Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Садовникова А.В. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от истца - Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея - Хиштова А.А. (доверенность от 11.01.2011) и Дубасова В.А. (доверенность от 11.01.2011), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Бюро правовой поддержки населения" Черкашина Д.А. (руководитель), представителей Волошина А.И. (доверенность от 25.05.2011) и Шахкелдова Ф.Г. (ордер от 23.08.2011 N 802774), рассмотрев кассационную жалобу Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.04.2011 (судья Нефедов В.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2011 (судьи Чотчаев Б.Т., Величко М.Г., Пономарева И.В.) по делу N А01-1996/2010, установил следующее.
Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Бюро правовой поддержки населения" (далее - общество) о расторжении государственного контракта от 20.09.2010 N 04-10 и взыскании 26 208 рублей неустойки (уточненные требования).
Общество предъявило встречный иск о взыскании 700 тыс. рублей задолженности за выполненные по государственному контракту работы; 275 300 рублей обеспечения исполнения государственного контракта и 30 024 рублей 34 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами (уточненные требования).
Решением от 06.04.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.06.2011, в удовлетворении первоначального иска отказано; встречный иск удовлетворен. Суды исходили из того, что обязательства общества по государственному контракту прекратились невозможностью выполнения работ; межевые планы и прилагающиеся к ним документы обществом выполнены и сданы в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Адыгея, кадастровые паспорта не получены по не зависящим от общества обстоятельствам.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, удовлетворить первоначальный иск, в удовлетворении встречного иска отказать. По мнению заявителя, согласование местоположения границ земельного участка лежит на обществе. ФГУ "Земельная кадастровая палата" отказало в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости, поскольку общество не согласовало местоположение границ земельного участка. Кроме того, в осуществлении государственного кадастрового учета отказано и по другим основаниям: межевой план от 20.11.2010 N 0104/102/10-2303 по содержанию не соответствует Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412; одна из границ земельного участка пересекает одну из границ учтенного земельного участка, что подтверждает ненадлежащее исполнение условий государственного контракта от 20.09.2010 N 04-10.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители управления поддержали доводы жалобы, представители общества возражали против удовлетворения жалобы, ссылались на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, управление (заказчик) и общество (исполнитель) заключили государственный контракт от 20.09.2010 N 04-10 на проведение кадастровых работ, связанных с постановкой на государственный кадастровый учет земельных участков в целях установления границ земельных участков особо охраняемых природных территорий регионального значения, проведения топографо-геодезических работ, выноса границ в натуру, установки граничных знаков.
Согласно пункту 3.2 государственного контракта заказчик обязуется представить исполнителю копии нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Адыгея об объявлении уникальных природных комплексов памятниками природы республиканского значения, копии паспортов памятников природы республиканского значения, с прилагаемыми к ним картографическими материалами.
В силу технического задания, являющегося неотъемлемой частью договора, цель выполнения ответчиком работ - проведение кадастровых работ и формирование межевого плана для проведения государственного кадастрового учета земельного участка, предоставление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея документов, необходимых для проведения кадастрового учета земельного участка, получение в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея кадастрового паспорта на каждый земельный участок согласно приложению к техническому заданию.
В списке особо охраняемых природных территорий, на которые предусматривается проведение кадастровых работ, связанных с постановкой на государственный кадастровый учет земельных участков (приложение к техническому заданию), перечислены следующие памятники природы республиканского значения: "Верховье реки Цица", "Верховья реки Пшеха и Пшехашха" и "Хребет Буйный".
Сроком окончания выполнения работ по указанному государственному контракту определена дата 25.10.2010.
Согласно смете расходов (приложение N 3 к контракту) общая стоимость работ составила 700 тыс. рублей. В качестве обеспечения исполнения государственного контракта общество перечислило управлению 275 300 рублей по платежному поручению от 17.09.2010 N 22.
8 ноября 2010 года в связи с истечением срока действия государственного контракта управление в адрес общества направило претензию со ссылкой на то, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, управление вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа).
Управление, ссылаясь на нарушение исполнителем установленных контрактом сроков выполнения работ, обратилось в арбитражный суд с иском о его расторжении.
В соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Суды установили, что в ходе проведения работ по согласованию границ земельных участков памятников природы республиканского значения Управление лесами Республики Адыгея отказало в согласовании границ земельных участков памятников природы "Верховья реки Цица", "Верховья рек Пшеха и Пшехашха", "Хребет Буйный" (письмо от 21.10.2010 N 1411). Данные обстоятельства не позволяли исполнителю выполнить свои обязательства по государственному контракту.
25 октября 2010 года общество предупредило заказчика о том, что по не зависящим от него обстоятельствам выполнение работ не представляется возможным, и предложило рассмотреть возникшие вопросы, гарантируя со своей стороны оперативное завершение работ в случае согласования границ земельных участков (письмо от 25.10.2010 N 859).
27 октября 2010 года управление направило обществу претензию N 1689 с предложением заключить дополнительное соглашение к государственному контракту для исполнения обязательств по нему в полном объеме, сославшись на пункт 8.1 контракта, по которому стороны не несут ответственность за полное или частичное невыполнение обязательств, в случае наступления форс-мажорных обстоятельств (действия непреодолимой силы), а именно отказа со стороны Управления лесами Республики Адыгея в согласовании границ земельных участков особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В письме от 27.10.2010 N 70 общество подтвердило готовность заключить дополнительное соглашение о продлении срока выполнения работ по контракту.
Между тем управление со ссылкой на часть 5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ сообщило обществу о том, что изменение условий государственного контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается (письмо от 08.11.2010 N 1734).
Исследовав материалы дела и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что общество предпринимало все возможные меры для окончания работ, однако отказ Управления лесами по Республике Адыгея в согласовании границ земельных участков особо охраняемых природных территорий регионального значения привел к невозможности завершения работ в предусмотренный контрактом срок.
Отказ Управления лесами по Республике Адыгея в согласовании границ земельных участков мотивирован наличием спора о праве на земельные участки.
Так, Управление лесами указало, что в отношении памятников природы республиканского значения "Верховья реки Цица" и "Верховья рек Пшеха и Пшехашха", расположенных на землях лесного фонда в пределах Цицинского участкового лесничества Майкопского лесничества, имеется наложение (на площади 1100 га) на земельный участок ФГУ "Кавказский государственный природный заповедник имени Х.Г. Шапошникова" (далее - заповедник), право собственности на который зарегистрировано 10.06.2004, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делу N 01-1023/2006.
Кроме того, западная и южная части периметра границы памятника природы "Верховья рек Пшеха и Пшехашха" совпадают с административной границей Республики Адыгея и Краснодарского края, вместе с тем прохождение границы между данными субъектами не согласовано, граница не установлена.
Западная часть периметра границы памятника природы "Хребет Буйный", расположенного на землях Гузерипльского участкового лесничества, совпадает с границей заповедника. Вопросы, связанные с прохождением границы, рассматриваются в Арбитражном суде Республике Адыгея (т. 2, л. д. 281).
Отказы ФГУ "Земельная палата" от 15.12.2010 и 16.12.2010 в осуществлении государственного кадастрового учета мотивированы теми же основаниями: отсутствие согласования местоположения границ земельных участков (пункт 1); несоответствие площади и конфигурации земельных участков Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412; пересечение границы земельного участка одной из границ ранее учтенного земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (пункты 2, 3; т. 2, л. д. 2 - 5).
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что дальнейшая работа по постановке на кадастровый учет и установке граничных знаков не была завершена не по вине общества, а вследствие отказа Управления лесами по Республике Адыгея в согласовании границ земельных участков особо охраняемых природных территорий регионального значения, правомерен. Разрешение споров о границах земельных участков не возложено на подрядчика.
Управление не представило доказательств, опровергающих сделанные судом выводы, объем и стоимость фактически выполненных подрядчиком работ.
Факт выполнения работ по государственному контракту подтверждается представленными обществом документами (межевыми планами и приложенными к ним документами).
Доказательства того, что в межевых планах имеются недостатки, которые носят существенный и неустранимый характер, в материалах дела отсутствуют.
Ходатайство о назначении экспертизы на предмет качества выполненных работ при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций управление не заявляло, поэтому в силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий.
С учетом изложенного требования о взыскании задолженности за выполненные работы по государственному контракту в сумме 700 тыс. рублей обоснованно признаны подлежащими удовлетворению. Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, представленный истцом по встречному исковому заявлению, судом проверен и признан верным.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.04.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2011 по делу N А01-1996/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.