периодически реализовывались проекты преимущественно в сферах культуры и образования;
отсутствие сотрудничества: Харьков (Украина), Бельцы (Молдова) - по политическим причинам; Матансас (Куба) - по причине удаленности и отсутствия заинтересованности с кубинской стороны.
В декабре 2021 года девятнадцатым городом-побратимом Нижнего Новгорода стала столица Республики Коста-Рика город Сан-Хосе, в апреле 2022 года установлены побратимские отношения между Нижним Новгородом и Бухарой (Республика Узбекистан).
После начала специальной военной операции страны, в которых расположены 11 из 20 городов-побратимов Нижнего Новгорода, были отнесены Правительством Российской Федерации к категории недружественных. Отношения с большинством из этих городов поставлены на паузу.
В последние несколько лет в силу роста русофобских настроений, спровоцированного политикой руководства недружественных стран, в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и другими глобальными вызовами приоритетные направления международной деятельности Нижнего Новгорода необходимо актуализировать с учетом стратегических целей Российской Федерации, Нижегородской области и общей обстановки в мире.
В настоящее время вектор внешней политики Российской Федерации ориентирован на восток, причем наиболее пристальное внимание уделяется настоящим и будущим стратегическим партнерам Российской Федерации, в том числе, странам-участницам таких организаций, как БРИКС, ШОС, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Евразийский экономический союз, Организация Черноморского экономического сотрудничества, диалоговое партнерство Россия - АСЕАН, форум "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество".
Согласно Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, в Азиатско-Тихоокеанском регионе приоритетными направлениями развития двустороннего гуманитарного сотрудничества являются Китай, Индия, Япония, Вьетнам, Лаос, Монголия, на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке и Латинской Америке - Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ирак, Ливан, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Сирия, Иран, Афганистан, Государство Палестина, Аргентина, Бразилиа, Венесуэла, Куба, Мексика, Никарагуа, Парагвай, Уругвай, Чили.
Кроме того, необходимо обеспечивать проведение на равноправной и взаимовыгодной основе культурных обменов с партнерами России из государств "Группы двадцати" (Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Турция, Саудовская Аравия, США, Франция, ЮАР, Республика Корея, Япония).
Дальнейший выбор потенциальных побратимов и партнеров Нижнего Новгорода следует осуществлять, принимая во внимание все перечисленные выше аспекты, при ясном понимании того, в каких именно направлениях возможно регулярное сотрудничество с каждым из них.
Представляется целесообразным инициировать поиск побратимов и партнеров, прежде всего, в следующих странах: Турция, Индия, Иран, Сирия, Казахстан, Азербайджан и Киргизия.
В соответствии с Концепцией гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, в современных реалиях одними из основных задач гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом являются: популяризация отечественных достижений в области культуры, науки, образования, спорта, информационно-коммуникационных технологий; развитие международного сотрудничества в области культуры, науки, образования, спорта и туризма; повышение туристской привлекательности России для иностранных граждан; поощрение международного молодежного сотрудничества, в том числе в культурной, научной и спортивной областях.
В рамках этих общих стратегических задач Российской Федерации Нижний Новгород также должен уделять внимание продвижению и популяризации русской культуры и науки за рубежом, содействовать экспорту российских образовательных и туристических услуг, развивать международное сотрудничество в сфере спорта и молодежной политики.
Нижний Новгород имеет положительный опыт развития сотрудничества в различных сферах с рядом городов России (прежде всего, Казанью, Чебоксарами, Самарой, Саратовом, Владимиром, Сочи, Тюменью). Данное направление необходимо всесторонне развивать, поскольку межрегиональное сотрудничество представляет интерес с точки зрения не только восстановления и укрепления народохозяйственных связей, но и обмена опытом и выработки единого подхода к решению важных проблем жизнедеятельности.
В 2021 году подписано соглашение о сотрудничестве между Нижним Новгородом и Благовещенском, в первом квартале 2022 года - соглашение между Нижним Новгородом и Костромой. В ноябре 2022 года в рамках развития сотрудничества между Нижним Новгородом и Благовещенском состоится подписание Протокола намерений об установлении дружбы и сотрудничества между городами Благовещенск, Нижний Новгород, Южно-Сахалинск (РФ) и городами Хэйхэ, Чжухай (КНР).
