Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 27.09.2022 N 707-р
Отраслевая программа
"Развитие транспорта Красноярского края на 2023 - 2025 годы"
1. Паспорт отраслевой программы
Наименование отраслевой программы |
"Развитие транспорта Красноярского края на 2023 - 2025 годы" (далее - программа) |
Орган исполнительной власти Красноярского края, ответственный за разработку программы |
министерство транспорта Красноярского края |
Орган исполнительной власти Красноярского края, реализующий программу |
министерство транспорта Красноярского края |
Цель и задачи программы |
цель программы: комплексное развитие транспорта Красноярского края в целях совершенствования форм и методов удовлетворения потребностей населения Красноярского края в транспортных услугах. Задачи программы: совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона; обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта; повышение эффективности перевозочного процесса, направленное на обеспечение доступности и качества транспортных услуг, в том числе для маломобильных групп населения Красноярского края; повышение уровня безопасности транспортной системы Красноярского края |
Основные предприятия отрасли, вида экономической деятельности |
деятельность железнодорожного транспорта (междугородние и международные пассажирские перевозки; грузовые перевозки): Красноярская железная дорога - филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - филиал ОАО "РЖД", Красноярская железная дорога); акционерное общество "Краспригород" (далее - АО "Краспригород"). Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта; деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам: акционерное общество "Краевое автотранспортное предприятие" (далее - АО "Краевое АТП"); муниципальное предприятие города Красноярска "Городской транспорт" (далее - МП "ГОРТРАНС"); муниципальное предприятие города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 5" (далее - МП города Красноярска "КПАТП-5"); муниципальное предприятие города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 7" (далее - МП города Красноярска "КПАТП-7"); муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город Норильск "Норильское производственное объединение пассажирского автотранспорта" (далее - МУП "НПОПАТ"); общество с ограниченной ответственностью "Норильский промышленный транспорт" (далее - ООО "Норильскпромтранспорт"). Деятельность водного транспорта: акционерное общество "Енисейское речное пароходство" (далее - АО "ЕРП"); акционерное общество "ПассажирРечТранс" (далее - АО "ПассажирРечТранс"). Деятельность воздушного и космического транспорта: акционерное общество "КрасАвиа" (далее - АО "КрасАвиа"); общество с ограниченной ответственностью "АэроГео" (далее - ООО "АэроГео"); акционерное общество "Норильск Авиа" (далее - АО "Норильск Авиа"). Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность: общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново" (далее - ООО "Аэропорт Емельяново", аэропорт Красноярск); акционерное общество "КрасАвиаПорт" (далее - АО "КрасАвиаПорт"); общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт "Норильск" (далее - ООО "Аэропорт "Норильск", аэропорт Норильск); акционерное общество "Красноярский речной порт" (далее - АО "КРП"; акционерное общество "Лесосибирский порт" (далее - АО "Лесосибирский порт"); "Аэронавигация Центральной Сибири" - Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"); общество с ограниченной ответственностью "Нортранс-Норильск" (далее - ООО "Нортранс-Норильск") |
Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности |
Целевые показатели по виду экономической деятельности к 2025 году: объем выполненных транспортных услуг - 421 731,0 млн рублей; объем перевезенных грузов - 150,6 млн тонн; количество перевезенных пассажиров - 223,8 млн чел. Показатели развития отрасли по виду экономической деятельности к 2025 году: прибыль (убыток) до налогообложения - 6 939,1 млн рублей; прибыль (убыток) для целей налогообложения - 11 028,8 млн рублей; основные фонды по полной учетной стоимости на конец года - 474 138,5 млн рублей; объем инвестиций в основной капитал - 82 237,9 млн рублей; фонд начисленной заработной платы работников списочного состава - 91 894,5 млн рублей; среднемесячная заработная плата работников - 94 917,0 рублей; среднесписочная численность работников - 80 680 человек |
Сроки реализации программы |
2023 - 2025 годы |
2. Основные разделы программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
Транспорт является ключевой системообразующей инфраструктурной отраслью, непосредственно влияющей на развитие производительных сил и качество жизни населения. Инфраструктура отрасли и оказываемые услуги по перевозке грузов и людей обеспечивают доступность территорий, способствуют формированию безопасных и комфортных условий проживания для населения, создают необходимые условия для развития отраслей экономики.
В стратегической перспективе транспортный комплекс Красноярского края, сохраняя свое системообразующее значение для региона и развиваясь как один из ключевых элементов российской транспортной системы, должен быть ориентирован на решение социальных и экономических задач Красноярского края, обеспечивая:
доступность и качество транспортных услуг для населения;
экономическую связанность территорий Красноярского края.
Наибольшие проблемы в развитии транспортной инфраструктуры испытывают основные урбанизированные территории Красноярского края, а также отдаленные северные районы и районы нового освоения. Низкий уровень развития инфраструктуры и высокие затраты на ее строительство в северных районах и районах нового освоения являются существенными ограничителями в развитии Красноярского края.
