Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от истца - федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276) - Таова Б.М. (доверенность от 21.01.2011), в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546), третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Майкоп" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.08.2011 (судья Меликян Э.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2011 (судьи Галов В.В., Авдонина О.Г., Ломидзе О.Г.) по делу N А01-764/2011, установил следующее.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Республики Адыгея (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования "Город Майкоп" (далее - администрация) о признании права хозяйственного ведения на нежилые помещения общей площадью 52,7 кв. м (N 8а площадью 1,4 кв. м, N 8 площадью 21 кв. м, N 9 площадью 7,1 кв. м, N 10 площадью 17,7 кв. м и N 11 площадью 5,4 кв. м), расположенные по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Хакурате, 636 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея и Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп".
Решением от 15.08.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2011, иск удовлетворен. За предприятием признано право хозяйственного ведения на нежилые помещения общей площадью 52,7 кв. м, расположенные по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Хакурате, 636. Судебные акты мотивированы тем, что в процессе разграничения государственной собственности спорные помещения как имущество, занятое организацией почтовой связи, отнесены к федеральной собственности в силу приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1).
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и отказать в иске. По мнению заявителя, суд не учел, что согласно приложению N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 встроенно-пристроенные помещения нежилого фонда, построенные за счет 5 и 7 процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, являются объектами муниципальной собственности. Спорные помещения предоставлялись муниципалитетом предприятию в аренду; договор аренды не расторгнут, не признан недействительным. Данное имущество в установленном законом порядке не передано в федеральную собственность.
Отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель предприятия возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и суды установили, что 11 декабря 1986 года исполнительный комитет Майкопского городского Совета народных депутатов Адыгейской автономной области распоряжением N 399-р предписал перевести 21-е отделение связи во встроенное помещение по ул. Хакурате, 636. Предприятие размещается в спорных помещениях с 1987 года.
Полагая, что занимаемые им нежилые помещения являются федеральной собственностью, предприятие обратилось в суд с иском о признании за ним права хозяйственного ведения.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исходили из следующего.
В силу постановления от 27.12.1991 N 3020-1 и пункта 6 раздела IV приложения N 1 к нему предприятия связи относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.
Из статьи 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" также следует, что имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержится разъяснение о том, что начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Оценив представленные в дело доказательства с учетом названных норм права, суды установили, что на момент вступления в силу постановления от 27.12.1991 N 3020-1 и до настоящего времени спорные помещения занимает предприятие. Истец использует помещения для оказания услуг почтовой связи с 1987 года.
Доказательства того, что спорные помещения в установленном законодательством порядке выбыли из состава федеральной собственности и возникшее в силу закона право федеральной собственности на него прекратилось, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку на момент разграничения государственной собственности (вступления в силу постановления от 27.12.1991 N 3020-1) предприятие использовало спорное имущество в своей уставной деятельности для оказания услуг связи и не утратило владение им, суд сделал правильный вывод о том, что истец обладает данным имуществом, являющимся федеральной собственностью, на праве хозяйственного ведения, и удовлетворил исковые требования.
В связи с изложенным не может быть принят во внимание довод администрации об отнесении спорного имущества к муниципальной собственности на основании приложения N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1.
Ссылка заявителя на то, что спорные помещения предоставлялись муниципалитетом предприятию в аренду, обоснованно отклонена судебными инстанциями. Заключение договора аренды не повлекло правовых последствий (ничтожно), поскольку муниципальное образование не было полномочно распоряжаться объектом федеральной собственности (статьи 167, 168 и 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.08.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2011 по делу N А01-764/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в дело доказательства с учетом названных норм права, суды установили, что на момент вступления в силу постановления от 27.12.1991 N 3020-1 и до настоящего времени спорные помещения занимает предприятие. Истец использует помещения для оказания услуг почтовой связи с 1987 года.
...
Поскольку на момент разграничения государственной собственности (вступления в силу постановления от 27.12.1991 N 3020-1) предприятие использовало спорное имущество в своей уставной деятельности для оказания услуг связи и не утратило владение им, суд сделал правильный вывод о том, что истец обладает данным имуществом, являющимся федеральной собственностью, на праве хозяйственного ведения, и удовлетворил исковые требования.
В связи с изложенным не может быть принят во внимание довод администрации об отнесении спорного имущества к муниципальной собственности на основании приложения N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1.
Ссылка заявителя на то, что спорные помещения предоставлялись муниципалитетом предприятию в аренду, обоснованно отклонена судебными инстанциями. Заключение договора аренды не повлекло правовых последствий (ничтожно), поскольку муниципальное образование не было полномочно распоряжаться объектом федеральной собственности (статьи 167, 168 и 209 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 января 2012 г. N Ф08-8232/11 по делу N А01-764/2011