Целесообразно также развивать сотрудничество другими городами России, прежде всего, Ярославлем, Новосибирском, Екатеринбургом, Краснодаром с последующим подписанием соответствующего соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, образования, культуры, туризма, патриотического воспитания, и др.
Нижний Новгород является членом ряда организаций, специализирующихся в области развития международных и межрегиональных связей, в том числе, "Ассоциации городов Поволжья" (АГП) и "Союза российских городов" (СРГ). В 2019 году Нижний Новгород вступил во всемирную организацию "Объединенные города и местные власти" (ОГМВ), в 2021 году присоединился к Международному союзу городов-героев и Миланскому пакту.
Существующие договоренности и членство Нижнего Новгорода в данных организациях должны стать основой для планомерного развития разностороннего взаимовыгодного сотрудничества с городами регионов России и зарубежья с использованием всех имеющихся возможностей и форм взаимодействия. Нижнему Новгороду целесообразно принимать участие в мероприятиях, проводимых АГП, СРГ и ОГМВ, включать свои мероприятия в планы работы данных организаций, а также совместно с ними организовывать и проводить на своей территории крупные мероприятия межрегионального и международного характера.
Восстановление и успешное, результативное развитие международных и межрегиональных связей является в условиях современных реалий одним из существенных факторов динамичного развития города в целом.
2.1.2. Внешнеэкономическая деятельность - основные показатели и динамика за последние 3 года
На сегодняшний день нет точных данных муниципальной статистики по внешнеэкономической деятельности предприятий Нижнего Новгорода. Однако, принимая во внимание, что большинство крупных промышленных предприятий Нижегородской области расположены на территории города, можно говорить о тенденциях в целом на основании таможенной статистики Нижегородской области.
Основными показателями, характеризующими внешнеэкономическую деятельность, являются внешнеторговый оборот, объем экспорта, импорта и сальдо внешнеторгового оборота.
2019 г. |
В % к 2018 г. |
2020 г. |
В % к 2019 г. |
2021 г. |
В % к 2020 г. |
Внешнеторговый оборот, млн долл. США | |||||
8 305 |
96 |
7 834 |
93 |
9 843 |
126 |
Экспорт, млн долл. США | |||||
4 873 |
89 |
4 898 |
101 |
6 632 |
135 |
Импорт, млн долл. США | |||||
3 432 |
106 |
2 936 |
85 |
3 211 |
109 |
Сальдо, млн долл. США | |||||
1 441 |
|
1 962 |
|
3 420 |
|
Приведенные данные (источник - сборник "Таможенная статистика внешней торговли Нижегородской области" Приволжского таможенного управления) свидетельствуют о том, что в 2020 году наблюдалось снижение внешнеторгового оборота Нижегородской области, вызванного в значительной степени ограничениями, связанными с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. В 2021 году начался рост внешнеторгового оборота Нижегородской области.
В целях поддержания и укрепления этой положительной тенденции, оживления внешнеэкономической деятельности как одного из ключевых факторов успешного и устойчивого развития Нижнего Новгорода, необходимо направлять усилия на поддержку местных товаропроизводителей и продвижение их продукции на внешние рынки.
