Сделать налоговое законодательство более простым и понятным
Налоговая реформа продолжается. Прошедшие месяцы 2002 года ознаменовались повышенной активностью законодателей - принято несколько важных налоговых законов. Контроль за их исполнением будет осуществлять МНС России. Сегодня наш собеседник - статс-секретарь - заместитель Министра Российской Федерации по налогам и сборам Наталья Олеговна Аристархова, возглавляющая рабочую группу по реализации принятых в весеннюю сессию законов.
- Наталья Олеговна, за прошедшие полгода принято несколько законов, вводящих с 1 января 2003 года новые главы в часть вторую Налогового кодекса. Удовлетворено ли МНС России принятыми главами? Какие изменения они несут?
- Думаю, что не скоро МНС России и Минфин будут в полной мере удовлетворены этими главами, потому что, к сожалению, у нас все налоговые законы готовятся слишком быстро. А разработка налогового законодательства - процесс более длительный. Безусловно, сразу учесть все пожелания оказывается проблематичным, из-за этого-то в законах и встречаются ошибки.
Принятыми в текущем году законами внесены изменения в ранее принятые главы части второй Налогового кодекса. Приняты две новые главы, которые посвящены специальным налоговым режимам, - глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". Их еще называют системами налогообложения для субъектов малого предпринимательства. На самом деле это не совсем так, потому что единый налог на вмененный доход применяется "для отдельных видов деятельности". Не имеет значения, малое это предприятие или нет. Важно другое - какую деятельность оно ведет. Конечно, субъекты малого предпринимательства составляют значительную часть плательщиков этого налога.
Государство предполагает, что во многих сферах деятельности, где идет оборот достаточно больших наличных денежных средств и нет возможности установить налоговый контроль, уровень доходов, с которых налогоплательщик уплачивает налоги, не соответствует реальному уровню. Поэтому было введено понятие "вмененный доход", то есть устанавливается усредненный доход для каждого вида деятельности и с него уплачивается налог.
Коротко скажу об основных отличиях главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" от прежней системы.
Во-первых, нет общей фразы о том, что организации, переведенные на уплату единого налога в рамках упрощенной системы, освобождаются от уплаты федеральных, региональных и местных налогов, за исключением страховых платежей на пенсионное и социальное обеспечение и госпошлины. Теперь имеется строгий перечень налогов, которые не уплачиваются. Это налоги, которое сложны в исчислении: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, единый социальный налог и налог на имущество. Но имеются исключения. Допустим, индивидуальный предприниматель получает доходы не только от предпринимательской деятельности, но и от других источников. Например, он работает наемным работником в организации и является плательщиком налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от работы в данной организации, и плательщиком единого налога по доходам от предпринимательской деятельности.
Во-вторых, существует два объекта налогообложения - выручка или доходы, уменьшенные на расходы. Раньше объект налогообложения устанавливался решениями субъектов Российской Федерации. Новая глава право выбора предоставляет налогоплательщику. Установлены пониженные ставки единого налога: 6 процентов от выручки, или 15 процентов от разницы между доходами и расходами. Если налогоплательщик выбрал в качестве объекта налогообложения выручку, он вправе сумму налога уменьшить на величину страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на 50 процентов суммы единого налога.
Кроме того, увеличен размер дохода, при котором организация вправе перейти на упрощенную систему. Попытались прописать более простой порядок исчисления расходов, в том числе без применения механизма амортизации для налогоплательщиков, которые будут применять в качестве объекта налогообложения разницу между доходами и расходами. В общем, хотели максимально упростить учет, ведь чем легче исчислять налог, тем проще контролирующим органам проверять, насколько правильно он исчислен. Однако нельзя сказать, что теперь все в системе налогообложения субъектов малого предпринимательства максимально просто, так как сохранились ссылки на главу 25 "Налог на прибыль организаций", для правильного применения которой, на мой взгляд, нужно разбираться в налогообложении.
С 1 января 2003 года вводится в действие глава 28 "Транспортный налог". Транспортный налог объединил в себе налог с владельцев транспортных средств и частично налог на имущество физических лиц. Водные и воздушные транспортные средства, стоимость которых сейчас включается в базу по налогу на имущество физических лиц, со следующего года, как и все остальные транспортные средства, будут облагаться транспортным налогом. Налог на пользователей автомобильных дорог со следующего года отменяется.
