Руководителям
государственных и муниципальных
образовательных организаций
В связи с поступающими в Управление по надзору и контролю в сфере образования Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики вопросами об актуальности наличия у организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - ОООД), паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования и паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры (далее - паспорт доступности ОСИ), разрабатываемых во исполнение ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, направляем следующие разъяснения.
Требование по составлению организациями, предоставляющими услуги в сфере образования, паспорта доступности объекта и услуг, предоставляемых в сфере образования, устанавливается п. 7 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых слуг в сфере образования, а также оказания при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 (далее - Порядок).
В соответствии с п.п. 9, 10 Порядка для проведения обследования и паспортизации приказом по организации, предоставляющей услуги в сфере образования, создается комиссия по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг (далее - комиссия). В состав комиссии включаются (по согласованию) представители общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, где расположен объект, в котором планируется проведение обследования и паспортизации.
Комиссия осуществляет оценку соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов объекта и услуг в сфере образования в соответствии с п.п. 11, 12 Порядка. По результатам обследования комиссия разрабатывает предложения по принятию управленческих решений.
В соответствии с п. 14 Порядка паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования утверждается руководителем организации и представляется в течение 10 рабочих дней после утверждения:
муниципальными организациями - в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность;
государственными организациями - в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования.
Аналогичным образом обследование и паспортизация объектов в части их доступности для инвалидов и услуг, предоставляемых на них, по отраслям экономики и социальной сферы урегулированы приказами соответствующих государственных органов исполнительной власти, например:
приказом Минспорта России от 24 августа 2015 г. N 825 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания им при этом необходимой помощи";
приказом Минкультуры России от 16 ноября 2015 г. "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ";
приказом Минтруда России от 30 июля 2015 г. N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости, и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи".
Вместе с тем, в целях формирования оперативной и объективной информации о состоянии доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также реализации мер, направленных на повышение уровня их доступности в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", все объекты социальной инфраструктуры, к числу которых относятся и ОООД, обязаны иметь паспорт доступности ОСИ.
Требования к паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры установлены Методикой, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики, утверждённой приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 г. N 627.
Паспортизация доступности ОСИ является предметом деятельности территориальных органов социальной защиты населения, являющейся одним из звеньев системы паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг на территории субъекта Российской Федерации. Паспортизация осуществляется как по данным руководителей объектов социальной инфраструктуры, так и по результатам экспертной оценки состояния доступности, проводимой при обследовании соответствующего объекта.
Общий свод информации об объектах социальной инфраструктуры и оказываемых ими услугах на соответствующей территории формируется работниками социальных служб посредством внесения в "Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг". В нем представлены общие сведения об объектах, характере их деятельности (в том числе услугах), состоянии их доступности, решения об адаптации объектов и обеспечении доступности услуг для инвалидов и результаты контроля исполнения этих решений. Реестр формируется на основании паспортов доступности объектов. В нем также представлена оценочная информация по результатам определения потребностей инвалидов для определения приоритетов действий по адаптации объектов и обеспечению доступности услуг.
Таким образом, у ОООД должны быть разработаны как паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, так и паспорт доступности ОСИ.
Вместе с тем, напоминаем, что наличие и соответствие паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования нормам, определенным Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых слуг в сфере образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309, является требованием законодательства об образовании и подлежит экспертизе при осуществлении федерального государственного контроля (надзора), так как указанный документ входит в Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащий обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования.
Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц в соответствии:
со ст. 9.13 КоАП РФ - за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов образования и предоставляемых услуг в сфере образования;
с ч. 3 ст. 9.20 КоАП РФ - за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), к числу которых относится отсутствие у профессиональной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ"
Начальник управления по надзору и контролю в сфере образования |
Е.В. Жарикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики от 24 ноября 2022 г. N 22-01-32/10227 "О паспорте доступности объекта и услуг, предоставляемых в сфере образования"
Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования
Текст письма опубликован на официальном сайте Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики (http://www.edu.kbr.ru)