Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю - Кайщян К.Р. (доверенность от 10.01.2012), в отсутствие заинтересованного лица - Федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "1602 окружной военный клинический госпиталь Северо-Кавказского военного округа" (ИНН 6165028464, ОГРН 1026103742400), третьего лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления N 15435, 15436, отчет о публикации на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2011 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 (судьи Николаев Д.В., Герасименко А.Н., Гиданкина А.В.) по делу N А32-29202/2010, установил следующее.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в суд к Федеральному государственному учреждению Министерства обороны Российской Федерации "1602 окружной военный клинический госпиталь Северо-Кавказского военного округа" (до реорганизации - Федеральное государственное учреждение "168 поликлиника"; далее - учреждение, госпиталь, налогоплательщик) с заявлением о взыскании задолженности в сумме 140 318 рублей 14 копеек, в том числе 125 391 рубля единого социального налога (далее - ЕСН), 14 927 рублей 14 копеек пеней по ЕСН.
Решением суда от 28.07.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.11.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что учреждение, не открывая отдельный лицевой счет, оплатило спорные суммы ЕСН через лицевой счет Федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Сочинский центральный военный санаторий" по заявкам на кассовый расход. За неуплату ежемесячных авансовых платежей по ЕСН пени не могут быть начислены, поскольку по данному налогу месяц не является налоговым периодом.
В кассационной жалобе налоговый орган просит решение от 28.07.2011 и постановление от 14.11.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя жалобы, исходя из положений пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заявки на кассовый расход не являются доказательством исполнения обязанности по уплате налога.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя инспекции, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, учреждение представило в налоговый орган расчеты по авансовым платежам по ЕСН за октябрь, ноябрь, декабрь 2009 года.
По мнению налогового органа, оплату ЕСН учреждение не осуществило, поэтому у него образовалась задолженность в сумме 125 391 рубля.
Требования об уплате недоимки от 24.03.2010 N 176512, уплате пеней от 18.03.2010 N 32377, 32378, 32379 учреждение не исполнило, что явилось основанием для обращения инспекции в суд с заявлением о взыскании недоимки по ЕСН и соответствующих пеней.
Согласно пункту 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают, в частности, дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
На основании пункта 2 статьи 45 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, определенном статьями 46 и 47 Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 45 Кодекса, действовавшего в спорный период времени, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком: с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации; со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога; со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента; со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.
Суды установили, что учредителем госпиталя является Министерство обороны Российской Федерации, в органах федерального казначейства учреждение не открыло отдельный лицевой счет. Учреждение находится в ведомственном подчинении Северо-Кавказского военного округа, финансируется за счет средств федерального бюджета через лицевой счет Федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Сочинский центральный военный санаторий".
Задолженность в сумме 125 391 рубль по ЕСН перечислена учреждением через лицевой счет Федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Сочинский центральный военный санаторий" по заявкам на кассовый расход от 06.10.2009 N 2416, от 06.11.2009 N 2792 - 2795, от 08.12.2009 N 3150, 3151, от 28.12.2009 N 3372, 3374 - 3376, от 23.12.2009 N 3148 (т. 3, л. д. 22 - 34).
Суд правильно указал, что отсутствие лицевого счета у учреждения не освобождает его от исполнения обязанности по уплате налогов, поэтому оно вправе перечислять денежные средства через лицевой счет федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Сочинский центральный военный санаторий". Уплата ЕСН налоговой инспекцией не оспаривается.
Довод жалобы о том, что учреждение должно уплачивать налоги (в частности ЕСН) самостоятельно, поскольку уплата налогов за налогоплательщика иным лицом недопустима, несостоятелен. Судебные инстанции обоснованно учли специфику учреждения, являющегося учреждением Министерства обороны Российской Федерации, не имеющего собственных счетов в банке.
Инспекция указывает на отсутствие в законодательстве такой формы исполнения обязанности по уплате налогов как заявки на кассовый расход. Данный довод правомерно отклонен судами, поскольку обязанность по уплате налога считается исполненной с момента отражения на лицевом счете организации операции по перечислению налогов. Инспекция не доказала (при признании факта поступления денежных средств в указанной сумме), что на лицевом счете ФГУ "Сочинский центральный военный санаторий" операции по перечислению сумм ЕСН не отражены.
Поэтому вывод судебных инстанций о доказанности учреждением факта уплаты ЕСН и отсутствии у налогового органа оснований для взыскания спорной задолженности в судебном порядке, является правильным.
Из материалов дела следует, что взыскиваемая налоговой инспекцией в судебном порядке сумма пеней по ЕСН в размере 14 927 рублей 14 копеек начислена за неуплату ежемесячных авансовых платежей по ЕСН.
В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
В соответствии с положениями статей 52 - 55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.
Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (пункт 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах, исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период, налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из указанных норм следует, что за неуплату (несвоевременную уплату) ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу пени не могут быть начислены, поскольку отчетным периодом по этому налогу календарный месяц не является.
Таким образом, взыскание налоговой инспекцией пеней по ЕСН, начисленных за неуплату ежемесячных авансовых платежей по ЕСН, неправомерно.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 по делу N А32-29202/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.