Показатели транспортной отрасли (далее - отрасль) в общих объемах краевых показателей за 2022 год следующие:
численность занятых в отрасли составляет 77,7 тыс. чел., или 5,5 % от общей численности занятых в экономике региона (1 405,3 тыс. чел.);
объем инвестиций в отрасли составляет 55,6 млрд рублей, или 9,4 % от общих инвестиций в Красноярском крае (589,1 млрд рублей).
Общий объем выполненных транспортных услуг в 2022 году составил 322 109,1 млн рублей, что на 19,4 % выше чем в 2021 году.
В 2022 году объем перевезенных грузов составил 132,6 млн тонн, с увеличением на 3,8 % к уровню 2021 года, из них основные объемы грузовых перевозок в Красноярском крае приходятся на автомобильный (60,0 %) и железнодорожный (37,3 %) виды транспорта.
Основными видами перевозимых в Красноярском крае грузов являются уголь, нефть и нефтепродукты, алюминий, руда, цветные металлы, лесные и строительные грузы.
В 2022 году количество перевезенных пассажиров составило 209,7 млн чел., с увеличением на 2,8 % к уровню 2021 года, из них 181,5 млн чел. (86,6 %) перевезено автомобильным транспортом, 16,8 млн чел. (8,0 %) - городским электрическим транспортом, 7,6 млн чел. (3,6 %), 3,0 млн чел. (1,4 %) и 0,8 млн чел. (0,4 %) железнодорожным, воздушным и водным видами транспорта соответственно.
Предприятиями транспортной отрасли проводятся мероприятия по корректировке программ перевозок пассажиров в части изменения расписаний, количества рейсов, а также модернизации маршрутной сети в целях улучшения качества пассажирских перевозок.
К основным предприятиям отрасли относятся:
филиал ОАО "РЖД";
АО "Краспригород";
АО "Краевое АТП";
МП "ГОРТРАНС";
МП города Красноярска "КПАТП-5";
МП города Красноярска "КПАТП-7";
МУП "НПОПАТ";
ООО "Норильскпромтранспорт";
АО "ЕРП";
АО "ПассажирРечТранс";
АО "КрасАвиа";
ООО "АэроГео";
АО "Норильск Авиа";
ООО "Аэропорт Емельяново";
АО "КрасАвиаПорт";
ООО "Аэропорт "Норильск";
АО "КРП";
АО "Лесосибирский порт";
филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД";
ООО "Нортранс-Норильск".
Железнодорожный транспорт представлен филиалом ОАО "РЖД" и АО "Краспригород".
Красноярская железная дорога осуществляет свою деятельность на территории 4-х субъектов: Красноярского края, Республики Хакасия, Кемеровской и Иркутской областей, эксплуатационная длина 3 158 км. Протяженность железной дороги по краю 2 066,5 км.
Всего в границах Красноярской железной дороги располагается 180 станций. Крупнейшая пассажирская станция - Красноярск, сортировочная - Красноярск - Восточный. Общее количество платформ для посадки и высадки пассажиров - 668.
На Красноярской железной дороге функционируют 5 эксплуатационных локомотивных депо и 8 оборотных локомотивных депо Дирекции тяги, 5 производственных участков по ремонту тягового подвижного состава, 3 эксплуатационных вагонных депо.
АО "Краспригород" осуществляет перевозку пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом. Перевозка осуществляется на участках: Иланская - Уяр, Боготол - Чернореченская, Чернореченская - Красноярск, Красноярск - Уяр, Красноярск - Иланская, Красноярск - Дивногорск, Абакан - Кошурниково (к Красноярскому краю относится участок Енисейская - Кошурниково), Ачинск - Лесосибирск, Решоты - Чунояр. Основной объем перевозок пассажиров осуществляется в весенне-осенний (садово-огороднический) период.
АО "Краспригород" реализует мероприятия, направленные на увеличение доли железнодорожных перевозок на транспортном рынке и повышение качества обслуживания пассажиров в пригородном сообщении.
Все пункты продажи пригородных проездных документов оборудованы банковскими терминалами для безналичного расчета.
Особая роль в транспортном обеспечении отведена проекту "Городская электричка", реализация которого предусмотрена в соответствии с соглашением между Правительством Красноярского края, администрацией города Красноярска и филиалом ОАО "РЖД" от 10.09.2014 N 56 "О взаимном сотрудничестве при организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пределах города Красноярска" (далее - проект "Городская электричка").
С момента старта проекта "Городская электричка" перевезено 12 млн пассажиров.
По итогам 10 месяцев 2022 года по железнодорожным маршрутам, входящим в проект "Городская электричка", перевезено 1,716 млн пассажиров, что на 17,5 % больше показателей 2021 года.
Наибольший рост пассажиропотока во внутригороде наблюдается на участке Красноярск - Дивногорск, за 10 месяцев 2022 года перевезено 448,8 тыс. человек, что на 34 % выше аналогичного периода 2021 года.
