Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 4 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., в отсутствие заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания, заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, третьих лиц: администрации местного самоуправления Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания, конкурсного управляющего организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Михайловское" государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук Мартынова С.А., государственного научного учреждения "Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук", Российской академии сельскохозяйственных наук, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 25.01.2011 (судья Родионова Г.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 (судьи Луговая Ю.Б., Джамбулатов С.И., Сулейманов З.М.) по делу N А61-1872/2010, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (далее - территориальное управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (далее - регистрационная служба) о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 754,6693 га с кадастровым номером 15:18:01 02 02:0018, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Пригородный р-н, севернее с. Михайловское; обязании зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация местного самоуправления Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация), конкурсный управляющий ОНО ОПХ "Михайловское" государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук Мартынов С.А., государственное научное учреждение "Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук", Российская академия сельскохозяйственных наук.
Решением от 25.01.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что территориальное управление не представило доказательств наличия права собственности Российской Федерации на заявленное имущество.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.06.2011 решение от 25.01.2011 оставлено без изменения. Апелляционная инстанция признала ошибочной ссылку суда первой инстанции на отсутствие документов и оснований, в соответствии с которыми у заявителя возникло право на регистрацию федеральной собственности. В то же время суд пришел к выводу о законности оспариваемого отказа, поскольку на момент его принятия заявленный к регистрации земельный участок ликвидирован на основании соглашения от 28.05.2010 "О расторжении договора аренды земельного участка от 29.11.2006 N 70", что подтверждается письмом ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 25.11.2010 N 2279.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление апелляционной инстанции и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, выводы суда апелляционной инстанции о ликвидации земельного участка основаны на недопустимых и непроверенных доказательствах. Соглашение от 28.05.2010 "О расторжении договора аренды земельного участка от 26.01.2006 N 70" ничтожно ввиду подписания его неуполномоченным лицом. Сведения, указанные в письме ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 25.11.2010 N 2279, недостоверны, так как земельный участок не мог быть ликвидирован до момента прекращения в ЕГРП записи о регистрации договора аренды от 26.11.2006 N 70, внесенной 30.07.2010.
Отзывы на жалобу от участвующих в деле лиц не поступили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что состоявшиеся судебные акты надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, ОНО ОПХ "Михайловское" государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - хозяйство) является правопреемником опытно-производственного предприятия "Михайловское" Российской академии сельскохозяйственных наук, созданного в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства от 10.06.1969 N 400 (устав хозяйства, утвержденный вице-президентом Российской академии сельскохозяйственных наук 05.02.2007).
Постановлением администрации от 24.11.2006 N 626 опытно-производственному предприятию "Михайловское" Российской академии сельскохозяйственных наук (правопредшественник хозяйства) земельный участок площадью 754,6693 га с кадастровым номером 15:18:01 02 02:0018, расположенный по адресу: РСО-Алания, Пригородный р-н, севернее с. Михайловское, предоставлен в аренду на 49 лет.
29 ноября 2006 года администрация и предприятие заключили договор аренды земельного участка N 70.
18 июня 2010 года территориальное управление, ссылаясь на пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон от 25.10.2001 N 137), обратилось в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 754,6693 га с кадастровым номером 15:18:01 02 02:0018, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Пригородный р-н, севернее с. Михайловское.
Уведомлением от 14.07.2010 заинтересованное лицо сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации до 14.08.2010 в связи с наличием сомнений относительно статуса хозяйства по отношению к Российской академии сельскохозяйственных наук.
28 июля 2010 года территориальное управление представило в регистрирующий орган копии устава хозяйства и информационного письма Росстата.
Сообщением от 02.08.2010 территориальному управлению отказано в государственной регистрации права собственности по мотиву непредставления в составе заявки правоустанавливающего документа на земельный участок, предусмотренного статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
Не согласившись с отказом в государственной регистрации, территориальное управление обжаловало его в судебном порядке.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Оценив представленные доказательства и руководствуясь статьями 16 и 17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137, статьей 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", суд апелляционной инстанции пришел к правомерным выводам о том, что представленный к регистрации земельный участок относится к федеральной собственности в силу закона; пакет документов, направленный в регистрационную службу, являлся достаточным для установления этого факта.
В то же время, ссылаясь на ответ ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Северная Осетия - Алания от 25.11.2010 N 2279, суд пришел к выводу о том, что на момент принятия оспариваемого решения земельный участок ликвидирован на основании соглашения от 28.05.2010 "О расторжении договора аренды земельного участка от 26.11.2006 N 70", поэтому на него не может быть зарегистрировано право собственности.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод преждевременным.
Согласно пункту 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом о регистрации, за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Предусмотренные приведенной нормой сведения, подтверждающие прекращение спорного участка как объекта недвижимости, в деле отсутствуют. Доказательства того, что границы спорного участка с момента его предоставления изменялись, материалы дела также не содержат.
Неприменение пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации послужило причиной неверного вывода о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, поэтому решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные недостатки, а именно выяснить, были ли образованы новые земельные участки в соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации на момент принятия решения (02.08.2010) об отказе в государственной регистрации (проведена ли государственная регистрация права собственности на вновь образуемые земельные участки в порядке, установленном Законом о регистрации, на эту дату); с учетом установленных обстоятельств решить вопрос о законности оспариваемого отказа (первое требование).
Для установления обоснованности второго требования территориального управления - об обязании зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 754,6693 га с кадастровым номером 15:18:01 02 02:0018, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Пригородный р-н, севернее с. Михайловское, - проверить возникновение права собственности на вновь образованные участки на момент принятия судебного акта.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 25.01.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу N А61-1872/2010 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.