Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Плотниковой Л.Н., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308095506, ОГРН 1032304166377) - Брюшининой Д.С. (доверенность от 29.09.2011), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Мисливской О.А. (доверенность от 30.12.2010), в отсутствие третьего лица - Департамента лесного хозяйства Краснодарского края (ИНН 2309102386, ОГРН 1072309000070), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2011 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2011 (судьи Ломидзе О.Г., Авдонина О.Г., Галов В.В.) по делу N А32-659/2011, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - регистрационная служба) от 09.11.2010 N 687/10-196/48855 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда (кварталы 1А-20А, 1Б-15Б, 1В-11В, 1Г-7Г) площадью 16 970 000 кв. м, расположенного в Краснодарском крае, районах, Калининский и Красноармейский, Елизаветинское участковое лесничество; обязании регистрационную службу зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок. Заявленные требования мотивированы тем, что заявителем предоставлены все необходимые документы, содержащие данные о площади, границах и местонахождении ранее существовавших лесных участков, из которых образованы участковые лесничества и спорный участок лесного фонда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, привлечен Департамент лесного хозяйства Краснодарского края (далее - департамент).
Решением от 01.07.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.09.2011, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы правомерностью отказа в проведении государственной регистрации права собственности на земельный участок лесного фонда по причине непредоставления управлением пакета документа, подтверждающего существование земельного участка с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе управление просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок является незаконным. Представленная на регистрацию схема границ Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского края по своим техническим характеристикам содержит всю необходимую информацию, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В отзыве на кассационную жалобу регистрационная служба просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Российская Федерация является собственником участка лесного фонда (кварталы с 1 по 20), площадь 8 160 000 кв. м по адресу: г. Краснодар (Краснодарское лесничество ФГУ "Краснодарский опытный лесхоз"), земельного участка категория земель земли лесного фонда - лесные участки в составе земель лесного фонда, площадь 6 540 тыс. кв. м по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район (Марьянское лесничество ФГУ "Краснодарский опытный лесхоз"), лесного участка в составе земель лесного фонда (кварталы N 1 - 11), площадью 360 тыс. кв. м по адресу: Краснодарский край, Динской район (Динское лесничество ФГУ "Краснодарский опытный лесхоз"), лесного участка в составе земель лесного фонда площадью 2 370 000 кв. м по адресу: Краснодарский край, Калининский район (Калининское лесничество ФГУ "Краснодарский опытный лесхоз") (л. д. 9, 10, 11, 12).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.10.2008 N 316 на территории Краснодарского края образовано 15 лесничеств, которые разделены на участковые лесничества.
В состав Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского опытного лесхоза вошли Краснодарское лесничество, Марьянское лесничество, Динское лесничество, Калининское лесничество.
Приказом Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 07.04.2009 N 142 государственным лесничествам, участковым лесничествам присвоены номера, а кварталам участковых лесничеств присвоены буквенные индексы.
В целях приведения записей ЕГРП в соответствии с указанными приказами, управление обратилось в регистрационную службу с заявлениями о прекращении регистрационных записей об объектах права: Краснодарского, Марьянского, Динского и Калининского лесничества и о внесении регистрационной записи об объекте права Елизаветинском участковом лесничестве.
Согласно распискам о получении документов на государственную регистрацию от 09.11.2009, от 22.12.2009, от 09.09.2010 заявителем на государственную регистрацию представлены заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, квитанция об оплате государственной пошлины, доверенность, приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.10.2008 N 316, приказ Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 07.04.2009 N 142, заявление о предоставлении дополнительных документов, схема границ Елизаветинского лесничества.
Письмом регистрационной службы от 08.10.2010 заявителю сообщено о приостановлении государственной регистрации.
Основанием для приостановлении государственной регистрации явилось то обстоятельство, что управление на регистрацию не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, а также документы, подтверждающие существование такого земельного участка, с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации, который в графической и текстовой форме воспроизводится в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, в котором отражены границы земельного участка, которые определены в соответствии с федеральными законами.
Ввиду неустранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, письмом от 09.11.2010 N 687/10-196/48855 управлению отказано в государственной регистрации и разъяснено, что отказ в государственной регистрации не лишает заявителя права вновь обратиться с заявлением о государственной регистрации в случае устранения причин, послуживших основанием для отказа в государственной регистрации.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации, территориальное управление обжаловало его в судебном порядке.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Оценив представленные доказательства и руководствуясь частью 2 статьи 8, статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", суды пришли к правомерным выводам о том, что предоставленный к регистрации земельный участок относится к федеральной собственности в силу закона, однако пакет документов, направленный в регистрационную службу, не соответствовал Порядку проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденному Министерством природных ресурсов Российской Федерации приказом от 28.11.2007 N 310.
В судебном заседании представитель заявителя не смог обосновать невозможность предоставления требуемых регистрационной службой документов об учете участков лесного фонда, полагая, что общая схема границ Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского лесничества за 2008 год является достаточным документом для регистрации права федеральной собственности не конкретные лесные участки.
Суд кассационной инстанции считает, что суды правильно применили положения статей 67, 69, 92, 93 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 4.1, статьи 4.4. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", полно и всесторонне исследовали все юридически значимые для дела факты и доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц (в том числе, представленную в материалы дела схему лесного участка). Суды пришли к верному выводу о том, что заявителем не представлено совокупности допустимых доказательств, опровергающих доводы регистрационной службы о необходимости предоставления документов, содержащих описание участков лесного фонда, а именно -плана конкретного лесного участка.
По результатам рассмотрения настоящего дела судами обеих инстанций был признан обоснованным вывод регистрирующего органа о необходимости представления документов, подтверждающих существование земельного участка, с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Государственной регистрации подлежит право на объект, который не только в графической, но и текстовой форме воспроизводится в плане лесного участка, заверяемом органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. План лесного участка должен отражать его границы, определенные в соответствии с федеральными законами. Совокупность лесных участков, описанных в установленном порядке, может образовать единый участок лесного фонда. Суды обоснованно отказали в удовлетворении требований управления в полном объеме, учитывая, что в оспариваемом письме содержалось подробное изложение причин отказа со ссылками как на нормы права, так и на установленные проверкой обстоятельства.
В силу статьи 20 Закона о государственной регистрации основанием для отказа в государственной регистрации прав, в частности, является непредставление документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав.
С учетом изложенного, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 указанного Кодекса подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2011 по делу N А32-659/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Плотникова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.