Резолютивная часть постановления объявлена 2 мая 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 мая 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Денека И.М. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольагроуниверсал" (ИНН 2634031556, ОГРН 1022601951547) - Черниговского С.А., от кредиторов: Министерства имущественных отношений Ставропольского края - Зритнева В.В. (доверенность от 13.12.2011), Тулиева С.А. (доверенность от 23.03.2012), общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" (процессуальный правопреемник общества с ограниченной ответственностью закрытого акционерного общества "Невинномысский маслоэкстракционный завод"; определение от 26.03.2012) - Анциферова О.Д. (доверенность от 03.11.2011), в отсутствие кредитора - общества с ограниченной ответственностью "БУНГЕ СНГ", иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" и общества с ограниченной ответственностью "БУНГЕ СНГ" на определение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.10.2011 (судья Величко Е.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012 (судьи Луговая Ю.Б., Баканов А.П., Жуков Е.В.) по делу N А63-7521/2011, установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ГУП Ставропольского края "Ставропольагроуниверсал" (далее - предприятие, должник) Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) 26.09.2011 обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника 224 991 775 рублей 97 копеек долга, из которых 179 229 346 рублей 97 копеек - средства регионального продовольственного фонда, 21 800 тыс. рублей - средства краевого страхового фонда семян, 23 892 429 рублей - средства, полученные от сельскохозяйственных товаропроизводителей в счет погашения товарных кредитов за 1995 - 1996 годы.
В обоснование заявления министерство указало, что в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением губернатора Ставропольского края от 11.09.2007 N 589 (далее - Положение о министерстве), оно как орган исполнительной власти Ставропольского края уполномочено представлять в делах о банкротстве и процедурах банкротства требования по денежным обязательствам Ставропольского края. Денежные средства в размере 281 161 957 рублей 03 копеек выделены предприятию как государственному заказчику из бюджета Ставропольского края на закупку сельхозпродукции в региональный продовольственный фонд, собственником которого и, соответственно, денежных средств от реализации фонда, является Правительство Ставропольского края. Предприятие не погасило оставшуюся у него задолженность в размере 179 299 346 рублей 82 копеек. Предприятие также назначено государственным заказчиком страхового фонда семян, распорядителем которого является Правительство Ставропольского края, а собственником - Ставропольский край. Согласно акту сверки бюджетные средства в сумме 21 800 тыс. рублей, предоставленные предприятию на формирование страхового фонда семян, не перечислены в бюджет Ставропольского края. Задолженность предприятия подтверждается актами сверок. Кроме того, предприятию было поручено заключить дополнительные соглашения с сельскохозяйственными товаропроизводителями о погашении с 01.11.2005 по 01.11.2010 задолженности по кредитам, предоставленным в 1995 - 1996 годах. Однако на дату рассмотрения требований министерства должник не перечислил в бюджет 23 892 429 рублей задолженности по кредитам товаропроизводителей.
Определением от 17.10.2011 требования министерства признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов предприятия.
ОАО "Невинномысский маслоэкстракционный завод" и ООО "БУНГЕ СНГ" (кредиторы должника) обжаловали определение, ссылаясь на нарушение судом срока рассмотрения требования министерства и неизвещение кредиторов о времени и месте судебного заседания по рассмотрению этого требования (статья 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; далее - Закон о банкротстве), а также сослались на то, что требования министерства являются требованиями учредителя должника, поскольку региональный продовольственный фонд передан ему на праве хозяйственного ведения.
Постановлением апелляционного суда от 28.02.2012 определение оставлено без изменения. Суд указал, что имущество регионального продовольственного фонда и краевого страхового фонда семян, а также денежные средства, полученные от реализации указанного имущества, не находились в хозяйственном ведении предприятия, в связи с чем требования министерства не являются требованиями учредителя должника. В спорных правоотношениях предприятие и Ставропольский край выступают самостоятельными участниками гражданского оборота.