В реализации проекта задействовано 30 остановочных пунктов (21 пункт в черте города Красноярска и 9 пунктов на Дивногорском направлении). Перевозку пассажиров Красноярской агломерации обеспечивает 48 пар пригородных поездов, в том числе 18 пар по полукольцевому маршруту в пределах города и 8 пар на Дивногорском направлении.
Для перевозок на территории Красноярского края в объемах, соответствующих комплексному плану транспортного обслуживания населения Красноярского края на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030 года) в части пригородных пассажирских перевозок, утвержденному распоряжением Правительства Красноярского края от 24.05.2016 N 384-р, АО "Краспригород" эксплуатируется 212 вагонов/29 составов электропоездов переменного тока и 5 пассажирских вагонов локомотивной тяги.
Приобретение подвижного состава планируется осуществить силами ОАО "РЖД" с последующей передачей их в аренду для эксплуатации АО "Краспригород".
В целях достижения обеспечения доступности услуг пригородного железнодорожного транспорта для населения продолжается предоставление субсидий в целях возмещения недополученных доходов перевозчиков, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении из краевого бюджета, при условии распространения на последующие годы применения льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры, а также обновление подвижного состава.
Внутренний водный транспорт представлен АО "ЕРП" и АО "ПассажирРечТранс".
АО "ЕРП" является основным перевозчиком грузов по водным путям бассейна реки Енисей с грузооборотом около 2,7-3,5 млн тонн в год. Предприятие обладает самым мощным в регионе сухогрузным и танкерным флотом. Флот пароходства составляет около 650 судов общей грузоподъемностью около 680 тыс. тонн.
АО "ЕРП" располагает судоремонтными предприятиями и рядом других структурных подразделений, которые обеспечивают полный производственный цикл деятельности компании.
География перевозок значительна: порядка 7 тыс. км, включая территории Крайнего Севера: Эвенкийский и Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальные районы, остров Диксон.
АО "ПассажирРечТранс" начиная с 2006 года является основным перевозчиком пассажиров на водном транспорте в Красноярском крае, исполнителем программы пассажирских перевозок внутренним водным транспортом, субсидируемой из бюджета Красноярского края.
Предприятие осуществляет перевозки на пригородном маршруте Торговый центр - Усть-Мана, на межмуниципальных маршрутах Енисейск - Бор и Красноярск - Дудинка, кроме того, обслуживает пассажирские линии и паромные переправы внутри муниципальных районов Красноярского края.
АО "ПассажирРечТранс" эксплуатирует 41 единицу флота, 10 из которых - арендованные. В составе имеются водоизмещающие теплоходы, скоростные суда, суда на воздушной подушке, дебаркадеры для посадки/высадки пассажиров в местах подхода к берегу, баржи-площадки, буксиры, паромы.
Расширение маршрутной сети, развитие пассажирских перевозок, в том числе туристического сектора (круизов, прогулочных рейсов) напрямую зависит от исправности, достаточного количества флота, обустроенных и безопасных подходов судна к берегу, наличия ремонтной базы.
В настоящее время особо острым вопросом развития внутреннего водного транспорта региона остается необходимость обновления флота.
В рамках государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п (далее - государственная программа), в 2022 году предусмотрены средства на возмещение затрат, связанных с приобретением новых пассажирских судов класса Российского Речного Регистра "М-ПР" для работы в Енисейском бассейне внутренних водных путей на условиях финансовой аренды (лизинга) в объеме 285 730,8 тыс. рублей.
По результатам работы Правительства Красноярского края, федеральных ведомств, отраслевых предприятий 31 июля 2020 года на АО "Средне-Невский судостроительный завод" заложили головное пассажирское судно проекта А 45-90.2. Тридцатого июля 2021 года состоялась закладка второго пассажирского судна проекта А45-90.2.
В настоящее время рассматривается вопрос одновременной передачи судов заказчику ГПКК "Центр транспортной логистики" в 2024 году.
Для головного судна выбрано имя "Андрей Дубенский", для второго - "Виктор Астафьев". Обновление будет завершено после прибытия новых теплоходов в город Красноярск.
Прочий сухопутный пассажирский транспорт представлен МП города Красноярска "КПАТП-5"; МП города Красноярска "КПАТП-7"; АО "Краевое АТП"; ООО "Норильскпромтранспорт"; МУП "НПОПАТ"; МП "Гортранс". Большинство из перечисленных предприятий осуществляют пассажирские перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам.
Транспортные организации Красноярского края различных форм собственности, осуществляющие пассажирские перевозки, обслуживают 138 маршрутов, из них 82 межмуниципальных маршрута междугородного сообщения; 56 межмуниципальных маршрутов пригородного сообщения.
В настоящее время перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа осуществляют 55 перевозчиков: 9 - государственные (муниципальные) перевозчики, 46 - частной формы собственности.
Таким образом, доля перевозчиков частной формы собственности на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильного транспорта в общем количестве перевозчиков на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильного транспорта составляет 83,6 %.