Товарная структура экспорта
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
минеральные продукты - 32,8% от общего объема экспорта области; машины, оборудование и транспортные средства - 27,7%; продукция химической промышленности, каучук - 14,1%; металлы и изделия из них - 11,2% |
машины, оборудование и транспортные средства - 37,0% от общего объема экспорта области; минеральные продукты - 20,4%; продукция химической промышленности, каучук - 15,6%; металлы и изделия из них - 11,0%; древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 7,5% |
машины, оборудование и транспортные средства - 33,0% от общего объема экспорта области; минеральные продукты - 22,7%; продукция химической промышленности, каучук - 18,8%; металлы и изделия из них - 11,3% |
Товарная структура импорта
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
машины, оборудование и транспортные средства - 49,6% от общего объема импорта области; продукция химической промышленности, каучук - 26,1%; металлы и изделия из них - 8,1%; продовольственные товары и сырье - 7,2% |
машины, оборудование и транспортные средства - 45,8% от общего объема импорта области; продукция химической промышленности, каучук - 27,6%; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 9,5%; металлы и изделия из них - 7,4% |
продукция химической промышленности, каучук - 36,0% от общего объема импорта области; машины, оборудование и транспортные средства - 35,8%; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 10,8%; металлы и изделия из них - 8,4% |
Основные торговые партнеры
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Общее количество - 141 страна Крупнейшие при экспорте: Украина (15,7%); Индия (12,3%); Нидерланды (12,3%); Беларусь (10,8%); Бангладеш (6,4%); Казахстан (6,0%); Китай (4,8%); Германия (3,8%); Бельгия (3,4%); Соединенные Штаты (2,5%); Узбекистан (2,1%); Польша (2,0%); Латвия (1,2%); Литва (1,2%); Египет (1,1%); при импорте: Германия (15,9%); Китай (11,7%); Италия (9,0%); Чехия (6,8%); Франция (6,4%); Беларусь (5,5%); Корея, Республика (3,6%); Соединенные Штаты (3,4%); Польша (3,1%); Украина (2,2%); Испания (2,1%); Япония (2,0%); Бельгия (1,9%); Индонезия (1,8%); Сербия (1,8%); Ирландия (1,7%); Австрия (1,7%); Турция (1,5%); Соединенное Королевство (1,3%); Румыния (1,2%); Финляндия (1,2%) |
Общее количество - 141 страна Крупнейшие при экспорте: Бангладеш (18,9%); Беларусь (11,7%); Индия (10,1%); Китай (7,8%); Украина (6,8%); Казахстан (6,3%); Нидерланды (5,6%); Бельгия (4,5%); Узбекистан (4,1%); Польша (3,1%); Германия (2,5%); Соединенные Штаты (2,1%); Латвия (1,5%); Франция (1,1%); при импорте: Китай (15,1%); Германия (13,2%); Италия (9,8%); Беларусь (6,6%); Франция (6,3%); Чехия (3,5%); Польша (3,2%); Корея, Республика (3,2%); Ирландия (3,1%); Соединенные Штаты (2,4%); Бельгия (2,4%); Индонезия (2,3%); Турция (2,2%); Украина (1,7%); Сербия (1,4%); Соединенное Королевство (1,4%); Испания (1,4%); Япония (1,4%); Нидерланды (1,3%); Австрия (1,2%); Финляндия (0,9%); Литва (0,9%); Малайзия (0,9%) |
Общее количество - 147 стран Крупнейшие при экспорте: Бангладеш (16,5%); Беларусь (13,1%); Нидерланды (12,3%); Индия (8,0%); Польша (6,2%); Казахстан (5,8%); Китай (5,0%); Франция (4,5%); Соединенные Штаты (3,8%); Египет (2,6%); Германия (2,1%); Украина (1,7%); Узбекистан (1,6%); Финляндия (1,5%); Литва (1,4%); при импорте: Китай (18,1%); Германия (11,1%); Беларусь (8,1%); Франция (6,4%); Италия (5,9%); Ирландия (4,8%); Индонезия (3,2%); Корея, Республика (3,0%); Соединенные Штаты (2,6%); Турция (2,6%); Бельгия (2,3%); Польша (2,1%); Чехия (2,1%); Испания (1,9%); Сербия (1,8%); Нидерланды (1,7%); Индия (1,6%); Украина (1,5%); Япония (1,5%); Соединенное Королевство (1,4%); Финляндия (1,1%); Литва (1,0%) |
Анализируя товарную структуру экспорта и импорта, можно сделать вывод о том, что в последние годы в товарной структуре экспорта преобладают минеральные продукты, машиностроительная продукция, продукция химической промышленности, каучук. В импорте товаров ведущее место занимает машиностроительная продукция, продукция химической промышленности, продовольственные товары и сырье, металлы и изделия из них.
Количество торговых партнеров Нижегородской области в последние годы остается примерно на одном уровне. В качестве главных торговых партнеров выступают страны дальнего зарубежья. Так, в 2021 году их доля в товарообороте области составила 79,05%, в том числе в экспорте - 74,39%, в импорте - 88,68%.
В силу сложившейся в 2022 году международной политической ситуации следует ожидать, что в ближайшие годы внешняя торговля России будет развиваться, прежде всего, в направлении стран-участниц таких организаций, как БРИКС, ШОС, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Евразийский экономический союз. В этой связи необходимо оказать содействие нижегородским предприятиям в налаживании новых деловых контактов и освоении новых рынков, в том числе, с использованием механизма побратимских и партнерских отношений.