В кассационных жалобах, идентичных по содержанию, кредиторы должника - ЗАО "Невинномысский маслоэкстракционный завод" (далее - завод) и ООО "БУНГЕ СНГ" (далее - общество) - просят отменить определение и постановление апелляционного суда, отказать в удовлетворении требований министерства. По мнению заявителей, Ставропольский край является учредителем должника. В 2005 и 2010 годах Минфин Ставропольского края предоставил должнику бюджетные средства на формирование регионального продовольственного фонда и краевого страхового фонда семян. Согласно пунктам 1.3, 2.2 и 4.9 постановления Правительства Ставропольского края от 29.09.2003 N 178-п "Об утверждении порядка формирования, содержания и использования регионального продовольственного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - постановление N 178-п) ресурсы регионального продовольственного фонда, а также ресурсы краевого фонда семян закреплены за должником на праве хозяйственного ведения. Суды не выяснили правовую природу требований министерства, не указали нормы гражданского или бюджетного законодательства, на основании которых у министерства и предприятия возникли обязательственные отношения. Вывод судов о наличии обязательственных отношений у должника с министерством не основан на законе. Требования министерства носят вещно-правовой характер, поэтому в рамках дела о банкротстве оно должно выступать как представитель собственника предприятия и его требования не подлежат включению в реестр. Постановление Правительства Ставропольского края от 21.04.2010 N 124-п "О ликвидации резерва сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Правительства Ставропольского края" (далее - постановление N 124-п) является ничтожной сделкой как направленное в нарушение требований закона и сложившейся судебной практики на прекращение права хозяйственного ведения предприятия на его имущество путем изъятия. Требования министерства как учредителя должника в силу статьи 148 Закона о банкротстве должны удовлетворяться только за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов. Апелляционный суд неправильно применил пункт 1 статьи 126 Закона о банкротстве. В отношении требований в сумме 23 892 429 рублей (товарные кредиты, предоставленные сельскохозяйственным товаропроизводителям в 1995 - 1996 годах) не представлены доказательства погашения получателями товарных кредитов и реализации должником средств, полученных от сельскохозяйственных товаропроизводителей. Требования, основанные на постановлении губернатора Ставропольского края от 26.06.1997 N 415 "О погашении задолженности по товарным кредитам, выданным сельскохозяйственным производителям" (далее - постановление N 415), не могут быть признаны денежными.
В отзывах на кассационные жалобы конкурсный управляющий должника просит оставить их без удовлетворения, указывая, что доводы заявителей направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и доказательств.
Министерство в отзывах на кассационные жалобы просит оставить судебные акты без изменения. По мнению министерства, суды правильно установили, что имущество регионального продовольственного фонда и резервного фонда Ставропольского края, а также денежные средства, полученные должником от реализации этого имущества, не находились в хозяйственном ведении должника, в связи с чем требования министерства не могут рассматриваться как требования учредителя о возврате своего имущества. В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" (далее - Закон N 53-ФЗ) сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступившие в региональные фонды, являются собственностью субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 3.4 постановления N 178-п финансирование расходов по формированию и содержанию регионального продовольственного фонда осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края и привлекаемых для этих целей внебюджетных источников. Таким образом, должник не исполнил обязательств по возврату целевых денежных средств, выделенных из бюджета на формирование регионального продовольственного фонда и резерва края в размере 179 299 346 рублей 97 копеек. Не возвращены в бюджет края и денежные средства, выделенные должнику на формирование краевого страхового фонда семян в сумме 21 800 тыс. рублей, а также денежные средства в размере 23 892 429 рублей, переданные должнику в соответствии с постановлением N 415.
Общество и ООО "Агромаркет" заявили ходатайства о рассмотрении кассационных жалоб в отсутствие их представителей, которые в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует удовлетворить.
