См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 июля 2012 г. N Ф08-3904/12 по делу N А25-928/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Назаренко И.П., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью частной охранной организации "Детективное агентство ЩИТ-СР" (ИНН 10917014251, ОГРН 1090917000932) - Хапилина А.В. (паспорт), в отсутствие представителей заинтересованных лиц: судебного пристава-исполнителя Зеленчукского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике Лайпанова Алимурата Сагидуловича, Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0914000740, ОГРН 1040900967590), третьих лиц: администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0912000551, ОГРН 1060912000621), Финансового управления администрации Зеленчукского муниципального района (ИНН 0912000576, ОГРН 1060912000687), Управления образования администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0912000625, ОГРН 1060912000753), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью частной охранной организации "Детективное агентство ЩИТ-СР" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.07.2011 (судья Калмыкова М.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 (судьи Мельников И.М., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А25-928/2011, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Детективное агентство ЩИТ-СР"" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к судебному приставу-исполнителю Зеленчукского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике Лайпанову Алимурату Сагидуловичу (далее - судебный пристав), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава и признании недействительным постановления от 20.06.2011 об окончании исполнительного производства N 2622/11/10/9 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее - администрация), Финансовое управление администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее - финансовое управление), Управление образования администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее - управление образования).
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.07.2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011, в удовлетворении требований общества отказано.
Суды пришли к выводу о недоказанности факта неправомерного бездействия судебного пристава, осуществлении им всех необходимых мер, направленных на исполнение судебного акта с учетом интересов сторон исполнительного производства. Проект решения о внесении изменений в бюджет Зеленчукского муниципального района на 2011 год, решение Совета Зеленчукского муниципального района от 29.04.2011 N 145 "О внесении изменений в решение "О бюджете Зеленчукского муниципального района на 2011 год"" и справка финансового управления от 27.05.2011 об изменении росписи расходов управлению образования на 2011 год признаны доказательствами, подтверждающими выделение управлению образования дополнительных ассигнований (лимитов) в размере 5 183 300 рублей, и соответственно, исполнение должником в полном объеме требований исполнительного документа.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение от 29.07.2011 и постановление от 09.09.2011, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель полагает, что отсутствие поступивших от должника денежных средств не может свидетельствовать об исполнении исполнительного документа.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.12.2005 по делу N А25-3287/05-10 с Зеленчукского районного отдела образования в пользу Карачаево-Черкесского государственного унитарного предприятия "Зеленчукские "Тепловые сети" взыскано 5 183 253 рубля 30 копеек за потребленную тепловую энергию.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.12.2005 по делу N А25-3463/05-8 Карачаево-Черкесское государственное унитарное предприятие "Зеленчукские "Тепловые сети" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.09.2008 произведена замена ответчика по делу N А25-3287/2005 - Зеленчукского районного отдела образования его правопреемником - Отделом образования администрации Зеленчукского муниципального района.
Определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.11.2008 по делу N А25-3287/2005 произведена процессуальная замена Отдела образования администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на управление образования.
Определением от 28.01.2010 по делу N А25-3287/05-10 произведена замена взыскателя - Карачаево-Черкесского государственного унитарного предприятия "Зеленчукские "Тепловые сети" на общество, которое приобрело соответствующее требование на торгах по реализации конкурсной массы Карачаево-Черкесского государственного унитарного предприятия "Зеленчукские тепловые сети".
В связи с длительным неисполнением исполнительного документа общество обжаловало бездействие финансового управления в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.01.2011 по делу N А25-1510/2010 суд признал незаконным бездействие финансового управления по исполнению исполнительного листа от 11.01.2006 N 005478/2005 и обязал в соответствии с пунктом 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного листа от 11.01.2006 N 005478/10, выданного по делу по делу N А25-3287/05-10.
Исполнительный лист от 09.03.2011 по делу N А25-1510/2010 серии АС N 002029581 предъявлен к исполнению в Зеленчукский районный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике 17.03.2011.