2.1.3. SWOT-анализ развития международной деятельности города Нижнего Новгорода
Сильные стороны (преимущества) |
Слабые стороны (недостатки) |
1. Побратимские и партнерские отношения с зарубежными городами являются эффективным инструментом "народной дипломатии" и позволяют активно продвигать позитивный имидж Нижнего Новгорода на международной арене. 2. Наличие побратимских и партнерских отношений способствует налаживанию прямых связей между предприятиями, вузами, школами, учреждениями культуры и спорта, туристскими организациями. 3. Опыт сотрудничества и организации совместных мероприятий во всех основных сферах деятельности превышает 30 лет. 4. Существует пул городов-побратимов и партнеров, которые в любых внешних обстоятельствах поддерживают сотрудничество с Нижним Новгородом. 5. На федеральном уровне существует нормативная база, определяющая основные направления развития международного сотрудничества. 6. Разработана Стратегия развития внешних связей Нижнего Новгорода на 2022 - 2024 годы с учетом стратегических целей РФ и Нижегородской области и общей обстановки в мире. 7. Разработан план международного сотрудничества на 2022 - 2023 год. 8. Доступны актуальные данные по сотрудничеству с зарубежными странами (за 2021 год: товарооборот $5,3 млрд, турпоток свыше 1 млн чел.). 9. Осуществляется эффективное взаимодействие с профильными органами власти на федеральном и региональном уровне |
1. Отсутствуют измеримые показатели эффективности (KPI) и система сбора аналитических данных по итогам международной деятельности администрации. 2. Существуют города-побратимы, сотрудничество с которыми фактически отсутствует в силу политических причин, большой удаленности или отсутствия интересов с их стороны. 3. Реализация совместных проектов с непосредственным участием администрации города Нижнего Новгорода, как правило, требует финансирования из бюджета города. 4. Проведение имиджевых мероприятий в формате офлайн за пределами Нижнего Новгорода (типа презентаций города) влечет большие расходы бюджетных средств при весьма вероятном отсутствии видимого положительного эффекта в краткосрочной перспективе (рост инвестиций, подписание контрактов, увеличение турпотока и пр.). 5. Участие городов-побратимов в мероприятиях на территории Нижнего Новгорода, как правило, требует финансовых вложений со стороны администраций этих городов, что зачастую становится препятствием. 6. Отсутствуют механизмы прямой окупаемости и оценки экономической эффективности затрат на международную деятельность администрации |
Возможности, перспективы |
Риски, угрозы |
1. Налаживание и расширение взаимовыгодного сотрудничества между представителями бизнеса и предпринимательской деятельности, направленного на увеличение товарооборота и рост инвестиций между городами-побратимами. 2. Использование торгово-экономического потенциала, правовых преференций и льготных режимов городов-побратимов для расширения экспортно-импортных операций, в т.ч. возможностей параллельного импорта, в условиях санкционного давления. 3. Расширение научно-технического сотрудничества между городами-побратимами в области высоких технологий и ИТ. 4. Повышение узнаваемости и привлекательности Нижнего Новгорода, укрепление положительного образа города и региона в различных регионах мира. 5. Популяризация туристского потенциала Нижнего Новгорода, способствование созданию международных туристических организаций, увеличение туристических потоков между городами-побратимами. 6. Увеличение количества зарубежных абитуриентов нижегородских вузов. 7. Проведение совместных мероприятий в сфере культуры, образования, здравоохранения включая онлайн форматы. 8. Организация и проведение совместных спортивных мероприятий, обмен тренерским опытом. 9. Участие в выставочно-ярмарочной деятельности городов-побратимов. 10. Обмен передовыми практиками в части преодоления мировых вызовов (COVID-19, экономические кризисы, экология и пр.). 11. Продвижение интересов нижегородского бизнеса, некоммерческих организаций, учреждений науки, образования, культуры и спорта на международной арене. 12. Участие в работе вновь создаваемого Международного центра туризма в рамках БРИКС. 13. Определены потенциальные города-побратимы и партнеры в приоритетных странах: Турция, Индия, Иран, Сирия, Казахстан, Азербайджан и Киргизия и пр. |