- Новые главы 26.2, 26.3 и 28 далеки от совершенства. В частности, в главе 26.2 "Упрощенная система налогообложения" невооруженным глазом видны лазейки для "хитрых" налогоплательщиков. С чем связана такая непродуманность налоговых законов? МНС России будет с ними мириться или инициирует внесение поправок?
- Скорее всего, будет введен ряд поправок, о которых пока говорить не будем. Они направлены на внесение уточнений, чтобы в будущем избежать споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. Мы, как министерство по налогам, заинтересованы, чтобы налоговый закон содержал четкие нормы. Что же касается лазеек, то практически любой закон может быть использован недобросовестными налогоплательщиками в своих интересах. Но что-то постараемся исправить.
- Не повторится ли с этими поправками ситуация, как с изменениями в главу 25 Налогового кодекса, которые были приняты через полгода после вступления главы в силу?
- Мне думается, более логично вносить поправки, когда глава начала работать и уже есть практика применения соответствующего налога. Когда вносятся поправки технического характера, это не так страшно, как поправки, серьезно меняющие порядок исчисления налога.
- В главе 28 "Транспортный налог" установлено, что налог уплачивается по месту нахождения транспортного средства. Что подразумевается под местом нахождения: место фактического нахождения или место регистрации?
- Место нахождения имущества определено пунктом 5 статьи 83 части первой Налогового кодекса. В основном - это место государственной регистрации. В отношении водного транспорта это может быть порт приписки или место нахождения владельца. Если владелец - физическое лицо, под местом нахождения понимается место его жительства, если организация, то место ее регистрации.
- Нам известно, что планируется внесение изменений в часть первую Налогового кодекса. Какие статьи МНС России хотело бы поправить?
- Практика изменения налогового законодательства показывает, что далеко не всегда в законы вносятся те изменения, которые хочет видеть МНС России. В настоящее время в Госдуме находится несколько законопроектов по изменению части первой Налогового кодекса. Некоторые из них являются альтернативой поправкам в часть первую Налогового кодекса, которые были внесены Правительством Российской Федерации. Вопросы, которые хочет решить МНС России, связаны с более четкими определениями авансового платежа, с тем, какие санкции можно применить к налогоплательщику, если данные платежи не уплачены в срок. Есть постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 о том, когда за неуплату авансов могут начисляться пени, но частью второй Налогового кодекса установлен иной порядок уплаты авансовых платежей. МНС России хочет обсудить этот вопрос с Советом Федерации и Госдумой. Нужно решить, какая ответственность будет предусмотрена за неуплату авансовых платежей: будут начисляться пени или нет.
Правительство Российской Федерации предлагает поправить статьи 20 "Взаимозависимые лица" и 40 "Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения" Налогового кодекса. Но по проблеме определения рыночной цены мы не нашли единого решения. К сожалению, нет действующих механизмов ее определения. Региональные рынки не очень развиты. У нас производится много товаров, к которым само понятие "рыночная цена" не может быть применено. Но многие положения статьи 40 Налогового кодекса можно исправить. В пункте 1 статьи 40 установлено, что пока не доказано обратное, предполагается, что цена сделки соответствует уровню рыночных цен, а дальше, в пункте 4, речь идет о том, что рыночная цена определяется как цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения. Необходимо уточнить нормы, касающиеся случаев, когда налоговые органы вправе контролировать цены, применяемые налогоплательщиком в целях налогообложения, и порядок доначисления налогов. Хотелось бы также уточнить порядок проведения налогового контроля, оформления результатов налоговых проверок, уточнить составы налоговых правонарушений.
- Говорят, Правительство Российской Федерации хочет отменить пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса, который гласит, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Это так?
- Да, Минфин России в свое время настаивал на исключении данного пункта, но когда вопрос обсуждался в Госдуме, представители Верховного Суда заявили, что еще до того, как была принята часть первая Налогового кодекса, в своей деятельности суды руководствовались тем же принципом -все неясности и неточности трактовали в пользу налогоплательщика. Поэтому, по моему мнению, исключение из Кодекса этого положения на практике ничего не даст. Не это положение является основной проблемой части первой Налогового кодекса.
- Какие еще изменения ожидаются со следующего года в российском налоговом законодательстве?
