На балансе муниципального предприятия числится коттедж. Работник этого предприятия, который длительное время живет в коттедже, обратился с просьбой о его приватизации. Есть ли у предприятия право разрешить приватизацию?
Если приватизация возможна, то какими проводками оформить выбытие основного средства. Возникает ли обязанность по уплате налогов у продавца и покупателя? Стоимость коттеджа - 700 000 руб. (счет 01), амортизация - 100 000 руб. (счет 02).
Основным правовым нормативным актом по вопросу приватизации жилья является Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 (в редакции от 20 мая 2002 г. и с изменениями, внесенными постановлением КС РФ от 3 ноября 1998 г. N 25-П) (далее - Закон).
Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане, занимающие жилые помещения в таком фонде (включая ведомственный фонд, то есть жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений) на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных действующим законодательством (ст.2 Закона). Для этого им необходимо заручиться согласием всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Такое жилье передается бесплатно, и гражданин может реализовать право на приватизацию только один раз (ст.11 Закона).
Из содержания ст.672 ГК РФ вытекает, что социальным наймом является наем жилого помещения с соблюдением условий, предусмотренных ст.28-49 ЖК РСФСР. Такими условиями прежде всего являются: нуждаемость в жилье; предварительная постановка на учет; принятие администрацией решения о предоставлении жилого помещения; выдача ордера; соблюдение нормы жилой площади; централизованно установленный размер оплаты найма; бессрочность договора найма.
Граждане, проживающие на иных условиях (например, по договору коммерческого найма), не могут приватизировать жилье.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации необходимо прежде всего определить, подпадают ли условия проживания работника под понятие "социальный наем".
Закон содержит перечень жилья, не подлежащего приватизации. Это, в частности, жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, а также служебное жилье. Правда, следует отметить, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации жилых помещений служебного пользования.
Пленум ВС РФ в постановлении от 24 августа 1993 г. N 8 разъяснил, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Если коттедж, находящийся на балансе предприятия, отвечает требованиям жилых помещений, подлежащих приватизации, а российский гражданин проживает в нем на условиях социального найма и ранее не участвовал в приватизации, то администрация не только вправе, но и обязана по требованию нанимателя передать ему жилье.
Приватизация жилого помещения оформляется не договором купли-продажи, как ошибочно полагает автор вопроса, а договором безвозмездной передачи (ст.7 Закона).
При этом должны быть сделаны следующие проводки:
Д-т сч.01 субсчет "Выбытие основных средств" К-т сч.01 - 700 000 руб. - отражена стоимость выбывающего при приватизации основного средства
Д-т сч.02 К-т сч.01 субсчет "Выбытие основных средств" - 100 000 руб. - списана начисленная ранее амортизация
Д-т сч.91 субсчет "Прочие расходы" К-т сч.01 субсчет "Выбытие основных средств" - 600 000 руб. - отражен бухгалтерский расход (убыток) от приватизации коттеджа.
Если стоимость коттеджа ранее переоценивалась, то делается проводка:
Д-т сч.83 К-т сч.84 - сумма переоценки отнесена с добавочного капитала в нераспределенную прибыль.
Согласно подп.7 п.3 ст.39 НК РФ приватизация жилья не признается реализацией. В целях главы 21 НК РФ не признаются объектом обложения НДС операции, указанные в п.3 ст.39 части 1 НК РФ (подп.1 п.2 ст.146 НК РФ). Стоимость приватизированного жилья не является доходом физического лица, подлежащим налогообложению на основании главы 23 НК РФ. При осуществлении приватизации жилья ни у предприятия, ни у гражданина не возникают обязанности по уплате налогов.
Убыток от приватизации муниципального жилья не упомянут в главе 25 НК РФ ни в списках принимаемых при налогообложении прибыли расходов, ни в списке непринимаемых расходов. Поэтому необходимо опираться исключительно на общие условия признания расходов, сформулированные в п.1 ст.252 НК РФ. Одним из таких условий является то, что расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Поскольку приватизация жилья не может привести к доходам, то убыток, возникающий у муниципального предприятия в результате выбытия приватизируемого коттеджа, не признается расходом при налогообложении прибыли.
И. Макалкин,
А. Восковский,
эксперты "БП"
1 октября 2002 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 44, октябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.