г. Ессентуки |
|
16 апреля 2012 г. |
Дело N А22-1532/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Баканова А.П.,
судей Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зубаловым К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 31.01.2012 по делу N А22-1532/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юниторг" (ИНН 0816014167, ОГРН 1100816003078, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Ю.Клыкова, 5/5)
к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте (ИНН 0816000005, ОГРН 1070814010497, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Губаревича, 4)
Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия (ИНН 0814162988, ОГРН 1040866732070, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Губаревича, 4)
о признании недействительными ненормативных правовых актов (судья Шевченко В.И.),
при участии в судебном заседании:
от Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия - Эрднеевой Г.А. (доверенность от 10.01.2012 N 03-05/0023);
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте - Мурзаева С.Ф. (доверенность от 09.04.2012 N 04-19/05044, Гогаевой Н.М. (доверенность от 09.04.2012 N 04-19/387),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Юниторг" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте (далее - ИФНС по г. Элисте) об отказе в государственной регистрации ООО "Юниторг" от 20.06.2011 и от 06.07.2011, решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия (далее - УФНС по РК) об отказе в удовлетворении жалобы общества о признании недействительным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о прекращении деятельности общества в связи с его ликвидацией и обязании ИФНС по г. Элисте внести в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности общества в связи с ликвидацией.
Общество дополнением к заявлению просило признать незаконными: решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) необходимых для государственной регистрации документов от 20.06.2011 и от 06.07.2011; признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия по жалобе общества от 19.08.2011; обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Элисте внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности общества в связи с ликвидацией, а также считать УФНС по РК и ИФНС по г. Элисте ответчиками по делу.
Решением от 31.01.2012 суд удовлетворил требования общества и признал оспариваемые решения налогового органа недействительными.
Судебный акт мотивирован тем, что нормы Закона о государственной регистрации не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверность данных промежуточного ликвидационного балансов и об отсутствии у ликвидируемого юридического кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форм содержанию, установленным нормативными актами.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС по г. Элисте обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение от 31.01.2012 отменить, полагая, что при вынесении оспариваемого решения суд допустил нарушения норм материального и процессуального права, выводы арбитражного суда, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела, суд не дал надлежащую оценку доказательствам представленным налоговой инспекцией, которые подтверждают наличие непогашенной кредиторской задолженности общества, не исследовал вопрос о невозможности ликвидации общества ввиду представления обществом в регистрирующий орган недостоверной информации.
В отзыве на апелляционную жалобу ликвидатор общества просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ликвидатор общества обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, ходатайство рассмотрено и удовлетворено.
Правильность решения от 31.01.2012 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав доводы представителей налогового органа, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, единственный участник ООО "Юниторг" 20.01.2011 принял решение о ликвидации юридического лица.
Ликвидатор 10.06.2011 обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, приложив к заявлению ликвидационный баланс, в котором не содержалось сведений о наличии у общества какой-либо задолженности.
20 июня 2011 года регистрирующим органом вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением ликвидационного баланса.
Ликвидатор 29.06.2011 повторно обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
06 июля 2011 года регистрирующим органом вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица. В качестве основания для отказа в государственной регистрации ликвидации регистрирующим органом указано, что представленный баланс содержит недостоверные сведения о бухгалтерской и налоговой отчетности, в соответствии с пунктом 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами.
Ликвидатор, не согласившись с указанными решениями, 29.06.2011 обратился с жалобой в УФНС по РК.
Решением УФНС по РК от 19.08.2011 жалоба ликвидатора оставлена без удовлетворения, решения ИФНС по г. Элисте об отказе в государственной регистрации юридического лица от 29.06.2011 и от 06.07.2011 оставлены без изменения, что послужило основанием для обращения ликвидатора в арбитражный суд.
На основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Статьей 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что при ликвидации юридического лица для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию не только имущества, но и обязательств юридического лица и отразить их в промежуточном ликвидационном балансе.
Согласно пункту 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидатор обязан принимать меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомлять кредиторов о ликвидации юридического лица.
Ликвидационный баланс юридического лица в силу пункта 5 статьи 63 Кодекса должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Составление ликвидационного баланса при наличии непогашенной задолженности свидетельствует о нарушении обществом порядка проведения ликвидации, предусмотренного статьями 61, 63, 64 и 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Предоставление в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, не является основанием для совершения регистрационных действий по ликвидации общества, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стоимость имущества коммерческого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 данного Кодекса.
В ходе проверки представленного обществом ликвидационного баланса по состоянию на 08.06.2011 налоговой инспекцией установлено, что данные показателей статей баланса являются неполными и недостоверными в связи с не отражением хозяйственных операций за 2011 год.
Согласно выписке о движении денежных средств по расчетному счету общество за период с 31.05.2011 по 09.06.2011 в Калмыцком Региональном Филиале ОАО "Россельхозбанк" на расчетный счет общества поступила выручка 51 400 рублей, в том числе 31.05.2011 от Манджиевой Н.А. 300 рублей от реализации товаров народного потребления и 02.06.2011 от ООО "Строймонтаж" (ИНН 0816014488) консультационные услуги, согласно счету от 01.06.2011 N 1 по платежному поручению от 01.06.2011 N 8, не отраженная в налоговой и бухгалтерском отчетности общества, в том числе в ликвидационном балансе по состоянию на 08.06.2011.
За 1 полугодие 2011 года общество представило нулевую бухгалтерскую отчетность без отражения совершенных хозяйственных операций.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. Исходя из смысла приведенных норм ликвидационный баланс, в котором отсутствуют все сведения о кредиторах и должниках общества, считается непредставленным (отсутствующим), если содержащиеся в нем сведения являются недостоверными.
Учитывая изложенное, решение от 31.01.2012 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 31.01.2012 по делу N А22-1532/2011 отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Юниторг" о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов от 20.06.2011 и от 06.07.2011, решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия по жалобе ООО "Юниторг" от 19.08.2011 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий |
А.П. Баканов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество дополнением к заявлению просило признать незаконными: решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) необходимых для государственной регистрации документов от 20.06.2011 и от 06.07.2011; признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия по жалобе общества от 19.08.2011; обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Элисте внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности общества в связи с ликвидацией, а также считать УФНС по РК и ИФНС по г. Элисте ответчиками по делу.
...
06 июля 2011 года регистрирующим органом вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица. В качестве основания для отказа в государственной регистрации ликвидации регистрирующим органом указано, что представленный баланс содержит недостоверные сведения о бухгалтерской и налоговой отчетности, в соответствии с пунктом 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами.
...
Согласно пункту 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидатор обязан принимать меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомлять кредиторов о ликвидации юридического лица.
...
Составление ликвидационного баланса при наличии непогашенной задолженности свидетельствует о нарушении обществом порядка проведения ликвидации, предусмотренного статьями 61, 63, 64 и 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стоимость имущества коммерческого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 данного Кодекса."
Номер дела в первой инстанции: А22-1532/2011
Истец: ООО "Юниторг"
Ответчик: ИФНС России по г. Элисте, УФНС России по РК
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Элисте Республики Калмыкия, Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Калмыкия