МКС 45.060
Дата введения - 1 марта 2023 г.
Предисловие. Первый абзац изложить в новой редакции:
"Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены".
Сведения о стандарте. Пункт 6 исключить.
Сведения о порядке опубликования информации о стандарте изложить в новой редакции:
"Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты".
Содержание. Подраздел 6.6. Наименование изложить в новой редакции: "6.6 Проведение испытаний тормозных блоков, тормозных дисков и накладок дискового тормоза".
Пункты 1.1, 1.2 изложить в новой редакции:
"1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности и методы контроля пневматического тормозного оборудования для железнодорожного подвижного состава (далее - тормозное оборудование).
1.2 Настоящий стандарт распространяется на следующие виды тормозного оборудования:
- воздухораспределители с бесступенчатым отпуском автоматических тормозов пассажирского подвижного состава;
- воздухораспределители со ступенчатым отпуском автоматических тормозов пассажирского подвижного состава;
- воздухораспределители автоматических тормозов грузового подвижного состава;
- кран машиниста универсальный;
- кран машиниста тормозной с автоматическими перекрышами;
- блоки тормозные;
- блок тормозной колодочный;
- блок тормозной с клещевым механизмом дискового тормоза;
- диск тормозной;
- накладка тормозная;
- изделия резиновые уплотнительные для тормозных пневматических систем железнодорожного подвижного состава (диафрагмы, манжеты, воротники, уплотнители кранов, прокладки), поставляемые в качестве запасных частей для осуществления ремонта тормозного пневматического оборудования;
- изделия уплотнительные для тормозного оборудования железнодорожного подвижного состава, поставляемые в качестве запасных частей для осуществления ремонта тормозного пневматического оборудования".
Раздел 2 изложить в новой редакции:
"2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 8.051 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
ГОСТ 9.029-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Резины. Методы испытаний на стойкость к старению при статической деформации сжатия
ГОСТ 9.030-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Резины. Методы испытаний на стойкость в ненапряженном состоянии к воздействию жидких агрессивных сред
ГОСТ 15.902 Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство
ГОСТ 25.506 Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний металлов. Определение характеристик трещиностойкости (вязкости разрушения) при статическом нагружении
ГОСТ 263 Резина. Метод определения твердости по Шору А
ГОСТ 270 Резина. Метод определения упругопрочностных свойств при растяжении
ГОСТ 1497 (ИСО 6892-84) Металлы. Методы испытаний на растяжение
ГОСТ 9012 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю
ГОСТ 9433 Смазка ЦИАТИМ-221. Технические условия
ГОСТ 9454 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах
ГОСТ 13808 Резина. Метод определения морозостойкости по эластическому восстановлению после сжатия
ГОСТ 14192 Маркировка грузов
ГОСТ 17433 Промышленная чистота. Сжатый воздух. Классы загрязненности
ГОСТ 18321-73 1 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 20403 Резина. Метод определения твердости в международных единицах (от 30 до 100 IRHD)
ГОСТ 27208 Отливки из чугуна. Методы механических испытаний
ГОСТ 30630.0.0-99 Методы испытаний на стойкость к внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Общие требования
ГОСТ 30631 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации
ГОСТ 33787 (IEC 61373:2010) Оборудование железнодорожного подвижного состава. Испытания на удар и вибрацию
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку";
дополнить сноской 1:
"------------------------------
1В Российской Федерации действует ГОСТ Р 50779.12-2021 "Статистические методы. Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции".
Пункт 3.1 изложить в новой редакции:
"3.1 блок тормозной: Пневмомеханическое устройство, предназначенное для преобразования давления сжатого воздуха в силу нажатия на тормозные колодки (блок тормозной колодочный) или накладки (блок тормозной с клещевым механизмом дискового тормоза) с автоматическим поддержанием постоянного зазора между колодками (накладками) и колесами (дисками) при их износе".
Раздел 3 дополнить пунктами 3.11-3.13:
"3.11 накладка тормозная: Плоский фрикционный элемент системы дискового тормоза, взаимодействующий при торможении с тормозным диском.
3.12 диск тормозной: Элемент фрикционной пары дискового тормоза, устанавливаемый на оси или на колесе колесной пары и предназначенный для преобразования кинетической энергии подвижного состава в тепловую при торможении за счет трения по диску прижимаемых к нему накладок.
3.13 клещевой механизм дискового тормоза: Рычажный механизм для передачи усилия от пневматической части на накладки с двух сторон тормозного диска".
