Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России рассмотрела обращение СРО "МиР" от 25.10.2022 N 1651 (далее - обращение) и сообщает, что в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России не обладает полномочиями по толкованию положений федерального законодательства.
Вместе с тем по существу поставленных в обращении вопросов полагаем возможным отметить следующее.
По вопросу 3.1
Поскольку порядок поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования и пребывания в них, требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядок исключения граждан Российской Федерации из добровольческих формирований определяется Министерством обороны Российской Федерации (часть 5 статьи 22.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне") полагаем, что указанный вопрос относится к компетенции указанного органа власти.
Со своей стороны, отмечаем, что пункт 3 части 1 статьи 1 не содержит требования об участии заемщика в специальной военной операции в качестве необходимого для предоставления льготного периода условия.
По вопросу 4
Федеральным законом N 377-ФЗ установлен ряд требований, при одновременном соблюдении которых заемщик вправе обратиться к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода, в частности - наличие действующего кредитного договора (договора займа), который был заключен до дня мобилизации военнослужащего или его участия в специальной военной операции.
По вопросам 5.2, 5.3 и 17 позиция Банка России доведена до сведения кредитных и некредитных финансовых организаций Информационным письмом Банка России от 21.10.2022 N ИН-03-59/126 (далее - Информационное письмо).
По вопросам 5.1, 5.4, 5.5, 10.1-10.2
Обращаем внимание на положения статьи 4 Федерального закона от 18.11.2022 N 438-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым кредитор вправе запросить у федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах сведения о факте мобилизации в отношении заемщика, указанного в пункте 1 части 1 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ.
Одновременно отмечаем, что направление кредитором запроса и подтверждение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, сведений о факте мобилизации осуществляются с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
По вопросам 6.2 и 6.3
Исходя из системного толкования положений Федерального закона N 377-ФЗ, для целей предоставления льготного периода в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ статус члена семьи военнослужащего определяется на момент обращения с соответствующим требованием, при этом соответствующие документы должны быть представлены кредитору одновременно с направлением требования о предоставлении льготного периода (часть 7 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ), в связи с чем полагаем, что кредитор вправе отказать в предоставлении льготного периода члену семьи военнослужащего в описанной ситуации, если необходимые документы не были предоставлены кредитору ранее.
По вопросам 7.1 и 7-2
Исходя из целей принятия Федерального закона N 377-ФЗ полагаем, что лучшей практикой является предоставление льготного периода по требованию заемщика, переданному любым способом, позволяющим установить личность и волю заемщика. При этом отмечаем, что федеральным законом N 377-ФЗ не установлено ограничений на направление членом семьи военнослужащего требования с использованием средств подвижной радиотелефонной связи.
По вопросам 8.1 и 8.2
Полагаем, что представление военнослужащим (членами его семьи) недействительных документов является основанием для признания льготного периода неустановленным.
Одновременно сообщаем об отсутствии отличных от указанных в Информационном письме сведений о документах, которыми могут подтверждаться указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 1 и части 6 статьи 8 федерального закона N 377-ФЗ обстоятельства.
При этом вопрос подтверждения подлинности предъявляемых заемщиком документов не относится к компетенции Банка России.
По вопросам 9.1 - 9.3
В соответствии с частью 13 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ у кредитора отсутствует обязанность по формированию графика платежей до даты окончания льготного периода, которая определяется в соответствии с частями 2-3.1 указанной статьи, при этом следует отметить, что последствия непредоставления заемщиком запрошенных кредитором документов в установленный Федеральным законом N 377-ФЗ срок указаны в части 16 статьи 1 данного Федерального закона.
В связи с изложенным отмечаем, что максимальная продолжительность льготного периода ограничена положениями частей 2-3.1 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ, независимо от того, когда соответствующая информация была доведена до сведения кредитора. При этом невнесенные заемщиком после льготного периода платежи могут быть признаны просроченной задолженностью.
По вопросам 11.1 и 11.2
Заемщик вправе определить дату начала льготного периода, которая не может быть установлена ранее 21.09.2022. В случае, если заемщик в своем требовании не определил дату начала льготного периода, датой начала льготного периода считается дата направления требования заемщика кредитору (часть 8 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ). При этом по смыслу статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ льготный период не может быть установлен раньше наступления указанных в части 1 Федерального закона N 377-ФЗ обстоятельств.
