Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в статью 74 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год"
С начала 1990-х годов были проведены реструктуризация и приватизация угольной промышленности России. Однако эти преобразования являются недостаточными для преодоления кризиса и стабилизации работы отрасли. Сложное финансовое положение российских угледобывающих компаний обусловлено общеэкономическими факторами: значительной кредиторской задолженностью предприятий в федеральный бюджет и государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшейся в 1990 - 2000 годы, большой дебиторской задолженностью энергетиков за поставленный уголь. В настоящее время угольная промышленность вынуждена сворачивать созданные мощности из-за устойчивого падения спроса на энергетический уголь на внутреннем рынке.
За 7 месяцев 2002 года добыча угля составила 135,8 млн. тонн, или на 19,05 млн. тонн меньше соответствующего периода прошлого года, а поставки угля - меньше на 21,1 млн. тонн. При этом произошло падение производства коксующихся углей за 6 месяцев 2002 года, по сравнению с аналогичным периодом 2001 года добыча коксующихся углей снизилась на 324 тыс. тонн, что составляет 1,1 процента, добыча электрических углей упала на 11,5 млн. тонн, что соответствует падению в 13,4 процента.
По предварительной оценке из-за снижения объема выпускаемой и реализуемой продукции финансовые потери угледобывающих предприятий составят в текущем году около 10,0 млрд. рублей.
При этом остается значительная задолженность потребителей за поставленный уголь, которая увеличилась с начала 2002 года на 1,27 млрд. рублей и составляет на 1 августа 2002 года 7,41 млрд. рублей. Из общей суммы задолженности долг электростанций РАО "ЕЭС России" составил 3,0 млрд. рублей (40,6%).
Кредиторская задолженность действующих угледобывающих предприятий за I полугодие 2002 г. увеличилась на 5,7 млрд. рублей и составила на 1 июля 2002 г. - 76,0 млрд. рублей, в том числе перед бюджетами всех уровней 27,5 млрд. рублей (увеличение на 1,2 млрд. рублей) и государственными внебюджетными фондами 19,6 млрд. рублей (увеличение на 1,2 млрд. рублей).
В сложившейся ситуации предприятиям угольной промышленности затруднительно осуществлять простое воспроизводство, поскольку все собственные и заемные оборотные средства они вынуждены направлять на погашение задолженности в бюджеты и государственные социальные внебюджетные фонды, в том числе на платежи по графикам реструктуризации.
В условиях нехватки оборотных средств на поддержание текущих мощностей предприятий угольной промышленности государственная поддержка по-прежнему предоставляется на расширение производства и ввод новых мощностей. Однако в настоящее время более актуальными задачами для предприятий угольной промышленности являются не инвестиционные программы, направленные на увеличение объемов добычи, а привлечение дополнительных источников финансирования на пополнение оборотных средств для выполнения своих обязательств по погашению задолженности, в том числе в бюджеты всех уровней и государственные социальные внебюджетные фонды, включая выплаты по графикам реструктуризации.
В связи с этим более целесообразным является изменение направлений государственной поддержки в части выделения предприятиям угольной промышленности, осуществляющим добычу энергетических углей, государственных субсидий для компенсации части процентной ставки по кредитам, получаемым в кредитных организациях в текущем году на цели финансовой стабилизации, а именно на погашение реструктуризированной кредиторской задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные социальные внебюджетные фонды.
Предлагаемые изменения не потребуют дополнительных ассигнований на финансирование расходов федерального бюджета.
В качестве источника финансирования указанных расходов федерального бюджета в 2002 году предлагается использовать остатки средств, образовавшиеся в связи с неполным использованием объемов финансирования, предусмотренных заключенными в 2001 году договорами о предоставлении бюджетных кредитов на осуществление инвестиционных проектов в угольной отрасли на конкурсной основе, во исполнение статьи 58 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", и подлежащие направлению в качестве дополнительного финансирования расходов на 2002 год по соответствующим разделам доходов федерального бюджета в соответствии со статьей 133 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
Учитывая, что до конца финансового года осталось менее двух месяцев, а разработка и утверждение порядка Правительством Российской Федерации возможны только после вступления в силу указанного проекта федерального закона, предлагается установить, что: "настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в статью 74
Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год"
Предлагаемый к рассмотрению проект федерального закона предусматривает возмещение части затрат из средств государственной поддержки угольной отрасли на уплату процентов по кредитам, получаемыми в 2001 году организациями угольной промышленности, осуществляющими добычу энергетических углей, на погашение реструктуризированной кредиторской задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные социальные внебюджетные фонды.
В качестве источника финансирования указанных расходов федерального бюджета в 2002 году предлагается использовать остатки средств, образовавшиеся в связи с неполным использованием объемов финансирования, предусмотренных заключенными в 2001 году договорами о предоставлении бюджетных кредитов на осуществление инвестиционных проектов в угольной отрасли на конкурсной основе.
Указанные изменения не потребуют дополнительных ассигнований на финансирование расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.