Пункт 4.1.1. Первый абзац. Исключить слова: "а при наличии в конструкции оборудования электротехнических изделий дополнительно должен соответствовать этим группам по ГОСТ 17516.1";
второй абзац исключить.
Подраздел 4.1 дополнить пунктом 4.1.3:
"4.1.3 Назначенный срок службы конкретного вида тормозного оборудования устанавливают в конструкторской и эксплуатационной документации".
Пункт 4.2.3, таблица 4.3. Показатель 1.2.2. Графа "Нормативное значение показателя". Заменить значение: "0,036 (0,35)" на "0,035 (0,35)".
Пункт 4.2.4, таблица 4.4. Показатель 1.3. Графа "Наименование показателя". Заменить слово: "в магистральном" на "в уравнительном".
Пункт 4.2.5, таблица 4.5. Показатель 2.1. Графа "Нормативное значение показателя". Заменить значения: "0,15-0,19 (1,5-2,0)" на "0,15-0,20 (1,5-2,0)".
Пункт 4.2.6 после слов "Показатели безопасности блоков тормозных," дополнить словами: "накладок тормозных и дисков тормозных".
Таблица 4.6. Показатель 1.1. Графа "Наименование показателя". Заменить слово: "(накладки)" на "(накладок)";
показатель 1.3. Графа "Наименование показателя". Заменить слово: "(накладкой)" на "(накладками)";
второе перечисление. Заменить слово: "- накладкой" на "- накладками";
показатель 1.4. Графа "Наименование показателя". Заменить слово: "(накладки)" на "(накладок)";
показатели 2.1, 3.1. Графа "Наименование показателя". Заменить слово: "(накладки)" на "(накладок)";
показатель 4. Графа "Наименование показателя". После слова "блока" дополнить словами: "дискового тормоза";
показатель 4.1.1. Графа "Наименование показателя". Заменить слова: "Для стальных дисков св. 200 км/ч" на "Для стальных осевых дисков св. 200 км/ч";
исключить слова: "- торцевое биение фрикционных поверхностей, мм, не более";
показатель 4.1.2. Второе перечисление. Перечисление а). Графа "Нормативное значение показателя". Заменить значения: "200-320" на "200-450";
пятое перечисление изложить в новой редакции:
"- ударная вязкость для стальных дисков при температуре минус 50 °C, Дж/см 2, не менее";
перечисление б). Графа "Нормативное значение показателя". Заменить значение: "10" на "7";
шестое перечисление. Графа "Наименование показателя". Заменить слово: "дисков" на "дисков *";
последнее перечисление исключить;
показатель 4.2. Графа "Наименование показателя". Наименование изложить в новой редакции:
"4.2 Показатели безопасности клещевого механизма тормозного блока дискового тормоза";
показатель 4.2.2. Графа "Наименование показателя". Заменить значение: "" на "";
показатель 4.3. Графа "Наименование показателя". Наименование изложить в новой редакции:
"4.3 Фрикционные свойства пары диск-накладки";
перечисление а). Заменить слова: "диск-накладка" на "диск-накладки";
перечисление б). Графа "Наименование показателя". После слова "отклонение" дополнить словом: "средних";
перечисление в). Графа "Наименование показателя". Наименование изложить в новой редакции:
"в) коэффициент статического трения, не менее";
таблицу 4.6 дополнить сноской - *:
"------------------------------
*Испытания по определению трещиностойкости тормозных дисков статической вязкости разрушения стали проводят при приемочных испытаниях в соответствии с ГОСТ 15.902. Испытания по оценке трещиностойкости проводят на образцах, вырезанных с рабочей поверхности диска".
Пункт 4.2.7, таблица 4.7. Показатель 3. Графа "Номер подпункта метода испытания (контроля)". Заменить ссылку: "ГОСТ 9.030 (метод А)" на "метод А по ГОСТ 9.030-74 (раздел 1)";
таблица 4.8. Показатель 5. Графа "Метод контроля показателя". Заменить ссылку: "По ГОСТ 9.029, метод Б" на "Метод Б по ГОСТ 9.029-74 (раздел 2)";
показатель 6. Графа "Метод контроля показателя". Заменить ссылку: "По ГОСТ 9.030, метод А" на "Метод А по ГОСТ 9.030-74 (раздел 1)".
Пункт 5.1 изложить в новой редакции:
"5.1 Тормозное оборудование для установки на железнодорожный подвижной состав должно иметь следующую маркировку, обеспечивающую идентификацию тормозного оборудования независимо от года его выпуска:
- условный номер и наименование модели, товарный знак завода-изготовителя;
- дату изготовления;
- единый знак обращения продукции на рынке (при условии его установления в государстве, применяющем настоящий стандарт).
Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность и считываемость в течение всего срока службы тормозного оборудования. Способ нанесения, место расположения и размеры знаков маркировки указывают в конструкторской документации.
Допускается нанесение маркировки только на упаковку и указание в прилагаемых эксплуатационных документах о том, что маркировку невозможно нанести непосредственно на изделие ввиду особенностей его конструкции".
Подпункт 6.1.1.5. Первое перечисление изложить в новой редакции:
"- вибрационный стенд, обеспечивающий параметры, отвечающие группе механического исполнения по ГОСТ 30631 с достижением максимальных (предельных) значений внешних механических факторов и требованиям ГОСТ 33787".
Подпункт 6.1.1.6. Заменить ссылку: "ГОСТ 18321" на "ГОСТ 18321-73 (подраздел 3.2)".
Подпункт 6.1.2.3. Второй абзац изложить в новой редакции:
"Перед испытаниями воздухораспределитель должен быть выдержан в камере в течение времени, указанного в конструкторской документации, или, если воздухораспределитель помещен в камеру при предельных температурах, в течение времени, указанного в ГОСТ 30630.0.0-99 (перечисление а) пункта 7.8). При охлаждении (нагреве) воздухораспределителя до предельной температуры совместно с камерой дополнительная выдержка или дополнительное время для выдержки не требуется.
а) определение показателя "Зарядка запасного резервуара до зарядного давления".
Подпункт 6.1.2.4. Второй абзац изложить в новой редакции:
"Испытания по стойкости к воздействию внешних механических факторов проводят по ГОСТ 33787. В зависимости от вида тормозного оборудования достижение максимальных (предельных) значений внешних механических факторов определяют по ГОСТ 30631";
дополнить абзацем (после второго абзаца): "Вибрационный стенд должен обеспечивать параметры, отвечающие группе механического исполнения по ГОСТ 30631 с достижением максимальных (предельных) значений внешних механических факторов и требованиям ГОСТ 33787".
Подпункт 6.2.1.5. Заменить ссылку: "ГОСТ 18321" на "ГОСТ 18321-73 (подраздел 3.2)".
Подпункт 6.2.2.1, перечисление ж). После слов "с зарядного давления" дополнить словом: "темпом"; после слов "от 0,04 до 0,05 МПа (от 0,4 до 0,5 кгс/см 2)" дополнить словом: "за 1 с";
заменить слова: "в тормозном резервуаре" на "в магистральном резервуаре"; "меньше зарядного на 0,015 +0,002 МПа (0,15 +0,02 кгс/см 2)" на "меньше зарядного на величину (0,015 + 0,002) МПа [(0,15 + 0,02) кгс/см 2]";
перечисление и). Заменить слово: "резко" на "быстро"; после слов "до (0,60 0,005) МПа [(6,1 0,05) кгс/см 2]" дополнить словом: "на".
Подпункт 6.2.2.3. Второй абзац изложить в новой редакции:
"Перед испытаниями воздухораспределитель должен быть выдержан в камере в течение времени, указанного в конструкторской документации, или, если воздухораспределитель помещен в камеру при предельных температурах, в течение времени, указанного в ГОСТ 30630.0.0-99 (перечисление а) пункта 7.8). При охлаждении (нагреве) воздухораспределителя до предельной температуры совместно с камерой дополнительная выдержка или дополнительное время для выдержки не требуется".
Подпункт 6.2.2.4. Второй абзац изложить в новой редакции:
"Испытания по стойкости к воздействию внешних механических факторов проводят по ГОСТ 33787. В зависимости от вида тормозного оборудования достижение максимальных (предельных) значений внешних механических факторов определяют по ГОСТ 30631".
Подпункт 6.3.1.5. Первое перечисление изложить в новой редакции:
"- вибрационный стенд, обеспечивающий параметры, отвечающие группе механического исполнения по ГОСТ 30631 с достижением максимальных (предельных) значений внешних механических факторов и требованиям ГОСТ 33787".
Подпункт 6.3.1.6. Первый абзац. Заменить ссылку: "ГОСТ 18321" на "ГОСТ 18321-73 (подраздел 3.2)";
второй абзац. Первое перечисление. Заменить значение: "(20 10) °C" на "(25 10) °C".
