Резолютивная часть постановления объявлена 4 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Воловик Л.Н. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью ТТК "Ривьера" (ИНН 2312123548, ОГРН 1062312000960) - Дузенко Д.Ю. (доверенность от 04.10.2011), Аверьянова С.А. (доверенность от 28.09.2011), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару - Белоусовой Е.Ю. (доверенность от 21.05.2010), Хачатуряна М.Г. (доверенность от 02.08.2011), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 апреля 2011 года (судья Лесных А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 августа 2011 года (судьи Николаев Д.В., Шимбарева Н.В., Гиданкина А.В.) по делу N А32-26643/2010, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью ТТК "Ривьера" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) от 22.07.2010 N 12-09/10354дсп.
Решением суда от 18 апреля 2011 года заявленные требования удовлетворены. Суд сделал вывод о нарушении налоговой инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), выразившемся в необеспечении возможности обществу в представлении возражений на факты, установленные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. Кроме того, суд сделал вывод о неправомерности отказа обществу в возмещении 2 195 678 рублей НДС, поскольку представленные документы соответствуют налоговому законодательству и подтверждают реальность совершения хозяйственных операций.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 2 августа 2011 года решение суда оставлено без изменения в связи с нарушением налоговой инспекцией процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что представленные обществом документы в обоснование налогового вычета не подтверждают реальность хозяйственных операций и движение товара от продавцов покупателю по соответствующим счетам-фактурам.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы налоговая инспекция указывает, что обществом реализовано право на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, включая ознакомление материалами, полученными в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, каких-либо возражений относительно содержания данных документов общество не заявляло.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, но не согласно с выводами апелляционного суда о неподтверждении права на вычеты по НДС.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и общества поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов с 16.01.2006 по 30.09.2009, по НДС с 16.01.2006 по 31.12.2008, по налогу на прибыль с 16.01.2006 по 31.12.2008, по налогу на имущество с 16.01.2006 по 31.12.2008, по НДФЛ с 16.01.2006 по 30.09.2009, по ЕСН с 16.01.2006 по 31.12.2008, по транспортному налогу с 16.01.2006 по 31.12.2008. По результатам проверки составлен акт от 07.05.2010 N 12-09/07341дсп.
Рассмотрев материалы проверки, налоговая инспекция вынесла решение от 22.07.2010 N 12-09/10354дсп о привлечении общества к налоговой ответственности. Данным решением обществу доначислено 2 195 678 рублей НДС, 677 744 рубля 33 копейки пени по НДС, 1508 рублей НДФЛ и 482 руля 75 копеек пени по НДФЛ, 19 129 рублей транспортного налога и 149 рублей 53 копейки пени по транспортному налогу; уменьшен предъявленный к возмещению НДС на сумму 223 146 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 08.09.2010 N 16-12-1015 решение налоговой инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Общество в порядке статей 137 и 138 Кодекса обратилось в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд установил и налоговой инспекцией по существу не оспаривается, что по результатам рассмотрения возражений на акт выездной налоговой проверки, заместителем руководителя налоговой инспекции приняты решения от 22.06.2010 N 12-09/09338дсп о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, N 12-09/09339дсп о продлении срока вынесения решения о привлечении к ответственности и N 12-09/09340дсп о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
В ходе дополнительных мероприятий налогового контроля проведены допросы генерального директора и главного бухгалтера общества, свидетелей Горлова С.В., Бобровского Н.А.; получены заключения экспертов от 16.07.2010 N 2010/07-417Э и N 2010/07-416Э.
С материалами, полученными в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, общество ознакомлено в день принятия налоговой инспекцией оспариваемого решения, что подтверждается протоколами ознакомления от 22.07.2010 N 12-09/0459, 12-09/0460 и протоколом рассмотрения материалов налоговой проверки от 22.07.2010 N 1671. При этом обществу не предоставлено время для дачи возражений и объяснений на полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля факты, что отражено представителем общества в протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки от 22.07.2010 N 1671. Налоговая инспекция также отказала представителю общества от снятия копий материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что в нарушение налогового законодательства общество было лишено возможности представления объяснений и возражений на полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля фактах, связанных с доначислением обществу НДС.
Доводы кассационной жалобы о соблюдении порядка рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку обществом реализовано право на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, включая ознакомление с материалами, полученными в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, подлежат отклонению.
Положениями пункта 14 статьи 101 Кодекса предусмотрено безусловное основание отмены решения налоговой инспекции не только в случае непредставления налогоплательщику возможности участия в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, но и в случае необеспечения возможности представления объяснений по материалам проверки, в том числе полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.
Ссылка налоговой инспекции на то, что положения статьи 101 Кодекса, предусматривающие право лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, на ознакомление с материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, вступили в силу после принятия обжалуемого решения налоговой инспекции и не подлежат применению при рассмотрении настоящего дела, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ) абзац второй пункта 2 статьи 101 Кодекса дополнен предложением следующего содержания: "Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля". Данные изменения вступили в законную силу с 02.09.2010.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при применении норм об обратной силе актов законодательства о налогах и сборах судам необходимо учитывать, что пункт 3 статьи 5 Кодекса придает обратную силу не любым актам, улучшающим положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а лишь тем из них, которые устраняют или смягчают ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав названных выше лиц.
Поскольку внесенные Законом 229-ФЗ в статью 101 Кодекса изменения устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, они в силу прямого указания статьи 5 Кодекса имеют обратную силу.
Учитывая вышеизложенное, суды правомерно удовлетворили заявленные требования в связи с нарушением налоговой инспекцией процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Доводы общества в части возмещения НДС, сводящиеся к иной, чем у суда апелляционной инстанции оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемых налоговой инспекцией судебных актов, так как они не опровергают представленные в дело доказательства и правомерность вывода суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменения судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 апреля 2011 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 августа 2011 года по делу N А32-26643/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.