г. Ессентуки
июня
2011 года
16АП-663/2011 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления оглашена.
30 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено
06 июня 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Джамбулатова С.И., Сулейманова З.М.
при ведении протокола с/з
секретарем Эсангальдеевой Х.А.
С участием в заседании представителей:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания:
не явились, извещены;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания:
Абаев М.Т. - представитель по доверенности (копия в деле);
от администрации местного самоуправления Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания:
не явились, извещены;
от конкурного управляющего ОНО ОПХ "Михайловское" Мартыновой С.А.
не явились, извещены;
от государственного научного учреждения - Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук
не явились, извещены;
от Российской академии сельскохозяйственных наук:
не явились, извещены;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания
на
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания
по делу
N А61-1872/2010
под председательством судьи Родионовой Г.С.
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания
3-и лица: администрация местного самоуправления Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания, конкурный управляющий организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Михайловское" государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук Мартынова С.А., государственное научное учреждение - Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук, Российская академия сельскохозяйственных наук
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания (далее - территориальное управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, севернее с. Михайловское, с кадастровым номером 15:18:01 02 02:0018, площадью 754, 6693 га от 02.08.2010 N 08/091/2010-84; об обязании зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок.
Территориальное управление ссылается на то, что спорный земельный участок является федеральной собственностью в силу прямого указания закона, так как согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям являются федеральной собственностью. Поскольку организация научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Михайловское" является федеральным государственным унитарным предприятием, и к моменту обращения в управление с заявлением о госрегистрации права собственности Российской Федерации осуществляло пользование спорным земельным участком на основании действительного договора аренды, заинтересованное лицо неправомерно потребовало предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: администрация местного самоуправления Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания, конкурный управляющий организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Михайловское" государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук Мартынова С.А., государственное научное учреждение - Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук, Российская академия сельскохозяйственных наук.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 25.01.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что территориальное управление не представило доказательства наличия права собственности Российской Федерации на заявленное имущество. Правоустанавливающие документы в отношении земельного участка, заявителем не представлены. Земельный участок не отнесен к федеральной собственности, не закреплен на праве аренды за федеральным государственным унитарным предприятием. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной собственности доказательством права собственности не является.
Не согласившись с таким решением, территориальное управление обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 25.01.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных им выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что основания, послужившие поводом для отказа в государственной регистрации права не приводились регистрационной службой в уведомлении о приостановлении регистрации. Однако, данное обстоятельство оставлено судом без внимания. По мнению заявителя, право собственности Российской Федерации на земельный участок возникло в силу закона и подтверждено совокупностью доказательств, представленных в материалы дела. Считает, что суд первой инстанции в нарушение требований статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неправомерно возложил бремя доказывания законности действий управления на заявителя.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица высказался против удовлетворения апелляционной жалобы. Полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу, применил нормы права, подлежащие применению.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, выслушав в судебном заседании представителя управления, проверив законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, считает, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, организация научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Михайловское" государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - организация) является правопреемником опытно - производственного предприятия "Михайловское" Российской академии сельскохозяйственных наук, созданного в соответствии приказом Министерства сельского хозяйства от 10.06.1969 N 400, что отражено в Уставе ОНО ОПХ "Михайловское", утвержденном Вице-президентом Российской академии сельскохозяйственных наук 05.02.2007.
Постановлением администрации от 24.11.2006 N 626 опытно - производственному предприятия "Михайловское" Российской академии сельскохозяйственных наук (правопредшественнику ОНО ОПХ "Михайловское") предоставлен в аренду спорный земельный участок на 49 лет, 29.11.2006 между администрацией и предприятием заключен соответствующий договор аренды земельного участка N 70.
18 июня 2010 года территориальное управление, ссылаясь на пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, севернее с. Михайловское, с кадастровым номером 15:18:01 02 02:0018, площадью 754, 6693 га, указывая, что земельный участок отнесен к федеральной собственности в силу закона, поскольку предоставлен в пользование ОПХ "Михайловское", являющегося федеральным государственным унитарным предприятием.
На государственную регистрацию заявителем представлена выписка из реестра федерального имущества от 25.02.2010 N 27/1 об отнесении спорного земельного участка к федеральной собственности.
Уведомлением от 14.07.2010 регистрационный орган приостановил государственную регистрацию права собственности до 14.08.2010 в связи с наличием сомнений относительно статуса ОПХ "Михайловское" по отношению к Российской Академии сельскохозяйственных наук.
28 июля 2010 года заявитель дополнительно представил в управление копию Устава ОПХ "Михайловское" и информационного письма Росстата.
Сообщением от 02.08.2010 заинтересованное лицо отказало территориальному управлению в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, ссылаясь на непредставление в составе заявки правоустанавливающего документа на земельный участок, предусмотренного статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) и сделок с ним" и пунктом 2 Постановления правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" (далее - Постановление N 404).