Подпункт 6.3.2.1. Наименование. Заменить значение: "(20 10) °C" на "(25 10) °C";
перечисление в). Второй абзац. Заменить слова: "до давления сжатого воздуха в тормозном резервуаре 0,05 МПа (0,4 кгс/см 2)" на "до снижения давления сжатого воздуха в тормозном резервуаре 0,04 МПа (0,4 кгс/см 2)".
Подпункт 6.3.2.3. Второй абзац изложить в новой редакции:
"Перед испытаниями воздухораспределитель должен быть выдержан в камере в течение времени, указанного в конструкторской документации, или, если воздухораспределитель помещен в камеру при предельных температурах, в течение времени, указанного в ГОСТ 30630.0.0-99 (перечисление а) пункта 7.8). При охлаждении (нагреве) воздухораспределителя до предельной температуры совместно с камерой дополнительная выдержка или дополнительное время для выдержки не требуется".
Подпункт 6.3.2.4. Второй абзац изложить в новой редакции:
"Испытания по стойкости к воздействию внешних механических факторов проводят по ГОСТ 33787. В зависимости от вида тормозного оборудования достижение максимальных (предельных) значений внешних механических факторов определяют по ГОСТ 30631".
Подпункт 6.4.1.4. Заменить ссылку: "ГОСТ 18321" на "ГОСТ 18321-73 (подраздел 3.2)".
Подпункт 6.4.2.1. Перечисление в). Заменить слова: "сжатого воздуха в магистральном резервуаре" на "сжатого воздуха в уравнительном резервуаре";
перечисление е). Заменить значение: "до 0,63 +0,1 МПа (6,4 +0,1 кгс/см 2)" на "0,63 +0,01 МПа (6,4 +0,1 кгс/см 2)".
Подпункт 6.4.2.2. Второй абзац изложить в новой редакции:
"Перед испытаниями кран машиниста должен быть выдержан в камере в течение времени, указанного в конструкторской документации, или, если кран машиниста помещен в камеру при предельных температурах, в течение времени, указанного в ГОСТ 30630.0.0-99 (перечисление а) пункта 7.8). При охлаждении (нагреве) крана машиниста до предельной температуры совместно с камерой дополнительная выдержка или дополнительное время для выдержки не требуется".
Подпункт 6.4.2.3. Второй абзац изложить в новой редакции:
"Проверку осуществляют при воздействии на кран машиниста синусоидальных вибраций и одиночных ударов в соответствии с ГОСТ 33787".
Подпункт 6.5.1.4. Заменить ссылку: "ГОСТ 18321" на "ГОСТ 18321-73 (подраздел 3.2)".
Подпункт 6.5.2.2. Первый абзац изложить в новой редакции:
"Испытания проводят в климатической камере испытательного стенда при температурах минус 55 -2 °C, плюс 55 +2 °C.
Перед испытаниями кран машиниста должен быть выдержан в камере в течение времени, указанного в конструкторской документации, или, если кран машиниста помещен в камеру при предельных температурах, в течение времени, указанного в ГОСТ 30630.0.0-99 (перечисление а) пункта 7.8). При охлаждении (нагреве) крана машиниста до предельной температуры совместно с камерой дополнительная выдержка или дополнительное время для выдержки не требуется".
Подраздел 6.6. Наименование изложить в новой редакции:
"6.6 Проведение испытаний тормозных блоков, тормозных дисков и накладок дискового тормоза".
Подпункт 6.6.1.2. Первое перечисление. Заменить значения: "от 0,02 до 0,06 МПа (от 0,2 до 0,6 кгс/см 2)" на "от 0,01 до 0,10 МПа (от 0,1 до 1,0 кгс/см 2)";
четвертое перечисление изложить в новой редакции:
"- вибрационный стенд, обеспечивающий параметры, отвечающие группе механического исполнения по ГОСТ 30631 с достижением их максимальных (предельных) значений и требованиям ГОСТ 33787".
Подпункт 6.6.1.3 изложить в новой редакции:
"6.6.1.3 Стенд для определения коэффициента трения пары диск-накладки должен обеспечивать:
- торможения с начальных скоростей 50, 80, 120, 160, 200 и 250 км/ч, с учетом конструкционной скорости подвижного состава, на котором установлено тормозное оборудование;
- создание необходимых инерционных масс с расчетом на один тормозной диск (в зависимости от массы подвижного состава, на котором установлено тормозное оборудование);
- подачу воды (0,40 0,05) л/мин на фрикционные контакты накладок с тормозным диском;
- замеры температуры фрикционного контакта диска и (или) накладок;
- установку тормозного диска (осевого и/или колесного) чугунного или стального (в зависимости от необходимости испытаний полимерных и/или металлокерамических накладок)".