- У нас есть глава Налогового кодекса, которая принята в первом чтении Госдумой - еще один специальный налоговый режим, на этот раз для участников соглашений о разделе продукции. В осеннюю сессию Госдума будет рассматривать главы Налогового кодекса, регулирующие порядок исчисления и уплаты водного налога, сбора за право пользования объектами животного мира, возможно, будет рассматриваться лесной сбор. Планируется начать рассмотрение по изменениям части первой Налогового кодекса. В следующем году будут вноситься главы, посвященные поимущественному налогообложению. Это - налог на землю, два налога на имущество - физических и юридических лиц, возможно, налог на наследование и дарение и налог на недвижимость.
- А налог на недвижимость не будет повторять налог на имущество?
- Нет, либо будет взиматься налог на недвижимость, либо налог на имущество и налог на землю. На первом этапе будет действовать налог на имущество физических лиц и организаций и налог на землю. На втором этапе будут параллельно действовать и те и другие налоги, субъекты РФ будут иметь право установить на своей территории либо налог на недвижимость, либо сохранить действие налога на имущество и налога на землю. В будущем, возможно, останется только налог на недвижимость, если он будет хорошо администрироваться налоговыми органами и хорошо собираться. Тогда, может быть, вообще произойдет отказ от налога на имущество и налога на землю. Пока все эти вопросы только обсуждаются.
- Российские бухгалтеры уже не ждут от налоговых органов ничего хорошего. Как правило, изменения налогового законодательства только прибавляют им работы: ведение счетов-фактур по НДС, персонифицированный учет по ЕСН, полгода назад - налоговый учет прибыли: Будут ли в следующем году подобные сюрпризы?
- А почему бухгалтеры что-то ожидают от налоговых органов? Счета-фактуры используются во всем мире. Персонифицированный учет не имеет никакого отношения к ЕСН и налогообложению. Он относится к пенсионному законодательству. Учет для целей налогообложения проще - нас, например, не интересует возраст застрахованного лица. Налоговый учет разрабатывался не МНС России. Мы были сторонниками сохранения прежней системы налогообложения прибыли. Специалисты нашего министерства и Минфин России пытались дать свои предложения, но статьи главы 25 Налогового кодекса готовились в Госдуме. Когда же перестали строить главу 25 на основе бухгалтерского учета, стало непонятно, как вести учет для целей налогообложения. Не мы придумали налоговый учет в том виде, в котором он существует. МНС России так же, как и налогоплательщики, вынуждено приспосабливаться под действующее законодательство. На сайте МНС России в интернете можно посмотреть, как мы предлагаем вести налоговый учет. Процесс отделения бухгалтерского учета от налогового начался не с главы 25, а намного раньше. Вспомните, сколько раз вносились изменения в отчетность по налогу на прибыль независимо от изменений в правилах ведения бухгалтерского учета: одна форма, другая и так далее. Но сейчас бухгалтерский и налоговый учет разведен глобально.
- Ваши пожелания читателям нашего журнала?
- Думаю, что еще долго читатели журнала "Российский налоговый курьер" будут возмущаться, что налоговое законодательство запутанное и сложное. Но примитивным оно никогда не будет. Налоговое законодательство, как и любое другое, должно использоваться профессионалами -бухгалтерами, аудиторами, юристами. МНС России старается сделать законодательство о налогах и сборах более простым и понятным, но на это требуется время. Важно привлекать к этому процессу юристов в области налогового права. Но одним махом все сразу не улучшить. Потребуется долгая, кропотливая работа. Но мы постараемся сделать все от нас зависящее, чтобы правила в налоговом законодательстве были более четкими.
А пожелания читателям следующие: не опускать руки, не пугаться нововведений. Через какое-то время налогоплательщики смогут в методических указаниях прочитать, какова позиция МНС России по тому или иному вопросу. Но, наверное, мы никогда не придем к тому, чтобы все были всем довольны. Я считаю, что налоговая реформа позволит наполнить бюджеты всех уровней и налогоплательщики смогут увидеть, что их деньги идут на поддержку здравоохранения, образования и другие нужные цели.
Н.О. Аристархова,
статс-секретарь, заместитель Министра Российской Федерации
по налогам и сборам
"Российский налоговый курьер", N 17, сентябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99