Двухвековой юбилей
История страны складывается из развития ее культуры и науки, производства и торговли, общественных и государственных институтов. В системе последних важное место всегда занимало Министерство финансов. Только объективно оценив все, что сделано многими поколениями финансистов, можно успешно строить финансовую систему современной России.
Из нашей истории нельзя выбросить ни богатейший опыт России до 1917 г., ни ее последующее развитие со всеми его противоречиями, состоявшимися и нереализованными начинаниями.
Об этом мы беседуем с доктором экономических наук, профессором Евгением Васильевичем Коломиным - заместителем директора по научной работе Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации.
Вопрос. Скажите, Евгений Васильевич, когда вообще появились в России первые министерства, и в частности, какова "точка отсчета" истории Министерства финансов?
История министерской системы управления в России берет свое начало с манифеста Александра I "Об учреждении Министерств" от 8 сентября 1802 г., которым были созданы восемь министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.
В манифесте особо подчеркивалось следование "великому духу преобразователя России Петра Первого, с целью сохранять общее и частное спокойствие, благоразумно, ревностно и деятельно способствовать соблюдению и утверждению необходимого во всем порядка".
В обязанности Министерства финансов входило "управление казенными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов разсигнование по разным частям государственных расходов". Структура первого министерства финансов показана на схеме.
"Схема"
Вопрос. Это - начало истории министерства, а что происходило дальше?
Формирование министерской системы в России происходило в 1811-1821 годах. В 1811 г. управление финансами было разделено между тремя ведомствами: Министерством финансов, которое ведало всеми источниками доходов, Государственным казначейством, ведавшим расходами, и Государственным контролем, которому поручалась ревизия всех счетов. Достаточно быстро выявилась неоправданность раздельного управления доходами и расходами. И в 1821 г. Государственное казначейство было включено в состав Министерства финансов в виде особого его департамента.
Вопрос. Историю делают люди, и следующая четверть XIX века связана с именем одного из самых известных российских министров финансов - графа Егора Францевича Канкрина.
Действительно, граф Е.Ф. Канкрин (1774-1845) провел финансовую реформу, ввел в качестве основы денежного обращения серебряный рубль, установил обязательный курс ассигнаций, добился бездефицитности государственных бюджетов.
Тут во многом проявилась его личная позиция: ": без очевидной необходимости не делать коренных перемен, ибо формы управления сами по себе мертвы, а успехи главнейшие зависят от лиц и направления; притом каждая важная перемена влечет за собой неудобства и недостатки непредвиденные:" Может быть, именно потому он был министром в течение 21 года, не имея в данном отношении конкурентов ни среди предшественников, ни среди последующих держателей этого портфеля в дореволюционной российской истории. Общепризнанно, что граф Канкрин обладал исключительными организаторскими способностями и глубокими теоретическими познаниями.
Цикл дальнейших серьезных изменений в структуре и функциях Министерства финансов относится к середине и концу XIX в. и началу XX в.
Вопрос. Видимо, во многом это связано с деятельностью выдающегося министра финансов России графа С.Ю. Витте?
Да, разумеется. Сергей Юльевич Витте (1849-1915) был министром финансов с 1892 по 1903 г. Для Министерства финансов это был период, когда оно достигло наибольшего влияния на судьбы России. Оно занималось не только бюджетными делами и налогами, но и промышленностью, торговлей, железными дорогами, судоходством, таможенной службой и многими другими вопросами. В ведении Министерства финансов находились Государственный, Дворянский и Крестьянский банки. Соответственно, структура министерства значительно усложнилась по сравнению с первоначальной.
С.Ю. Витте был инициатором денежной реформы, развития сберегательного дела, строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, введения государственной винной монополии, привлечения в экономику России зарубежных инвестиций, преобразования аграрных отношений в стране (они предвосхитили столыпинскую реформу), поддержки отечественной промышленности и многих других дел первостепенной важности.
Кстати, именно С.Ю. Витте принадлежит инициатива издания в 1902 г. двухтомной монографии, посвященной столетию со дня основания Министерства финансов России.
Вопрос. Что за таблицы лежат перед Вами, Евгений Васильевич?
В 1906 г. в Санкт-Петербурге вышло любопытное статистическое издание "Опыт приблизительного исчисления народного дохода по различным его источникам и по размерам в России", так вот таблицы именно из этого сборника. Из них видно, какой годовой "государственный оклад содержания" был в1906 г. у служащего Министерства финансов - 1905 руб. (в среднем).
А вот личные доходы представителей, так называемых, свободных профессий за тот же год были намного больше: врачи - 3 758 руб., адвокаты - 3 733 руб., нотариусы - 3 039 руб., литераторы - 4 066 руб. Чиновник нашего министерства получал, как видите, не столь уж много, даже по сравнению со средним окладом чиновника государственной службы - 1 982 руб. в год. Но служба в Минфине тем не менее считалась весьма престижной.