МП "Гортранс" города Красноярска осуществляет регулярные перевозки в городском сообщении трамваями и троллейбусами, эксплуатирует более 59,5 км трамвайных путей в однопутном исчислении. Среднесуточный выпуск на линию составляет 36 трамвайных вагонов. Кроме того, эксплуатируются 106 пассажирских троллейбусов со среднесуточным выпуском на линию 50 единиц. Протяженность контактной сети троллейбуса составляет 123,1 км.
В целях обновления автопарка в феврале 2022 года АО "Краевое АТП" за счет средств краевого бюджета приобретено 112 единиц автобусов на условиях финансовой аренды (лизинга) сроком на 5 лет, в 2022 году дополнительно планируется приобретение не менее 84 единиц автобусов на условиях финансовой аренды (лизинга) сроком на 6 лет.
Протоколом заседания Комитета Совета директоров публичного акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" (далее - ПАО "ГМК "Норильский никель") по стратегии от 22.07.2021 N 4 принято решение о трансформации транспортной деятельности Норильского дивизиона.
С 01.01.2022 в организационной структуре Заполярного филиала ПАО "ГМК "Норильский никель" создано самостоятельное производственное подразделение Автотранспортное объединение "Норильский промышленный транспорт", в которое переведен персонал ООО "Норильскпромтранспорт".
С учетом изложенных обстоятельств хозяйственная деятельность ООО "Норильскпромтранспорт" фактически прекращается.
Воздушный транспорт представлен АО "КрасАвиа", ООО "АэроГео", АО "Норильск Авиа".
Основными видами деятельности авиакомпаний являются:
перевозка пассажиров регулярными и чартерными рейсами;
перевозка грузов и почты;
авиационные работы;
выполнение срочных санитарных рейсов.
ООО "АэроГео" выполняет внутрирайонные перевозки пассажиров в Енисейском районе, срочные санитарные рейсы, коммерческие воздушные перевозки пассажиров и грузов, авиационные работы, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, услуги базирования, хранения, заправки воздушных судов, а также осуществляет строительство и эксплуатацию посадочных площадок. В настоящее время ООО "АэроГео" занимает одну из лидирующих позиций на территории Красноярского края по оказанию услуг с использованием вертолетов и легких самолетов.
АО "Норильск Авиа" осуществляет свою деятельность на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, выполняет перевозку пассажиров и грузов на внутрирайонных направлениях, располагает достаточным парком собственных и арендуемых вертолетов Ми-8Т и Ми-8МТВ.
АО "КрасАвиа" выполняет социально значимые пассажирские и грузовые перевозки, авиационные работы на внутрирегиональных и внутримуниципальных направлениях, а также на межрегиональных регулярных маршрутах.
Одной из основных задач авиакомпании на ближайшую перспективу является обновление вертолетов для выполнения полетов в труднодоступные населенные пункты региона. Обновление парка воздушных судов позволит повысить безопасность полетов и качество обслуживания пассажиров.
В 2020 - 2021 годах обновлен парк воздушных судов Ан-24/26 на самолеты типа ATR-72 в количестве 2-х единиц и самолеты АТR-42-500 в количестве 5 единиц.
В период с 2021 по 2022 год АО "КрасАвиа" на условиях финансовой аренды (лизинга) получены 5 новых вертолетов модификации Ми-8 МТВ-1. В период с 2023 по 2025 год АО "КрасАвиа" планируется приобретение еще 3 вертолетов модификации Ми-8 АМТ/МТВ-1.
Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность представлена: ООО "Аэропорт Емельяново", ООО "Аэропорт "Норильск", АО "КрасАвиаПорт", филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", АО "КРП", АО "Лесосибирский порт", ООО "Нортранс-Норильск".
Аэропорт Красноярск находится в 27 км к северо-западу от города Красноярска, имеет выгодное географическое положение, является одним из важнейших авиатранспортных узлов региона, играющим огромную роль в развитии торгово-экономических связей Красноярского края. Аэропорт Красноярск оснащен средствами управления воздушным движением, радионавигации, посадки и связи, обеспечивающими прием/выпуск воздушных судов по II категории Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и соответствует сертификационным требованиям. Существующий аэровокзальный комплекс обслуживает все виды и категории пассажиров: внутрироссийских авиалиний, международных линий, внутрироссийского трансфера и транзита. В 2012 году аэропорт Красноярск сертифицирован по международным стандартам PART-145 Европейского агентства по безопасности полетов.
Эксплуатант аэропорта Красноярск - ООО "Аэропорт Емельяново".
За 9 месяцев 2022 года аэропорт Красноярск обслужил 2 295 792 пассажиров. Количество взлетов-посадок - 12 710.
АО "КрасАвиаПорт" создано в 2018 году путем приватизации государственного предприятия Красноярского края "Авиапредприятие Черемшанка" имеет филиалы - аэропорты Богучаны, Игарка, Черемшанка.
Филиалы АО "КрасАвиаПорт" оказывают услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов и пассажиров.
Аэропорт Черемшанка расположен в 24 км от города Красноярска и в 3 км от аэропорта Красноярск. Обслуживает региональные и внутрирегиональные пассажирские, грузовые авиаперевозки.
