Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главы 24, 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые акты законодательства Российской Федерации"
Федеральными законами от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" предусмотрен порядок, при котором организации и индивидуальные предприниматели, применяющие эти системы налогообложения, при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации уплачивают в общеустановленном порядке таможенные платежи, включая налог на добавленную стоимость.
В соответствии с вводимыми в действие с 1 января 2003 г. главами 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели должны освобождаться от уплаты налога на добавленную стоимость. Исключение для товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, не предусмотрено.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения по принципу вмененного дохода, с 1 января 2003 г. будут освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, что устанавливает для них льготный режим налогообложения по импортным товарам по сравнению с товарами отечественного производства, приобретенными на территории Российской Федерации.
Применение указанной нормы создаст условия для уклонения импортеров от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров и приведет к сокращению доходов федерального бюджета.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что согласно статье 3 Кодекса законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, законопроектом предусматривается уплата налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, когда используются упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, разрешается при определении объекта налогообложения уменьшать полученные доходы на суммы таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров.
Законопроектом предусматривается исключение услуг ломбардов из бытовых услуг. Согласно Кодексу бытовые услуги - это платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Классификатором в числе бытовых услуг предусмотрены услуги ломбардов. Однако по ломбардам доход в месяц на одного работника значительно выше базовой доходности, установленной Кодексом для бытовых услуг. По этой же причине из розничной торговли исключаются автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт, а также нефтепродукты. Таким образом, исключается возможность перевода этих видов деятельности на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Предлагается отложить на один год применение в рамках единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности корректирующего коэффициента K_1, учитывающего кадастровую стоимость земли по месту осуществления предпринимательской деятельности. Так как до 1 января 2003 г. в ряде субъектов Российской Федерации разработка Государственного земельного кадастра не будет закончена, указанный понижающий коэффициент на территории этих субъектов применен быть не может. Поскольку коэффициент имеет прямое применение и не зависит от решений субъектов Российской Федерации, это приведет к резким отличиям в уровне налогообложения по налогу в различных субъектах Российской Федерации. В связи с этим предлагается расширить возможности субъектов Российской Федерации по применению понижающего коэффициента К_2, снизив его предельную минимальную величину с 0,1 до 0,05.
В Федеральный закон "О бухгалтерском учете" предлагается дополнение, касающееся освобождения организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением ведения бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов.
Кроме того, в рассматриваемые главы Кодекса вносятся отдельные уточнения.
В частности, из главы "Единый социальный налог" исключаются нормы, касающиеся уплаты этого налога при упрощенной системе налогообложения, поскольку плательщики единого налога при упрощенной системе с 1 января 2003 г. не будут являться плательщиками единого социального налога.
При упрощенной системе налогообложения не предусмотрено ведение налогового учета, поэтому термин "амортизируемое имущество", используемый в налоговом учете при налогообложении прибыли организаций, заменен на термин "остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов".
Аналогично порядку налогообложения прибыли организаций уточняются нормы, связанные с учетом процентов за пользование кредитами, порядком определения доходов и расходов при расчете налоговой базы при упрощенной системе налогообложения.
Законопроектом предусматривается освобождение налогоплательщиков, перешедших на общий режим налогообложения, от уплаты пени и штрафов в течение того квартала, в котором налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения.
Устанавливается срок подачи деклараций для налогоплательщиков единого налога на вмененный доход.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в главы 24, 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации
и некоторые акты законодательства Российской Федерации"
Принятие федерального закона обеспечит при использовании с 1 января 2003 г. упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности сохранение действующих в настоящее время норм, предусмотренных Федеральными законами от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", которые устанавливают обязанность по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Это позволит избежать создания условий для уклонения импортеров от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и сокращения доходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в главы 24, 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации
и некоторые акты законодательства Российской Федерации"
В связи с принятием данного федерального закона не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.