Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Андреевой Е.В. и Трифоновой Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ТДК" (ИНН 7721677088, ОГРН 1097746694858) (направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие), заинтересованного лица - Новороссийской таможни, извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 03548 6, 03550 9, 03552 3, 03547 9, 03549 3, 03551 6, 03553 0, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ТДК" и Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2011 (судья Федькин Л.О.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011 по делу N А32-2596/2011 (судьи Шимбарева Н.В., Герасименко А.Н., Гиданкина А.В.), установил следующее.
ООО "ТДК" (далее - общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Новороссийской таможни (далее - таможня, таможенный орган), выразившегося в непринятии в установленный срок решения по таможенной стоимости товаров, заявленных к таможенному оформлению в ГТД N 10317090/181010/0008277 (далее - бездействие), обязании в порядке устранения допущенных нарушений принять заявленную по первому методу таможенную стоимость товаров, задекларированных в ГТД N 103170090/181010/0008211 (далее - обязать принять таможенную стоимость по первому методу).
Решением суда от 11.07.2011, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011, бездействие таможни признано незаконным, на таможенный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. В удовлетворении остальной части требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в установленный законом срок таможня не приняла решение по определению таможенной стоимости ввезенных обществом товаров и не произвела ее корректировку. При установленных судом обстоятельствах дела мерой, направленной на восстановление прав и законных интересов заявителя является возложение на таможенный орган обязанности принять решение по определению таможенной стоимости товаров в установленном порядке. Суд не вправе подменять действия административного органа, осуществляет проверку их законности и обоснованности. Возложение обязанности применения первого метода в конкретном случае означало бы вмешательство в компетенцию таможни.
В кассационной жалобе таможенный орган просит судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принять судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Заявитель жалобы указывает, что декларант не подтвердил документально в полном объеме данные, использованные при определении таможенной стоимости товаров, камеральные проверки представленных при декларировании документов проводятся без ограничений в их периодичности.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты в части отказа в удовлетворении его заявленных требований отменить как незаконные и необоснованные, принять судебный акт об их полном удовлетворении. Ссылается, что суд обязал таможню устранить нарушение без указания способа его способа и срока, конкретных мер по восстановлению нарушенных прав заявителя.
Отзывы на кассационные жалобы не поступили.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, оценив доводы кассационных жалоб, считает, что кассационные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в рамках внешнеторгового контракта от 23.12.2009 с компанией "Trading Production Limited" (Китай) общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации на условии поставки FOB, Ксиамен (Инкотермс - 2000) шампиньоны маринованные, задекларировав в ГТД N 103107090/181010/0008211, приложив к ней документы, подтверждающие определенную при декларировании товара его таможенную стоимость исходя из рыночной.
Проведенным таможенным контролем признано, что представленные обществом к таможенному оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товара, в связи с чем 18.10.2010 таможенный орган направил декларанту запрос о предоставлении дополнительных документов и сведения для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров (экспортная декларация; документы по оплате фрахта; прайс-лист производителя; документы бухгалтерского учета, по счетам, отражающим оплату за товар и его транспортировку; пояснения по условиям продаж и др.) и уведомление о принятии решения о проведении дополнительной проверки, необходимости уплаты обеспечения уплаты таможенных платежей либо предоставлении запрошенных документов.
29 октября 2011 года общество направило имеющиеся у него документы в таможенный орган, в связи с условной оценкой таможенной стоимости товара подало заявление о зачете 48 522 рублей 62 копеек авансовых платежей в счет обеспечения дополнительно начисленных платежей по ГТД N 103107090/181010/0008211.
Посчитав, что дополнительно представленные декларантом документы не подтверждают таможенную стоимость, таможня решение об отказе в выпуске товара, корректировке таможенной стоимости в установленные сроки не приняла.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование общества о признании незаконным бездействия таможенного органа, суд установил, что общество представило по запросу таможни полную и достоверную информацию о таможенной стоимости товара согласно требованиям закона и дополнительному требованию таможенного органа, уведомило при этом последний о выполнении обязанности по представлению соответствующих документов. Суд также указал, что декларант представил в таможню все доказательства, которыми он располагал, посчитав выполненной обязанность по представлению документов, подтверждающих таможенную стоимость товара.