Вопрос. От деятельности министров во многом зависели результаты работы финансовой системы. Поэтому мы сейчас вспоминаем некоторых из них. Хотя не все государственные деятели оставили заметный след в отечественной истории:
Действительно, не все. Но надо подчеркнуть, что наиболее весомые позитивные результаты достигались, когда обеспечивалась преемственность деятельности министров. Так, министр Ф.П. Вронченко в 1844-1852 гг. завершил некоторые начинания Е.Ф. Канкрина, руководствуясь его подробными письменными указаниями
Другой пример. Денежная реформа, связанная с именем С.Ю. Витте, имела надежную основу, заложенную его предшественниками: Н.Х. Бунге и особенно И.А. Вышнеградским. Эти министры подготовили значительные государственные запасы золота и серебра, улучшили сбалансированность бюджетных доходов и расходов.
Курс же самого С.Ю. Витте, выражавшего интересы русской буржуазии, был продолжен В.Н. Коковцовым, который был министром финансов в 1904-1914 гг. (с перерывом в 1905-1906 г.).
К сожалению, объем нашей беседы не позволяет плавно перейти от первоистоков к становлению и развитию современной системы управления финансами. Поэтому хочу отослать читателей к 4-томной монографии "История Министерства финансов России", которая выйдет в свет к 200-летию нашего министерства.
Вопрос. Это издание посвящено второму столетию истории министерства?
Да, оно отражает смену эпох, это видно уже из временных параметров каждого тома.
I том, 1903 - октябрь 1917 г. Успешное развитие России в начале века; одни из самых высоких в мире темпов роста производства; первая мировая война; крах империи.
II том охватывает период с ноября 1917 г. по 1932 г. За этот послереволюционный период наша страна пережила экономическую разруху и безденежье, осуществила успешную денежную реформу, добилась стремительного нэповского возрождения хозяйства, а затем взяла курс на плановую экономику.
В III томе представлен самый продолжительный период - с 1933 г. по 1985 г. Произошло утверждение социалистического хозяйства, создание мощного экономического и оборонного потенциала. Вместе с тем, нарастали противоречия в системе и методах управления народным хозяйством и социальной сферой.
Наконец, IV том охватывает 1986-2002 г., этот относительно небольшой отрезок времени насыщен важнейшими для страны событиями.
Отмечу, что авторы монографии (а это ученые, руководители и ведущие специалисты министерства) стремились избежать противопоставления разных периодов развития экономики страны, не навязывали читателю безальтернативных выводов. Тем более, что история вообще не позволяет делать однозначные заключения.
Вопрос. Значит, Вы согласны с высказыванием историка С. М. Соловьева, который призывал "не дробить русскую историю..., не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии"?
Эта фраза знаменитого историка отражает подход авторского коллектива при подготовке монографии, раскрывающей развитие и направление деятельности министерства во втором столетии его истории. Об этом также красноречиво свидетельствует проведение Министерством финансов России юбилейных конференций, посвященных 150-летию С.Ю. Витте (1999 г.) и столетию "железного министра" СССР А.Г. Зверева (2000 г.).
По моему мнению, наиболее плодотворными для стабильного развития финансовой системы страны были периоды согласованной деятельности таких союзных министров, как А.Г. Зверев (1938-1960 г.) и В.Ф. Гарбузов (1960-1985 г.) с руководителями российского Минфина И.И. Фадеевым (1949-1973 г.) и А.А. Бобровниковым (1973-1990 г.).
Кстати, хочу отметить, что каждый том монографии начинается главой, дающей краткое "жизнеописание" деятельности министров финансов соответствующего периода (тут мы повторяли структуру "виттевского" издания истории министерства).
Вопрос. Евгений Васильевич, Вы являетесь ответственным редактором завершающего тома монографии, охватывающего период основания современной финансовой системы Российской Федерации. Насколько полно, на Ваш взгляд, отражены проблемы, поиски и решения этих лет?
Оценку полноты и объективности изложения материала может дать только будущий читатель. Пока же могу сказать, что структура этого тома (как и других) утверждена приказом Министерства финансов РФ.
Результаты развития финансовой системы и задачи Министерства финансов на перспективу определены на расширенном заседании коллегии министерства 20 февраля 2002 г. На ней было отмечено, что бюджетно-финансовая политика государства в последние годы достигла определенных успехов. Важнейшее достижение - сбалансированность бюджета при полном исполнении всех расходных обязательств. Это обеспечивает атмосферу предсказуемости в бюджетном секторе, создает основу для закрепления стабильной макроэкономической среды, дает возможность осуществлять глубокие преобразования в налоговой системе, политике расходов, управлении государственным долгом и других областях жизни страны.
Вместе с тем, важность и сложность задач, стоящих сегодня перед страной, формируют принципиально новую сферу и уровень ответственности финансовых органов и главного финансового ведомства страны. Они обусловливаются переходом к этапу реализации разработанных и одобренных Правительством РФ программ структурных преобразований. Налаживание бесперебойного финансирования мероприятий в рамках новых реформ на среднесрочном временном горизонте - ключевая задача, без решения которой осуществление программ невозможно.
... История Министерства финансов Российской Федерации продолжается, и мы - ее современники, участники и создатели.
"Бухгалтерский учет", N 17, сентябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.