Аэропорты Богучаны и Игарка обслуживают внутрирегиональные и районные пассажирские, грузовые, вахтовые авиаперевозки.
Аэропорт Норильск Алыкель расположен за Северным Полярным кругом в 52 км от промышленного и индустриального центра города Норильск с градообразующим предприятием ПАО "ГМК "Норильский никель", является аэродромом совместного базирования с государственной авиацией.
В аэропорту осуществляется аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов и пассажиров.
Эксплуатант аэропорта Норильск Алыкель - ООО "Аэропорт "Норильск". Базовая авиакомпания - акционерное общество "Авиакомпания "НордСтар".
В результате реализации проектов реконструкции аэропортового комплекса и объектов аэродромной инфраструктуры в период 2016 - 2020 годов в рамках государственно-частного партнерства в аэропорту Норильск Алыкель проведена масштабная реконструкция.
На сегодняшний день аэропорт Норильск Алыкель является одним из самых современных северных аэропортов России и перспективным с точки зрения развития транспортной системы Заполярья и Арктики.
Безопасное движение по воздушным трассам Красноярского края обеспечивает филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". Протяженность воздушного пространства, обслуживаемого предприятием, составляет с севера на юг 3500 км, с запада на восток - 1250 км. Филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" обслуживает огромную площадь, которая охватывает не только Красноярский край, но и Республику Тыва.
В настоящее время филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" насчитывает 14 центров обслуживания воздушного движения и входит в пятерку крупнейших предприятий Единой системы организации воздушного движения России. Это одно из наиболее динамично развивающихся предприятий и перспективных в части освоения новой техники и технологии.
Филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" обслуживает 40 международных, 60 внутренних российских, 6 спрямленных воздушных трасс общей протяженностью более 60 тыс. км. Кроме того, в зону ответственности филиала ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" входят более 290 местных воздушных линий общей протяженностью более 60 тыс. км.
ООО "Нортранс-Норильск" является сервисным предприятием и осуществляет свою деятельность, оказывая услуги по перевозке пассажиров, предоставлению стоянки, прохождению технического осмотра и ремонта транспортных средств подразделениям Заполярного филиала компании, дочерним и зависимым обществам, а также внешним потребителям и физическим лицам.
Приоритетной задачей развития воздушного транспорта Красноярского края является обеспечение устойчивого и доступного для населения транспортного сообщения, в том числе с удаленными населенными пунктами, для которых авиационное сообщение является безальтернативным.
Хранение и обработка грузов на внутреннем водном транспорте на территории региона осуществляется в АО "Лесосибирский порт" и АО "КРП".
АО "Лесосибирский порт" - основной специализацией являются погрузочно-разгрузочные работы, хранение и накопление всех видов грузов. Подъездные автомобильные и железнодорожные пути, непосредственно примыкающие к порту, дают возможность производить перевалку грузов на автомобильный, железнодорожный и водный транспорт.
Пропускная способность порта составляет около 1200 тыс. тонн в год. Портовый нефтеналивной причал позволяет перерабатывать более 45 тыс. тонн топлива в год.
АО "Лесосибирский порт" добывает песчано-гравийную смесь, производит гидротехнические работы. Кроме того, предприятие выполняет корпусный средний и текущий ремонт портальных кранов.
АО "КРП" является одним из крупнейших речных портов Восточной Сибири и самым крупным грузоперерабатывающим предприятием Енисейского бассейна.
Порт АО "КРП" расположен в промышленном центре региона - городе Красноярске на пересечении Енисейского водного пути (имеющего выход к северным морским портам) с Транссибирской железнодорожной магистралью, воздушными трассами, автомобильными дорогами (Р-255 "Сибирь"). Порт АО "КРП" является одним из важнейших звеньев мощного транспортного узла Сибири.
АО "КРП" является портом общего пользования и осуществляет перевалку грузов с железной дороги и автомобильного транспорта на воду, следующих в северные районы Красноярского края и прибываемых грузов с Севера на железную дорогу и автотранспорт.
Пропускная способность порта АО "КРП" составляет 1280 тыс. тонн, протяженность причалов - 1958,7 погонных метра, количество портальных кранов - 38 (грузоподъемностью от 5 до 40 тонн), мостовой причальный кран - 1 (грузоподъемностью до 160 тонн), количество плавучих кранов - 5 (грузоподъемностью от 5 тонн).
Сдерживающими факторами развития транспортного комплекса Красноярского края являются:
1) недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры.
Плотность сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края составляет 6,04 км/1000 кв. км, данный показатель является самым низким среди регионов Сибирского федерального округа, при этом в Республике Бурятия плотность сети выше в 3,3 раза, в Алтайском крае - в 20,4 раза. Среди регионов России Красноярский край по данному показателю находится на 79-м месте.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения за 2021 год составляет 14 000,63 км, из них 10 085,17 км автомобильных дорог, находящихся в нормативном состоянии.
