Плата за загрязнение окружающей природной среды
Принимая решение от 28.03.02 г. N ГКПИ 2001-1482 о признании незаконным (недействительным) постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (в ред. от 14.06.01 г. N 463), Верховный суд Российской Федерации ссылается на положения ст.57 Конституции Российской Федерации, ст.3, 17, 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Эти ссылки юридически убедительны лишь в том случае, если указанная плата является налогом.
В соответствии со ст.8 "Понятие налога и сбора" НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Как известно, "отчуждение" юридически является переходом права собственности на какое-либо имущество (денежные средства) от одного юридического или физического лица к другому. В данном случае применение понятия "отчуждение" юридически неправомерно, так как государство не "отчуждает" экологические ресурсы (часть их) и не нуждается в переходе прав на них к нему, являясь их собственником, а продает ресурсы по установленной цене (плате) производителям. Это подтверждают и положения ст.253, 254 и 264 НК РФ.
Согласно п.п.7 п.1 ст.254 НК РФ платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы относятся к материальным расходам, а в соответствии со ст.253 НК РФ - к расходам, связанным с производством и реализацией, и включаются на основании ст.252 НК РФ в расходы, на которые налогоплательщик уменьшает полученные доходы.
Статья 264 НК РФ относит суммы налогов и сборов, начисленных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
Таким образом, учет платежей за загрязнение и налогов ведется в соответствии с НК РФ раздельно.
То, что расходы - плата за загрязнение при сверхнормативных выбросах - не учитываются при определении налоговой базы в целях налогообложения в соответствии со ст.270 НК РФ, еще раз подтверждает, что указанные платежи являются по существу отсроченной платой производителей государству за экологические ресурсы.
Указанную трактовку статей НК РФ подтверждает и тот факт, что платежи за загрязнение окружающей среды - как нормативные, так и сверхнормативные - это форма оплаты товара, которым являются экологические ресурсы, с определенной отсрочкой платежа (по факту отгрузки, предоставления услуг в рамках отчетных периодов), а не налог (отчуждение с переходом права собственности).
В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия устанавливалась не налоговая база, а полная оплата экологических ресурсов, вовлеченных в производство, косвенными показателями которых являются объемы выбросов, сбросов, размещения отходов.
Понятие экологического налога является совершенно иной формой реализации положений природоохранного законодательства Российской Федерации и ни в экономическом, ни в юридическом плане не связано с платой за загрязнение природной среды (использование экологических ресурсов).
Необходимо отметить, что экологический налог в соответствии со ст.13 НК РФ относится к федеральным налогам. Но расшифровка его в части второй НК РФ отсутствует. В ст.247-264 речь идет о плате за загрязнение, а это подтверждает еще раз, что понятия "плата" и "налог" не идентичны.
Необходимо отметить, что в случае введения в действие только экологического налога и отмены платы за загрязнение организации получат дополнительные необоснованные льготы (экологический налог по своей природе - это компенсация организациями части использованных экологических ресурсов), оплачиваемые другими налогоплательщиками.
В. Костко,
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей
среды по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 44, октябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71