В судебном заседании 25.04.2012 представитель ООО "Меридиан", являющийся и представителем ОАО "Невинномысский маслоэкстракционный завод", заявил о том, что определением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.03.2012 в рамках дела о банкротстве предприятия произведена процессуальная замена ОАО "Невинномысский маслоэкстракционный завод" на его правопреемника - ООО "Меридиан". ООО "Меридиан" является кредитором должника и полностью поддерживает кассационную жалобу правопредшественника.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.04.2012 до 16 часов 00 минут 02.05.2012. Информация о перерыве размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В судебном заседании 02.05.2012 представитель ООО "Меридиан" поддержал доводы, изложенные в кассационных жалобах, конкурсный управляющий должника и представитель министерства просили судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационных жалобах, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует отменить в части и направить дело в этой части на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела, ликвидационная комиссия предприятия обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.09.2011 предприятие признано банкротом, в отношении его открыта процедура конкурсного производства, на должность конкурсного управляющего утвержден Черниговский С.А.
Министерство, являясь органом исполнительной власти, в силу подпункта 7 пункта 2 Положения о министерстве уполномочено представлять Ставропольский край в процедурах банкротства по его денежным обязательствам. Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника 224 991 775 рублей 97 копеек долга, из которых 179 229 346 рублей 97 копеек - средства регионального продовольственного фонда, 21 800 тыс. рублей - средства краевого страхового фонда семян, 23 892 429 рублей - средства, полученные от сельскохозяйственных товаропроизводителей в счет погашения товарных кредитов, выданных в 1995 - 1996 годах.
Арбитражный суд устанавливает требования кредиторов в соответствии со статьями 71 и 100 Закона о банкротстве. Требования кредиторов включаются в реестр на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов должника. Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд арбитражным управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов. Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.
Во исполнение постановления N 178-п в Ставропольском крае сформирован региональный продовольственный фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Согласно пункту 1.3 постановления N 178-п региональный продовольственный фонд - это сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, в том числе зерно, продукция переработки и сопутствующие сельскохозяйственной продукции, сырью и продовольствию товары и продукция. В силу пунктов 1.3 и 1.4 в составе регионального продовольственного фонда формируется резерв сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Правительства Ставропольского края (далее - резерв края), а также могут формироваться иные резервы соответствующего вида сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, порядок формирования и использования которых определяется Правительством Ставропольского края. Региональный продовольственный фонд является собственностью Ставропольского края. В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 и 2.3 постановления N 178-п государственным заказчиком по содержанию и использованию регионального продовольственного фонда является предприятие, полномочия которого как государственного заказчика, подтверждаются ежегодно губернатором Ставропольского края или по его поручению Правительством Ставропольского края. Ресурсы регионального продовольственного фонда закрепляются за предприятием на праве хозяйственного ведения. Предприятие осуществляет владение, пользование и распоряжение ресурсами регионального продовольственного фонда в пределах установленных полномочий. Предприятие самостоятельно пользуется и распоряжается ресурсами продовольственного фонда, за исключением ресурсов резерва края, распоряжение которым осуществляется только по решению Правительства Ставропольского края.
Постановлением N 124-п принято решение о ликвидации резерва края путем его реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 постановления министерству предписано организовать работу предприятия по реализации резерва, взысканию дебиторской задолженности в региональный продовольственный фонд, перечислению в бюджет Ставропольского края средств, полученных от реализации резерва и взысканных средств.
Суды установили, что предприятию как государственному заказчику по содержанию и использованию регионального продовольственного фонда из бюджета Ставропольского края на закупку сельскохозяйственной продукции выделено 281 161 957 рублей 03 копейки, что подтверждается актом сверки по состоянию на 01.04.2010, подписанным Минфином Ставропольского края и должником. Выполнение предприятием функции государственного заказчика подтверждено копией разделительного баланса. Предприятие возвратило в бюджет Ставропольского края целевые денежные средства в размере 101 862 610 рублей 06 копеек, что подтверждается Законом Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2010 год", распоряжением Правительства Ставропольского края от 15.09.2010 N 362-рп и бухгалтерским балансом должника за шесть месяцев 2011 года (т. 1 л. д. 11, 12, 26; т. 2, л. д. 36 - 45). Таким образом, задолженность предприятия по региональному продовольственному фонду составила 179 299 346 рублей 97 копеек (281 161 957 рублей 03 копейки минус 101 862 610 рублей 06 копеек).