1. Рост русофобских настроений, спровоцированный политикой руководства недружественных стран. 2. Экономический спад в результате усиления санкционного давления. 3. Логистические и транспортные ограничения из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки в стране и мире. 4. Отказ тех или иных городов-побратимов от сотрудничества по политическим, экономическим или иным причинам. 5. Риск отсутствия необходимого финансирования на реализацию въездных и выездных мероприятий международного характера. 6. Риски неэффективных затрат на реализацию мероприятий в случае, если не будет конкретного экономического или иного измеримого эффекта от их осуществления. 7. Риск отсутствия необходимого количества квалифицированных кадров для подготовки и реализации масштабных мероприятий международного характера. 8. Риск утраты актуальности разработанной Стратегии развития внешних связей Нижнего Новгорода 2022 - 2024 годы в случае изменения ситуации в стране и в мире. 9. В настоящий момент страны, в которых расположены 11 из 20 городов-побратимов Нижнего Новгорода, отнесены к категории недружественных |
2.1.4. Основные приоритеты в развитии международных и межрегиональных связей. Создание благоприятных условий для развития внешних связей города Нижнего Новгорода
Успешное и устойчивое развитие города в условиях новых политических реалий и пересмотра привычных экономических пространств невозможно без его актуального позиционирования и продвижения на новые внешние рынки, гармоничного вхождения в выстраивающуюся систему мирохозяйственных связей.
В этой связи необходимо сформировать целенаправленную стратегию развития международных и межрегиональных связей Нижнего Новгорода и обеспечить благоприятные условия для развития внешних связей Нижнего Новгорода путем создания привлекательного имиджа города как надежного партнера, обладающего мощным экономическим, научным, образовательным и культурным потенциалом, посредством:
разработки и реализации программ и мероприятий по повышению политической и экономической привлекательности Нижнего Новгорода с учетом отечественного и зарубежного опыта;
организации и проведения в Нижнем Новгороде конгрессов, выставок, конференций, форумов по различным вопросам жизнедеятельности города с участием зарубежных стран и городов России с целью укрепления имиджа Нижнего Новгорода;
проведения презентаций экономического, научного и культурного потенциала Нижнего Новгорода и иных имиджевых мероприятий в России и за рубежом;
создания, регулярного обновления и организации распространения презентационных материалов о Нижнем Новгороде в печатной, электронной и иных формах на русском и иностранных языках;
оказания содействия нижегородским и зарубежным предприятиям, организациям, научно-образовательным и культурным учреждениям в установлении и развитии сотрудничества;
включения информации о международных и межрегиональных проектах, реализуемых на территории Нижнего Новгорода, в общероссийские и международные коммуникационные сети.
Соблюдение указанных приоритетов в развитии международных и межрегиональных связей города Нижнего Новгорода положено в основу мероприятий, предусмотренных настоящей муниципальной программой.
2.2. Цели, задачи муниципальной программы
Цель программы: создание благоприятных условий для развития внешних связей города, продвижение имиджа Нижнего Новгорода в России и за рубежом.
Достижение указанной цели должно осуществляться на основе комплексной программной проработки с учетом всех возможностей и форм сотрудничества, что и определяет круг задач, на решение которых направлена настоящая муниципальная программа.
Основными задачами программы являются:
1. Укрепление привлекательности города Нижнего Новгорода и содействие продвижению продукции местных производителей товаров и услуг на внешние рынки;
2. Увеличение масштабов и оптимизация географической структуры международных и межрегиональных связей Нижнего Новгорода.
2.3. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Реализация программы осуществляется в 2023 - 2028 годах. Программа реализуется в один этап.
2.4. Целевые индикаторы программы
Таблица 1
Сведения о целевых индикаторах муниципальной программы
N |
Наименование цели муниципальной программы, задачи, целевого индикатора |
Ед. измерения |
Значение показателя целевого индикатора |
|||||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Цель: Создание благоприятных условий для развития внешних связей города, продвижение имиджа Нижнего Новгорода в России и за рубежом | ||||||||
1. |
Количество иностранных и российских делегаций, посетивших Нижний Новгород по линии администрации города Н.Новгорода |
ед. |
50 |
52 |
54 |
56 |
58 |
60 |
2. |
Количество переговоров между нижегородскими и зарубежными предприятиями и организациями, проведенными при содействии администрации города Н.Новгорода |
ед. |
58 |
60 |
62 |
65 |
67 |
70 |
Задача: Укрепление привлекательности города Нижнего Новгорода и содействие продвижению продукции местных товаропроизводителей на внешние рынки | ||||||||
3. |
Доля участников международных и межрегиональных мероприятий, проводимых администрацией города Нижнего Новгорода, которые положительно оценили результаты своего участия |
% |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
Задача: Увеличение масштабов и оптимизация географической структуры международных и межрегиональных связей Нижнего Новгорода | ||||||||
4. |
Количество новых иностранных субъектов, вовлеченных в международную и межрегиональную деятельность администрации города Нижнего Новгорода |
ед. |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Таблица 2
Методика расчета целевых индикаторов муниципальной программы
N |
Наименование показателя целевого индикатора |
Единица измерения |
НПА, определяющий методику расчета показателя целевого индикатора |
Расчет показателя целевого индикатора |
Исходные данные для расчета значений показателя целевого индикатора |
|||
формула расчета |
буквенное обозначение переменной в формуле расчета |
источник исходных данных |
метод сбора исходных данных |
периодичность сбора и срок представления исходных данных |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Количество иностранных делегаций, посетивших Нижний Новгород по линии администрации города Н.Новгорода |
ед. |
- |
Нерасчетный показатель |
- |
Ведомственная отчетность |
Внутренний учет |
Годовая |
2. |
Количество переговоров между нижегородскими и зарубежными предприятиями и организациями, проведенными при содействии администрации города Нижнего Новгорода |
ед. |
- |
Нерасчетный показатель |
- |
Ведомственная отчетность |
Внутренний учет |
Годовая |
3. |
Доля участников международных и межрегиональных мероприятий, проводимых администрацией города Нижнего Новгорода, которые положительно оценили результаты своего участия |
% |
- |
- общее количество опрошенных участников международных и межрегиональных мероприятий, проводимых администрацией города Нижнего Новгорода, - количество опрошенных участников международных и межрегиональных мероприятий, проводимых администрацией города Нижнего Новгорода, которые положительно оценили результаты своего участия |
Отзывы |
Анкетирование |
Годовая |
|
4. |
Количество новых иностранных субъектов, вовлеченных в международную и межрегиональную деятельность администрации города Нижнего Новгорода |
ед. |
- |
Нерасчетный показатель |
- |
Ведомственная отчетность |
Внутренний учет |
Годовая |
2.5. Меры правового регулирования
Таблица 3
Сведения об основных мерах правового регулирования
N |
Вид правового акта |
Основные положения правового акта (суть) |
Ответственный исполнитель, соисполнитель |
Ожидаемые сроки принятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Основное мероприятие 1. Проведение презентаций города Нижнего Новгорода в городах-побратимах и партнерах Нижнего Новгорода |
|||
1.1. |
Распоряжение администрации города Нижнего Новгорода |
Командирование представителей администрации г. Н.Новгорода в города-побратимы и партнеры |
Департамент развития туризма и внешних связей |
В течение периода реализации муниципальной программы |
2. |
Основное мероприятие 2. Проведение в Нижнем Новгороде мероприятий по различным вопросам жизнедеятельности города с участием зарубежных стран и городов России |
|||
2.1. |
Распоряжение администрации города Нижнего Новгорода |
Прием делегаций зарубежных стран и городов России в Нижнем Новгороде |
Департамент развития туризма и внешних связей |
В течение периода реализации муниципальной программы |
3. |
Основное мероприятие 3. Создание, регулярное обновление и организация распространения презентационных материалов о Нижнем Новгороде |
|||
3.1. |
Принятие правовых актов не предусмотрено |
|
|
|
4. |
Основное мероприятие 4. Организация участия представителей города Нижнего Новгорода в мероприятиях за рубежом и в городах России |
|||
4.1. |
Распоряжение администрации города Нижнего Новгорода |
Командирование представителей администрации г. Нижнего Новгорода за рубеж и в города России |
Департамент развития туризма и внешних связей |
В течение периода реализации муниципальной программы |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2.6. Участие в реализации программы муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, акции, доли в уставном капитале которых принадлежат муниципальному образованию город Нижний Новгород, общественных, научных и иных организаций
Участие в реализации программы муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, акции, доли в уставном капитале которых принадлежат муниципальному образованию город Нижний Новгород, общественных, научных и иных организаций не предусмотрено.