По вопросам 12.1 и 12.2
Федеральным законом N 377-ФЗ не установлено положений, согласно которым предусмотренное частью 24 статьи 5 Федерального закона N 353-ФЗ ограничение суммы начисленных процентов, неустойки (штрафа, пени), иных мер ответственности по договору потребительского кредита (займа), а также платежей за услуги, оказываемых кредитором заемщику за отдельную плату по договору потребительского кредита (займа), не применяется.
Кредитор не вправе отказать заемщику в предоставлении льготного периода или досрочно прекратить льготный период в случае достижения суммы начисленных процентов, неустойки (штрафа, пени), иных мер ответственности по договору потребительского кредита (займа), а также платежей за услуги, оказываемых кредитором заемщику за отдельную плату по договору потребительского кредита (займа), максимальных установленных законодательством значений.
По вопросу 13
Федеральный закон N 377-ФЗ не предусматривает возбуждение судом гражданского дела в качестве основания для непредоставления льготного периода.
По вопросу 14.2
Отмечаем, что кредитор не лишен возможности предложить заемщику более выгодные условия реструктуризации кредита (займа) по сравнению с предусмотренными Федеральным законом N 377-ФЗ, при этом, по нашему мнению, в описанной ситуации основания для отказа в предоставлении льготного периода отсутствуют.
По вопросам 15.1 и 15.2
Обращаем внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона N 377-ФЗ на возникшие с 24.02.2022 отношения распространяется действие статьи 2 указанного Федерального закона, что подразумевает необходимость прекращения обязательств заемщика и членов его семьи по кредитным договорам (договорам займа) в случае возникновения предусмотренных частью 1 статьи 2 обстоятельств, в том числе в период с 24.02.2022 до даты вступления в силу Федерального закона N 377-ФЗ.
По вопросу 16
Сообщаем, что Федеральным законом N 377-ФЗ не установлено ограничений в части количества кредитных договоров (договоров займа), по которым может быть установлен льготный период, при этом установленное частью 9 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ правило применяется лишь в отношении тех кредитных договоров (договоров займа), по которым был предоставлен льготный период в соответствии с Федеральным законом N 377-ФЗ.
При этом отмечаем, что по иным договорам заемщика полагаем необходимым учитывать возможность предоставления льготного периода в соответствии с Федеральным законом N 377-ФЗ "задним числом" в случае истечения срока льготного периода, предоставленного в соответствии с Федеральным законом N 353-ФЗ или Федеральным законом N 106-ФЗ 1, до установленной частями 2-3.1 статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ даты.
Также сообщаем, что позиция по вопросам 1, 2, 3.2, 14.1 будет представлена дополнительно после ее согласования с заинтересованными структурными подразделениями Банка России.
Заместитель руководителя |
Е.С. Ненахова |
------------------------------
1Федеральный закон от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для граждан, которые до мобилизации или участия в СВО взяли ипотеку, потребительский кредит или микрозаем, предусмотрены кредитные каникулы. Добровольцы могут воспользоваться ими независимо от факта участия в СВО.
Налоговый орган в течение 5 дней после получения запроса кредитора должен подтвердить сведения о факте мобилизации заемщика на основании данных, полученных от Минобороны.
Статус члена семьи военнослужащего определяется на момент обращения с требованием о предоставлении льготного периода.
У кредитора отсутствует обязанность по формированию графика платежей до даты окончания льготного периода. Заемщик вправе определить дату начала такого периода, которая не может быть установлена ранее 21 сентября 2022 г. Возбуждение судом гражданского дела не может быть основанием для непредоставления кредитных каникул. В Законе отсутствуют ограничения по количеству кредитных договоров, по которым может быть установлен льготный период.
Долг будет списываться в случае смерти военнослужащего, а также если он получит инвалидность 1 группы. Кредиты и микрозаймы членов его семьи также должны быть списаны в этих случаях. Эта норма распространяется на ситуации, которые возникли после 24 февраля 2022 г.
Письмо Банка России от 24 ноября 2022 г. N 59-8-2/52763 "О рассмотрении обращения"
Опубликование:
-