Подпункт 6.6.1.4. Первый абзац. Заменить ссылку: "по ГОСТ 18321" на "по ГОСТ 18321-73 (подраздел 3.2)";
второй абзац изложить в новой редакции:
"Объем выборки:
- один блок тормозной для испытания при температуре (20 10) °C и при воздействии предельных температур;
- один блок тормозной для испытаний при воздействии внешних механических факторов;
- два комплекта накладок для определения их фрикционных свойств;
- один диск тормозной для определения механических свойств;
- один диск тормозной для определения требований к рабочим поверхностям;
- один диск тормозной для определения фрикционных свойств накладок";
третий абзац. Заменить слова: "каждого параметра" на "параметров".
Подпункт 6.6.2.1, перечисление а). Заменить слово: "(накладки)" на "(накладок)";
перечисление б). Исключить слова: "и при определении этого показателя прикладывают воздействие механических факторов";
перечисление в). Заменить слово: "(накладкой)" на "(накладками)" (5 раз); после слов "После достижения постоянного зазора" дополнить словом: "между";
перечисление д) исключить.
Подпункт 6.6.2.2. Второй абзац изложить в новой редакции:
"Перед испытаниями блок тормозной должен быть выдержан в камере в течение времени, указанного в конструкторской документации, или, если блок тормозной помещен в камеру при предельных температурах, в течение времени, указанного в ГОСТ 30630.0.0-99 (перечисление а) пункта 7.8). При охлаждении (нагреве) блока тормозного до предельной температуры совместно с камерой дополнительная выдержка или дополнительное время для выдержки не требуется";
перечисление а). Заменить слово: "(накладки)" на "(накладок)".
Подпункт 6.6.2.3, перечисление а). Заменить слово: "(накладки)" на "(накладок)" (2 раза).
Подпункт 6.6.2.4. Последний абзац исключить.
Подпункт 6.6.2.5 изложить в новой редакции:
"6.6.2.5 Показатели безопасности механизма клещевого тормозного блока:
Определение показателя "Сопротивление циклическому нагружению клещевого механизма в сборе
Примечание - При проведении работ по постановке на производство в соответствии с ГОСТ 15.902 испытания проводят при количестве циклов нагружения , а при периодических испытаниях и при подтверждении соответствия при количестве циклов .
Испытания проводят при температуре (20 10) °C.
Устанавливают блок тормозной на стенд с колесом или тормозным диском, или имитирующими их устройствами и определяют силу нажатия колодки на колесо или накладок на диск при давлении в блоке (0,41 0,02) МПа [(4,2 0,2) кгс/см 2], а также зазор между колодкой и колесом или суммарный зазор между накладками и диском в отпущенном состоянии.
Выполняют (при периодических испытаниях и при подтверждении соответствия) или (при постановке на производство) циклов "торможение-отпуск" с достижением давления в тормозном блоке (0,41 0,02) МПа [(4,2 0,2) кгс/см 2] и последующим полным отпуском.
После (при периодических испытаниях и при подтверждении соответствия) или (при постановке на производство) циклов "торможение-отпуск" определяют:
- силу нажатия колодки на колесо (накладок на диск) и изменение силы нажатия до и после циклических испытаний;
- зазор между колодкой и колесом (суммарный зазор между накладками и диском) в отпущенном состоянии и изменение показателей зазоров до и после циклических испытаний.
При этом показатели не должны выходить за нормируемые значения.
Испытывают не отдельный клещевой механизм, а блок в целом, в том числе и колодочный блок".
Подпункт 6.6.2.6. Перечисление а) изложить в новой редакции:
"а) определение показателей "Коэффициент трения (среднее значение) пары диск-накладки без подачи воды" и "Отклонение значений коэффициентов трения при испытаниях с подачей воды от соответствующих значений при испытаниях без подачи воды"
Предварительно перед испытаниями производят остановочные торможения со скорости не более 120 км/ч и при суммарном нажатии на накладки не менее 20 кН для приработки не менее 85 % рабочей поверхности накладок к поверхности диска стенда. Температура поверхности диска перед началом торможения не должна превышать 50 °C.
Приработку рабочей поверхности накладок к поверхности диска стенда определяют визуально со снятием объекта испытаний.
Общий цикл испытаний состоит из остановочных торможений с начальных скоростей 50, 80, 120, 160, 200 и 250 км/ч без подачи воды и с начальных скоростей 50, 80, 120, 160 и 200 км/ч с подачей воды (0,40 0,05) л/мин на фрикционный контакт накладок с тормозным диском.
