Что входит в понятие "обучение" в связи с предоставлением социального налогового вычета на основании ст.219 Налогового кодекса РФ:
1) первое высшее образование, второе высшее образование;
2) подготовительные курсы при поступлении в вуз;
3) аспирантура;
4) дополнительное обучение: курсы повышения квалификации, курсы иностранных языков, компьютерные курсы и т.д.?
При решении вопросов о предоставлении налогового вычета в порядке ст.219 НК РФ в отношении различного рода образовательных программ следует исходить из установления таких программ в Законе РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон).
В соответствии с преамбулой Закона под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Согласно п.5 ст.27 Закона содержание образования в Российской Федерации определяется образовательными уровнями (образовательные цензами). В зависимости от образовательного уровня различаются: основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование.
1. На основании ст.24 Закона высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. При этом Закон не выделяет понятия первого высшего образования как единственно возможного, допуская тем самым получение гражданином высшего образования в любой области знаний по своему усмотрению.
Статья 219 НК РФ не ставит право на предоставление вычета в зависимость от того, какое по счету образование получает налогоплательщик. Таким образом, социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при получении как первого высшего образования, так и последующих (второго, третьего и т.д.).
2. В отношении подготовительных курсов при поступлении в вуз необходимо отметить, что их нельзя рассматривать в отрыве от самого термина "обучение". Прохождение таких курсов имеет целью расширение имеющихся знаний или приобретение дополнительных знаний, но в любом случае рассматривается как процесс обучения.
Поэтому при представлении налогоплательщиком необходимых документов, подтверждающих статус учебного заведения и фактические расходы налогоплательщика за обучение, ему предоставляется налоговый вычет в сумме, уплаченной за обучение на подготовительных курсах.
Такая же позиция изложена в п.20 Разъяснений по вопросам порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (письмо МНС России от 14.08.01 N ВБ-6-04/619).
3. В соответствии со ст.25 Закона послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования и может быть получено в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.
На основании ст.25 Закона рассматриваемый налоговый вычет предоставляется налогоплательщику и при осуществлении им расходов на обучение в указанных формах послевузовского образования.
4. При разрешении вопросов, связанных с порядком предоставления налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на оплату различного рода курсов, в том числе курсов повышения квалификации, необходимо руководствоваться следующим.
Согласно ст.9 Закона содержание образования в Российской Федерации определяется образовательными программами различного уровня и направленности. Образовательные программы подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).
Статьей 26 Закона установлено, что дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.
На основании п.7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.95 N 610, дополнительное профессиональное образование осуществляется в формах повышения квалификации, стажировки и профессиональной переподготовки. Порядок проведения указанных видов обучения установлен п.7 Типового положения.
Таким образом, в случае получения налогоплательщиком дополнительного профессионального образования в форме повышения квалификации, стажировки или профессиональной переподготовки за счет собственных средств уплаченная за обучение сумма подлежит налоговому вычету в порядке ст.219 НК РФ.
Заметим также, что на основании ст.217 НК РФ, суммы, уплаченные организацией за повышение профессионального уровня своих работников, не включаются в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц у указанных работников.
Согласно п.2 ст.26 Закона к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
- в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
- посредством индивидуальной педагогической деятельности.
На основании норм статей 14, 45 Закона в области образования допускается реализация дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, на платной основе. К ним, в частности, относятся обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися по программе углубленного изучения предметов и другие услуги.
В любом случае подобное оказание услуг государственными и муниципальными образовательными учреждениями, негосударственными образовательными учреждениями (ст.46 Закона) рассматривается как деятельность в сфере образования.
На основании изложенного обучение гражданина на различных курсах (иностранных языков, приобретения навыков работы с персональным компьютером и др.) следует признать процессом получения им дополнительного образования, при оплате которого гражданин вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом, предусмотренным ст.219 НК РФ.
А. Музыченко
1 октября 2002 г.
АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 10, октябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".