Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 декабря 2022 г. N 3а-533/2022
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Зорькиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" к Государственному Совету Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений статьи 5.6 Закона Республики Татарстан от 19 декабря 2006 года N 80-ЗРТ "Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях",
установил:
16 ноября 2006 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан "Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях", который подписан Президентом Республики Татарстан 19 декабря 2006 года за N 80-ЗРТ (далее - Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях, КоАП РТ).
Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях опубликован в газетах "Ватаным Татарстан" от 23 декабря 2006 года N 257, "Республика Татарстан" от 26 декабря 2006 года N 256.
Законом Республики Татарстан от 5 июля 2010 года N 54-ЗРТ глава 5 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях дополнена статьей 5.6 следующего содержания:
"Статья 5.6. Отказ в предоставлении проезда пассажиру
Отказ в предоставлении проезда пассажиру, имеющему социальный проездной документ, за исключением случаев осуществления коммерческих пассажирских перевозок, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Под отказом в предоставлении проезда понимается воспрепятствование проезду пассажира, выраженное в виде размещения снаружи или внутри транспортного средства письменного запрета на проезд данной категории граждан, либо уклонение водителя и (или) кондуктора в приеме надлежащим образом оформленных проездных документов, а равно устный запрет, физическое воздействие или совершение иных действий, препятствующих проезду пассажира, имеющего социальный проездной документ."
Закон Республики Татарстан от 5 июля 2010 года N 54-ЗРТ опубликован в газетах "Республика Татарстан", N 139-140, 10 июля 2010 года, "Ватаным Татарстан", N 145, 17 июля 2010 года, в официальном печатном издании "Ведомости Государственного Совета Татарстана", 2010, N 7 (II часть), ст. 766, вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования, то есть 21 июля 2010 года.
Законом Республики Татарстан от 18 июня 2013 года N 47-ЗРТ в статью 5.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях внесены изменения.
абзац первый части первой статьи 5.6 КоАП РТ изложена в следующей редакции:
"Действие, направленное на воспрепятствование проезду пассажира, имеющего социальный проездной документ, выраженное в виде размещения снаружи или внутри автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования письменного запрета на проезд данной категории граждан либо в виде уклонения водителя и (или) кондуктора в приеме надлежащим образом оформленных проездных документов, а равно в виде устного запрета, физического воздействия или совершения иных действий, препятствующих проезду пассажира, имеющего социальный проездной документ, -", часть вторая признана утратившей силу.
Закон Республики Татарстан от 18 июня 2013 года N 47-ЗРТ опубликован в газетах "Республика Татарстан", N 91, 21 июня 2013 года, "Ватаным Татарстан", N 95-96, 22 июня 2013 года, в официальном печатном издании "Ведомости Государственного Совета Татарстана", 2013, N 6 (II часть), ст. 860, вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования, то есть 2 июля 2013 года.
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Автотранс" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующей статьи 5.6 КоАП РТ в той части, в которой ее нормы допускают привлечение к административной ответственности перевозчиков, применяющих нерегулируемые тарифы, при отсутствии согласования с такими перевозчиками суммы возмещения затрат на перевозку граждан льготной категории.
Административный истец указывает, что в соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 года N 161, право проезда на общественном транспорте по единому месячному проездному билету отдельным категориям граждан предоставляется независимо от вида регулярных перевозок (по регулируемым или нерегулируемым тарифам), в то время как в силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам могут быть предоставлены лишь при условии согласования с перевозчиком размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
Абзац первый части первой статьи 5.6 КоАП РТ указанных особенностей правового регулирования не предусматривает, что делает возможным привлечение к административной ответственности перевозчиков и их работников при осуществлении ими регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам при отсутствии согласования с такими перевозчиками суммы возмещения затрат на перевозку граждан льготной категории.
В судебном заседании представитель ООО "Автотранс" Благовещенский И.В. административный иск поддержал.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан Махмутов Д.И., Шагиева Л.Г. административный иск не признали.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации отнесены вопросы установления административной ответственности за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами (пункт 3 части 1 статьи 1.3). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных актами указанных публично-правовых образований, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 1.3.1).
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным Советом Республики Татарстан в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования. Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
Статьей 5.6 КоАП РТ установлена ответственность за воспрепятствование проезду пассажира, имеющего социальный проездной документ, автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования.
Указанная статья оперирует понятием "социальный проездной документ", порядок и условия предоставления и использования которого определены Порядком предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 года N 161. Соответствующие проездные билеты предоставляют для отдельных категорий граждан право совершения проезда на всех видах городского общественного транспорта и на автомобильном транспорте пригородного сообщения (пункт 2).
Оспариваемая статья 5.6 КоАП РТ сама по себе не регламентирует правила оказания услуг гражданам, имеющим социальной проездной билет (ни в части круга граждан, имеющих право на льготный проезд, ни в части перевозчиков, обязанных перевозить таких граждан).
Указанной статьей установлена ответственность за несоблюдение требований упомянутого Порядка, утвержденного постановлением Кабинета Министров РТ от 7 апреля 2005 года N 161, в котором установлено нормативное содержание понятия "социальный проездной билет" (более общее для него понятие "социальный проездной документ" использует КоАП РТ), а также круга граждан, имеющих право на льготный проезд, и обязанности по их перевозке.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, входит в полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Меры социальной поддержки населения Республики Татарстан определены Законом Республики Татарстан от 9 декабря 2014 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан". Согласно части 1 статьи 9 Закона порядок реализации статей 4-8.3, предусматривающих меры социальной поддержки конкретных категорий граждан, устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон РТ от 8 декабря 2004 г. N 63-ЗРТ
Законом Республики Татарстан от 19 декабря 2008 года N 123-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями в сфере обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории Республики Татарстан для отдельных категорий граждан" государственными полномочиями по расчету и предоставлению транспортным организациям недополученных доходов, связанных с оказанием услуг общественного транспорта отдельным категориям граждан, наделены органы местного самоуправления.
Во исполнение названного Закона Республики Татарстан постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 марта 2020 года N 210 утвержден Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан из бюджета Республики Татарстан на осуществление отдельных государственных полномочий в сфере обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории Республики Татарстан для отдельных категорий граждан, пунктом 3 которого регламентирована процедура представления органами местного самоуправления в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан справок-расчетов о размере данных субвенций. При этом справки-расчеты должны составляться в соответствии с Методикой расчета размера компенсаций недополученных доходов транспортным организациям в муниципальном районе (городском округе) Республики Татарстан в связи с оказанием услуг общественного транспорта на территории Республики Татарстан для отдельных категорий граждан (приложение N 1 к утвержденному названным постановлением Порядку).
Согласно пункту 1 данной Методики она предназначена для определения размера компенсаций недополученных доходов транспортным организациям в муниципальном районе и городском округе Республики Татарстан (далее - муниципальное образование) в связи с оказанием услуг общественного транспорта на территории Республики Татарстан для отдельных категорий граждан по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету.
Таким образом, в Республике Татарстан созданы достаточные правовые механизмы для согласования с перевозчиком размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением вышеуказанных льгот.
Статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела являются задачами производства по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, при возбуждении и рассмотрении дел по статье 5.6 КоАП РТ уполномоченные органы должны устанавливать, помимо прочих, факты наличия или отсутствия согласования с перевозчиком размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот по перевозке пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам, не ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия статьи 5.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" к Государственному Совету Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений статьи 5.6 Закона Республики Татарстан от 19 декабря 2006 года N 80-ЗРТ "Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях" отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 декабря 2022 г. N 3а-533/2022
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 12 июля 2023 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 53, 18 июля 2023 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 марта 2023 г. N 66а-531/2023 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения