Распоряжение Правительства РФ от 11 января 2023 г. N 12-р
Утвердить прилагаемые:
изменения, которые вносятся в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 2044-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5880; 2014, N 26, ст. 3599; N 44, ст. 6101; 2015, N 1, ст. 441; N 2, ст. 535; N 4, ст. 670; N 44, ст. 6146; 2017, N 29, ст. 4409; 2022, N 1, ст. 378; N 6, ст. 908; N 19, ст. 3263; N 32, ст. 5845; N 35, ст. 6130);
паспорт инвестиционного проекта "Проект льготного лизинга отечественных воздушных судов".
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 11 января 2023 г. N 12-р
Изменения,
которые вносятся в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе
Дополнить пунктом 19 следующего содержания:
"
".
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 11 января 2023 г. N 12-р
Паспорт инвестиционного проекта
"Проект льготного лизинга отечественных воздушных судов"
1. Наименование инвестиционного проекта - "Проект льготного лизинга отечественных воздушных судов" (далее - инвестиционный проект).
2. Краткое описание инвестиционного проекта - приобретение 63 воздушных судов отечественного производства, в том числе 18 единиц МС-21, 34 единиц SSJ и 11 единиц Ту-214 (далее - отечественные воздушные суда), и последующая передача их по договорам лизинга эксплуатанту в 2023 - 2025 годах для целей поддержания провозных емкостей и компенсации постепенного сокращения количества иностранной авиационной техники в парках российских авиакомпаний.
3. Участники инвестиционного проекта:
а) юридическое лицо, реализующее инвестиционный проект (далее - инициатор), - общество с ограниченной ответственностью "Авиакапитал-Сервис", 119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 18, строение 1, офис 303;
б) поставщик отечественных воздушных судов - публичное акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация", 115054, г. Москва, ул. Большая Пионерская, д. 1;
в) выгодоприобретатель - публичное акционерное общество "Аэрофлот" (акционерное общество "Авиакомпания "Россия"), 119019, г. Москва, ул. Арбат, д. 1.
4. Цели инвестиционного проекта:
а) строительство в 2022 - 2025 годах на российских предприятиях авиационной отрасли 63 воздушных судов, в том числе 18 единиц МС-21, 34 единиц SSJ и 11 единиц Ту-214 (публичное акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация");
б) передача начиная с 2023 года отечественных воздушных судов публичному акционерному обществу "Аэрофлот" (акционерное общество "Авиакомпания "Россия") в лизинг от имени общества с ограниченной ответственностью "Авиакапитал-Сервис" на срок 18 лет;
в) обеспечение дополнительными провозными емкостями российских авиакомпаний в условиях постепенного вывода из эксплуатации иностранных воздушных судов;
г) обеспечение для граждан Российской Федерации транспортной доступности на внутренних и на международных воздушных линиях.
5. Инвестиционный проект направлен на достижение целей, определенных в рамках:
Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года". Вклад инвестиционного проекта в достижение целей указанной Стратегии включает в себя в том числе сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, комплексное развитие транспортной инфраструктуры, производство и внедрение современных транспортных средств;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". Вклад инвестиционного проекта в достижение целей указанной Стратегии включает в себя в том числе обеспечение экономической безопасности страны, развитие транспортной системы и улучшение транспортной связанности страны, сокращение дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития и качеству жизни населения страны, стимулирование развития экономического потенциала регионов, расширение кооперации и хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, ускорение темпов прироста инвестиций в основной капитал;
Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р. Вклад инвестиционного проекта в достижение целей указанной Стратегии включает в себя в том числе повышение уровня экономической связанности территорий Российской Федерации, повышение доступности и качества транспортных услуг для населения, обеспечение социально-экономического развития геостратегических территорий Российской Федерации посредством субсидирования организаций воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок для населения;
Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р. Вклад инвестиционного проекта в достижение целей указанной Стратегии включает в себя повышение транспортной доступности туристских территорий, скоординированное развитие системы пассажирских перевозок;
Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р. Вклад инвестиционного проекта в достижение целей указанной Стратегии включает в себя повышение транспортной доступности регионов Российской Федерации, увеличение численности парка воздушных судов для расширения маршрутной сети, рост авиационной подвижности населения, развития внутреннего туризма, снижение негативного воздействия транспортного комплекса на окружающую среду и климат.
Реализация инвестиционного проекта будет способствовать достижению целевых показателей следующих программных документов:
государственная программа Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 303 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности", - в части достижения следующих целевых показателей:
увеличение количества поставленных самолетов гражданской авиации;
увеличение валовой добавленной стоимости отрасли авиастроения;
увеличение выручки (нетто) от продажи товаров, продукции, работ и услуг организаций отрасли авиастроения;
увеличение численности работников организаций отрасли авиастроения;
увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест в организациях отрасли авиастроения;
увеличение доли организаций авиационной промышленности, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций отрасли авиастроения;
государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", - в части достижения целевых показателей по повышению доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности населения;
комплексная программа развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. N 1693-р, - в части достижения следующих целевых показателей:
обеспечение авиатранспортной связанности регионов Российской Федерации и мобильности населения;
поддержание необходимого уровня безопасности полетов;
обеспечение технологического суверенитета авиатранспортной отрасли Российской Федерации.
6. Оценка потенциального спроса (объема рынка) на продукцию (услуги) - в связи со значительным выводом из парка авиакомпаний иностранных воздушных судов и их замещением авиационной техникой, произведенной в Российской Федерации, в течение реализации инвестиционного проекта будет существенно меняться структура парка воздушных судов авиакомпаний, снижаться удельный вес иностранной авиационной техники, при этом показатели средней пассажировместимости будут незначительно меняться, поскольку в состав планируемых к передаче отечественных воздушных судов входят среднемагистральные воздушные суда типов МС-21 и Ту-214, имеющие технические характеристики, в том числе вместимость и дальность полета, нацеленные на удовлетворение спроса в самом массовом сегменте с точки зрения авиатранспортной связанности российских регионов и мобильности населения, легко адаптирующиеся под структуру обслуживаемых пассажиропотоков.
Реализация инвестиционного проекта по окончании передачи отечественных воздушных судов позволит компенсировать до 22,44 млрд. кресло-километров в год. Данный показатель отражает емкость отечественных воздушных судов с учетом их технических характеристик.
7. Сроки реализации инвестиционного проекта:
а) фаза производства (с даты авансирования поставок отечественных воздушных судов) - 2023 - 2025 годы;
б) фаза эксплуатации (лизинг отечественных воздушных судов) - с 2023 года;
в) план-график реализации инвестиционного проекта и план-график финансирования инвестиционного проекта представлены в приложениях N 1 и 2.
8. Объем капитальных вложений в ценах соответствующих лет - 175,4 млрд. рублей, включая налог на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.
9. Объем и источник финансирования:
а) средства Фонда национального благосостояния - 175,4 млрд. рублей (100 процентов общего объема капитальных вложений), в том числе в I квартале 2023 г. - 94073689 рублей, II квартале 2023 г. - 17248770 рублей, III квартале 2023 г. - 29569320 рублей, IV квартале 2023 г. - 34497540 рублей, предоставляемые посредством приобретения Минфином России за счет средств Фонда национального благосостояния облигаций общества с ограниченной ответственностью "Авиакапитал-Сервис" на следующих условиях:
ключевые параметры облигаций:
облигации с амортизацией основного долга;
номинал 1 облигации - 1000 рублей;
ставка купона по облигациям - 1,5 процента, амортизация долга - равными долями в размере 1,39 процента, периодичность выплаты купона и амортизации основного долга - 1 раз в 91 день;
погашение основного долга по облигационному займу - в течение 18 лет с даты поставки последнего отечественного воздушного судна;
срок льготного периода по выплате купонного платежа и амортизации долга указан в таблице 1, ставка купона в льготный период - 1,5 процента, проценты накапливаются и выплачиваются по окончании льготного периода, амортизация долга по облигациям в льготный период не предусмотрена:
Таблица 1
Облигационный выпуск, рублей |
Срок льготного периода по выплате купонного платежа и амортизации долга, лет |
67392919000 |
2 |
26680770000 |
2 |
17248770000 |
2 |
29569320000 |
2 |
34497540000 |
2 |
использование средств Фонда национального благосостояния (размещение облигаций общества с ограниченной ответственностью "Авиакапитал-Сервис") осуществляется в 2023 году;
срок размещения средств Фонда национального благосостояния указан в таблице 2:
Таблица 2
Облигационный выпуск, рублей |
Срок размещения, лет |
67392919000 |
20 |
26680770000 |
20 |
17248770000 |
20 |
29569320000 |
20 |
34497540000 |
20 |
возвратность средств Фонда национального благосостояния обеспечивается за счет средств, которые будут получены инициатором в счет платы за лизинг отечественных воздушных судов, общество с ограниченной ответственностью "Авиакапитал-Сервис" дополнительных форм обеспечения исполнения обязательств в случае недостаточности платы за лизинг отечественных воздушных судов не имеет;
средства Фонда национального благосостояния предоставляются в соответствии с планом-графиком финансирования инвестиционного проекта, предусмотренным приложением N 2 к настоящему документу, согласно плану-графику реализации инвестиционного проекта, предусмотренному приложением N 1 к настоящему документу;
б) налоговые льготы, предусматриваемые при реализации инвестиционного проекта:
освобождение от уплаты налога на имущество в отношении отечественных воздушных судов (ставка налога на имущество 0 процентов);
налоговая льгота по транспортному налогу;
в) средства институтов развития и государственных корпораций - не предусмотрены;
г) средства пенсионных накоплений - не предусмотрены;
д) таможенные преференции - не требуются.
10. Предельная доля авансов, перечисляемых инициатором поставщикам, подрядчикам (в процентах от объема контракта на поставку товаров, выполнение работ), - 100 процентов.
11. Рейтинг долгосрочной кредитоспособности инициатора - не применяется.
12. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз инвестиционного проекта:
а) сильные стороны:
выгодоприобретатель - крупнейший эксплуатант гражданской авиации в Российской Федерации с соответствующей ресурсной базой;
организация обслуживания отечественных воздушных судов по контрактам жизненного цикла;
поставка воздушных судов самого востребованного сегмента;
низкие затраты на обеспечение лизинга;
б) слабые стороны:
высокие эксплуатационные затраты;
недостаточно высокий проектный ресурс российской авиационной техники по сравнению с иностранными аналогами;
ограниченное количество квалифицированного персонала для создания, эксплуатации и обслуживания новой авиационной техники;
ограниченное количество технических центров по обслуживанию воздушных судов российского производства;
в) возможности:
низкие ставки по привлеченному финансированию для приобретения отечественных воздушных судов;
меры государственной поддержки, установленные программами развития авиационной отрасли и промышленности;
выбывание иностранных воздушных судов, возможность их замещения российской авиационной техникой;
отсутствие конкуренции с иностранными производителями авиационной техники на российском рынке ввиду запрета на поставки авиационной техники в Российскую Федерацию;
г) угрозы:
длительные сроки производства авиационной техники;
изменение структуры финансирования инвестиционного проекта;
ограничения, связанные с поставками компонентов иностранного производства;
задержки при сертификации авиационной техники;
прекращение субсидирования и государственной поддержки;
неразвитая система послепродажного обслуживания.
13. Риски реализации инвестиционного проекта:
а) контрактные риски на производственной фазе (средний уровень) - некоторые типы передаваемых отечественных воздушных судов должны пройти сертификационные процедуры, связанные с запланированными модификациями, ввиду чего возможен перенос сроков их поставки.
Меры по снижению рисков - мониторинг сроков запуска в производство и сертификации новых воздушных судов;
б) технологические и инфраструктурные риски, риски государственного регулирования, административные риски (средний уровень):
поскольку часть отечественных воздушных судов еще не запущена в производство, на первых этапах эксплуатации возможно возникновение дополнительных расходов, связанных с освоением нового типа воздушного судна, а также с недостаточным обеспечением склада запасных частей для оперативного устранения неисправностей;
часть комплектующих отечественных воздушных судов имеет иностранное происхождение, что делает зависимым эффективную эксплуатацию отечественных воздушных судов от поставок из-за рубежа, политики иностранных государств в отношении Российской Федерации, в том числе санкционной политики.
Меры по снижению рисков - планами производителей предусмотрено создание производства и склада запасных частей для воздушных судов типа МС-21, SSJ и Ту-214, формирование надежной системы послепродажного обслуживания воздушных судов, включающей квалифицированную инженерную и техническую поддержку деятельности эксплуатанта и позволяющей организовать эксплуатацию воздушных судов как в Российской Федерации, так и за рубежом; осуществление постепенной замены компонентов иностранного производства компонентами российского производства;
в) рыночные риски (средний уровень) - недостаточный опыт коммерческой эксплуатации отечественных воздушных судов, в связи с чем экономическая эффективность эксплуатации отечественных воздушных судов будет определена после начала их коммерческой эксплуатации.
Меры по снижению рисков:
отечественные воздушные суда, планируемые к закупке в 2023 - 2025 годах, являются аналогом существующих моделей иностранных воздушных судов, что позволит достаточно эффективно оказывать услуги по коммерческой перевозке воздушным транспортом;
интенсификация использования российского парка воздушных судов в Российской Федерации является для выгодоприобретателя перспективным направлением по поддержанию конкурентоспособности на рынке коммерческих воздушных перевозок;
приобретение отечественных воздушных судов планируется при участии средств Фонда национального благосостояния по ставке, которая существенно ниже рыночной, что положительно отразится на стоимости техники для конечного эксплуатанта и позволит составить конкуренцию для иностранных аналогов;
г) риски сырьевой базы (низкий уровень) - производители отечественных воздушных судов при их производстве могут столкнуться с изменением цен на сырьевые товары (металлические сплавы, композитные материалы, резина и другие).
Меры по снижению рисков - участники инвестиционного проекта могут защитить себя от колебаний цен на сырье путем заключения контрактов с фиксированной ценой. Они также могут зафиксировать цену наихудшего сценария, чтобы снизить потенциальные убытки;
д) риски недофинансирования (низкий уровень) - риски дефолтов и низкой платежеспособности конечного эксплуатанта отечественных воздушных судов могут отразиться на невозможности формирования достаточного объема денежных средств для возврата инициатором инвестиций в инвестиционный проект. На платежеспособность эксплуатанта могут оказать влияние как рыночные факторы (сезонная неравномерность, снижение спроса на воздушные перевозки), так и недостаточная эффективность эксплуатации некоторых типов отечественных воздушных судов.
Меры по снижению рисков:
источником финансирования производства отечественных воздушных судов в размере 100 процентов определены средства Фонда национального благосостояния. Собственные средства участников инвестиционного проекта не предусмотрены;
существующие инициативы и поддержка Государственной корпорацией по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" эксплуатанта, позволяющие улучшить его финансовые показатели, программы государственного субсидирования;
е) акционерные риски (низкий уровень) - наличие потенциальной возможности потери контроля за предприятием, участником инвестиционного проекта.