С каждой из начальных скоростей выполняют не менее трех торможений. Торможения осуществляют на каждой скорости при суммарной силе нажатия на накладки (40,0 0,2) кН.
Допускается проводить испытания накладок дискового тормоза при начальных скоростях торможения, имитируемой инерционной нагрузке и суммарной силе нажатия на накладки, рассчитанной для данного типа подвижного состава, показатели которых должны быть приведены в протоколе испытаний.
Перед каждым торможением начальная температура диска и накладок должна быть от 50 °C до 60 °C.
Для каждой скорости начала торможения определяют средний коэффициент трения, который не должен выходить за нормативные значения, а также расчет отклонений значений коэффициентов трения при испытаниях с подачей воды от соответствующих значений при испытаниях без подачи воды.
Расчет по определению отклонений значений коэффициентов трения, %, при испытаниях с подачей воды от соответствующих значений при испытаниях без подачи воды выполняют по формуле
,
(1)
где - среднеарифметическое значение коэффициента трения при торможении всухую по результатам замеров;
- среднеарифметическое значение коэффициента трения при торможении с подачей воды по результатам замеров";
перечисление б) изложить в новой редакции:
"б) определение показателя "Коэффициент статического трения пары "диск-накладки" подвижного состава"
Испытания проводят при суммарной силе нажатия на накладки (40,0 0,2) кН. Для блоков, оборудованных автоматическим стояночным тормозом, испытания проводят при приведенном в действие стояночном тормозе.
После установки накладок в тормозной башмак стенда производят прижатия накладок к тормозному диску. После создания требуемого значения силы нажатия на накладки при помощи домкрата или вспомогательного привода прикладывают крутящий момент к диску до тех пор, пока не произойдет смещение накладок относительно рабочей поверхности тормозного диска. В момент смещения накладок относительно рабочей поверхности тормозного диска фиксируют силу смещения. Испытания повторяют не менее трех раз";
перечисление г) изложить в новой редакции:
"г) определение показателя "Определение сопротивления термомеханической усталости при длительных торможениях, при остановочных торможениях"
После установки накладок в тормозные башмаки стенда производят длительное торможение с постоянной скоростью в диапазоне от 100 до 120 км/ч и постоянным нажатием (10,0 0,2) кН на накладки.
Через 600 с от начала торможения фиксируют температуру фрикционного контакта "диск-накладки". Если температура меньше установленного значения (показатель 4.3 таблицы 4.6) для полимерных накладок 450 °C и для металлокерамических накладок 550 °C, торможение продолжают с удвоенной силой нажатия до достижения установленных значений температуры. После окончания испытаний проводят осмотр рабочей поверхности тормозного диска и накладок. При наличии термических и механических повреждений накладок, а на диске трещин, кольцевых выработок, прижогов в виде кольцевых полос или пятен диаметром более 80 мм накладки бракуют";
перечисление д) исключить.
Подпункт 6.7.1.4. Заменить ссылку: "ГОСТ 18321" на "ГОСТ 18321-73 (подраздел 3.2)".
Подпункт 6.7.2.3. Заменить ссылку: "по ГОСТ 9.030 метод А" на "по методу А ГОСТ 9.030-74 (раздел 1)".
Раздел 6 дополнить подразделом 6.8:
"6.8 Маркировка
Маркировку тормозного оборудования (5.1) и изделий резиновых уплотнительных тормозных пневматических систем (5.2) контролируют визуальным методом контроля".
Приложение А. Таблицу А.1 дополнить примечанием:
"Примечание - Допускается использовать другие виды смазок, допущенных к применению производителем тормозного оборудования".
(ИУС N 4 2023 г.)
------------------------------
*Дата введения в действие на территории Российской Федерации - 1 марта 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Изменение N 1 ГОСТ 33724.1-2016 "Оборудование тормозное пневматическое железнодорожного подвижного состава. Требования безопасности и методы контроля. Часть 1. Воздухораспределители, краны машиниста, блоки тормозные, изделия резиновые уплотнительные" (введено в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2022 г. N 1510-ст)
Текст изменений опубликован в ИУС "Национальные стандарты", 2023 г., N 2
Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 156-П от 22 ноября 2022 г.)
Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС N 16553
За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: AM, BY, KG, KZ, RU, UZ [коды альфа-2 по MK (ИСО 3166) 004]
Дату введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по стандартизации *