Постановление Верховного Суда РФ от 20 декабря 2022 г. N 78-АД22-69-К3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр Эко-безопасность" (далее - ООО "Медицинский центр Эко-безопасность", Общество) Зайцева Е.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 01 апреля 2021 года, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 03 июня 2021 года и постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Медицинский центр Эко-безопасность" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 01 апреля 2021 года ООО "Медицинский центр Эко-безопасность" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 03 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2022 года, постановление судьи Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 01 апреля 2021 года изменено - размер административного штрафа снижен до 200 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник ООО "Медицинский центр Эко-безопасность" Зайцев Е.В. просит отменить судебные постановления, вынесенные в отношении Общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 указанной статьи те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации, исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-пСоУ) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 1.8 Постановления Главного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 16 марта 2020 года N 2 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной СОУЮ-2019 в городе Санкт-Петербурге" организации обязаны обеспечивать проведение комплекса противоэпидемических мероприятий в случае выявления больного с симптомами, не исключающими новую коронавирусную инфекцию (СОУШ-2019).
Согласно статьям 29 и 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе, посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу пунктов 9.1, 9.2 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", на врачей всех специальностей, средних медицинских работников медицинских организаций, а также других организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, возложены обязанности по выявлению больных инфекционными и паразитарными болезнями и лиц с подозрениям на инфекционные болезни, а также носителей возбудителей инфекционных болезней.
Согласно пункту 4.2 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (СОУШ-2019)", эпидемиологическая тактика при СОУГО-2019 включает:
- принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным СОУГО-2019, и лиц из групп риска);
- выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию;
- установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительства и другие) и лиц, контактировавших с больным СОУГО-2019;
- разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов);
- проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными СОУГО-2019, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на СОУГО-2019 при появлении симптомов, не исключающих СОУГО-2019, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным СОУГО-2019, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения);
- соблюдение больными, лицами с подозрением на СОУГО-2019 и находившимися в контакте с больными СОУГО-2019, обязательного режима изоляции.
Из материалов дела следует, что в период с 23 ноября по 17 декабря 2020 года на основании распоряжения начальника Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Санкт-Петербургу от 23 ноября 2020 года N 78-04-09/19-131 должностным лицом указанного органа проведено санитарно-эпидемиологическое расследование причин возникновения инфекционных заболеваний в отношении ООО "ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИНГ РУС" по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, Левашовское шоссе, д. 20, стр. 1.
В ходе данного мероприятия установлено, что сотрудник смены "С" цеха сборки П. в ходе осуществления трудовой деятельности 22 ноября 2020 года сообщал о плохом самочувствии и повышении температуры тела до 37,4 С; инженер цеха сборки К. 30 октября 2020 года в ходе осуществления трудовой деятельности сообщил о плохом самочувствии и повышении температуры тела до 37,4°С. Вместе с тем, несмотря на сообщение сотрудников об ухудшении самочувствия, ООО "Медицинский центр Эко-безопасность" не были проведены противоэпидемические мероприятия, направленные на разрыв механизма передачи инфекции СОУГО-2019, а именно:
некачественно осуществлен сбор эпидемиологического анамнеза сотрудников ООО "ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИНГ РУС": не установлены факты наличия домашних очагов и контакта с заболевшими новой коронавирусной инфекцией (СОУГО-2019), с целью недопущения присутствия на производстве больных с признаками, не исключающими новую коронавирусную инфекцию (СОУГО-2019), что повлекло распространение заболевания новой коронавирусной инфекцией (СОУГО-2019) среди сотрудников ООО "ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИНГ РУС" и является нарушением пунктов 2.1, 2.6, пункта 19.2 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требование по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пункта 4.2.1 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (СОУГО-2019)", пункта 1.8 Постановления Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 16 марта 2020 года N 2 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной СОУГО-2019 в городе Санкт-Петербурге";
не выявлены больные инфекционным заболеванием и лица с подозрением на инфекционные болезни, а также носители возбудителей инфекционных болезней, что является нарушением пунктов 9.1, 9.2 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней";
у больных инфекционными болезнями, лиц с подозрением на инфекционные болезни, лиц, общавшихся с больными инфекционными болезнями, а также лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней, не проведено лабораторное обследование на наличие возбудителей инфекционных болезней и медицинское наблюдение, что является нарушением пунктов 10.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требований по профилактике инфекционных и паразитарных болезней";
некачественно собранный эпидемиологический анамнез медицинским работником повлек распространение инфекционного заболеваний новой коронавирусной инфекцией (СОУГО-2019) среди сотрудников ООО "ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИНГ РУС", что является нарушением пунктов 11.1, 11.2 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
Невыполнение медицинской организацией ООО "Медицинский центр Эко-безопасность" мероприятий, направленных на разрыв механизма передачи инфекции, повлекло распространение инфекционного заболевания новой коронавирусной инфекцией (СОУГО-2019) среди сотрудников ООО "ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИНГ РУС".
Выявленные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения зафиксированы в акте о проведении санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний от 18 декабря 2020 года N 78-04-09/19-131-2020, послужили основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением судьи районного суда, с выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции, к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: распоряжением о проведении санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний (т. 1 л.д.14-17); актом о проведении санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний (т. 1 л.д. 18-20); протоколом об административном правонарушении (т. 1 л.д. 7-11) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Вопреки доводам жалобы составленный акт о проведении санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний содержит сведения о фактических обстоятельствах, которые в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат выяснению по делу об административном правонарушении. Указанный документ отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам главой 26 названного кодекса, и обоснованно признан допустимым доказательством и достоверным относительно события административного правонарушения.
Иные доводы поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Согласно материалам дела назначенный административный штраф оплачен (т. 2 л.д. 83).
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 01 апреля 2021 года, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 03 июня 2021 года и постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Медицинский центр Эко-безопасность" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Общества Зайцева Е.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.Н. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 20 декабря 2022 г. N 78-АД22-69-К3
Опубликование:
-