Резолютивная часть постановления объявлена 6 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии от истца - товарищества собственников жилья "Авангард" (ИНН 2311083099, ОГРН 10523006467916) - Даутова С.Г. (доверенность от 09.08.2011), от третьего лица - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю (ИНН 7706085922, ОГРН 1022301193001) - Седеня Д.С. (доверенность от 18.04.2011), в отсутствие ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2011 (судья Колодкина В.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2011 (судьи Кузнецов С.А., Баранова Ю.И., Величко М.Г.) по делу N А32-10301/2011, установил следующее.
ТСЖ "Авангард" (далее - товарищество) обратилось с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (с учетом произведенной замены; далее - Федеральное агентство) о взыскании коммунальных платежей за содержание общего имущества в размере 27 717 рублей и15 тыс. рублей судебных расходов на оплату услуг представителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2011, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2011, с ответчика за счет казны Российской Федерации взыскано в пользу товарищества 27 717 рублей 75 копеек задолженности, 2 тыс. рублей расходов по уплате госпошлины, 5 тыс. рублей судебных расходов на оплату услуг представителя. Судебные акты мотивированы наличием у Федерального агентства как органа, осуществляющего полномочия собственника квартиры N 125 дома 33/8 по ул. им. 40-летия Победы, задолженности, поскольку собственником спорного имущества является Российская Федерация. Размер понесенных товариществом расходов подтвержден представленными в материалы дела документами, расчет задолженности признан верным.
В кассационной жалобе Федеральное агентство просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33/8, является Управление Федеральной службы исполнения наказаний, которое должно нести бремя расходов на содержание имущества как приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества. Заявитель отметил, что истцом не соблюден претензионный порядок досудебного разрешения спора. Поскольку ответчик является государственным органом, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание с него расходов по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в размере 2 тыс. рублей незаконно.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представители товарищества и Управления Федеральной службы исполнения наказаний возражали против доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и судами установлено, что Управление Федеральной службы исполнения наказаний на основании договора от 18.11.2004 N 2927/179/1, заключенного с ООО "ДСК-Риэлтер", действующего в интересах застройщика ЗАО "СКФ "ДСК"", принимало участие в долевом строительстве на приобретение двухкомнатной квартиры N 125, общей проектной площадью 73,15 кв. м, расположенной на 16-м этаже дома 33/8 по ул. 40-летия Победы.
Жилой дом введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 27.05.2008 N RU 23306000-477-в.
2 июня 2008 года ЗАО СКФ "ДСК" (застройщик) по акту приема-передачи передал на баланс товарищества 16-этажный 4-секционный 272-квартирный жилой дом с трансформаторной подстанцией по адресу г. Краснодар, ул. 40-летия Победы, 33/8, для эксплуатации, обслуживания и предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в этом доме (т. 1, л. д. 11).
Решениями общих собраний собственников многоквартирного дома 33/8 по ул. 40-летия Победы, 33/8 установлены обязательные платежи, утверждены тарифы по вопросу содержания жилого дома и размеры необходимых средств на его содержание, в том числе ремонт за период с декабря 2009 по март 2011 года, что подтверждается протоколами от 13.12.2008 N 6, от 15.01.2010 N 8, от 25.01.2011 N 11.
В целях приобретения коммунальных услуг товарищество заключило с энергоснабжающими организациями договор на отпуск тепловой энергии от 01.06.2009 N 9234, договор энергоснабжения от 10.02.2009 N 7847, договор на абонентское обслуживание от 01.01.2011 N 284 и договор от 01.01.2009 N Т100/09-то на техническое обслуживание системы КС-2006ТМ (домофон).
Согласно акту приема-передачи от 31.07.2009 ЗАО "СКФ "ДСК"" передало Управлению Федеральной службы исполнения наказания жилое помещение - двухкомнатную квартиру N 125 общей площадью 66,7 кв. м (т. 1, л. д. 72).
Пунктом 3 акта приема-передачи от 31.07.2009 предусмотрено, что с момента его подписания обязанность охраны, уплата за содержание квартиры (в том числе по расходам, связанным с эксплуатацией и техническим обслуживанием общего имущества пропорционально своей доле), риск случайной гибели или повреждения переходит к дольщику.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.07.2010, серия 23-АИ N 039482, право собственности на квартиру N 125 общей площадью 66,7 кв. м, расположенную на 16-м этаже жилого дома 33/8 по ул. им. 40-летия Победы в г. Краснодаре, зарегистрировано за Российской Федерацией (т. 1, л. д. 66).
