Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
Местной администрации
городского округа Нальчик
от 11 января 2023 г. N 21
Муниципальная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городском округе Нальчик на 2021 - 2024 годы"
Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городском округе Нальчик на 2021 - 2024 годы" |
Основание для разработки |
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 399-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; приказ Минэнерго России от 30 июня 2014 года N 398 "Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации" |
Заказчик программы |
Местная администрация городского округа Нальчик |
Координатор программы |
Отдел жилищного хозяйства и информационного сопровождения МКУ "Департамент жилищной политики" местной администрации городского округа Нальчик |
Исполнитель |
МКУ "Департамент образования" местной администрации городского округа Нальчик, ресурсоснабжающие организации, управляющие организации жилищным фондом |
Сроки реализации программы |
2021 - 2024 годы |
Цели и задачи программы |
Цель: повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в городском округе Нальчик Задачи: - сокращение объемов потребления топливно-энергетических ресурсов бюджетным сектором и снижение расходов бюджета городского округа Нальчик на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений; - обеспечение приборного учета потребленных энергетических ресурсов; - сокращение объемов потребления топливно-энергетических ресурсов жилищным фондом; - сокращение потерь электрической энергии, воды при транспортировке; - пропаганда энерго- и ресурсосбережения среди населения и других групп потребителей; - информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности |
Срок реализации программы |
2021 - 2024 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования - 38320,60 тыс. руб., в том числе: - местный бюджет - 5362,60 тыс. рублей; - внебюджетные источники - 32958,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- увеличение доли объема энергоресурсов в общем объеме потребления, расчет по которым проводится по показаниям приборов учета; - уменьшение удельных расходов электрической энергии, газа, расходов холодной воды; - доля современных энергоэффективных светильников в общем количестве светильников наружного освещения; - доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования; - отношение экономии энергетических ресурсов в стоимостном выражении, достижение которой планируется в результате реализации энергосервисного договора (контракта), заключенного органами местного самоуправления, к общему объему финансирования муниципальной программы |
1. Анализ тенденций, проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, характеристика сферы реализации муниципальной программы, основные проблемы в указанной сфере, прогноз ее развития
На сегодняшний день вопросы энергосбережения и энергетической эффективности для развития экономики являются очень актуальными. Без решения проблем в сфере энергосбережения невозможно дальнейшее развитие в сфере топливных и энергетических ресурсов, в иных сферах жизни общества.
Объектом государственного регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на создание и использование энергоэффективных технологий энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструктивных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов, систем автоматизированного управления энергопотреблением.
Настоящая муниципальная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказом Минэнерго России от 30 июня 2014 года N 398 "Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации".
Разработка данной программы является основой для определения политики в области энергосбережения и энергетической эффективности.
Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности местной администрации городского округа Нальчик представляет собой взаимосвязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления перечень мероприятий, направленных на обеспечение снижения расходов бюджета на топливно-энергетические ресурсы.
В современных условиях энергоресурсы составляют основу жизнедеятельности человека в любой сфере производства и потребления. Энергосбережение позволяет существенно снизить затраты и обеспечить эффективность и конкурентоспособность производства товаров и услуг, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В настоящее время одним из залогов конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и развития муниципального образования является повышение энергоэффективности.
Создание условий для повышения энергоэффективности и использования энергетических ресурсов становится одной из приоритетных задач развития организаций коммунального комплекса городского округа Нальчик.
Настоящая программа послужит эффективным методом решения проблемы энергосбережения бюджетными учреждениями с определением целей и задач, выбором перечня скоординированных энергосберегающих мероприятий.
Необходимость решения проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности обусловлена следующими причинами:
1. Комплексный характер проблемы, затрагивающей интересы и ресурсы не только органов местного самоуправления, но также хозяйствующих субъектов и населения, необходимость координации совместных усилий.
2. Необходимость эффективного расходования бюджетных средств при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и снижения рисков социально-экономического развития района.
3. Необходимость согласованного обеспечения выполнения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности, поставленных на федеральном и местном уровнях.
Негативное влияние на эффективность энергопользования оказывают несовершенный учет и контроль потребления энергоресурсов (не обустроенный соответствующим аппаратурным парком) и слабое стимулирование потребителей к снижению затрат на топливо и энергию.
Использование энергосберегающих технологий затруднено недостатком финансовых средств у предприятий, вызванным недостаточной платежеспособностью населения, сложностью получения кредитов на приемлемых условиях.
Энергозатратность организаций коммунального комплекса в значительной степени определяется возросшее долей устаревшего и изношенного оборудования.
Исправить положение может целенаправленная энергосберегающая политика и активная финансовая поддержка государства.
