Резолютивная часть постановления объявлена 8 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Нальчикский завод высоковольтной аппаратуры" (ИНН 0711017700, ОГРН 1020700755228) и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Нальчику (ИНН 0726000018, ОГРН 1090721002371), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (почтовые уведомления N 16847, 16848, 16850; информация в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Нальчику на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.06.2011 (судья Сохрокова А.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 (судьи Мельников И.М., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А20-3766/2010, установил следующее.
ОАО "Нальчикский завод высоковольтной аппаратуры" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Нальчику (далее - налоговая инспекция) о признании не подлежащими взысканию 3 623 804 рублей недоимки по НДС, 3 467 270 рублей недоимки по ЕСН, 1 660 089 рублей 43 копеек недоимки по страховым взносам в ФОМС, образовавшейся до 01.07.2009, в связи с истечением срока принудительного взыскания; признании незаконными действий налоговой инспекции по начислению пени на задолженность, образовавшуюся до 01.07.2009, по которой истекли сроки принудительного взыскания; признании не подлежащими взысканию 11 681 545 рублей 55 копеек пени по НДС, 9 867 210 рублей 49 копеек пени по ЕСН; признании не подлежащими исполнению в части взыскания пени постановлений налоговой инспекции от 30.07.2009 N 5562; от 17.06.2009 N 5317; от 18.03.2009 N 4638; от 15.04.2009 N 4680; от 23.01.2009 N 3986; от 08.02.2009 N 4105; от 18.03.2009 N 4639; от 19.10.2009 N 5759; от 08.12.2009 N 5935 (в части пени по НДС, превышающей 9 148 рублей); от 03.09.2009 N 5720; от 07.07.2010 N 6558; 17.03.2010 N 6201; от 08.02.2010 N 6011 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом определения суда от 20.01.2011 об объединении дел N А20-3766/2010 и А20-3765/2010 в одно производство с присвоением делу N А20-3766/2010).
Решением суда от 28.06.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.09.2011, требования удовлетворены в части признания не подлежащими взысканию 3 623 804 рублей 08 копеек недоимки по НДС, 3 467 270 рублей 26 копеек недоимки по ЕСН, 1 660 089 рублей 43 копеек недоимки по страховым взносам в ФОМС, образовавшейся до 01.07.2009, в связи с истечением срока для их принудительного взыскания; признания незаконными действий налоговой инспекции по начислению пени на задолженность, образовавшуюся до 01.07.2009, поскольку после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению. Суды признали не подлежащими исполнению в части взыскания пени постановления налоговой инспекции от 30.07.2009 N 5562, от 17.06.2009 N 5317, от 18.03.2009 N 4638, от 15.04.2009 N 4680, от 23.01.2009 N 3986, от 08.02.2009 N 4105, от 18.03.2009 N 4639, от 19.10.2009 N 5759, от 08.12.2009 N 5935, от 03.09.2009 N 5720, от 07.07.2010 N 6558, от 17.03.2010 N 6201, от 08.02.2011 N 6011 со ссылкой на нарушение налоговой инспекцией процедуры взыскания недоимки и обязали налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения путем отражения решения суда в лицевой карточке налогоплательщика. В удовлетворении остальной части требований обществу отказано.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции в части удовлетворения требований общества, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении требований в обжалуемой части. Податель жалобы указывает, что суды не оценили довод налоговой инспекции о пропуске обществом установленного законом срока для обжалования ненормативных актов. Задолженность по НДС и ЕСН, установленная актом сверки от 12.10.2010 N 5112, признана обществом. В остальной части судебные акты не обжалуются.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании обращения общества налоговая инспекция провела совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам, по результатам которой составила акт от 18.10.2010 N 5121.
В письме от 21.10.2010 N 2000/377 общество сообщило налоговой инспекции об истечении сроков давности на взыскание налогов и сборов, пени и штрафов, и подписало акт совместной сверки от 18.10.2010 N 5121 с разногласиями по пеням и штрафам.
Налоговая инспекция приняла решения о взыскании недоимки, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика, приняла постановления от 30.07.2009 N 5562, от 17.06.2009 N 5317, от 18.03.2009 N 4638, от 15.04.2009 N 4680, от 23.01.2009 N 3986, от 23.01.2009 N 3986, от 08.02.2009 N 4105, от 18.03.2009 N 4639, от 19.10.2009 N 5759, от 08.12.2009 N 5935, от 03.09.2009 N 5720, от 07.07.2011 N 6558, от 17.03.2010 N 6201, от 08.02.2010 N 6011 и направила их на исполнение в Нальчикский городской отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике. Постановления налоговой инспекции включены в состав сводного исполнительного производства N 83/9/1755/113/2009-СД.
Общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне исследовали представленные в материалы дела доказательства и приняли законные и обоснованные судебные акты, правомерно исходя из следующего.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу и (или) пени налоговый орган направляет ему требование об уплате налога и (или) пени в течение трех месяцев после наступления срока уплаты налога или в десятидневный срок с даты вынесения решения, в соответствии с которым направляется требование (статьи 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса.
Неуплата или неполная уплата налога в установленный срок влечет ее исполнение в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках (пункт 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 3 и 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Кодекса.
Согласно статье 47 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных статьей 47 Кодекса.
Таким образом, основанием для взыскания налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика является отсутствие или недостаточность денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика для погашения недоимки по налогам и пеням, либо отсутствие у налогового органа информации о наличии у налогоплательщика других расчетных счетов. При соблюдении этих требований налоговый орган вправе применить процедуру взыскания недоимки по налогу и пеням, предусмотренную статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога, соответствующих пеней, штрафа, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вступления в силу соответствующего решения.
Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, направление требования является составной частью процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации. Направление требования об уплате налога является обязательной стадией, предшествующей принятию решения о взыскании налогов, пеней за счет денежных средств и имущества налогоплательщика. После неисполнения полученного налогоплательщиком требования налоговый орган вправе принять решение о взыскании налогов, пеней за счет его денежных средств.
Таким образом, основанием для принятия решения о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика является неисполнение налогоплательщиком требования налогового органа об уплате налога, пени, штрафа. Требование должно быть вынесено в пределах сроков, предусмотренных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, и направлено налогоплательщику непосредственно после его вынесения, чтобы предложение о добровольной уплате налога в установленный срок было реальным.
Суды установили, что требования налоговой инспекции от 03.10.2008 N 103672, от 26.11.2008 N 110105 и 110106, от 31.07.2008 N 101579, от 02.02.2009 N 126665, от 10.02.2009 N 129709, от 04.03.2009 N 136901, от 22.05.2009 N 45736 и 45737, от 20.07.2009 N 7097, от 20.08.2009 N 53641 и 53642, от 01.10.2009 N 55157 и 55158, от 11.05.2010 N 64424, 64423, от 01.02.2010 N 201632, от 22.10.2009 N 181294, от 07.12.2009 N 186754, от 12.11.2009 N 56463, 56464 и 56465 об уплате налогов в добровольном порядке направлены обществу либо после принятия решений об обращении взыскания на денежные средства на счетах в банке, либо в день принятия решения, либо после истечения срока для добровольного исполнения требования. Данное обстоятельство налоговая инспекция не опровергла, доказательства уклонения общества от получения требования не представила. Доказательства вручения обществу требований об уплате налогов и пеней от 05.05.2008 N 75713 и 75714, от 18.03.2009 N 39231, 39232, 39233, 39234, 39235, 39236, 39237, 39238, 39239, 39240, 39241, от 19.03.2009 N 39242 и 39243 налоговая инспекция не представила.
При таких обстоятельствах общество не имело возможность уплатить указанные в требованиях суммы налогов и пеней в добровольном порядке, что свидетельствует о нарушении налоговой инспекцией процедуры принудительного взыскания.
В силу статей 46 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Суды установили, что в акте сверки от 18.10.2010 N 5121 указана задолженность в размере 3 623 804 рублей 08 копеек по НДС, 3 467 270 рублей 26 копеек по ЕСН, 1 660 089 рублей 43 копейки по страховым взносам в ФОМС, образовавшаяся до 01.07.2009, и не подлежащая взысканию в связи с истечением срока для их принудительного взыскания.
Налоговая инспекция выставила обществу требования об уплате пеней от 27.10.2008 N 104099, 104100, от 11.12.2008 N 32703, 32704, от 30.06.2008 N 23810, 30.06.2011 N 23811, от 30.06.2008 N 23813, 30.08.2008 N 26823, 26824, от 24.04.2009 N 139981, 139982, от 10.04.2009 N 42839, 42840, от 03.08.2009 N 179770, которые не подлежат начислению и взысканию в связи с тем, что налоговая инспекция документально не подтвердила наличие у общества задолженности, на которую начислила пени, период образования недоимки и принятия мер налогового администрирования по взысканию недоимки. Кроме того, пени начислены на задолженность, образовавшуюся до 01.07.2009, взыскание которой невозможно в связи с истечением срока для их принудительного взыскания. Доказательства обратного налоговая инспекция не представила.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали не подлежащими взысканию 3 623 804 рублей 08 копеек недоимки по НДС, 3 467 270 рублей 26 копеек недоимки по ЕСН, 1 660 089 рублей 43 копеек недоимки по страховым взносам в ФОМС, образовавшейся до 01.07.2009; признания незаконными действий налоговой инспекции по начислению пени на задолженность, образовавшуюся до 01.07.2009; не подлежащими исполнению в части взыскания пеней постановления налоговой инспекции от 30.07.2009 N 5562, от 17.06.2009 N 5317, от 18.03.2009 N 4638, от 15.04.2009 N 4680, от 23.01.2009 N 3986, от 08.02.2009 N 4105, от 18.03.2009 N 4639, от 19.10.2009 N 5759, от 08.12.2009 N 5935, от 03.09.2009 N 5720, от 07.07.2010 N 6558, от 17.03.2010 N 6201, от 08.02.2011 N 6011.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы налоговой инспекции о пропуске обществом установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 195 и 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срока на обращение в арбитражный суд за защитой нарушенных прав подлежит отклонению, поскольку о взыскании налоговой инспекцией недоимки, образовавшейся до 01.07.2009, общество узнало из письма Нальчикского городского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике от 13.10.2010 N 09/з-529/2010 и акта сверки с налоговой инспекцией от 18.10.2010 N 5121, а в суд с заявлением обратилось 12.11.2010.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.06.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 по делу N А20-3766/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.