Проверяя законность бездействия таможенного органа, суд правильно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса таможенного Союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 17) (далее - Таможенный кодекс) установлено, что таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного Союза, регламентирован Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение о таможенной стоимости). Пунктом 1 статьи 1 Соглашения о таможенной стоимости установлено, что таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу государства Стороны при вывозе с территории этого государства, определяется в соответствии с законодательством этого государства.
Как следует из части 3 статьи 2 Соглашения о таможенной стоимости и части 4 статьи 65 Таможенного кодекса, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Суд указал, что доказательства непредставления декларантом документов и сведений, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру и их выпуска, определенных в статьях 176 и 183 Таможенного кодекса, в материалах дела отсутствуют.
Суд учел, что при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.
В силу положений статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) таможенная стоимость товара заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу Российской Федерации при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации, определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным Законом.
В соответствии со статьей 14 Закона о таможенном тарифе порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. В рассматриваемом периоде такой порядок установлен в том числе Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно пункту 2 раздела 1 Правил определение таможенной стоимости вывозимых товаров производится с использованием одного из методов, предусмотренных статьями 19, 20, 21, 23 и 24 Закона о таможенном тарифе, с учетом особенностей, установленных Правилами. Пунктом 7 раздела 2 Правил предусмотрено, что основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых товаров являются те же принципы, которые установлены Законом о таможенном тарифе для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных этим разделом.
В соответствии с пунктом 8 Правил первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения, с учетом установленного пунктом 10 Правил исчерпывающего перечня ограничений по применению цены сделки с вывозимыми товарами при определении их таможенной стоимости.
По смыслу статьи 69 Таможенного кодекса при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости.
В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.
Таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров").
Согласно статье 111 Таможенного кодекса полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 2 статьи 65 Таможенного кодекса декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4 статьи 65 Таможенного кодекса).
В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза (пункт 1 статьи 69 Таможенного кодекса).
Единые правила определения таможенной стоимости товаров установлены в Соглашении о таможенной стоимости, согласно пункту 3 статьи 1 которого таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с данным Соглашением с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994).
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения о таможенной стоимости основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
При этом в силу пункта 3 статьи 2 Соглашения о таможенной стоимости последняя и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, т. е. не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).
В соответствии с пунктом 9 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденное приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399 (далее - Положение) уточнение заявленной декларантом таможенной стоимости требуется, если согласно результатам контроля представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров или обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными.
Таким образом, выводы суда о незаконности бездействия таможни основаны на правильном применении норм к установленным им обстоятельствам, соответствующим имеющимся в материалах дела доказательствам.
Проверяя довод таможенного органа об отсутствии сроков проведения дополнительной проверки, кассационная инстанция учитывает следующее.
Из части 3 статьи 366 Таможенного кодекса следует, что в случае, если международные договоры государств - членов таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза, предусмотренные Кодексом, не вступили в силу на момент вступления в силу Кодекса, то до их вступления в силу применяется законодательство государств - членов таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения.