Во исполнение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организациями бюджетной сферы и коммунального комплекса городского округа Нальчик ежегодно проводится работа по реализации энергосберегающих мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности.
За период реализации программы были выполнены следующие программные мероприятия:
- проведено энергетическое обследование зданий бюджетной сферы;
- проведены запланированные работы по ежегодному техническому обслуживанию и поверке приборов учета, замене электропроводки, оконных блоков в детских дошкольных образовательных учреждениях.
Результаты реализации мероприятий в 2019 году:
2019 год |
Финансовые затраты (в тыс. рублей) |
Фактическая экономия составила |
|
планируемые |
фактические |
||
1 квартал |
343,86 |
217,12 |
92,49 |
2 квартал |
676,01 |
335,16 |
300,66 |
3 квартал |
621,46 |
193,80 |
318,83 |
4 квартал |
329,12 |
48,52 |
57,02 |
Итого: |
1970,45 |
794,60 |
769,00 |
В 2020 году программа реализовывалась только в 1 и 4 квартале. В первом квартале 2020 года в программе принимали участие МУП "Троллейбусное управление", МУП "Каббалккоммунэнерго" и МУП "Нальчикская теплоснабжающая компания". В четвертом квартале 2020 года программные мероприятия реализовывали Филиал ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Каббалкэнерго" "НГЭС" и АО "Газпром газораспределение Нальчик".
Результаты реализации мероприятий в 2020 году:
2020 год |
Финансовые затраты (в тыс. рублей) |
Фактическая экономия составила |
|
планируемые |
фактические |
||
1 квартал |
33587,70 |
67,62 |
56,0 |
4 квартал |
3031,66 |
3031,66 |
208,67 |
Итого: |
36619,36 |
3099,28 |
264,67 |
Все мероприятия реализовывались за счет собственных средств организаций, принимающих участие в данной программе.
На сегодняшний день ряд организаций не участвуют в разработке программных мероприятий в связи с банкротством и введением конкурсного управления, отсутствием денежных средств у организации.
В настоящее время существует ряд проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса городского округа Нальчик:
- ветхий жилой фонд и ветхие инженерные коммуникации, вследствие которых происходят значительные потери тепла (МУП "Нальчикская теплоснабжающая компания");
- нехватка источников финансирования для выполнения работ по реконструкции и модернизации инженерных систем и зданий жилого фонда;
- невозможность установить общедомовые и поквартирные приборы учета расхода тепла (в домах застройки до 2000 года) из-за конструктивных особенностей систем отопления, а иногда и по причине изношенности внутридомовых сетей;
- слабая мотивация конечных потребителей к экономии энергетических ресурсов;
- повышенные потери при производстве и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов;
- неплатежеспособность потребителей и ограниченность бюджетных средств для совершенствования систем энергоснабжения.
Программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2021 - 2024 годы" разработана с учетом положений федерального законодательства в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и направлена на обеспечение повышения уровня энергетической эффективности, необходимого для достижения темпов роста экономики, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.
2. Цель и задачи программы энергосбережения и повышения энергоэффективности в городском округе Нальчик
2.1. Цель программы:
Основной целью энергосбережения в жилищном фонде и на объектах бюджетной сферы является обеспечение исполнения требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 262:
- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в городском округе Нальчик;
- снижение потребления топлива, снижение эксплуатационных затрат, уменьшение потерь в сетях систем жизнеобеспечения;
- внедрение системы регулирования потребления и выработки энергии;
- повышение качества коммунальных услуг, надежности систем жизнеобеспечения.
Снизить платежи за энергоресурсы до минимума при обеспечении комфортных условий пребывания персонала в помещениях (достижение высоких стандартов энергопотребления).
2.2. Задачи программы:
Основными задачами в жилищной сфере являются:
- оснащение многоквартирных домов общедомовыми и индивидуальными приборами учета электрической и тепловой энергии, горячей и холодной воды;
- реализация мероприятий по повышению энергетической эффективности при проведении капитального и текущего ремонта многоквартирных домов;
- снижение удельного расхода электрической, тепловой энергии и воды.
Основными задачами энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе г.о. Нальчик являются:
- повышение энергетической эффективности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в бюджетных учреждениях города, с последующей его поверкой (раз в 4 года);
- замена ламп накаливания в местах общего пользования на энергоэффективные лампы.
Приоритетные в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городском округе Нальчик мероприятия, обеспечивающие снижение энергопотребления и уменьшение бюджетных средств, направляемых на оплату энергетических ресурсов, это:
- разработка и реализация пообъектных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- оснащение современными приборами учета энергетических ресурсов, замена устаревших приборов учета на приборы повышенного класса точности;
- регулярная промывка инженерных систем зданий;
- модернизация систем освещения с установкой энергосберегающих светильников;
- утепление теплового контура зданий (утепление стен, замена окон), подвалов, утепление тамбуров, входных дверей, ремонт кровель.
При реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетном секторе необходимо учитывать следующие факторы:
- отсутствие целевых средств на внедрение энергосберегающих мероприятий;
- жесткая регламентация статей затрат бюджетного учреждения, в том числе на оплату коммунальных услуг.
Наиболее подходящей схемой реализации энергосбережения в бюджетных учреждениях является схема энергосервисных контрактов. С учетом понятного и прогнозируемого объема средств, выделяемых в бюджете на оплату коммунальных услуг учреждения, существенно упрощается проектирование финансовой модели внедрения энергосберегающих мероприятий. Для любого энергосберегающего мероприятия появляется возможность определения графика возмещения понесенных затрат на реализацию мероприятия за счет возникающей экономии по оплате коммунальных услуг. Такой график будет удовлетворять и интересы энергосервисных компаний, реализующих мероприятие и зарабатывающих на этом, и бюджетное учреждение, получающее экономию по оплате счетов.
При этом возникающая экономия может делиться пропорционально: часть на оплату услуг энергосервисной компании, часть на материальное стимулирование работников бюджетного учреждения.
3. Основные меры муниципального регулирования реализации муниципальной программы
Мерами муниципального регулирования реализации программы являются нормативные правовые акты местной администрации городского округа Нальчик, разрабатываемые в сфере, соответствующей направлениям программы. А также управление реализацией программы, включая разработку и утверждение в установленном порядке ежегодных мероприятий для реализации программы; ведение мониторинга реализации программы; подготовку в установленном порядке отчетов о ходе реализации программы по итогам года.
Принятие нормативных правовых актов в целях реализации мероприятий программы будет проводиться по мере необходимости.
Наименование мероприятий программы |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
Всего по мероприятиям, тыс. руб. |
||||
Финансовое обеспечение реализации мероприятий |
Финансовое обеспечение реализации мероприятий |
Финансовое обеспечение реализации мероприятий |
Финансовое обеспечение реализации мероприятий |
||||||
источник |
объем, тыс. рублей |
источник |
объем, тыс. рублей |
источник |
объем, тыс. рублей |
источник |
объем, тыс. рублей |
||
1. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда |
ВИ |
0,000 |
ВИ |
0,000 |
ВИ |
0,000 |
ВИ |
0,000 |
0,00 |
МБ |
0,000 |
МБ |
0,000 |
МБ |
0,000 |
МБ |
0,000 |
0,00 |
|
Итого |
0,000 |
Итого |
0,000 |
Итого |
0,000 |
Итого |
0,000 |
0,00 |
|
2. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальных бюджетных организациях и учреждениях |
ВИ |
0,00 |
ВИ |
0,00 |
ВИ |
0,00 |
ВИ |
0,00 |
0,00 |
МБ |
0,00 |
МБ |
302,60 |
МБ |
4520,00 |
МБ |
540,00 |
5362,60 |
|
Итого |
0,00 |
Итого |
302,60 |
Итого |
4520,00 |
Итого |
540,00 |
5362,60 |
|
3. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в системе коммунальной инфраструктуры |
ВИ |
15403,00 |
ВИ |
6925,00 |
ВИ |
4270,00 |
ВИ |
6360,00 |
32958,00 |
МБ |
0,00 |
МБ |
0,00 |
МБ |
0,00 |
МБ |
0,00 |
0,00 |
|
Итого |
15403,00 |
Итого |
6925,00 |
Итого |
4270,00 |
Итого |
6360,00 |
32958,00 |
|
4. Популяризация энергосбережения в городском округе Нальчик |
ВИ |
0,00 |
ВИ |
0,00 |
ВИ |
0,00 |
ВИ |
0,00 |
0,00 |
МБ |
0,00 |
МБ |
0,00 |
МБ |
0,00 |
МБ |
0,00 |
0,00 |
|
Итого |
0,00 |
Итого |
0,00 |
Итого |
0,00 |
Итого |
0,00 |
0,00 |
|
Итого |
ВИ |
15403,00 |
ВИ |
6925,00 |
ВИ |
4270,00 |
ВИ |
6360,00 |
32958,00 |
МБ |
0,00 |
МБ |
302,60 |
МБ |
4520,00 |
МБ |
540,00 |
5362,60 |
|
Итого |
15403,00 |
Итого |
7227,60 |
Итого |
8790,00 |
Итого |
6900,00 |
38320,60 |
4. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
В рамках настоящей программы предусматривается финансирование отдельных программных мероприятий, реализуемых за счет средств местного бюджета городского округа и внебюджетных источников.
5. Информационное обеспечение реализации программы
Потребление энергоресурсов в быту за последние годы растет значительными темпами и, соответственно, имеет значительный потенциал энергосбережения.