Согласно приказу Федерального дорожного агентства от 30.07.2021 N 155 "Об утверждении методики формирования официальной статистической информации, необходимой для мониторинга достижения показателей национального проекта "Безопасные качественные дороги" расчет показателя "Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям" (далее - показатель), рассчитывается по отношению к общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения по состоянию на 31.12.2017, который составляет 14 194,19 км.
Таким образом, значение показателя составляет 71,05 %;
2) износ подвижного состава и низкие темпы его обновления.
Высокий износ подвижного состава является общей проблемой транспортной отрасли Красноярского края, при этом наиболее острой она является для пассажирского транспорта всех видов.
2.2. Цель и задачи
Целью программы является комплексное развитие транспорта Красноярского края для совершенствования форм и методов удовлетворения потребностей населения и экономики Красноярского края в транспортных услугах.
Для достижения указанной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона.
2. Обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта.
3. Повышение эффективности перевозочного процесса, направленное на обеспечение доступности и качества транспортных услуг, в том числе для маломобильных групп населения Красноярского края.
4. Повышение уровня безопасности транспортной системы Красноярского края.
Приоритетность вышеуказанных задач обусловлена необходимостью их достижения в связи с наличием аналогичных задач в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р, и государственной программе Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596.
Мероприятия программы определены с учетом ограничений регионального бюджета на основании выявленных отраслевых проблем с применением мер по уклонению от угроз и их компенсации, что обосновывает их выбор.
К рискам, препятствующим развитию транспортной отрасли, относятся:
ухудшение социально-экономической ситуации в стране, в том числе снижение темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновение бюджетного дефицита и сокращение объемов финансирования отрасли;
возможные изменения налогового законодательства Российской Федерации, приводящие к ухудшению финансово-экономического положения хозяйствующих субъектов;
повышение уровня автомобилизации населения;
повышение стоимости проезда на общественном транспорте;
износ пассажирского флота внутреннего водного транспорта; моторвагонного подвижного состава, задействованного в перевозках пассажиров в пригородном сообщении; подвижного состава общественного автомобильного и городского электрического транспорта;
сокращение образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов по отрасли транспорта, снижение качества профессиональной подготовки кадров.
Ожидаемыми результатами реализации программы являются:
обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта;
повышение эффективности перевозочного процесса, направленного на обеспечение доступности и качества транспортных услуг, в том числе для маломобильных групп населения Красноярского края;
обеспечение транспортной доступности Красноярского края всеми видами транспорта за счет предоставления государственной поддержки транспортным предприятиям отрасли;
повышение уровня экономической связанности Красноярского края воздушным транспортом с другими субъектами Российской Федерации;
развитие безналичной системы оплаты проезда банковскими картами на территории Красноярского края.
2.3. План действий министерства транспорта Красноярского края по достижению планируемых показателей развития отрасли, вида экономической деятельности
В соответствии с поставленной целью программы и задачами программы министерством транспорта Красноярского края предусмотрена реализация следующих мероприятий.
Задача 1. Совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона:
финансирование мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных дорожных сооружений на них в рамках подпрограмм "Дороги Красноярья" и "Региональные проекты в области дорожного хозяйства и повышения безопасности дорожного движения, реализуемые в рамках национальных проектов" государственной программы;
финансовое обеспечение части затрат в целях возмещения недополученных доходов от осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров на обеспечение повышения уровня экономической связанности Красноярского края с другими субъектами Российской Федерации, в рамках подпрограммы "Развитие транспортного комплекса" государственной программы;
развитие безналичной системы оплаты проезда на территории Красноярского края, в том числе за счет внедрения оплаты проезда банковскими картами в рамках Закона Красноярского края от 07.07.2009 N 8-3568 "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта";
мониторинг хода реализации проекта по строительству линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в городе Красноярске (первый этап) в рамках подпрограммы "Развитие транспортного комплекса" государственной программы;
мониторинг хода реализации проекта по реконструкции перрона воздушных судов и площадки перронной механизации в международном аэропорту Красноярск в рамках подпрограммы "Развитие транспортного комплекса" государственной программы;
Задача 2. Обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта:
реализация мероприятий по обновлению самоходных транспортных судов, осуществляющих пассажирские перевозки водным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении, в рамках реализации транспортной стратегии Красноярского края до 2030 года, утвержденной приказом министерства транспорта Красноярского края от 09.01.2018 N 6/2-Н;
обеспечение обновления подвижного состава автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров в городском, межмуниципальном и пригородном сообщении, в рамках подпрограммы "Развитие транспортного комплекса" государственной программы;
финансовое обеспечение части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда в рамках подпрограммы "Развитие транспортного комплекса" государственной программы.
Задача 3. Повышение эффективности перевозочного процесса, направленного на обеспечение доступности и качества транспортных услуг, в том числе для маломобильных групп населения Красноярского края:
приобретение автобусов, адаптированных для пользования всеми категориями инвалидов и других маломобильных групп населения, в рамках подпрограммы "Доступная среда" государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п;
реализация мер государственной поддержки организаций транспортной отрасли, направленных на обеспечение транспортной доступности Красноярского края всеми видами транспорта, в рамках подпрограммы "Развитие транспортного комплекса" государственной программы.
Задача 4. Повышение уровня безопасности транспортной системы Красноярского края:
финансирование мероприятий муниципальных образований Красноярского края, направленных на повышение безопасности дорожного движения, за счет средств дорожного фонда Красноярского края в рамках подпрограммы "Региональные проекты в области дорожного хозяйства и повышения безопасности дорожного движения, реализуемые в рамках национальных проектов" государственной программы.
В целях обеспечения транспортной доступности населения:
1. Предоставляются субсидии на:
1.1. Компенсацию недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на:
перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении;
перевозки пассажиров внутренним водным транспортом в местном сообщении, внутренним водным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
1.2. Возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с регулярными перевозками пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах с небольшой интенсивностью пассажиропотока.
1.3. Финансовое обеспечение части затрат на:
уплату лизинговых платежей и уплату вознаграждений за выдачу банковской гарантии за воздушные суда;
ремонт флота;
поддержание летной годности воздушных судов;
уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) автобусов, приобретаемых АО "Краевое АТП" в целях обновления подвижного состава для организации перевозок пассажиров.
1.4. Возмещение недополученных доходов от осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1242 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети".
1.5. Реализацию мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения.
1.6. Реализацию мероприятий по строительству линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в г. Красноярске (первый этап).
1.7. Реализацию мероприятий по реконструкции перрона воздушных судов и площадки перронной механизации в международном аэропорту Красноярск.
2. Предоставляются субвенции бюджетам муниципальных образований для осуществления государственных полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщении, соединяющим населенные пункты, расположенные в границах муниципального района, муниципального округа с их административными центрами, находящимися на территориях соответствующих городских округов (в соответствии с Законом Красноярского края от 19.12.2017 N 4-1274 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов края отдельными государственными полномочиями по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок").
3. Выделяются средства на приобретение автобусов, адаптированных для пользования всеми категориями инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках подпрограммы "Доступная среда" государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п.
4. Выделяются средства на приобретение автобусов в целях обновления подвижного состава для организации перевозок пассажиров.
Объем средств государственной поддержки на реализацию мероприятий программы указан в приложении N 1 к программе.
В период 2023 - 2025 годов в отрасли планируется реализация следующих инвестиционных проектов региона:
1. Строительство автодорожного моста через реку Енисей в районе поселка Высокогорский в Енисейском районе Красноярского края.
Данный проект реализуется в рамках комплексного инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь", утвержденного распоряжением Губернатора Красноярского края от 29.12.2018 N 730-рг, во исполнение пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в период 2020 - 2023 годов на территории Красноярского края в рамках регионального проекта "Региональная и местная дорожная сеть", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть", входящего в состав национального проекта "Безопасные качественные дороги".
В настоящее время автодорожные системы Северо-Енисейского района, а также северо-западной его части оторваны от автодорожной сети края двумя крупнейшими водотоками - реками Енисей и Ангара.
Грузовые и пассажирские перевозки осуществляются с использованием паромных и ледовых переправ через реку Енисей, бесперебойное движение транспорта по которым невозможно в течение периода ледохода - ледостава. В связи с чем ежегодно в течение 3 месяцев (осенью и весной) северные районы края лишаются автотранспортного доступа в центральные районы, что негативно влияет как на социальную обстановку территории, так и на перспективы ее экономического развития.
Строительство автодорожного моста через реку Енисей позволит обеспечить круглогодичную устойчивую транспортную связь с центральными районами Красноярского края Северо-Енисейского района, который при всей своей инвестиционной привлекательности значительную часть года является труднодоступным для автомобильного транспорта.
Строительство моста может послужить началом автодорожного развития Ангарского правобережья, а также создаст предпосылки для создания новой автодорожной оси, соединяющей центр Красноярского края с его северо-восточными районами (прежде всего Мотыгинским по маршруту Высокогорский - Партизанск - Раздолинск, а через него - с Богучанским и Кежемским).
Срок реализации проекта 2020 - 2023 годы.
2. Реконструкция объекта "Сооружения - перроны воздушных судов и площадка перронной механизации" (далее - реконструкция перрона).
Реконструкция перрона является одним из ключевых факторов для реализации проекта международного транспортно-логистического хаба.
Реконструируемая площадь искусственных покрытий составляет 109,2 тыс. кв. м.
Будет создано 5 дополнительных мест стоянок самолетов, обустроены 2 специализированные площадки обработки противообледенительной жидкостью, проведено оснащение осветительным оборудованием для технического обслуживания воздушных судов непосредственно на местах стоянки, появится 5 тупиковых и 6 самоходных мест стоянки для любых типов воздушных судов.
В результате увеличится пропускная способность аэропорта Красноярск (Емельяново) и сократятся расходы на текущий ремонт плоскостных сооружений.
Реконструкция перрона продлится до декабря 2023 года.
3. Строительство железнодорожной линии Карабула - Ярки в Богучанском районе Красноярского края (далее - железнодорожная линия, объект).