Меры по снижению рисков - участники инвестиционного проекта являются 100-процентными дочерними предприятиями Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех". Публичное акционерное общество "Аэрофлот" - это государственная компания, крупнейшим держателем акций которой с долей 73,76 процента является Российская Федерация;
ж) риски кадрового состава (средний уровень):
поскольку реализация инвестиционного проекта в части поставки авиационной техники имеет продолжительный период, существуют риски изменения кадрового состава участников инвестиционного проекта;
для реализации инвестиционного проекта потребуется подготовка квалифицированного технического и летного авиационного персонала.
Меры по снижению рисков - высокая степень компетентности руководящего состава и сотрудников участников инвестиционного проекта, отлаженная кадровая политика задействованных организаций, качественная система первоначальной подготовки летно-технического персонала и повышения его квалификации в дальнейшем на базе планируемого к созданию учебного центра, приобретение и использование современных комплексных тренажеров;
з) экологические, социальные и репутационные риски (низкий уровень) присущи деятельности выгодополучателя и связаны с возможным негативным освещением в средствах массовой информации результатов деятельности или методов решения им экологических и социальных проблем.
Меры по снижению рисков - соблюдение экологических и социальных норм и международных экологических и социальных стандартов. Поскольку деятельность в области гражданской авиации регламентирована, выполнение таких стандартов выгодополучателем будет обязательным. Репутационные риски сведены к минимуму путем решения инвестиционным проектом задач с социальным эффектом от эксплуатации отечественных воздушных судов.
14. Ответственный исполнитель по инвестиционному проекту - общество с ограниченной ответственностью "Авиакапитал-Сервис", 119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 18, строение 1, офис 303.
Приложение N 1
к паспорту инвестиционного проекта
"Проект льготного лизинга
отечественных воздушных судов"
План-график
реализации инвестиционного проекта "Проект льготного лизинга отечественных воздушных судов"
(тыс. рублей, с учетом налога на добавленную стоимость)
------------------------------
1 Публичное акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация" (ПАО "ОАК").
2 Общество с ограниченной ответственностью "Авиакапитал-Сервис" (ООО "АКС").
------------------------------
Приложение N 2
к паспорту инвестиционного проекта
"Проект льготного лизинга
отечественных воздушных судов"
План-график
финансирования инвестиционного проекта "Проект льготного лизинга отечественных воздушных судов"
(тыс. рублей, с учетом налога на добавленную стоимость)
Период реализации инвестиционного проекта |
Общий объем финансирования |
Заемное финансирование |
Собственный капитал |
Средства участников инвестиционного проекта |
Средства федерального бюджета |
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов |
Средства Фонда национального благосостояния |
Средства пенсионных накоплений |
Средства институтов развития и государственных корпораций |
Иные источники |
|
всего |
общество с ограниченной ответственностью "Авиакапитал-Сервис" |
||||||||||
2022 год |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2023 год: |
175389319 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
175389319 |
- |
- |
- |
I квартал |
94073689 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
94073689 |
- |
- |
- |
II квартал |
17248770 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
17248770 |
- |
- |
- |
III квартал |
29569320 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
29569320 |
- |
- |
- |
IV квартал |
34497540 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
34497540 |
- |
- |
- |
2024 год |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого |
175389319 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
175389319 |
- |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юрлицами, в финансовые активы которых размещаются средства ФНБ, дополнительно включен Проект льготного лизинга отечественных воздушных судов. Приведен его паспорт. Инициатор проекта - ООО "Авиакапитал-Сервис". Объем финансирования - не более 175,4 млрд руб.
Распоряжение Правительства РФ от 11 января 2023 г. N 12-р
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 12 января 2023 г. N 0001202301120015
Собрание законодательства Российской Федерации, 16 января 2023 г. N 3 ст. 588
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства РФ от 18 июля 2023 г. N 1920-р
Изменения вступают в силу с 18 июля 2023 г.
Распоряжение Правительства РФ от 11 февраля 2023 г. N 315-р
Изменения вступают в силу с 11 февраля 2023 г.