Пунктами Положения, определяющего порядок осуществления таможенными органами контроля заявленной декларантами таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (действовал до 22.12.2010), установлено последовательное выполнение таможенными органами следующих действий:
- после получения и анализа дополнительных документов и сведений или получения письменного обоснования причин, по которым такие документы не могут быть представлены, уполномоченные должностные лица таможенных органов в течение трех рабочих дней со дня их получения принимают решение о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости или о необходимости корректировки таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости (пункт 11);
- если в установленные сроки декларантом не представлены запрошенные таможенным органом дополнительные документы и сведения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которым такие документы и сведения не могут быть представлены, то в течение трех рабочих дней, начиная со дня, следующего за днем окончания срока, должностные лица принимают решение о таможенной стоимости исходя из имеющихся в их распоряжении документов и сведений (пункт 12);
- по результатам контроля таможенной стоимости уполномоченные должностные лица таможенных органов могут принять решение о необходимости корректировки таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости (пункт 13);
- если декларант отказался произвести корректировку таможенной стоимости (в том числе после выпуска товаров), не направил в таможенный орган решение по вопросу корректировки таможенной стоимости и/или не явился в установленный срок, а также, если уполномоченные должностные лица таможенных органов не согласились с вновь заявленной декларантом таможенной стоимостью, уполномоченные должностные лица таможенных органов самостоятельно определяют таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы ее определения, в течение трех рабочих дней со дня:
- получения решения декларанта о несогласии с принятым таможенным органом решением о корректировке таможенной стоимости;
- истечения установленного декларанту срока для прибытия в таможенный орган с целью корректировки таможенной стоимости;
- заявления декларантом таможенной стоимости определенной с иным методом таможенной оценки (пункт 20);
При самостоятельном определении таможенной стоимости уполномоченные должностные лица таможенных органов в обязательном порядке заполняют декларацию таможенной стоимости и уведомляют декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения с направлением ему декларации таможенной стоимости. Если требуется доплата таможенных пошлин, налогов, одновременно с принятием решения по таможенной стоимости в соответствии с установленным порядком выставляется требование об уплате таможенных платежей (пункт 21).
Сходные нормы установлены Порядком контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, вступившим в силу с 21.10.2010 (один месяц после истечения его публикации на официальном Интернет-сайте Комиссии Таможенного Союза) (далее - Порядок), также подлежащим применению к продолжающемуся во времени бездействия таможенного органа.
Порядок определяет действия должностных лиц таможенных органов, уполномоченных производить контроль таможенной стоимости товаров, и декларантов (таможенных представителей) при осуществлении таможенного контроля товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, разработан на основании Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года, и применяется при осуществлении таможенного контроля до выпуска товаров, при проведении дополнительной проверки в целях принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
Пунктом 7 Порядка установлено, что по результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров должностное лицо принимает одно из следующих решений в отношении таможенной стоимости товаров:
а) о принятии заявленной таможенной стоимости товаров;
б) о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
В случае невозможности принятия решения в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении дополнительной проверки, которая проводится в соответствии с разделом III Порядка.
Если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров (пункт 11 Порядка).
При этом срок проведения дополнительной проверки исчисляется со дня принятия решения о проведении дополнительной проверки до дня принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров.
До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости считается незавершенным (пункт 12 Порядка).
В силу пункта 14 Порядка при проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.
При запросе дополнительных документов, сведений и пояснений должностным лицом таможенного органа в решении о проведении дополнительной проверки указывается разумный (достаточный) срок их представления, который не может превышать 60 (шестидесяти) календарных дней со дня регистрации декларации на товары. Декларант вправе представить дополнительные документы раньше срока, установленного для их представления таможенным органом. Таможенный орган обязан принять к рассмотрению дополнительные документы, представленные декларантом (таможенным представителем) ранее установленного срока.
Одновременно с доведением до декларанта (таможенного представителя) решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган в установленном порядке сообщает декларанту (таможенному представителю) сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров (пункт 16 Порядка).
Пунктом 19 Порядка установлено, что не позднее чем через 30 (тридцать) календарных дней со дня, следующего за днем представления декларантом (таможенным представителем) дополнительно запрошенных документов, сведений и пояснений, должностным лицом принимается одно из следующих решений в отношении таможенной стоимости товаров:
1) о принятии заявленной таможенной стоимости товаров (пункт 20 Порядка);
2) о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (пункт 21 Порядка).