2.7. Обоснование объема финансовых ресурсов
Таблица 4
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода
N |
Наименование программы, основного мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнители |
Расходы (руб.), годы |
|||||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Муниципальная программа "Развитие международной и межрегиональной деятельности города Нижнего Новгорода" |
Всего: |
4625000,00 |
4625000,00 |
4625000,00 |
4339073,48 |
4502770,61 |
4673015,63 |
Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода |
4625000,00 |
4625000,00 |
4625000,00 |
4339073,48 |
4502770,61 |
4673015,63 |
||
1. |
Основное мероприятие 1. Проведение презентаций города Нижнего Новгорода в городах-побратимах и партнерах Нижнего Новгорода |
Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода |
625000 |
625000 |
625000 |
625000 |
625000 |
625000 |
2. |
Основное мероприятие 2. Проведение в Нижнем Новгороде мероприятий по различным вопросам жизнедеятельности города с участием зарубежных стран и городов России |
Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода |
2900000 |
2900000 |
2900000 |
2900000 |
2900000 |
2900000 |
3. |
Основное мероприятие 3. Создание, регулярное обновление и организация распространения презентационных материалов о Нижнем Новгороде на русском и иностранных языках |
Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода |
200000 |
200000 |
200000 |
200000 |
200000 |
200000 |
4. |
Основное мероприятие 4. Организация участия представителей города Нижнего Новгорода в мероприятиях за рубежом и в городах России |
Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода |
900000 |
900000 |
900000 |
614073,48 |
777770,61 |
948015,63 |
2.8. Анализ рисков реализации муниципальной программы
Вид риска |
Механизм минимизации риска |
Недостаточное бюджетное финансирование |
Привлечение средств из внебюджетных источников |
Форс-мажор, человеческий фактор (низкая активность потенциальных участников мероприятий муниципальной программы) |
Постоянный мониторинг активности, корректировка мероприятий, направленных на ее повышение |
Более высокий рост цен на отдельные виды работ, услуг, предусмотренные в рамках программных мероприятий |
Постоянный мониторинг цен, тщательный анализ рынка |
3. Подпрограммы муниципальной программы
Муниципальная программа не имеет подпрограмм.
4. Оценка планируемой эффективности муниципальной программы
Оценка планируемой эффективности муниципальной программы выражается в:
повышении международной и межрегиональной активности города Нижнего Новгорода, расширении круга географических рамок и взаимодействующих субъектов;
укреплении имиджа Нижнего Новгорода в России и за рубежом как надежного партнера, обладающего мощным экономическим, образовательным, научным и культурным потенциалом.
5. План реализации муниципальной программы
Таблица 5
План
реализации муниципальной программы "Развитие международной и межрегиональной деятельности города Нижнего Новгорода" на 2023 год
N |
Наименование подпрограммы, задачи, основного мероприятия, мероприятия |
Ответственный за выполнение мероприятия (управление, отдел) |
Срок |
Показатели непосредственного результата реализации мероприятия (далее - ПНР) |
Объемы финансового обеспечения, руб. |
||||||
начала реализации |
окончания реализации |
||||||||||
Наименование ПНР |
Ед. изм. |
Значение |
Собственные городские средства |
Средства областного бюджета |
Средства федерального бюджета |
Прочие источники |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Всего по муниципальной программе |
4 625 000 |
0 |
0 |
0 |
|||||||
Задача: Укрепление привлекательности города Нижнего Новгорода и содействие продвижению продукции местных товаропроизводителей на внешние рынки |
3 725 000 |
0 |
0 |
0 |
|||||||
1. |
Проведение презентаций города Нижнего Новгорода в городах-побратимах и партнерах Нижнего Новгорода |
625 000 |
0 |
0 |
0 |
||||||
1.1. |
Проведение презентации города Нижнего Новгорода в городе-побратиме Минск (Республика Беларусь) |
Отдел внешних связей департамента развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Командирование представителей администрации города Нижнего Новгорода в город-побратим Минск (Республика Беларусь) для организации и проведения презентации города Нижнего Новгорода |
Ед. |
1 |
336 000 |
0 |
0 |
0 |
1.2. |
Проведение презентации города Нижнего Новгорода в город Ереван (Республика Армения) |
