Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Андреевой Е.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "275 Авиационный ремонтный завод" (ИНН 2311096404, ОГРН 10772311001003) - Драчук Л.А. (доверенность от 06.04.2011), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (ИНН, ОГРН) - Кофановой О.В. (доверенность от 28.03.2011), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2011 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 (судьи Николаев Д.В., Винокур И.Г., Гиданкина А.В.) по делу N А32-10149/2011, установил следующее.
ОАО "275 Авиационный ремонтный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) со следующими уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованиями:
- признать незаконными действия налоговой инспекции, выразившиеся в выдаче справки N 79954 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.03.2011, справки N 81202 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 13.04.2011 без информации об утрате налоговой инспекцией права на взыскание 6 116 914 рублей 43 копеек пени и штрафных санкций в принудительном порядке;
- обязать налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения, дополнить справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам информацией об утрате налоговой инспекцией возможности взыскания пени и штрафных санкций в размере 6 116 914 рублей 43 копеек, как во внесудебном, так и в судебном порядке.
Определением от 15.08.2011 прекращено производство по делу в части отказа от требований.
Решением суда от 10.10.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.12.2011, уточненные требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что налоговая инспекция необоснованно включила в справку о состоянии расчетов по налогам и сборам числящуюся за обществом задолженность по налогам, сборам, пени и штрафам, возможность взыскания которой утрачена как во внесудебном, так и в судебном порядке в 2002 - 2006 годах, поэтому правомерны требования общества об указании в справке соответствующей информации. Кроме того, налоговая инспекция не предприняла меры для принудительного взыскания задолженности, как в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "275 Авиационный ремонтный завод", так и общества (его правопреемника).
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 10.10.2011 и постановление апелляционной инстанции от 23.12.2011, в удовлетворении требований отказано. Податель жалобы указывает, что общество не исполнило обязанность по уплате задолженности, числящейся на лицевом счете. Пропуск срока на принудительное взыскание не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате образовавшейся недоимки. Суды не учли, что признание недействительным требования не является основанием для списания с лицевого счета налоговой задолженности. Налоговая инспекция руководствуется приказами ФНС России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@, от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, которые не предусматривают выдачу справки, не содержащей сведения о наличии задолженности, и внесение в нее изменений. Суды не приняли во внимание доказательства, свидетельствующие об отсутствии нарушенных прав и законных интересов налогоплательщика.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция выдала обществу справку N 79954 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 01.03.2011, согласно которой общество имеет 6 116 914 рублей 43 копейки задолженности по пеням и штрафам, в том числе: 644 823 рубля 98 копеек пени по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и 105 543 рубля штрафа, 353 780 рублей 88 копеек пени по НДС и 720 880 рублей 05 копеек штрафа, 8 рублей 97 копеек пени по НДС (налоговый агент), 465 рублей 68 копеек пени по налогу на имущество за 2003 год, 15 копеек пени по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, 171 рубль 50 копеек штрафа по земельному налогу за 2005 год, 850 рублей штрафа по налогу с продаж, 34 рубля 80 копеек штрафа по налогу на рекламу, 13 рублей 86 копеек пени по целевым сборам, 370 953 рубля 49 копеек пени по задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации и 106 619 рублей 50 копеек штрафа, 63 647 рублей 45 копеек пени по задолженности в Фонд социального страхования Российской Федерации, 1 987 рублей 27 копеек пени по задолженности в ФФОМС и 38 рублей 99 копеек штрафа, 12 250 рублей 63 копейки пени по задолженности в ТФОМС, 12 616 рублей 12 копеек пени по задолженности в ГФЗН, 3 263 387 рублей 52 копейки пени по ЕСН в федеральный бюджет, 458 840 рублей 59 копеек пени по ЕСН статус 14(Н/А), возможность взыскания которой утрачена.
Общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 22.03.2011 N 475, в котором просило выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам с указанием достоверной информации о наличии задолженности перед бюджетом, а именно указанием реальных налоговых обязательств, подлежащих взысканию.
Письмом от 19.04.2011 N 07-32 налоговая инспекция отказала обществу в выдаче справки об отсутствии задолженности. Налоговая инспекция выдала справку N 81202 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 13.04.2011 с указанием на наличие задолженности в размере 6 116 914 рублей 43 копеек, право на взыскание которой утрачено.
Полагая действия налоговой инспекции незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции установили все фактические обстоятельства по делу, полно, всесторонне их исследовали, в совокупности оценили представленные в дело доказательства, правильно применили нормы права и приняли законные и обоснованные судебные акты, отвечающие требованиям статей 15 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежащие отмене или изменению.
Наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности, поэтому включение в справку в качестве задолженности штрафа и пеней (без правовых оснований) нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
Из материалов дела следует, что в справках, выданных обществу, содержатся сведения о задолженности по штрафам и пеням без отражения информации о невозможности их взыскания в принудительном порядке.
Суды указали, что налоговая инспекция выдала обществу справку, в которую включила суммы пеней и штрафов, право на взыскание которых утрачено в связи пропуском установленного статьями 46, 47, 69, 70 Кодекса, пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 срока на взыскание во внесудебном и судебном порядке. Лицевой счет, который ведет налоговая инспекция, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о начисленных налогах, пенях и налоговых санкциях само по себе не означает наличия у налогоплательщика недоимки, обязанности по уплате пеней и штрафов.
Неполная информация о задолженности по пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Указанный вывод не противоречит позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 указал, что приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Судебные инстанции, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и сделали правильный вывод о том, что выдача справки, в которую в качестве задолженности включены пени и штрафы, право на взыскание которых во внесудебном и судебном порядке утрачено, препятствовала обществу получить кредит в банке и нарушает в связи с этим его права и законные интересы.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания, на что обоснованно указали судебные инстанции.
Право на получение справки о состоянии расчетов предоставлено налогоплательщику законом, при этом справка должна содержать сведения об утрате инспекций возможности взыскания задолженности. Иное означает указание неполной информации о задолженности, числящейся за налогоплательщиком, нарушает его право на достоверную информацию, необходимую ему для реализации прав в предпринимательской деятельности.
Суды сделали правильный вывод о том, что действия налоговой инспекции нарушают нормы законодательства о налогах и сборах и права общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судебными инстанциями, не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, и в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 по делу N А32-10149/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.