Постановлением от 21.03.2011 судебным приставом возбуждено исполнительное производство N 2622/11/10/9.
Решением Совета Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской республики от 29.04.2011 N 145 в решение Совета Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской республики от 20.12.2010 N 124 "О бюджете Зеленчукского муниципального района на 2011 год" внесены изменения, в том числе касающиеся увеличения объема бюджетных ассигнований на покрытие расходов управления образования в 2011 году на 5 183 500 рублей (далее - решение Совета N 145).
Финансовым управлением представлена справка от 27.05.2011 о соответствующем изменении росписи расходов управления образования на 2011 год.
Решение Совета N 145 и справка финансового управления от 27.05.2011 послужили основанием вынесения судебным приставом постановления от 20.06.2011 об окончании исполнительного производства N 2622/11/10/9 в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Полагая, что у судебного пристава не имелось оснований для окончания исполнительного производства ввиду неисполнения исполнительного документа по обеспечению выделения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установление несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Одним из оснований окончания исполнительного производства в силу пункта 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве является фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
Финансовое управление, являясь должником по исполнительному производству N 2622/11/10/9, должно было обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов, необходимых для погашения задолженности управления образования перед обществом.
Статьями 32, 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и принцип сбалансированности бюджета, предполагающий соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов и поступлений источников финансирования его дефицита.
Согласно положению о бюджетном процессе в Зеленчукском муниципальном районе, утвержденному решением Совета Зеленчукского муниципального района от 29.05.2009 N 19, финансовое управление является финансовым органом, к полномочиям которого отнесены непосредственное составление проекта местного бюджета, его представление на утверждение представительному органу, организация исполнения бюджета, утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее как в связи с внесением в решение о бюджете изменений, так и без них, составление и ведение кассового плана (т. 1, л. д. 105 - 115).
В соответствии с абзацем 2 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее вменено в обязанности руководителя финансового органа.
В случае принятия решения о внесении изменений в решение о бюджете руководитель финансового органа утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В ряде случаев, перечисленных в указанной статье, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
В соответствии со ст. 217.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативное регулирование порядка составления и ведения кассового плана, под которым понимается прогноз поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году, закреплено за финансовым органом.
В кассовом плане отражаются показатели доходов и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета, утвержденные решением о бюджете.
Анализ показателей кассового плана позволяет прогнозировать временный недостаток или излишек бюджетных средств для исполнения бюджетных обязательств.
Установив недостаток кассовых поступлений над прогнозируемыми кассовыми выплатами в течение определенного периода, финансовый орган может в соответствии со статьей 226.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для ограничения кассовых расходов утвердить предельные объемы финансирования.
Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, в силу статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Пунктом 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской федерации для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета на должника возложена обязанность по представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевого счета, платежного поручения на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Отражение остатка объемов финансирования расходов на лицевом счете должника осуществляется органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Таким образом, обеспечение выделения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов не ограничивается составлением проекта изменений в решение о местном бюджете и его направлением представительному органу для принятия соответствующего решения.
Установление или подтверждение доказанности обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими выведено законодателем за пределы компетенции суда кассационной инстанции (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку кроме обеспечения выделения лимитов бюджетных обязательств финансовое управление должно было обеспечить объемы финансирования соответствующих расходов местного бюджета, в отсутствие соответствующих доказательств выводы судов о полном исполнении должником требований исполнительного документа и правомерности окончания судебным приставом исполнительного производства не могут быть признаны соответствующим установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, что в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основание отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует установить обстоятельства, связанные с внесением финансовым органом на основании решения Совета N 145 в сводную бюджетную роспись изменений лимитов бюджетных обязательств управлению образования, их утверждением, отражением в кассовом плане соответствующих прогнозируемых доходов и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета, предпринятыми финансовым управлением на основании результатов анализа показателей кассового плана мерами, направленными на достижение сбалансированности бюджетных величин, отражением остатка объемов финансирования расходов на его лицевом счете получателя средств местного бюджета - управления образования.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.07.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 по делу N А25-928/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.