Отдел внешних связей департамента развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Командирование представителей администрации города Нижнего Новгорода в город Ереван (Республика Армения) для организации и проведения презентации города Нижнего Новгорода |
Ед. |
1 |
289 000 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Проведение в Нижнем Новгороде мероприятий по различным вопросам жизнедеятельности города с участием зарубежных стран и городов России |
2 900 000 |
0 |
0 |
0 |
||||||
2.1. |
Организация участия представителей городов-побратимов в совместном обучающем проекте в сфере музейного дела и подготовки экскурсоводов |
Отдел внешних связей департамента развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Участие экскурсоводов из городов-побратимов города Нижнего Новгорода в семинарах по обмену опытом и экскурсиях на территории города Нижнего Новгорода и Нижегородской области |
Чел. |
16 |
800 000 |
0 |
0 |
0 |
2.2. |
Организация участия представителей городов-побратимов в Международном реставрационном лагере |
Отдел внешних связей департамента развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода |
01.06.2023 |
31.08.2023 |
Участие представителей городов-побратимов в обмене теоретическим и практическим опытом в области реставрации объектов культурного наследия |
Чел. |
10 |
400 000 |
0 |
0 |
0 |
2.3. |
Реализация проекта "Город-побратим глазами фотографов" |
Отдел внешних связей департамента развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Организация приема в Нижнем Новгороде фотографов из городов-побратимов, изготовление выставочной экспозиции и проведение фотовыставки |
Ед. |
2 |
500 000 |
0 |
0 |
0 |
2.4. |
Организация участия представителей городов-побратимов, российских и зарубежных партнеров в праздновании Дня города Нижнего Новгорода и иных мероприятиях на территории города Нижнего Новгорода |
Отдел внешних связей департамента развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Организация приема в Нижнем Новгороде представителей городов-побратимов, российских и зарубежных партнеров, принимающих участие в мероприятиях в городе Нижнем Новгороде |
Чел. |
50 |
1 200 000 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Создание, регулярное обновление и организация распространения презентационных материалов о Нижнем Новгороде на русском и иностранных языках |
200 000 |
0 |
0 |
0 |
||||||
3.1. |
Изготовление полиграфической продукции для использования в рамках мероприятий в сфере международной и межрегиональной деятельности |
Отдел внешних связей департамента развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Дизайн и печать буклетов и другой полиграфической продукции |
Ед. |
2 000 |
200 000 |
0 |
0 |
0 |
Задача: Увеличение масштабов и оптимизация географической структуры международных и межрегиональных связей Нижнего Новгорода |
900 000 |
0 |
0 |
0 |
|||||||
4. |
Организация участия представителей города Нижнего Новгорода в мероприятиях за рубежом и в городах России |
900 000 |
0 |
0 |
0 |
||||||
4.1. |
Организация участия представителей города Нижнего Новгорода в форумах, конференциях, выставках, переговорах с потенциальными партнерами, Днях культуры и иных мероприятиях за рубежом и в городах России |
Отдел внешних связей департамента развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода |
01.01.2023 |
31.12.2023 |
Командирование представителей администрации города Нижнего Новгорода для участия в мероприятиях в зарубежных и российских городах-побратимах и партнерах |
Чел. |
10 |
900 000 |
0 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 22 декабря 2022 г. N 7071 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие международной и межрегиональной деятельности города Нижнего Новгорода" на 2023 - 2028 годы"
Начало срока действия Программы, утвержденной постановлением, установлено с 1 января 2023 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода (http://нижнийновгород.рф) 23 декабря 2022 г., в газете "День города. Нижний Новгород" от 30 декабря 2022 г. N 125
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 8 ноября 2024 г. N 10183
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 28 августа 2024 г. N 7182
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 16 февраля 2024 г. N 1070
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 3 ноября 2023 г. N 8061
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 27 июля 2023 г. N 5195
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 2 мая 2023 г. N 2677