На основании постановления Правительства Ставропольского края от 22.05.2002 N 101-п "Об утверждении порядка образования использования краевого страхового фонда семян" (далее - постановление N 101-п) сформирован страховой фонд семян за счет средств бюджета Ставропольского края. В соответствии с пунктами 2 и 4 указанного порядка краевой страховой фонд семян представляет собой запасы семян сельскохозяйственных растений и предназначен для оказания помощи сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам Ставропольского края, занятым производством сельскохозяйственной продукции, в случаях стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций. Краевой страховой фонд семян - это собственность Ставропольского края. Предприятие, являясь государственным заказчиком, использует настоящий порядок при образовании краевого страхового фонда семян, распорядителем которого является Правительство Ставропольского края. Минфин Ставропольского края осуществляет финансирование расходов предприятия на образование краевого страхового фонда семян.
Суды установили, что должнику в соответствии с постановлением N 101-п предоставлено 21 800 тыс. рублей целевых бюджетных средств. Денежные средства не возвращены в бюджет Ставропольского края, что отражено в акте сверки расчетов по бюджетным средствам, предоставленным на формирование краевого страхового фонда семян по состоянию на 01.01.2005, и в бухгалтерском балансе должника за шесть месяцев 2011 года (т. 1, л. д. 11, 12, 34).
На основании постановления N 415 в связи с неудовлетворительным исполнением сельскохозяйственными товаропроизводителями края договорных обязательств по погашению полученного в 1995 - 1996 годах товарного кредита в виде поставок горюче-смазочных материалов в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.03.1995 N 240 и от 07.02.1996 N 135 и поставок в региональный продовольственный фонд предприятию предписано вырученные средства от реализации продукции, поступившей в счет погашения товарного кредита 1995 - 1996 годов под поставку сельхозпродукции, перечислять на отдельный бюджетный счет в течение трех рабочих дней. Распоряжением губернатора Ставропольского края от 08.11.2000 N 1035-р (далее - распоряжение N 1035-р) предприятию поручено предоставить сельскохозяйственным товаропроизводителям Нефтекумского района отсрочку погашения задолженности до 01.11.2005 по товарному кредиту 1995 - 1996 годов в сумме 23 892 429 рублей и заключить дополнительные соглашения о погашении задолженности, сложившейся по состоянию на 01.11.2000, равными долями с 01.11.2005 до 01.11.2010.
Суды установили, что предприятие не выполнило свои обязательства по возврату денежных средств в размере 23 892 429 рублей в бюджет Ставропольского края.
Требования министерства признаны конкурсным управляющим должника в полном объеме (т. 1, л. д. 38, 39).
Апелляционный суд отклонил доводы общества и завода о том, что требования министерства носят вещно-правовой характер, в связи с чем в рамках дела о банкротстве оно должно выступать как представитель собственника предприятия. Имущество регионального продовольственного фонда, равно как и имущество краевого страхового фонда семян, а также денежные средства, полученные должником от реализации указанного имущества, не находились в хозяйственном ведении предприятия. Спорные требования возникли из отношений, в которых предприятие и Ставропольский край участвовали в качестве равных субъектов, обладающих автономией воли и имущественной самостоятельностью.
Доводы заявителей о том, что между министерством и предприятием отсутствуют обязательственные отношения и имеются вещно-правовые отношения, поскольку продовольственный региональный фонд и краевой страховой фонд семян находятся в хозяйственном ведении должника, следует отклонить.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона N 53-ФЗ сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступившие в региональные фонды, являются собственностью субъектов Российской Федерации. В силу пунктов 1.4 и 3.4 постановления N 178-п региональный продовольственный фонд является собственностью Ставропольского края. Финансирование расходов по формированию и содержанию регионального продовольственного фонда осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края и привлекаемых для этих целей внебюджетных источников. В соответствии с актом сверки по состоянию на 01.04.2010, подписанным Минфином Ставропольского края и предприятием, задолженность предприятия по состоянию на 01.01.2005 составила 312 460 201 рубль, по состоянию на 01.04.2010 у предприятия находились бюджетные денежные средства в размере 281 161 957 рублей 03 копеек, предоставленные ему на формирование продовольственного фонда. С учетом частичного возврата предприятием бюджету Ставропольского края денежных средств, полученных от реализации резерва, и погашения дебиторской задолженности задолженность предприятия составила 179 299 346 рублей 97 копеек.