Не согласившись с отказом в государственной регистрации, территориальное управление обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для признания недействительным ненормативного акта является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов юридического лица. Аналогичные правила действуют и в отношении признания незаконными действий.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Наличие совокупности данных обстоятельств не находит подтверждение в рассматриваемом деле.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзац 8); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абзац 10).
Статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся, в том числе земельные участки, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В качестве основания для регистрации территориальное управление указывает пункт 1 статьи 3.1 Вводного закона.
В соответствии с названной нормой права к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии со статьей 30.1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления соответствующего исполнительного органа государственной власти и документов, подтверждающих предоставление земельного участка. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением N 404 в числе необходимых к представлению правоустанавливающих документов обозначены:
- копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- кадастровый план земельного участка;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками.
По смыслу Постановления N 404, право собственности на земельный участок может быть зарегистрировано за Российской Федерацией, если земельный участок ранее был предоставлен: органу государственной власти Российской Федерации либо казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию или некоммерческой организации, которые созданы органом государственной власти Российской Федерации.
Из содержания указанных норм права и положений статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и их толкования в совокупности следует, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований является самостоятельным основанием возникновения права собственности на землю у названных субъектов правоотношений.
Как усматривается из материалов дела, в качестве правоустанавливающих документов заявителем представлены постановление Администрации местного самоуправления Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания от 24.11.2006 N 626 о предоставлении ОПХ "Михайловское" в аренду сроком на 49 лет спорного земельного участка, действующий на момент обращения договор аренды земельного участка от 29.11.2006 N 70, Устав ОПХ "Михайловское".
Согласно представленного в материалы дела устава ОПХ "Михайловское", утвержденного в 2007 Вице-президентом Российской академии сельскохозяйственных наук, организация входит в систему Российской академии сельскохозяйственных наук, которая является учредителем организации.
Статьей 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" установлено, что Российская академия сельскохозяйственных наук является некоммерческой организацией, имеющей государственный статус, которая наделяется правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным ей имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставом Академии, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию подведомственных ей предприятий, учреждений, организаций, закрепления за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей.
За академиями наук, их научными организациями и организациями научного обслуживания и социальной сферы закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные им в установленном порядке (пункт 7 статьи 5, пункт 6 статьи 6 Закона о науке).
В силу изложенных правовых норм, закрепленные за научными организациями и организациями научного обслуживания и социальной сферы Россельхозакадемии на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки являются федеральной собственностью.
Таким образом, представленные территориальным управлением на государственную регистрацию документы подтверждают то обстоятельство, что спорный земельный участок относился к федеральной собственности в силу закона.
Учитывая изложенное выше, ссылка суда первой инстанции на отсутствие документов, в соответствии с которыми у заявителя возникало бы право на регистрацию федеральной собственности в порядке части 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", является ошибочной.
Вместе с тем, как следует из ответа ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Северная Осетия от 25.11.2010 N 2279 на дату принятия решения об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации земельный участок (КН 15:18:01 02 02:0018) уже прекратил свое существование как самостоятельный объект недвижимости, так как был ликвидирован на основании соглашения от 28.05.2010 "О расторжении договора аренды земельного участка от 26.11.2006 N 70".
Согласно статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются, в том числе, земельные участки.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Из пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из изложенных норм следует, что объектом гражданских правоотношений (в настоящем случае - объектом права собственности) может являться земельный участок, обозначенный площадью, местоположением и границами (согласно плану участка).
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета (часть 1 статьи 5 названного Закона).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Таким образом, поскольку на момент принятия оспариваемого решения спорный земельный участок был ликвидирован, он не мог являться объектом гражданских правоотношений, и соответственно на него не могло быть зарегистрировано право собственности.
Принимая во внимание изложенное, следует признать, что оспариваемый отказ в государственной регистрации права не нарушает права и законные интересы заявителя. Соответственно, основания для удовлетворения требований территориального управления, заявленных в рамках настоящего дела у суда первой инстанции отсутствовали.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта в любом случае, судом не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на территориальное управление, которое в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 25.01.2011 по делу N А61-1872/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо- Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1872/2010
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания, Теруправление Росимущества в РСО-А
Ответчик: Управление Росреестра по РСО-Алания
Третье лицо: Администрация местного самоуправления Пригородного района РСО-Алания, АМС Пригородного района, Государственное научное учреждение "Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства" Российской академии сельскохозяйственных наук, Государственноне научное учреждение "Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства", конкурсный управляющий Мартынова Светлана Анатольевна, конкурсный управляющий ОНО ОПХ "Михайловское" Мартынова С. А., Российская академия сельскохозяйственных наук, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания