Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Плотниковой Л.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - колхоза им. С.М. Кирова (ИНН 2335005438, ОГРН 1022304009903) - Поповой Н.М. (доверенность от 23.05.2011), от третьего лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Родионовой М.А. (доверенность от 15.03.2011), рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2011 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011 (судьи Ломидзе О.Г., Авдонина О.Г., Галов В.В.) по делу N А32-730/2011, установил следующее.
Колхоз им. С.М. Кирова (далее - колхоз) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Кореновский район (далее - администрация), выразившегося в непринятии решения о прекращении права постоянного бессрочного пользования колхоза на земельный участок площадью 426 997 кв. м с кадастровым номером 23:12:09:04:000:142 (далее - земельный участок), об обязании администрации устранить допущенные нарушения путем издания постановления и направления соответствующего извещения в налоговый орган, а также подачи заявления в регистрирующий орган о государственной регистрации прекращения права со дня вступления в силу решения суда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2011, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011, заявленные требования удовлетворены частично. Суды признали незаконным бездействие администрации в непринятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования колхоза на земельный участок, обязали администрацию устранить допущенные нарушения путем принятия решения о прекращении права постоянного бессрочного пользования колхоза на земельный участок, обязали администрацию в недельный срок с даты принятия решения о прекращении права обратиться в регистрирующий орган для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Суды пришли к выводам об обращении колхоза с заявлением к уполномоченному лицу, отсутствии у Краснодарского края права собственности на земельный участок, незаконности требования администрации по предоставлению дополнительных документов и нарушении прав заявителя сохранением в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на выбывшую из владения колхоза часть земельного участка.
Департамент, не согласившись с принятыми судебными актами, обжаловал их в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В кассационной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции и апелляционное постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку полагает, что при вынесении обжалуемых судебных актов допущено неправильное применение норм материального права. В качестве доводов жалобы департамент указывает на утрату колхозом права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком с момента передачи его в собственность граждан - работников колхоза, полагает, что при наличии зарегистрированного и не оспоренного права общей долевой собственности физических лиц орган местного самоуправления не имеет оснований для принятия решения в отношении спорного земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит отменить обжалуемые судебные акты, отказать в удовлетворении заявленных требований и рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, колхозу в бессрочное бесплатное пользование для сельскохозяйственного использования предоставлено 20 366,82 га земли в границах согласно плану землепользования, что подтверждается государственным актом от 10.03.1982 серии А-1 N 246815, подписанным исполнительным комитетом Кореновского районного Совета народных депутатов (л. д. 52 - 55).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.01.2010 серии 23-АЖ N 425193 за колхозом на основании названного акта зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 2 030 000 кв. м с кадастровым номером 23:12:09040006 (л. д. 18).
Из кадастрового паспорта земельного участка от 03.03.2010 N 2343/12/10-161582 следует, что участок общей площадью 426 977 +/- 5 718 кв. м с кадастровым номером 23:12:09:04:000:142 поставлен на кадастровый учет 01.03.2010 (л. д. 12).
В соответствии с решением общего собрания колхозников от 25.06.2010 колхоз дал согласие на выдел земли гражданами в счет долей и на отказ колхоза от права бессрочного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:12:09:04000:142 площадью 426 997 кв. м (л. д. 14).
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.12.2010 N 02/076/2010-081 следует, что в отношении указанного земельного участка в реестре имеется запись о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования колхоза и права общей долевой собственности 16 физических лиц (л. д. 13).
В связи с существованием регистрации двух вещных прав на земельный участок с кадастровым номером 23:12:09:04:000:142 (для колхоза в составе земельного участка с кадастровым номером 23:12:0904000:6) колхоз 05.10.2010 обратился в администрацию с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
Администрация письмом от 27.10.2010 N 2102/10-16 предложила колхозу представить сведения об участниках долевой собственности, осуществивших выдел земельного участка в счет долей.
Непринятие администрацией постановления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования явилось основанием обращения колхоза в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданам, организациям и иным лицам предоставлено вправо на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации к основаниям прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком отнесен отказ землепользователя от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Кодекса.
Заявление об отказе от права на земельный участок в силу пункта 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прилагаются кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка), подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), или копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица.
К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком компетентный орган на основании заявления об отказе от права на земельный участок должен в соответствии с пунктом 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня получения такого заявления принять соответствующее решение.
Копия решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
В случае если право на земельный участок ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (пункт 5 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации).
Выпиской из протокола N 1 общего собрания членов колхоза от 25.06.2010 подтверждено, что собранием принято решение о выделении земельных участков для сельскохозяйственного использования - пашни в счет земельных долей участникам долевой собственности на землю в границах земель, принадлежащих колхозу на праве постоянного (бессрочного) пользования и общей долевой собственности, расположенных в Краснодарском крае, Кореновском районе, Платнировском сельском округе, и о согласовании отказа колхоза от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:12:09:04:000:142 площадью 426 997 кв. м, выделяемого в границах земельного участка с кадастровым номером 23:12:09040006 (л. д. 14).
На момент обращения колхоза в администрацию земельный участок имел статус земель, право государственной собственности на которые не разграничено, поэтому в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" администрация должна была принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования колхоза на выделенную часть земельного участка и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о погашении соответствующей записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Нарушение оспариваемым бездействием органа местного самоуправления прав заявителя заключается в существующей вероятности предъявления налоговым органом требования об уплате земельного налога за переданный в собственность физических лиц земельный участок.
Доводы кассационной жалобы как основанные на ошибочном толковании норм земельного законодательства и направленные на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств отклоняются ввиду установленных статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов рассмотрения дела в кассационной инстанции и ограничений судебных полномочий.
Кроме того, апелляционным судом обоснованно указано на отсутствие у департамента заинтересованности в обжаловании состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011 по делу N А32-730/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае если право на земельный участок ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (пункт 5 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации).
...
На момент обращения колхоза в администрацию земельный участок имел статус земель, право государственной собственности на которые не разграничено, поэтому в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" администрация должна была принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования колхоза на выделенную часть земельного участка и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о погашении соответствующей записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 января 2012 г. N Ф08-7979/11 по делу N А32-730/2011