Из содержания подпункта "б" п.1 ст.6 Закона N 2116-1 следовало, что при исчислении налога на прибыль до 1 января 2002 года облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остававшейся в распоряжении предприятия, уменьшалась на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов социально-культурной сферы. Организация льготировала по указанному основанию объекты, переданные в доверительное управление и числившиеся на балансе доверительного управляющего. Просим разъяснить, что подразумевалось в указанном Законе под понятием "баланс": основной баланс организации или иные балансы, в том числе баланс доверительного управления?
Прежде всего сообщаем, что понятие "баланс предприятия (организации)" не является предметом ведения Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1).
В соответствии со ст.48 ГК РФ юридические лица (то есть предприятия, организации) должны иметь самостоятельный баланс.
Самостоятельность (законченность) бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем отражаются все имущество, поступления, затраты, активы и пассивы юридического лица. Таким образом, юридическое лицо обязано иметь полный и законченный (то есть самостоятельный) баланс.
Под балансом предприятия, о котором шла речь в подпункте "б" п.1 ст.6 Закона N 2116-1, понимается самостоятельный баланс юридического лица.
В гражданском законодательстве существует также понятие "отдельный баланс", который не является самостоятельным, то есть полным, законченным.
Так, в соответствии с п.1 ст.1018 ГК РФ имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.
Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет.
Исходя из этой нормы ГК РФ отдельный баланс доверительного управляющего не может рассматриваться как баланс предприятия, о котором шла речь в Законе N 2116-1.
Вышеназванная норма Закона N 2116-1 устанавливала, что льгота по налогу на прибыль предоставлялась предприятиям (организациям), осуществлявшим затраты в пределах утвержденных местными органами государственной власти нормативов на содержание находившихся на балансе этих предприятий (то есть на самостоятельном (законченном) балансе юридического лица) объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат при долевом участии предприятий.
Поэтому если организация передавала в доверительное управление объекты недвижимости, то после государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке сделки с недвижимостью эти объекты должны были учитываться на отдельном балансе доверительного управляющего.
Кроме того, на балансе предприятия могли учитываться только те объекты недвижимости (основные средства), которые находились в собственности данного предприятия.
В соответствии со ст.1012 ГК РФ передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Нормы Закона N 2116-1 распространялись на предприятия и организации любой организационно-правовой формы, то есть на юридические лица.
Согласно ст.1015 ГК РФ доверительным управляющим может быть не только коммерческая организация (юридическое лицо), но и индивидуальные предприниматели и граждане, не являющиеся предпринимателями и юридическими лицами.
Кроме того, у доверительного управляющего от деятельности, связанной с выполнением договора доверительного управления, возникает прибыль в виде вознаграждения, которая может быть использована только на финансирование собственных объектов жилищно-социальной сферы. Объекты, находившиеся в доверительном управлении, не могли принадлежать доверительному управляющему и не могли льготироваться в соответствии с нормами Закона N 2116-1 за счет прибыли доверительного управляющего.
Учитывая это, в соответствии с подпунктом "б" п.1 ст.6 Закона N 2116-1 льгота по налогу на прибыль не могла быть предоставлена доверительному управляющему, которому в соответствии с договором доверительного управления учредителем управления были переданы в доверительное управление объекты недвижимости.
Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России
1 сентября 2002 г.
"Налоговый вестник", N 9, сентябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1