Строительство железнодорожной линии осуществлялось в рамках инвестиционного проекта "Комплексное развитие Нижнего Приангарья", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 N 1708-р.
На сегодняшний день строительство железнодорожной линии не завершено, подрядными организациями выполнены работы на сумму 5,8 млрд рублей. В 2016 году строительство приостановлено.
В настоящее время железнодорожная линия Карабула - Ярки в качестве объекта незавершенного строительства в соответствии с приказом агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 05.06.2020 N 11-555п передана в хозяйственное ведение государственному предприятию Красноярского края "Центр транспортной логистики".
Государственное предприятие Красноярского края "Центр транспортной логистики" является заказчиком разработки проектной документации на завершение строительства объекта: "Строительство железнодорожной линии Карабула - Ярки в Красноярском крае".
Сроки завершения строительства 2023 - 2024 годы.
4. Строительство линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в городе Красноярске.
В рамках ранее одобренного инфраструктурного бюджетного кредита (далее - ИБК) в объеме 89,3 млрд рублей осуществлена замена инфраструктурного объекта по строительству первой линии метрополитена в городе Красноярске на строительство линии скоростного наземно-подземного легкорельсового транспорта в городе Красноярске (далее - метротрамвай).
Необходимость строительства метротрамвая обуславливается назревшими проблемами городского комплекса, достигнутым уровнем и реальными перспективами развития города с миллионным населением, которые определяются действием социально-экономических, научно-технических, геополитических, природно-экологических и демографических факторов.
Уровень развития системы городского пассажирского транспорта с уличными видами транспорта имеет определенный предел, связанный с их техническими и градостроительными возможностями. Метротрамвай позволит комплексно освоить подземное и наземное пространство города и комплексно решать основные проблемы, связанные с ростом города. Численность населения города Красноярска по состоянию на 01.01.2022 составила 1 103 023 человека.
Первый этап строительства метротрамвая от остановочного пункта "Высотная" до остановочного пункта "Улица Шахтеров" включает сооружение 6 остановочных пунктов (4 подземных и 2 наземных). Длина участка линии составит 10,8 км.
Площадь подземных остановочных пунктов мелкого заложения составит 7,2 тыс. кв. м, глубокого заложения - 14,5 тыс. кв. м.
Инфраструктурным проектом также предусматривается строительство электродепо (для легкорельсового транспорта) на территории площадью 12,9 га и инженерного корпуса площадью 12,4 тыс. кв. м, размещаемого на территории депо.
Второй этап строительства метротрамвая от остановочного пункта "Улица Шахтеров" до остановочного пункта "Ястынская улица".
Длина участка линии составляет 4,1 км. На участке располагается 6 остановочных пунктов наземного исполнения, 5 подземных пешеходных переходов, путепровод через улицу Авиаторов, транспортно-пересадочный узел, отстойно-разворотное кольцо со зданием диспетчерской и тяговой подстанцией.
10.08.2022 между Правительством Красноярского края (ГПКК "Центр транспортной логистики") и ГК "Моспроект-3" заключены два государственных контракта от 10.08.2022 N 1-08/2022 на разработку проектной документации и выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в г. Красноярске. Первый этап. (Подготовка территории строительства)" (за счет средств краевого бюджета) и от 10.08.2022 N 2-08/2022 на разработку проектной документации и выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в г. Красноярске. Первый этап" (за счет средств ИБК).
Информация об инвестиционных проектах представлена в приложении N 2 к программе.
Бюджетные ассигнования на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности программой не предусмотрены.
План действий министерства транспорта Красноярского края, направленных на обеспечение стабильности поступлений доходов в консолидированный бюджет Красноярского края, представлен в приложении N 3 к программе.
2.4. Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности
В рамках выполнения поставленных задач в 2025 году планируется достижение показателей развития транспортной отрасли (по отношению к 2021 году):
увеличение объема выполненных транспортных услуг до 421 731,0 млн рублей (156,3 %);
увеличение объема перевезенных грузов до 150,6 млн тонн (117,8 %);
увеличение количества перевезенных пассажиров до 223,8 млн чел. (109,7 %);
увеличение прибыли (убытка) до налогообложения до 6 939,1 млн рублей (104,1 %);
увеличение прибыли (убытка) для целей налогообложения до 11 028,8 млн рублей (109,7 %);
увеличение основных фондов по полной учетной стоимости на конец года до 474 138,5 млн рублей (117,8 %);
увеличение объема инвестиций в основной капитал до 82 237,9 млн рублей (170 %);
увеличение фонда начисленной заработной платы работников списочного состава до 91 894,5 млн рублей (144,4 %);
увеличение среднемесячной заработной платы работников 94 917,0 рублей (137,7 %);
увеличение среднесписочной численности работников до 80 680 человек (104,9 %).
Перечень целевых показателей и показателей развития отрасли, вида экономической деятельности представлен в приложении N 4 к программе.
Информация об обязательных налоговых платежах, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет Красноярского края, представлена в приложении N 5 к программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.