Основанием, послужившим для государственной регистрации права, явились договор о долевом участии в строительстве от 18.11.2004 N 2927/179/1 с дополнительными соглашениями к нему, заключенный со стороны заказчика Управления Федеральной службы исполнения наказания, и акт приема передачи квартиры от 31.07.2009.
Отсутствие уплаты за содержание общего имущества дома 33/8 по ул. 40-летия Победы послужило основанием для обращения товарищества в суд.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 названного Кодекса, в соответствии с пунктом 1 которой от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение) Федеральное агентство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В соответствии с пунктами 5.35, 5.37 Положения Федеральное агентство принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Следовательно, полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Федеральное агентство и его территориальные органы.
Согласно пункту 5.47 Положения Федеральное агентство осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на агентство функций.
Право собственности на квартиру N 125 дома 33/8 по ул. 40-летия Победы в г. Краснодаре, зарегистрировано за Российской Федерацией.
Поскольку собственник спорного имущества - Российская Федерация, она, в лице территориального органа, является надлежащим ответчиком по делу и в силу закона обязана нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Суды пришли к обоснованному выводу о наличии у Федерального агентства как органа, осуществляющего полномочия собственника квартиры N 125 дома 33/8 по ул. 40-летия Победы, задолженности в размере 27 717 рублей. Размер понесенных товариществом расходов подтвержден представленными в материалы дела документами, расчет задолженности признан верным и заявителям жалобы не оспаривается.
Довод заявителя жалобы о том, что органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении спорного имущества, является Управление Федеральной службы исполнения наказаний, правомерно судами отклонен.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (пункт 5 постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22).
При отсутствии доказательств государственной регистрации в установленном законом порядке права оперативного управления у Управления Федеральной службы исполнения наказания на квартиру N 125 дома 33/8 по ул. им. 40-летия Победы и, соответственно, полномочий собственника спорного имущества, обязанность несения расходов на содержание общего имущества дома несет Федеральное агентство.
Ссылка заявителя на то, что требования истца о взыскании задолженности за содержание общего имущества дома незаконны до регистрации права собственности Российской Федерации на указанное имущество - 14.07.2010, отклоняется ввиду следующего.
В силу пункта 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно пункту 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по уплате коммунальных платежей и расходов на обслуживание жилых помещений возникает у дольщиков с момента фактической передачи им квартир по актам приема-передачи. Возложение обязанности по оплате коммунальных услуг на дольщика лишь с момента регистрации права его собственности на квартиру приведет к нарушению прав товарищества, поскольку право владения и пользования квартирой фактически принадлежат дольщику с момента подписания передаточного акта и именно с
этого момента последний имеет право в установленном порядке обратиться с заявлением о государственной регистрации своего права.
Суды верно не приняли во внимание довод ответчика о том, что истцом не соблюден претензионный порядок досудебного разрешения спора, поскольку для данной категории споров федеральным законом такой порядок не установлен.
Довод ответчика о том, что, поскольку он является государственным органом, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание с него расходов по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в размере 2 тыс. рублей незаконно, необоснован, так как с 01.01.2007 в отношении государственной пошлины по делам с участием государственных или муниципальных органов подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в пользу выигравшей стороны непосредственно с государственного органа в составе иных судебных расходов (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами.
В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
При разрешении спора суды правильно применили нормы права, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2011 по делу N А32-10301/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.П. Назаренко |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно пункту 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
...
Довод ответчика о том, что, поскольку он является государственным органом, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание с него расходов по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в размере 2 тыс. рублей незаконно, необоснован, так как с 01.01.2007 в отношении государственной пошлины по делам с участием государственных или муниципальных органов подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в пользу выигравшей стороны непосредственно с государственного органа в составе иных судебных расходов (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117)."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 марта 2012 г. N Ф08-733/12 по делу N А32-10301/2011
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6027/12
04.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6027/12
11.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-733/12
06.12.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13022/11