Ключевым инструментом стимулирования энергосбережения в быту должны стать пропаганда, просветительская деятельность и информирование жителей о возможных типовых решениях.
Информационное обеспечение и пропаганда энергосбережения в городском округе Нальчик представляет собой вовлечение в процесс энергосбережения жителей путем формирования устойчивого внимания к этой проблеме, создание общественного мнения о важности и необходимости энергосбережения.
Программные мероприятия по данному направлению:
- пропаганда в средствах массовой информации идеи энергосбережения и повышения эффективности. Освещение в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- проведение занятий по основам энергосбережения среди учащихся образовательных учреждений г.о. Нальчик, позволяющих формировать мировоззрение на рациональное использование энергоресурсов, начиная с детского и юношеского возраста, предоставление в простых и доступных формах информации о способах энергосбережения в быту, преимуществах энергосберегающих технологий и оборудования, особенностях их выбора и эксплуатации;
- информирование и организация заключения энергосервисных договоров в бюджетном секторе городского округа Нальчик.
6. Объемы и источники финансирования программы
Основными источниками финансирования программы для бюджетных учреждений являются средства муниципального бюджета городского округа Нальчик и средства внебюджетных источников для ресурсоснабжающих организаций.
Общий объем финансирования - 38320,60 тыс. рублей, в том числе:
- местный бюджет - 5362,60 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 32958,0 тыс. рублей.
Объемы и источники финансирования мероприятий программы подлежат ежегодной корректировке с учетом средств бюджета городского округа Нальчик и средств из внебюджетных источников.
Основные источники финансирования программы представлены в приложении N 3.
7. Механизм реализации управления программой
Координацию работ по реализации программы энергосбережения на муниципальном уровне осуществляет координатор программы, который проводит контроль и мониторинг реализации программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, энергосервисных договоров.
Мониторинг мероприятий и анализ динамики осуществляется в рамках предоставляемых отчетов о выполнении программных мероприятий участниками программы.
Отчеты о реализации муниципальной программы энергосбережения представляются в Министерство промышленности, энергетики и торговли Кабардино-Балкарской Республики и департамент экономики местной администрации городского округа Нальчик - ежеквартально.
Исполнителями программы являются жилищно-коммунальные предприятия, управляющие организации жилищным фондом, бюджетные учреждения городского округа Нальчик.
Исполнители программы обеспечивают:
- эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- несут ответственность за выполнение мероприятий программы в установленные сроки и за целевое использование бюджетных средств;
- представляют координатору программы ежеквартальные и ежегодные отчеты о ходе реализации программы.
8. Ожидаемые результаты программы
8.1. Оценка эффективности реализации программы.
Оценка эффективности реализации мероприятий программы будет осуществляться на основе целевых индикаторов.
Перечень целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности для мониторинга реализации программных мероприятий приведен в приложении N 1 "Сведения о показателях (индикаторах) муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городском округе Нальчик".
Оценка эффективности программы производится ежегодно по результатам достижения целевых показателей.
Значения целевых показателей программы ежегодно корректируются с учетом фактически достигнутых результатов реализации программы.
8.2. Ожидаемые социально значимые результаты от реализации программных мероприятий.
Социальная эффективность мер, предусмотренных программой, заключается в следующем:
- оснащение жилищного фонда, дооснащение организаций бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов;
- достижение предусмотренных объемов экономии энергоресурсов и снижение затрат потребителей на оплату коммунальных услуг.
8.3. Итоговые показатели программы.
Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов, представлены в приложении N 1.
Программа направлена на содействие по превращению энергосбережения в решающий фактор улучшения условий жизни населения, решение экономических задач и удовлетворение спроса на энергетические ресурсы.
9. Риски реализации муниципальной программы и меры по управлению этими рисками
При реализации муниципальной программы следует учитывать ряд возможных рисков:
- отсутствие финансирования мероприятий, указанных в данной программе, из различных источников финансирования (внебюджетные источники, местный бюджет), что может повлиять на эффективность реализации мероприятий и достижение целевых показателей;
- недостижение запланированных результатов, что связано с неоднозначностью оценки эффективности мероприятий;
- несоблюдение сроков реализации мероприятий.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется в процессе мониторинга реализации программы, оценки ее эффективности и результативности;
- ежеквартальный мониторинг выполнения мероприятий;
- постоянная актуализация ежегодных планов реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Перечень использованных нормативно-правовых актов и литературы
1. Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 399-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
4. Приказ Минэнерго России от 30 июня 2014 года N 398 "Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации".
5. Постановление Правительства от 11 февраля 2021 года N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Приложение не приводится
<< Назад |
||
Содержание Постановление местной администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики от 11 января 2023 г. N 21 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.