Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Улько Е.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Юниторг" (ИНН 0816014167, ОГРН 1100816003078) - Манджиевой Н.А. (паспорт), от заинтересованных лиц: Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте (ИНН 0816000005, ОГРН 1070814010497) - Окушкаева А.В. (доверенность от 11.01.2012), Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия (ИНН 0814162988, ОГРН 1040866732070) - Эрднеевой Г.А. (доверенность от 10.01.2012), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юниторг" в лице ликвидатора Манджиевой Н.А. на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 по делу N А22-1532/2011 (судьи Баканов А.П., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.), установил следующее.
ООО "Юниторг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконными:
- решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте (далее - инспекция) об отказе в государственной регистрации юридического лица от 20.06.2011 и от 06.07.2011 в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ);
- решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия (далее - управление) по жалобе общества от 19.08.2011;
- возложить на инспекцию обязанность внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - реестр) запись о прекращении деятельности общества в связи с ликвидацией.
Решением суда первой инстанции от 31.01.2012 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что отказ в государственной регистрации в нарушение пункта статьи 23 Закона N 129-ФЗ не содержит оснований. При этом нормы указанного закона не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверность данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствие у ликвидируемого лица кредиторской задолженности за исключением соответствия их форме и содержанию. Общество представило в инспекцию необходимый пакет надлежаще оформленных документов, предусмотренный статьей 21 Закона N 129-ФЗ.
Постановлением апелляционного суда от 16.04.2012 решение суда первой инстанции от 31.01.2012 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. За первое полугодие 2011 года общество представило нулевую бухгалтерскую отчетность, в которой не отражены хозяйственные операции (с 31.05.2011 по 09.06.2011 на расчетный счет общества поступили денежные средства в размере 51 400 рублей). Ликвидационный баланс, в котором отсутствуют все сведения о кредиторах и должниках общества, считается непредставленным (отсутствующим).
В кассационной жалобе общество в лице ликвидатора просит постановление апелляционного суда от 16.04.2012 отменить, решение суда первой инстанции от 31.01.2012 оставить в силе. По мнению заявителя, требования инспекции являются несвоевременными, так как предъявлены в декабре 2011 года в ходе рассмотрения дела, а действия имели место в июне 2011 года. В момент поступления (01.06.2011) денежных средств в размере 51 100 рублей от ООО "Строймонтаж" на расчетный счет общества, они были направлены на погашение кредиторской задолженности перед бюджетом по состоянию на 05.05.2011, то есть в соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидатор завершил процесс и подготовил ликвидационный баланс с нулевой отметкой по состоянию на 08.06.2011. Инспекция в нарушение статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации не указала налогоплательщику о каких либо нарушениях, не провела камеральную проверку и не доначислила налоги. По состоянию на 08.06.2011, 10.06.2011 и 29.06.2011 общество кредиторскую задолженность, в том числе по налогам и сборам, не имело.
В отзывах на кассационную жалобу управление и инспекция указали на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятого по делу апелляционного постановления.
В судебном заседании общество поддержало доводы жалобы, просило кассационную инстанцию отменить оспариваемый акт, оставить в силе решение суда первой инстанции. Представители управления и инспекции возражали против удовлетворения жалобы, ссылались на соответствие сделанных апелляционным судом выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 20.01.2011 единственный участник общества принял решение о его ликвидации (т. 1, л. д. 34, 37, 38).
16 февраля 2011 года в Вестнике государственной регистрации размещено объявление о его ликвидации, порядке и сроке заявления требований его кредиторами (т. 1, л. д. 44).
19 апреля 2011 года утвержден промежуточный баланс общества, а в последующем 08.06.2011 и ликвидационный баланс (т. 1, л. д. 49, 97).
10 июня 2011 года ликвидатор обратился в инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица, в связи с его ликвидацией. Перечень документов приложенных к заявлению отражен в расписке от 10.06.2011 (т. 1, л. д. 23).
Решением инспекции от 20.06.2011 отказано в регистрации в связи с непредставлением ликвидационного баланса общества, при этом представленный баланс содержит недостоверные сведения о бухгалтерской и налоговой отчетности, поскольку составляется после завершения расчетов с кредиторами (пункт 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации; т. 1, л. д. 22).
Повторно общество обратилось в инспекцию 29.06.2011 с заявлением о государственной регистрации юридического лица, в связи с его ликвидацией. Перечень документов приложенных к заявлению отражен в расписке от 29.06.2011 (т. 1, л. д. 25).
06 июля 2011 года инспекцией повторно вынесено решение об отказе, основанием послужили аналогичные выводы, указанные в первый раз (т. 1, л. д. 24).
Общество, не согласившись с отказами инспекции, обратилось в управление, которое решением от 19.08.2011 жалобу общества оставило без удовлетворения (т. 1, л. д. 16 - 21).
Полагая, что решения инспекции и управления являются незаконными, общество обратилось в суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 63 Кодекса ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидатором в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом (пункт 4 статьи 63 Кодекса).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 5 статьи 63 Кодекса).
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Как установили суды, общество обратилось в инспекцию с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица, представив соответствующие документы, в том числе ликвидационный баланс, что сторонами не оспаривается.
Довод подателя жалобы о том, что в момент поступления денежных средств (01.06.2011) в размере 51 100 рублей на расчетный счет общества, они были направлены на погашение кредиторской задолженности перед бюджетом по состоянию на 05.05.2011, не принимается во внимание. Отказывая в удовлетворении заявления, апелляционный суд обоснованно определил, что в ликвидационном балансе не отражены хозяйственные операции проведенные обществом после составления промежуточного баланса. Суд, ссылаясь на выписку о движении денежных средств по расчетному счету, указал на поступление в общество денежных средств в размере 300 рублей (31.05.2011; реализация товаров народного потребления) и 51 100 рублей (02.06.2011; консультативные услуги), которые не отражены в ликвидационном балансе. При этом указание заявителя на оплату названными суммами кредиторской задолженности не находит документального подтверждения в материалах дела.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 по делу N А46-6896/2010).
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что отказ в государственной регистрации ликвидации общества произведен законно.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правомерности изложенных по делу выводов и им дана правильная оценка. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые исключают при проверке законности обжалуемых судебных актов в порядке 35 главы названного кодекса оценку (переоценку) установленных по делу обстоятельств. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения апелляционного постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 по делу N А22-1532/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.В. Улько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.