Согласно пунктам 2, 4 и 5 постановления N 101-п краевой страховой фонд семян является собственностью Ставропольского края, а предприятие - государственным заказчиком, который в соответствии с установленным названным постановлением порядком образовывает этот фонд. Распорядителем страхового фонда семян является Правительство Ставропольского края. Минфин Ставропольского края осуществляет финансирование расходов предприятия на образование страхового фонда семян в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете на текущий финансовый год. В соответствии с актом сверки, подписанным Минфином Ставропольского края и предприятием, задолженность последнего по состоянию на 01.01.2005 составила 21 800 тыс. рублей.
В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В материалах дела отсутствуют доказательства передачи должнику спорной суммы в хозяйственное ведение. Предприятие и заявители не представили доказательств целевого использования бюджетных средств, выделенных Минфином Ставропольского края на формирование регионального продовольственного фонда и страхового фонда семян, либо доказательств возврата бюджету этих средств.
Обращаясь с заявлением в арбитражный суд, министерство указало, что выступает как орган исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченный представлять Ставропольский край в делах о банкротстве и процедурах банкротства по денежным обязательствам края. Требование министерства о включении в реестр задолженности предприятия перед Ставропольским краем, которая подтверждена актами сверок и документально не опровергнута, не является требованием учредителя к должнику, а обязательства между ними не относятся к вещно-правовым. Правовые основания для признания постановления N 121-п о ликвидации резерва недействительной сделкой по доводам заявителей отсутствуют. Согласно постановлениям N 178-п и 101-п предприятие, получив бюджетные денежные средства на формирование регионального продовольственного фонда и страхового фонда, выступало в отношениях с третьими лицами в качестве государственного заказчика Ставропольского края - собственника названных фондов - и в его интересах. При таких обстоятельствах суды правильно признали обоснованными и подлежащими включению в реестр требований кредиторов должника требования в размере 201 099 346 рублей 97 копеек (179 299 346 рублей 97 копеек плюс 21 800 тыс. рублей).
В обоснование требования о включении в реестр требований кредиторов должника 23 892 429 рублей министерство сослалось на постановление N 415 и распоряжение N 1035-р. Суды первой и апелляционной инстанций, делая вывод о неисполнении предприятием обязанности по возврату в бюджет 23 892 429 рублей, в нарушение статей 170 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указали доказательства, на которых основаны выводы судов о наличии задолженности в названной сумме и доводы в пользу принятых судебных актов. Между тем в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о заключении предприятием дополнительных соглашений с должниками (сельскохозяйственные товаропроизводители), о получении предприятием от них спорной суммы и ее использования. Сами по себе постановление N 415 и распоряжение N 1035-р не порождают обязанности предприятия по возврату 23 892 429 рублей.
Поскольку выводы, содержащиеся в определении и постановлении в части включения требований министерства в размере 23 892 429 рублей в реестр требований кредиторов должника, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, судебные акты в этой части следует отменить, дело - направить на новое рассмотрение (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду надлежит установить наличие или отсутствие задолженности должника в размере 23 892 429 рублей.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
определение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.10.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012 по делу N А63-7521/2011 в части признания обоснованными требований Министерства имущественных отношений Ставропольского края к государственному унитарному предприятию Ставропольского края "Ставропольагроуниверсал" в сумме 201 099 346 рублей 97 копеек и включения их в третью очередь реестра требований кредиторов государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольагроуниверсал" оставить без изменения, в остальной части судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.