Решение принимается должностным лицом того таможенного органа, которым проводилась дополнительная проверка, с учетом информации, полученной в ходе дополнительной проверки от декларанта (таможенного представителя) и самостоятельно (пункт 18 Порядка).
Днем представления декларантом (таможенным представителем) дополнительно запрошенных документов, сведений и пояснений считается дата их регистрации в таможенном органе в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.
Пунктом 21 Порядка также установлено, что если в установленный таможенным органом срок декларантом (таможенным представителем) не представлены дополнительно запрошенные документы, сведения, пояснения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, то должностное лицо принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
Решение о корректировке таможенной стоимости товаров принимается должностным лицом в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней со дня, следующего за днем истечения срока представления декларантом (таможенным представителем) дополнительно запрошенных документов, сведений, пояснений, в случае их непредставления.
Следовательно, вывод суда о нарушении таможней сроков принятия какого-либо решения об определении таможенной стоимости товара по ГТД, поданной обществом, основан на правильном применении норм прав к установленным им обстоятельствам.
Рассматривая довод общества о несоответствии выводов суда об отсутствии у него права обязать таможню принять заявленную по первому методу таможенную стоимость, задекларированную в ГТД, кассационная инстанция учитывает следующее.
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу. В части 2 этой статьи предусмотрено специальное правило, согласно которому решения суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов подлежат немедленному исполнению. Аналогичное положение содержится в части 7 статьи 201 Кодекса.
При применении этой нормы судам необходимо исходить из того, что в данном случае речь идет о требованиях организационного характера (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2003 N 73 "О некоторых вопросах применения частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Доводы кассационной жалобы общества о необходимости изменения судебного акта в части возложения обязанности по устранению нарушения допущенных прав были предметом оценки суда апелляционной инстанции, подлежат отклонению.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Кодекса, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу главы 24 Кодекса возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Резолютивная часть обжалуемого решения суда содержит указание на обязанность таможенного органа устранить допущенные нарушения прав общества путем рассмотрения по существу его заявления в таможню.
При этом суд, установив, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, не рассмотрено в течение предусмотренного законом или нормативным правовым актом срок, должен признать бездействие этого органа незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
Суд установил, что бездействие таможни не привело в рассматриваемой ситуации к невозможности определения таможенной стоимости товара по первому методу. Наличие обязанности определить таможенную стоимость по первому методу в силу закона в данном конкретном споре не устанавливалась по мотиву отсутствия у суда полномочий по ее определения применительно к фактическим обстоятельствам по делу.
Избранный обществом способ защиты права не может свидетельствовать о восстановлении его нарушенного права посредством возложения на таможню обязанности определения таможенной стоимости по первому методу, а установление такой обязанности в рассматриваемом случае не является мерой, восстанавливающей права и законные интересы общества с учетом избранного им предмета и существа заявленных требований.
Мерой, направленной на восстановление прав и законных интересов декларанта в рассматриваемом случае, по мнению суда, является обязание таможенного органа принять решение в установленном законом порядке. Суд не вправе подменять своими решениями действия административного органа, а призван проверить их законность и обоснованность.
Поскольку отказ в применении первого метода таможня не выразила, основания для него суд не выявил, законность и обоснованность конкретных действий не проверял, установив лишь факт бездействия. Признавая бездействие незаконным, суд исходил лишь из того, что в нарушение прав и законных интересов общества таможенный орган не принял правовое решение по его обращению, само по себе бездействие законных оснований для определения таможенной стоимости по первому методу не создает и судебным решением эта обязанность введена быть не может. Учитывая незаконность бездействия таможни, суд обязал рассмотреть заявление декларанта и вынести по нему соответствующее решение, приняв тем самым меры, обеспечивающие в рассматриваемой ситуации прекращение незаконного бездействия. Обязанность таможенного органа вынести исключительное истребуемое обществом решение законом не установлена.
Выводы суда об установленных по делу фактических обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, основаны на правильном применении норм права. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011 по делу N А32-2596/2011 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.