г. Ессентуки |
Дело N А25-928/2011 |
Регистрационный номер
апелляционного производства 16АП-2329/11(1)
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мельникова И.М.,
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петросян Л.Л., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Детективное агентство Щит-СР" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.07.2011 по делу N А25-928/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Детективное агентство Щит-СР" (Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Кирова, 23, ИНН 0917014251/ОГРН 1090917000932) к судебному приставу-исполнителю Зеленчукского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике Лайпанову А.С. (Карачаеов-Черкесская Республика, ст. Зеленчукская, ул. Заводская, 58) и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике (Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Кавказская, 19, третьи лица: администрация Зеленчукского муниципального района (Карачаево-Черкесская Республика, ст. Зеленчукская, ул. Ленина, 81), Финансовое управление администрации Зеленчукского муниципального района (Карачаево-Черкесская Республика, ст. Зеленчукская, ул. Первомайская, 129), Управление образования администрации Зеленчукского муниципального района (Карачаево-Черкесская Республика, ст. Зеленчукская, ул. Ленина, 76) о признании незаконными действий (бездействия) и постановлении об окончании исполнительного производства (судья Калмыкова М.Ю.),
при участии в заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Детективное агентство Щит-СР": Хапилина А.В. - директора,
от администрации Зеленчукского муниципального района: не явились, извещены, заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя,
от судебного пристава-исполнителя Зеленчукского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике Лайпанова А.С.: не явился, извещен 16.08.2011 (уведомление 532759)
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике: не явились, извещены 15.08.2011 (уведомление 532773),
от Финансового управления администрации Зеленчукского муниципального района: не явились, извещены 17.08.2011 (уведомление 532803),
от Управления образования администрации Зеленчукского муниципального района:том 1, л.
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Детективное агентство ЩИТ-СР" (далее - общество, организация) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к судебному приставу-исполнителю Зеленчукского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике Лайпанову А.С. (далее - судебный пристав-исполнитель, Лайпанов А.С.) о признании незаконными действий (бездействия) и признании недействительным постановления от 20.06.2011 об окончании исполнительного производства N 2622/11/10/9.
Определением суда от 25.05.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Карачаево - Черкесской Республике (далее - управление).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Зеленчукского муниципального района (далее - администрация), Финансовое управление администрации Зеленчукского муниципального района (далее - Финансовое управление), Управление образования администрации Зеленчукского муниципального района (далее - управление образования).
Решением суда первой инстанции от 29.07.2011 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что судебным приставом-исполнителем Лайпановым А.С. были произведены все предусмотренные законодательством об исполнительном производстве действия в целях исполнения требований исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики 09.03.2011 по делу N А25-1510/2010.
Не согласившись с выводами суда, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой указало на то, что денежные средства от должника обществом до настоящего времени не получены, а потому постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства недействительно и подлежит отмене.
В жалобе заявитель ссылается на постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.06.2011, которым обществу присуждена компенсация за неисполнение администрацией и Финансовым управлением судебного акта по делу N А25 - 3287/05.
В этой связи организация просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, а вынесенное им постановление об окончании исполнительного производства - недействительным и подлежащим отмене.
В отзыве на апелляционную жалобу Финансовое управление указывает на несостоятельность доводов апеллянта и просит суд обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела судебный пристав-исполнитель, Управление Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике, администрация, Финансовое управление, управление образования) явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Администрация ходатайствовала о слушании дела в отсутствие её представителей.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие вышеуказанных лиц.
Правильность решения Арбитражного суда Карачаево - Черкесской Республики от 29.07.2011 проверена в апелляционном порядке в соответствии с положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив доводы отзыва на апелляционную жалобу, выслушав доводы представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение арбитражного суда Карачаево - Черкесской Республики от 29.07.2011 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.12.2005 по делу N А25-3287/05-10 с Зеленчукского районного отдела образования в пользу Карачаево-Черкесского государственного унитарного предприятия "Зеленчукские "Тепловые сети" взыскано 5 183 253 рубля 30 копеек за потребленную тепловую энергию.
На основании решения Арбитражного суда Карачаево - Черкесской Республики от 01.12.2005 по делу N А25 -3463/05-8 Карачаево-Черкесское государственное унитарное предприятие "Зеленчукские "Тепловые сети" было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.09.2008 была произведена замена стороны по делу N А25-3287/2005 - Зеленчукский районный отдел образования заменен на его правопреемника - отдел образования администрации Зеленчукского муниципального района.
Определением от 06.11.2008 по делу N А25-3287/2005 на стадии исполнения судебного акта была произведена процессуальная замена отдела образования администрации Зеленчукского муниципального района на управление образования.
Определением от 28.01.2010 по делу N А25-3287/05-10 суд на стадии исполнения решения произвел замену взыскателя Карачаево - Черкесского государственного унитарного предприятия "Зеленчукские "Тепловые сети" на общество с ограниченной ответственностью "Детективное агентство ЩИТ-СР", которое приобрело право требования к управлению образования в ходе торгов по реализации конкурсной массы в рамках конкурсного производства в отношении Карачаево - Черкесского государственного унитарного предприятия "Зеленчукские тепловые сети".
В связи с длительным неисполнением отделением по Зеленчукскому району Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике требований исполнительного документа - исполнительного листа от 11.01.2006 N 005478/10 по делу N А25-3287/2005 взыскатель в лице общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Детективное агентство ЩИТ-СР" отозвал исполнительный лист и направил его на исполнение в Финансовое управление. Так как в установленный срок погашение задолженности в пользу общества произведено не было, заявитель обжаловал бездействие Финансового управления в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.01.2011 по делу N А25-1510/2010 суд признал незаконным бездействие Финансового управления по исполнению исполнительного листа от 11.01.2006 N 005478/2005 и обязал в соответствии с пунктом 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного листа Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.01.2006 N 005478/10 по делу N А25-3287/2005.
09.03.2011 по делу N А25-1510/2010 выдан исполнительный лист АС N 002029581, который 17.03.2011 направлен взыскателем в Управление Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике для принудительного исполнения.
Постановлением от 21.03.2011 судебный пристав-исполнитель Зеленчукского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике Лайпанов А.С. возбудил исполнительное производство N 2622/11/10/9, установив пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, а также предупредил должника о том, что в случае неисполнения указанных требований в срок, с него будет взыскан исполнительский сбор, а в случае злостного неисполнения решения суда либо воспрепятствования его исполнению, виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.
29.03.2011 должнику было направлено предупреждение об уголовной ответственности и предложение исполнить требования исполнительного документа до 06.04.2011. Кроме того, в связи с неисполнением требований пристава в установленный срок 29.03.2011 было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5000 рублей.
06.04.2011 должник в лице Финансового управления представил судебному приставу объяснительную записку о том, что им предпринимаются все возможные меры в целях погашения задолженности перед взыскателем, а также подтверждающие документы - неоднократные обращения к главе администрации Зеленчукского муниципального района и главе Зеленчукского муниципального района по вопросу выделения лимитов бюджетных средств управлению образования для погашения задолженности прошлых лет, подготовленный и направленный для рассмотрения на сессии депутатов Совета Зеленчукского муниципального района проект решения, предусматривающий выделение ассигнований управлению образования для погашения задолженности, иные документы.
27.05.2011 должником представлено судебному приставу решение Совета Зеленчукского муниципального района от 29.04.2011 N 145 о выделении ассигнований (лимитов) управлению образования для погашения задолженности в размере 5 183 300 рублей.
20.06.2011 судебный пристав - исполнитель Лайпанов А.С. вынес постановление об окончании исполнительного производства.
Полагая, что требования исполнительного документа по обеспечению выделения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного листа Арбитражного суда Карачаево - Черкесской Республики от 11.01.2006 N 005478/10 по делу N А25-3287/2005 должником не исполнены в полном объеме, так как действия Финансового управления не привели к погашению задолженности в размере 5 183 253 рублей 30 рублей, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Кодексом и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Постановлением от 21.03.2011 о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель установил пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного производства. Должник предупрежден, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок, с него будет взыскан исполнительский сбор. Должник также предупрежден, что в случае злостного неисполнения решения суда либо воспрепятствования его исполнению, виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Срок для добровольного исполнения требований пристава истек 28.03.2011. На следующий день, то есть 29.03.2011, судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей, а также вынесено повторное предупреждение об уголовной ответственности за злостное неисполнения решения суда. Должнику установлен новый срок для исполнения требований судебного пристава - до 06.04.2011.
Оценивая представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о том, что исполнительные действия судебного пристава привели к фактическому исполнению требований исполнительного документа. Финансовым управлением подготовлен и направлен для рассмотрения на сессии депутатов Совета Зеленчукского муниципального района проект решения, предусматривающий выделение дополнительных ассигнований управлению образования для погашения задолженности, неоднократно направлены обращения главе администрации Зеленчукского муниципального района и главе Зеленчукского муниципального района по вопросу выделения лимитов бюджетных средств управлению образования для погашения задолженности в размере 5 183 300 рублей. В результате указанных мероприятий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, решением Совета Зеленчукского муниципального района от 29.04.2011 N 145 управлению образования выделены дополнительные ассигнования (лимиты) в размере 5 183 300 рублей.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что действия судебного пристава-исполнителя Лайпанова А.С. были направлены на полное и правильное исполнение исполнительных документов.
Согласно части 1 статьи 36 Закона N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно части 2 этой же статьи, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
Согласно пункту 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Из материалов дела следует, что исполнительное производство N 2622/11/10/9 было возбуждено 21.03.2011, изменения в бюджет Зеленчукского муниципального района на 2011 год внесены 29.04.2011, исполнительное производство окончено 20.06.2011 в связи с его фактическим исполнением, то есть в трехмесячный срок установленный статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вынесение постановления об окончании исполнительного производства в трехмесячный срок не привело к нарушению прав взыскателя, в связи с чем, не может являться основанием признания указанного постановления недействительным и его отмены.
В силу статьи 4 Закона N 229-ФЗ одним из принципов исполнительного производства является соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. Поскольку исполнительный документ содержал указание на обязанность ответчика в лице Финансового управления в соответствии с пунктом 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в размере 5 183 253 рублей 30 копеек в целях исполнения исполнительного листа Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.01.2006 N 005478/10 по делу N А25-3287/2005, а не обязанность по фактическому перечислению указанной суммы на счет взыскателя, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности требований заявителя и отсутствии оснований для их удовлетворения.
Суд первой инстанции указал, что согласно статьям 66, 68 и 71 Положения о бюджетном процессе в Зеленчукском муниципальном районе, утвержденного решением Совета Зеленчукского муниципального района от 24.01.2006, Финансовое управление, являясь участником бюджетного процесса, составляет проект местного бюджета, представляет его с необходимыми документами и материалами для внесения в Совет Зеленчукского муниципального района, организует исполнение бюджета, устанавливает порядок составления бюджетной отчетности, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) принимаемыми в соответствии с ненормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой администрации Зеленчукского муниципального района. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики и Финансовое управление администрации Зеленчукского муниципального района.
Представленные в материалы дела проект решения о внесении изменений в бюджет Зеленчукского муниципального района на 2011 год, подготовленный Финансовым управлением, решение Совета Зеленчукского муниципального района от 29.04.2011 N 145 о внесении изменений в решение "О бюджете Зеленчукского муниципального района на 2011 год" и справка Финансового управления от 27.05.2011 об изменении росписи расходов Управлению образования администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на 2011 год в связи с необходимостью выделения средств на погашение кредиторской задолженности по исполнительному листу от 11.01.2006 (дело N А25-3287/05-10) подтверждают выделение управлению образования дополнительных ассигнований (лимитов) в размере 5 183 300 рублей, и соответственно, исполнение должником в полном объеме требований исполнительного документа.
Согласно статье 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что судебным приставом-исполнителем Лайпановым А.С. были произведены все предусмотренные законодательством об исполнительном производстве действия в целях исполнения требований исполнительного документа - исполнительного листа Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09.03.2011 по делу А25-1510/2010 об обязании Финансового управления администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с пунктом 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного листа Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.01.2006 N 005478/10 по делу N А25-3287/2005.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
Довод заявителя жалобы о том, что исполнительный лист по делу N А25-3287/05 до настоящего времени не исполнен, отклоняется апелляционным судом. Апелляционный суд считает, что Финансовым управлением администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики выполнены все действия по исполнению исполнительного листа АС N 002029581 по делу А25-1510/2010, а исполнение исполнительного листа по делу N А25-3287/05 должно быть обеспечено в рамках исполнительного производства по указанному исполнительному документу.
Нарушений норм процессуального права в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.07.2011 по делу N А25-928/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня принятия через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Председательствующий |
И.М.Мельников |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-928/2011
Истец: ООО частная охранная организация "Детективное агентство ЩИТ-СР", ООО ЧОО "Детективное агентство Щит-СР"
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель Зеленчукского районного отдела УФССП по КЧР Лайпанов А. С.
Третье лицо: Администрация Зеленчукского муниципального района, Управление образования Администрации Зеленчукского муниципального района, УФССП по КЧР, Финансовое управление Администрации Зеленчукского муниципального района, Лайпанов А. С., Управление Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3904/12
24.04.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2329/11
30.01.2012 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-928/11
05.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6467/11
09.09.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2329/11